Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

посвящается 3 страница



Необходимо отметить, что и супруга отца Петра I, Мария Ильинична, и Наталья Кирилловна тоже широко развивали благотворительную деятельность. Здесь можно говорить о “личном почине” благодетеля, о стремлении к личному духовному совершенствованию, о скрупулезном исполнении религиозных христианских указаний. Но все это еще не поднималось до устройства государственной системы попечения, до структуры государственных общественных институтов в сфере благотворительности.

Но страна остро нуждалась в общих систематических мерах государственного характера в области милосердия и бескорыстной помощи всем нуждающимся. К такой мере в сфере общественного призрения российские исследователи социальной работы относят “Уложение”, изданное царем в 1649 году, по которому был установлен повсеместный в государстве сбор денег на выкуп пленных.

Деньги под строжайшим контролем наиболее честных людей в государстве поступали сначала в Посольский Приказ, оттуда поступали в Полоняничный Приказ и далее поступали по назначению при мощной вооруженной охране, в которой стражи органично сочетали в себе мужество и христианскую порядочность. Но творческая ищущая мысль обгоняла свое время и рождалась настоятельная потребность, необходимость в создании новых видов общественного и государственного переустройства в сфере благотворительности с органичным, качественным переходом к узаконенной масштабной системе общественного призрения.

Система призрения, связанная с преодолением сложившихся стереотипов, набора благодеяний в чистом, христианском виде, заключала в себе не только помощь бедным милостыней и содержанием их в особых богоугодных заведениях, но и посильным представлением трудоспособным нуждающимся заработка, а позже даже наказания за тунеядство.

8. Эпоха Федора Алексеевича и Петра I и новые установления в деле государственного призрения

Качественно новым подходом к делам благотворительности отличался Земский Собор в 1681 году, созванный при царе Федоре Алексеевиче и попытавшийся соединить государственные установления с христианскими нормами, жесткие карательные меры по отношению к определенным социальным группам с благотворительностью в отношении тех, кто в самом деле остро нуждается во всесторонней материальной и духовной поддержке. В 1682 году был подготовлен особый Акт государственными и церковными служителями, открывающий новую эру в правительственных взглядах на общественное призрение.

Указ от 30 ноября 1691 года, подготовленный в царствование Иоанна и юного Петра, продолжает вышеназванную тенденцию. В нем особо отмечается, что всех притворяющихся больными, прокаженными, после тщательного обследования, возвращать к их помещикам, безвестных чернецов и черниц, праздно шатающихся монахов отправлять в Стрелецкий Приказ, нещадно бить кнутом. После этого в Патриарший Приказ, и последний этап: ссылка в дальние Сибирские города или деревни.

В то же время, общественное призрение, как важнейшая отрасль государственного управления, отнюдь не отрицает благотворительность, как проявление религиозного, морального настроения лучших людей Отечества, принадлежащих к различным социальным и культурным кланам и сообществам. Признавая законность благотворительности, правители в конце XVII столетия видят в ней важнейший источник средств для призрения, но отнюдь не абсолютизируют данный подход в отрыве от других социальных направлений, обстоятельств, программ и государственных интересов. Новое направление в общественном попечении о бедных было связано с настоятельным стремлением урегулировать и направить благотворительность, привести в известный порядок, подчинить ее государственным интересам, без стеснения и насилия над интересами благотворителей.

Государство, его правители еще не налагают жестких обязанностей на граждан своего общества, не обязывают различать нищенствующих по различным категориям, выделять из них порочных ленивцев, принимать по отношению к каждой категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанности государство, его аппарат пока еще принимают на себя, заботясь об устранении злоупотреблений нищенством, болезнями, своим материальным положением, семейными обстоятельствами.

Государство и частные благотворители в данном аспекте деятельности призваны оказывать помощь всем тем, кому правительство официально разрешает нищенствовать. Посильная христианская безвозмездная денежная помощь в закрытых богоугодных заведениях предпочитается открытой, подчас обязательной раздаче пособий, без выяснения причин и истинной нужды страждущего, часто спекулирующего своим состоянием. Правители государства и их служащие приглашают и просят благотворителей направлять свои щедрые пожертвования прежде всего на нужды государственных учреждений в системе призрения. В частности, на развитие и совершенствование богаделен, госпиталей, школ и других культурных институтов. (К концу царского периода нашей истории, началу XX столетия, зарождается новая мысль в сфере социальной работы, благотворительности, имеющая непосредственное отношение к зарубежному опыту по данной проблеме: помощь государства, общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной для всех социальных групп и слоев).

Возвращаясь в XVII столетие, можно отметить, что один из Указов царя Федора Алексеевича настоятельно ставил вопрос об обязательном участии в деле призрения руководства монастырей, состоятельных помещиков, зажиточных крестьян.

Следующий исторический период (эпоха Петра I) связан с развитием идеи общественного призрения, как дела государственной важности, при этом данная идея приобретает подчас крайне однобокое развитие и подавляет иногда частную благотворительность.

