Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

посвящается 1 страница



Светлой памяти

Выдающегося

Ученого и гражданина

Авраама Израилевича Новикова

посвящается


От автора

Данный курс связан с раскрытием важнейших положений социальной работы, способствующих максимальной реализации функции социальной защиты личности в различных государственных образованиях. В данном курсе всесторонне изучаются предмет, объект, цели, задачи исследования, функции социальной работы, важнейшие качества социального работника, определяются основные критерии его творческой, созидательной деятельности.

В данном курсе уделяется особое внимание истории развития социальной благотворительности в Российском государстве, начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня, с целью восстановления связи ушедших, живущих, грядущих поколений, реализации общечеловеческих, нравственных принципов, взамен вульгаризированных в тоталитарном государстве классовых концепций и идеологических догм.

В данном курсе уделяется особое внимание проблемам семьи, защите ребенка в любых экстремальных обстоятельствах, действенной помощи престарелым, ветеранам различных социальных групп и культурных слоев.

Мы даем ряд разделов, связанных с изучением социальной работы за рубежом в таких высокоразвитых странах с демократической ориентацией, как США, Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, Франция и др. Даются важнейшие положения, связанные с историей социальной деятельности в этих странах, с проблемами социального обеспечения, с важнейшими направлениями в сфере индивидуальной, групповой, общинной работы. В курсе даются два уровня практической деятельности (микро и макропрактика), перспективы развития данной отрасли человеческих знаний. Изучается деятельность местных органов самоуправления по территориальному признаку, взаимодействие муниципальных и добровольческих организаций в политических, организационных вопросах, в процессе создания интеллектуально-насыщенного, художественно-образного досуга.

Данный курс включает в себя список рекомендуемой и дополнительной литературы, связанный с лекционным процессом, семинарскими занятиями, с подготовкой к экзаменам.

Данный курс призван помочь студентам ощутить величие, духовную значимость социальной работы, как одного из важнейших компонентов в процессе утверждения общечеловеческих ценностей, защиты каждого человека не только в экстремальных, но и в различных жизненных обстоятельствах. Воспитывая в студентах чувство эмпатии, духовную высоту, открытость бедам других людей, мы помогаем построению подлинно демократического, гуманного общества, порывающего с путами тоталитарной идеологии и догматизма.


Введение. Предмет и задачи курса социальной работы

Сюда включается понимание социальной работы как особой формы профессиональной деятельности, помогающей людям, организациям определять, формулировать личные, социальные, ситуативные трудности, влияющие на них, а также воспитывать способность преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции, реабилитации инвалидов. В то же время, социальная работа призвана оказывать максимальную помощь отдельным людям, группам или общностям для усиления и восстановления их способности социального, профессионального функционирования и создания благоприятных условий, способствующих реализации этой гуманной цели.

Российские и зарубежные исследователи считают, что цель социальной работы состоит в максимальной регуляции и совершенствовании правовых, экономических, нравственных отношений человека с обществом и оказании ему максимальной помощи в преодолении возникающих у него личностных, семейных, профессиональных или других проблем.

В то же время, цель социальной работы связана с созданием и сохранением предельно благоприятных условий правового, духовного, достойного комфортного существования человека, как общественного, биосоциального субъекта.

К данному курсу необходимо отнести следующие основные проблемы и задачи в сфере социальной работы.

1. Стремление представителей различных социальных групп и культурных слоев к адаптации и реадаптации, утверждению себя. В частности, молодых людей, пенсионеров, индивидов, потерявших работу, инвалидов любых категорий.

2. Созидательную, целенаправленную деятельность в поддержку человека в трудные, кризисные моменты его жизни, в экстремальной, погранично-экзистенциальной ситуации.

3. Действенную, бескорыстную помощь человеку, независимо от социального положения и национальной принадлежности, в реализации его законных прав.

4. Создание исключительно благоприятных условий для наиболее полной реализации человеком, независимо от социального статуса и происхождения, своих профессиональных, творческих возможностей.

5. Действенную, политическую, духовную помощь в решении разного рода социальных, психологических, личностных проблем со стороны высококвалифицированных, компетентных специалистов в данной сфере творчества.

Мы особо подчеркиваем в данном курсе, что предмет, объект, цели, задачи исследования в сфере социальной работы связаны с диалектическим единством практических и теоретических постулатов, дабы избежать рецидивов прагматизма и схоластики.