В нашем курсе лекций по социальной работе мы особо останавливаемся на развитии мер общественного призрения в определенную систему и связанную с усилением государственного участия в ней. В этом аспекте весьма характерна деятельность императора Петра I, пытавшегося своим мудрым государственным умом разрешить основные вопросы призрения.

В данной работе мы не будем говорить о деяниях императора Петра I, как реформатора и преобразователя Российского государства. Все взлеты и трагические падения этой неуемной деятельности, проявления гуманизма и невероятного жестокосердия и деспотизма отражены в художественных и документальных творениях. В частности, в романе Мережковского “Петр и Алексей” (Антихрист); в книге А.Н.Толстого “Петр I”; в поэме Пушкина “Медный всадник”; в исторических хрониках Карамзина, Соловьева, Ключевского и др. Нас интересует деятельность Петра I в сфере социальной работы. И она по праву может быть названа выдающейся, несмотря на свои крепостнические, деспотические проявления, экстремистские и волюнтарные тенденции.

В деятельности Петра I необходимо выделить следующие важнейшие аспекты в сфере благотворительности: а) необходимость различать нуждающихся по причинам их нужды и жизненных обстоятельств; б) определять соответствующую помощь в полном соответствии с этой нуждой и ситуацией; в) активно заниматься предупреждением нищеты, как наиболее эффективного, лучшего способа борьбы с ней; г) выделять из среды нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории из данной социальной группы; д) принимать решительные меры к урегулированию, совершенствованию частной благотворительности, дабы не допустить траты огромных денежных средств впустую, на недостойных благодеяния людей; е) определение организованной помощи общества, государства всем истинно нуждающимся; ж) создать, установить соответствующие органы государственного и частного призрения; з) собирать с помощью особых Указов и Постановлений средства, необходимые для развития благотворительности.

Можно говорить о цельной системе в сфере благотворительности, отличающейся известной выдержанностью и последовательностью.

В то же время, для создания объективной картины в данном курсе мы должны осветить наиболее крутые, жесткие мероприятия императора Петра I в сфере общественного призрения, грядущей социальной работы, но с сохранением диалектического единства деспотической воли и гуманных тенденций.

В 1700 году Петр I издает Указ о “пристройстве” истинно нуждающихся. Речь идет о строительстве по всем губерниям богаделен для старых и увечных, кои работать не могут и о необходимости “старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до смерти, да недорослям малым до указанной меры в полы прежних их окладов (речь идет о стариках и вдовах. – А.С.), а молодым и здоровым кормовых денег не давать, от кормовых денег им отказать”.

1706 год отмечен высоконравственным, антиханжеским деянием митрополита Иова, реализовавшего в сфере государственного устройства известную притчу Иисуса Христа – “Если ты безгрешен, брось камень в блудницу”. Данным священнослужителем был основан близ Новгорода первый в России приют для “зазорных” (незаконнорожденных) детей.

Император Петр I с сочувствием и пониманием отнесся к этой идее и определил на содержание приюта (кроме государственной казны) доходы с нескольких весьма богатых монастырских вотчин.

Продолжая данную, весьма гуманную тенденцию, император Петр I учредил в городах (больших и малых) госпитали для незаконнорожденных, а впоследствии общие сиротские дома от магистратов, т. е. правящих структур того или иного города.

В 1710 году, ввиду злоупотреблений пользования богадельнями, т. к. там было очень много случайных людей, симулирующих болезни ради получения тех или иных материальных благ и привилегий, Петр I предписывает произвести особо тщательный, объективный разбор с привлечением неподкупных служителей, дабы выселить из богаделен здоровых людей, имеющих жен и детей, знающих толк в ремеслах и промыслах. В 1712 году император Петр I проводит еще одну весьма гуманную акцию. Он требует повсеместного устройства в губерниях госпиталей “для увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами”.

Император Петр I вменяет в качестве непременной обязанности представителям городских магистратов изыскивать меры для оказания всесторонней помощи и пособия бедным, заботиться о предупреждении нищеты.

В 1715 году, по вторичному приказанию Петра I, было решено строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали для особо нуждающихся, а в других городах – деревянные.

Всенародно объявляется Указ императора Петра I следующего содержания: “Зазорных младенцев в непристойные места не отметывать, но приносить к госпиталям, класть тайно в окно, дабы приносимых лиц не было видно”. В то же время, в Указе особо подчеркивалось, что за сознательное умерщвление новорожденных лицам, совершившим подобное преступление, неминуемо полагается смертная казнь.

Нельзя не обратить внимания еще на одно Постановление Петра I, связанное с гуманным отношением к незаконнорожденным детям обоего пола, с заботой об их дальнейшей судьбе по достижении зрелости. В Постановлении выделяется следующая мысль: когда принятые в госпиталь дети вырастут, то мальчиков отдавать в учение какому-нибудь мастеру с учетом профессиональных склонностей и природных способностей подростков, а девочек отдавать в услужение в качестве гувернанток в богатые дома к порядочным людям, которые не будут покушаться на честь сирот, унижать их человеческое достоинство. В случае благоприятных обстоятельств отдавать воспитанниц замуж, но по обоюдному согласию, а не насилуя волю сироты. Если воспитанников данного госпиталя уже в зрелые годы постигнет болезнь, увечье, помешательство, то он имеет право вернуться в свой дом призрения, как в родительский кров.