Практика социальной работы, с точки зрения российских и зарубежных исследователей (в частности, И.А.Зиминой, В.Болобонова, Т.Д.Шевеленковой), состоит в профессиональном, компетентном применении общечеловеческих, нравственных, духовных и материальных ценностей, специфических принципов, технических, педагогических методов данной сферы человеческой деятельности к следующим группам и социальным слоям: а) помощь индивидам в получении ощутимых услуг обслуживания в материальном и духовном аспектах; б) обеспечение консультирования и психотерапевтической помощи инвалидам, семьям, группам, – действенная помощь сообществам, социальным и культурным слоям, этническим группам, национальным меньшинствам в сфере улучшения социальной службы и здравоохранения; активное участие социальных работников в политических, правовых, законодательных, духовных, художественных процессах.

К предметам, целям, задачам исследования данного курса следует отнести и определение важнейших индивидуально-психологических, профессиональных особенностей социального работника, призванного реализовать, утверждать важнейшие постулаты данной сферы человеческой деятельности. К этим качествам следует отнести: 1) высокий уровень интеллектуального и духовного развития; 2) хорошую саморегуляцию, т. е. самоконтроль, самодисциплину, умение владеть собой в самых сложных обстоятельствах; 3) способность проявлять терпение и находчивость в достижении высоконравственных благородных целей; способность бескорыстно помогать страждущим людям в трудных ситуациях; большую психофизическую силу, непоказное мужество, выносливость, способность к стойкому перенесению больших моральных и физических затрат; здравый смысл, предполагающий глубокое проникновение в суть явлений, при сохранении эмоционального душевного посыла; умение четко, конструктивно мыслить, вне риторики, выспренности и “растекания мыслию по древу”; предельную чуткость к людям, независимо от их социального статуса; развитую чувствительность, эмпатийность, общечеловеческую нравственность, как основу поведения.

Отечественные и зарубежные ученые считают, что к важнейшим функциям, выполняемым социальным работником, в зависимости от масштаба и направлений деятельности организаций, следует отнести:

1) прямую работу с отдельным человеком или с группой людей, нуждающихся в помощи;

2) организацию и оценку работы служб, и разработку программ помощи обществу и его отдельным гражданам;

3) управление такими службами и программами и организацию взаимодействия между ними.

В то же время, необходимо подчеркнуть, что в предмет, задачи, цели исследования социальной работы входит и определение основных направлений дальнейшего развития данной сферы человеческой деятельности. К ним относятся, с точки зрения российских и зарубежных исследователей, следующие модели: а) движение ко всеобщей доступности социальной помощи, независимо от материальных возможностей индивида; б) движение к большему разнообразию форм оказания помощи; в) движение к децентрализации представляемой социальной помощи и поддержки различных социальных групп и культурных слоев; г) движение от жесткого государственного контроля к системе, в которой муниципалитет и органы местного самоуправления сами планируют средства на социальную работу.

При оказании социальной помощи государственными, муниципальными, частными службами в данной сфере деятельности должны самым тщательным, скрупулезным образом учитываться экономические, политические и моральные изменения, происходящие в обществе.

В данном курсе отмечается, что предмет, цели, задачи исследования социальной работы связаны с международной сферой социального обеспечения, разработанной Организацией Объединенных Наций и другими прогрессивными демократическими социальными структурами.

Мы особо выделяем следующий тезис: развитие социальной работы является одной из важнейших целей культурно-исторического прогресса человеческого сообщества.

Социальная работа необходима для обеспечения действенной эффективной помощи и посредничества между различными государственными структурами и отдельным человеком и направлена на оказание максимальной помощи инвалидам, семьям и группам, испытавшим на себе отрицательное воздействие со стороны многочисленных экономических, социальных и других факторов; выполнение интегрирующих функций (нравственных, правовых, культурологических, психологических, педагогических) для выполнения которых в современном обществе других специалистов не существует; максимальное использование имеющихся в обществе духовных и материальных ресурсов в целях обеспечения социального благосостояния каждого индивида.

Программа социального обеспечения, с точки зрения международного права, включает в себя три рода деятельности: а) творческий процесс в области социального обеспечения или поиск социальной защиты и социальной справедливости для всех людей планеты; б) организацию высокоэффективных социальных служб или поиск динамичных, мобильных структур адекватной специализации; в) осуществление социальных акций или поиск лучшего образа, или модели государственного и общественного устройства парламентским, демократическим путем.

В данном курсе к предмету, целям, задачам исследования следует отнести общие и персональные социальные услуги во всем индустриальном мире, включающие в себя следующие области и виды деятельности: а) социальное обеспечение семьи и ребенка; б) социальные службы для молодых и пожилых людей; в) социальное обеспечение инвалидов, слабых и умственно отсталых; г) информационные и справочные службы.

Учитывая, что социальная работа органично включена в созидательный культурный процесс, представляется необходимым некоторые функции культуры, разработанные Э.В.Соколовым, М.С.Каганом, С.Н.Артановским, В.Т.Лисовским, С.Н.Иконниковой отнести (с учетом разбираемого нами предмета) к важнейшим направлениям социального творчества.

К функциям социальной работы следует, с нашей точки зрения, отнести: а) защитную, помогающую создать мощный барьер между бюрократическими структурами и отдельной, подчас далеко не защищенной человеческой индивидуальностью; б) преобразовательную, способствующую поиску новых гуманных форм в сфере человеческого общежития, обеспечивающих достойное каждого гражданина, независимо от социального статуса, национальной принадлежности, состояния здоровья, существование; в) коммуникативную, дающую возможность интеллектуальным лидерам, педагогам, социальным работникам найти духовный контакт с каждым нуждающимся в социальной поддержке индивидом; г) нормативную, способствующую утверждению важнейших общечеловеческих нравственных ценностей, выработанных людьми на протяжении своего многовекового развития, стремление к утверждению политических программ и законов со стороны социальных работников для всех социальных групп и культурных слоев без исключения, и добивающихся полноценных контактов с высшими политическими структурами и их лидерами в сфере гуманизации и сострадания; д) проективную, помогающую переводу накопленного социального опыта в новые гуманные формы деятельности не только в региональном, но и в планетарном масштабе, с целью поддержки всех социальных групп населения, в том числе и предельно незащищенных; е) хранения и защиты информации, помогающую сохранить неразрывное духовное единство ушедших, живущих, грядущих поколений и передать потомкам в спрессованном, художественно-научном ключе опыт в сфере социальной работы, духовной деятельности, коррекционной педагогики, в защите человеческого достоинства и помощи всем тем, кто в ней нуждается; ж) сигнификативную, помогающую социальным работникам и человеческому сообществу понять особый нравственный, духовный смысл нашего существования, преодолевая релятивизм, скепсис, догматизм и отчаяние больных, зависимых, страждущих людей, инвалидов различных категорий.

В данном курсе мы отмечаем, что предмет, цели, задачи исследования включают в себя и изучение окружающей среды, которая должна предоставить возможности и ресурсы для максимальной реализации потенциальных способностей и устремлений всех лиц, обеспечить удовлетворение их духовных, материальных потребностей; облегчить горе и страдания каждого человека. Индивид, включенный в сферу социальной работы, должен в максимально возможной степени способствовать своему собственному благосостоянию в духовном и материальном аспектах, не унижая при этом индивидов любых социальных групп и слоев; способствовать социальному благополучию других людей в непосредственном окружении и всего общества в целом. Социальная работа способствует урегулированию споров между отдельными людьми и теми, кто их окружает, помогает укреплению достоинства, утверждению индивидуальности, права на самоопределение всех в духовной, профессиональной ипостаси, справедливого отношения к каждому.

К важнейшим критериям социальной работы следует отнести, с нашей точки зрения, особую ценность организации, социального института, созданных для реализации морального, нравственного требования персональной ответственности за всех и социальной, гражданской, светской и религиозной ответственности сообщества за каждого его члена, независимо от происхождения, статуса, национальной и этнической принадлежности, вероисповедания; дух симпатии и готовность оказать бескорыстную духовную, материальную помощь являются сутью исторических нравственных ценностей социальной работы и каждого ее представителя, от лидера до исполнителя самого низшего ранга; активное осознание каждым специалистом персональной и социальной ответственности, вне диктата и насилия, и понимание, что социальная работа является средством превратить общечеловеческие моральные ценности в нечто рациональное, действенное, при этом не теряющее своей художественной, эмоциональной глубины.


1. Древнейшие виды благотворительности на Руси

Стремясь восстановить утерянную нравственную, религиозную связь ушедших, живущих, грядущих поколений, мы должны глубинно изучить, объемно и без предвзятости, без снисходительности и религиозного фанатизма, древнейшие виды благотворительности на Руси.

Российские ученые подчеркивают, что к простейшему виду благотворительности, уходящему в глубокую древность, к временам “Крещения Руси”, относится “кормление нищих”. К “нищелюбцам”, к тем, кто любил убогих, больных, страждущих, бескорыстно, по глубокой внутренней христианской потребности, относились представители княжеских родов, духовенства, лучшие люди Земли и различных социальных слоев. В данном случае можно увидеть реальное воздействие христианского вероучения, связанного со стремлением накормить голодного, напоить жаждущего, поддержать униженного, посетить заключенного в темнице, “призреть единого из малых сил”, независимо от его материальных возможностей и способности воздать дарящему. В данном случае подлинная нравственность была потребностью, а не выполнением долга из-под палки, из страха наказания, или для очередной публичной акции, или “рекламной кампании”, говоря современным языком.

Мы подчеркиваем, что благотворительность на том этапе развития социальной системы не была связана с государственными структурами, с общественным благоустройством и с системой определенных социальных и культурных институтов, а была, по сути, необходимым условием личного нравственного здоровья князя, священника, благодетеля любого социального слоя. Причем, очень часто сам подвиг благотворительности, нравственный поступок требовался больше нищелюбцу, чем нищему. Во всяком случае, потребность и благодарность очень часто уравновешивали друг друга (нищие еще не стремились поджечь дома “новых русских”, а последние не пытались скрыться за каменными заборами с помощью вооруженной охраны от ограбленного в который уже раз законопослушного населения).

В свое время Карл Маркс подчеркивал, что искусство обладает определенной самостоятельностью и способно опережать даже самый низкий уровень развития производительных сил данного общества, и ставить проблемы, которые будут волновать самых далеких потомков спустя века. Данное положение вполне закономерно можно отнести к идеям благотворительности. Речь идет не об уровне общественного благосостояния или материальной экономической базе, а об уровне собственного духовного, нравственного совершенствования того или иного дарителя.

Нищий, больной, юродивый помогали созданию своеобразного духовного моста между жертводателем и небесным воинством. Нищий выступал в качестве защитника, богомольца для душевного, бескорыстного благодетеля. В первом томе “Антологии по социальной работе” особо выделяется следующая мысль: “В Рай входят святой милостынею – нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается”. Таким образом, несмотря на все самые замечательные достижения в деле любви к “униженным и оскорбленным”, благотворительность являлась на том этапе развития общественного сознания и государственного управления сферой поступков отдельных лиц, органично связанных с идеями христианской нравственности. Необходимо подчеркнуть очень важный тезис: благотворительность еще не включалась в качестве обязательной в круг или сферу государственных обязанностей и установлений.

Нам представляется необходимым подробно остановиться на разделе, связанном с деятельностью князей, священников и других видных лиц Российского государства в области добротолюбия, впоследствии органично перешедшей в сферу социальной работы. Например, Святой Равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, нес в себе христианское начало не в риторических высказываниях, а в конкретных богоугодных деяниях и поступках. Правитель велел “всякому нищему и убогому” приходить беспрепятственно на княжеский двор, чтобы кормиться. Причем для больных, неспособных к передвижению, прикованных к постели, князь Владимир особо повелел готовить на большие расстояния особые повозки, специально приспособленные для российских дорог, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом, квасом. Сопровождать данные повозки должны были люди, отличающиеся особой честностью, неподкупностью, непоказной христианской нравственностью, склонные к действенному состраданию, а не к демагогическим заверениям и пустым клятвам. Иаков Мних – один из богатых зарубежных купцов и исследователей, живший в России в тот период, свидетельствует, что подобные благотворительные акции проводились не только в Киеве, но и в самых отдаленных местах данного государства. Например, по свидетельству Иакова Мниха, князь Владимир, после блистательной победы над печенегами, повелел особым Указом раздавать бедным в большом количестве хлеб, мед, и даже выделил триста гривен серебра на поддержку убогих, что являлось в те времена огромной суммой.

Князь Владимир положил начало организованной системе здравоохранения на Руси, независимо от социального положения призреваемых. Здесь и создание первых больниц, пусть далеко несовершенных, и стремление к организации врачебной помощи страждущим, даже если они не могли оплатить расходов, связанных с их лечением.

Духовные токи, идеи христианской нравственности в сфере благотворительности органично переходили к последующим поколениям князей и духовных лиц в государстве. В этом аспекте отличались Великий князь Ярослав Владимирович и брат его Мстислав, князь Тмутараканский. Например, в 1016 году князь Ярослав открывает первое в Новгороде училище для трехсот сирот, в котором учили не только военному искусству, но и чтению, и рисованию, и различным ремеслам. Князь Ярослав внес в Церковный и Земский Уставы дополнительные разделы, связанные с идеями благотворительности. Помощь бедным не прекращалась и при потомках Великого князя Ярослава.

В частности, во второй половине XI века особенным добротолюбием отличались его сыновья Изяслав и Всеволод. Здесь же нельзя не отметить и христианские нравы, отеческую заботу о нищих князей Тмутараканских Ростислава и Глеба.

В курсе лекций по социальной работе мы не можем особо не выделить в сфере благотворительности деяний Владимира Мономаха, через столетие подхватившего нравственную программу князя Владимира, крестившего Святую Русь. Владимир Мономах щедро раздавал деньги, предметы первой необходимости всем нуждающимся. Делал он это, по свидетельству летописцев, обеими руками. Данный князь считал, что призрение бедных и страждущих должно быть главнейшей нравственной, христианской обязанностью Властителя. Духовное завещание Владимира Мономаха пробивается сквозь века и светит самым отдаленным потомкам, являясь образцом духовности, альтруизма, христианского самопожертвования. Приведем в нашем курсе лекций некоторые из этих высказываний, подтвержденные деятельностью и всей нравственной жизнью Владимира Мономаха: “Всего же паче убогих не забывайте, по силе своей кормите, снабдите сироту, вдовицу оправдайте сами и не отдавайте сильным на погубление человека”. Нравственная законодательная программа выдающегося правоведа XX столетия Кистяковского по сути своей совпадает с высказываниями и нравственными принципами Владимира Мономаха, требовавшего “избавить обидимого”, защитить сироту, оправдать вдовицу. Повторяем, что призрение бедных и страждущих было главнейшей обязанностью Владимира Мономаха. (Современным губернаторам со всеми их разглагольствованиями, компьютеризацией, приватизацией никогда не дотянуться до нравственной духовной высоты Древнего Князя). Владимиру Мономаху принадлежат замечательные слова, зафиксированные старательными летописцами: “Странные и нищие накормяще и напояще, аки мати дети свои”.

Владимир Мономах советовал своим подчиненным, простым труженикам и княжеской дружине, напоить и накормить человека, если он остановится в их доме, чтить любого гостя. За добрые и злые дела каждый будет по-своему прославлен, на земле и в небесных селениях. Князь Владимир Мономах настоятельно советовал посещать больных, даже подвергаясь опасности заражения, приходить в дом умершего, ибо все мы смертны, и жизнь – это крест, а не цепочка бездумных наслаждений и удовольствий.

Нельзя не отметить в аспекте добротолюбия и бескорыстной христианской любви к ближнему, и деятельность родной сестры Владимира Мономаха – Анны Всеволодовны, открывшей в Киеве училище для девиц любых сословий. Причем, не только содержала данный институт на своем иждивении, но и учила своих подопечных читать, писать, обучала различным ремеслам. В данном случае можно увидеть начало сближения технических и гуманитарных форм образования.

Нельзя не отметить в области добротолюбия, бескорыстной помощи ближнему сына Владимира Мономаха – Мстислава и князя Ростислава. Оба отличались особой любовью к нищим, обездоленным, юродивым. Например, Ростислав отдал бедным все имущество своего дяди, князя Вячеслава, полученное им в качестве наследства.

Андрей Боголюбский, известный перенесением чудотворной иконы Божьей Матери в собор города Владимира, в сфере добротолюбия продолжил духовные традиции равноапостольного князя Владимира. Например, Андрей Боголюбский приказывал своим дружинникам развозить по улицам и дорогам своего княжества жизненные припасы, дабы раздавать их бедным, особо нуждающимся, больным и заключенным в темницах.

Особого внимания заслуживает деятельность таких благотворителей, как князь Всеволод Юрьевич, правивший с 1177 по 1213 годы, и его супруга, Великая княгиня Мария, являвшаяся, по сути, своеобразной предтечей в сфере социальной работы императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I. В 1185 году, после страшного пожара, уничтожившего все деревянные здания в городе, князь Всеволод Юрьевич оказал большую, безвозмездную помощь жителям при возобновлении строительства домов, помог в обзаведении всем насущно необходимым в материальном и духовном аспектах.

Великая княгиня Мария не уступала мужу в высоте христианского самопожертвования, альтруизма.

Ее завещание, написанное в 1205 году перед самой смертью, удивительными духовными нитями через столетия связано с предсмертными словами императрицы Марии Федоровны. Вот эти слова, обращенные к детям княгини: “Вскоре от краткого бытия отойду к отцам моим, оставшись без меня в странствовании сего мира, храните любовь к Богу и усердие к Благочестию. Животворите Дух Свой кротостью, любовью, милосердием. Будьте помощниками и благотворителями страждущим и бедным. Милость возводит к Престолу Царя Небесного, не забывайте и малейшего из людей. Храните Святой Союз Братолюбия и Согласия. Бог Мира будет с Вами. Он ниспошлет Вам Покров и Счастие”.

Нес в своей деятельности свет христианского добротолюбия и князь Мстислав Юрьевич, который тратил огромные суммы из своей личной казны на выкуп пленных. Он был справедливым, неподкупным судьей и исключительно мужественным в самом страшном бою. И далеко не случайно, что его смерть оплакивали и посадники, и бояре, и воины, и крестьяне, и нищие, и убогие, и калеки. Плач Вдов и Сирот поднимается до плача Ярославны, до Высшего художественного творения Духа, до глубинного, непоказного проявления народной скорби. Вдовы и сироты вопили, обращаясь не только к ушедшему князю, но и к потомкам, ибо достойная жизнь остается в веках: “Кто будет нам судья правый и от сильных защитник, такой, какого мы в тебе имели, и какого прежде тебя никогда не видели? Зашло нам солнце милости и правосудия”.

Удивительной силы нравственная программа в законодательном плане, в области христианского добротолюбия и благотворительности заложена в словах и поступках Великого князя Константина Всеволодовича Мудрого, правившего с 1216 по 1218 год. Летописцы записали эти бессмертные строки, отличающиеся правдивостью, высотой и красотой духа, подлинно художественным слогом: “Суд судите право, как законы русские написаны не щадя никого; да не утеснен будет убогий от богатого, немощный от сильного; наказуйте взирая на милость, которая на суде Божии Вам похвалится; имейте к убогим руку щедрую, и о всяком добродеянии к чести прилежание”.

Выдающийся мыслитель и полководец, христианин в высшем смысле этого слова, Спаситель Земли Русской в самую страшную годину, чьи деяния прославлены, а мощи нетленны, князь Александр Невский (в монашестве, в пострижении перед смертью нареченный Алексием), находил время и значительные суммы на выкуп русских людей (воинов, женщин, детей) из татарского плена.

Ему принадлежат высказывания, которые проходят сквозь столетия и по своей нравственности, духовности, общечеловеческой справедливости, добротолюбию, должны быть фундаментом Русской идеи, юриспруденции, вне классовых, вульгарных, человеконенавистнических догм.

Итак, сквозь века, мы слышим голос Великого Человека, соединявшего в себе Дух Воина и Монашеский подвиг на уровне Сергия Радонежского, Филиппа Колычева, Серафима Саровского, Патриарха Тихона, Старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса): “Будьте недремлющими стражами законов; праздная добродетель возбуждает дерзновение порока. Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию Вашему взывающих. Бог видит их слезы; он услышит их воздыхание; с меня и с вас взыщет он душевную скорбь, не познавайте лица сильного; да смиряется гордыня пред вещанием закона; малейший человек и сильнейший саном и богатством равны пред ним. И если я отвергну слабого и попущу возноситься злобной гордыней, да обвинит меня пред Вами Бог в день Судный”.

Князья, связанные с добротолюбием, благотворительностью, с христианским состраданием, даже в экстремальных обстоятельствах, в самые трудные моменты своей жизни, на пороге смерти думали не о себе, а, преодолевая душевную скорбь и невероятные физические пытки, обращались к детям, народу, будущим потомкам. Например, Великий князь Михаил Ярославич, тирански, с набором иезуитских, лицемерных ухищрений, умерщвленный в 1319 году, в Орде, перед своей трагической кончиной завещал любимому сыну: “Странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу”.

Достаточно часто деяния князей, правителей, совпадали по своей нравственной направленности с духовными устремлениями религиозных служителей, пребывавших с первыми в одном и том же временном измерении. Нам известен Иоанн Данилович Калита, внук Александра Невского. В хрестоматийном школьном аспекте он прославился как собиратель русских земель. Об этой стороне его деятельности замечательно написал Дмитрий Балашов в романе “Бремя Власти”, но и отец Ивана Калиты – Данила не оставлен вниманием талантливым прозаиком и историком. Речь идет о книге Дмитрия Балашова “Младший сын” (последний отпрыск Великого князя Александра Невского). Но нас интересует деятельность Иоанна Даниловича с точки зрения благотворительности, призрения сирых и убогих.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...