Из-за переполнения брошенными детьми, незаконнорожденными госпиталей, домов призрения, император Петр I отдает распоряжение раздавать на воспитание порядочным людям в качестве приемных родителей детей-сирот. За воспитателями укрепляется вечное родительское право. В случае неблагоприятных семейных обстоятельств, неразрешимых конфликтов между детьми и их приемными родителями, по достижении десятилетнего возраста таких подростков можно отдавать на обучение в матросы.

В Указах 1714 – 1719 годов император Петр I обращает особое внимание полиции и других стражей общественного порядка на тех монахов и бродяг, которые специально являются в Москву, чтобы нищенствовать, но при этом способных на воровство и другие противоправные действия. Таких необходимо забирать на улицах и в других общественных местах и приводить в Монастырский Приказ для дальнейшего весьма строго разбирательства, вплоть до высылки под полицейским надзором в далекие сибирские поселения.

Император Петр I уделял внимание делу призрения военных чинов, особенно тех, кто стал немощными, увечными после тяжких баталий в войнах со шведами, турками и т. д. Этим проблемам посвящены распоряжения императора в 1716, 1722, 1724 годах (почти до последнего смертного часа Петра I).

В то же время, необходимо подчеркнуть, что, относя призрение бедных к нравственным, христианским обязанностям общества, император Петр I весьма отрицательно относился к древнейшей форме благотворительности на Руси, связанной с безразборчивой подачей милостыни. Петр I считал это злом, с которым нужно бороться всеми имеющимися у государства средствами, вплоть до самых насильственных. Прямым следствием такого воззрения было воспрещение императора раздавать милостыню отдельным категориям нуждающихся, но не заслуживающих помощи. Петр I подчеркивает, что тех благодетелей, которые будут нарушать данное Постановление и раздавать милостыню определенным категориям, лишенным права на благотворительность; немедленно отправлять в Монастырский Приказ и брать с них штраф при первом нарушении в размере 5 рублей, при вторичном нарушении до 10 рублей. Если у благодетелей есть огромное желание оказывать милостыню нуждающимся, то им рекомендуется отсылать денежные суммы на содержание богаделен, приютов, воспитательных домов. Строго следуя букве данных Постановлений, воспрещалось давать пристанище профессиональным нищим.

Император Петр I уделял огромное внимание поиску всевозможных источников финансирования, идущих на развитие дела общественного призрения в масштабах Российского Государства. В частности, вдвое против прежнего был увеличен сбор венечных денег со всех вступающих в брак; воспрещена вольная продажа восковых свечей. Это право было предоставлено исключительно церковным служителям; установлен вычет из жалования у людей различных чинов и званий, кроме солдат, по одной копейке с рубля на содержание госпиталей и других богоугодных заведений; в монастырях было введено обязательное обучение монахинь различным рукоделиям и ремеслам с целью обращения вырученных денег на общую монастырскую и государственную пользу, а не на собственные потребы и нужды; сбор доброхотных подаяний в церкви, в соборе идущий, как бы, в два кошелька: один на покупку церковных потреб, другой на содержание госпиталей и других богоугодных заведений; штрафные деньги с раскольников было установлено обращать на богоугодные дела.

К сожалению, император Петр I не успел осуществить грандиозные планы в сфере государственного призрения. Духовная коллегия не справилась с сочинением порученного ей наставления в сфере благотворительности.

9. Императрица Екатерина I и дела благотворительности

Российские исследователи социальной работы подчеркивают, что после преждевременной смерти императора Петра I в государстве наступил тяжкий период законодательного затишья. Императрицы Екатерина I и Елизавета Петровна пытались издавать Указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии и воли настоять на их исполнении. Приюты воспитательные дома, госпитали, богадельни, открытые при Петре I, постепенно закрывались. Буквально за несколько лет общее число нищих умножилось, а “паче при церквах и в рядах”.

Изучая Постановления и Указы императрицы Екатерины I, можно наглядно увидеть всю бездарность и никчемность данной правительницы, ибо природное женское обаяние подчас находится в разительном контрасте с профессиональными данными, тем более в сфере государственной политики и культуры. Вот некоторые из этих Постановлений, наглядно подтверждающие “даровитость” в сфере благотворительности государыни-императрицы. Перед нами Определение в правительствующем Сенате от 9 декабря 1725 года, чтобы “старицы не ходили по улицам для прошения милостыни, но были призрены от монастырей”. В Указе от 3 марта 1726 года писалось “о приискании особых домов для приема и призрения незаконнорожденных”.

10. Императрица Анна Иоанновна и сфера благотворительности

“Замечательно” проявила себя в сфере благотворительности и императрица Анна Иоанновна. Мы не будем акцентировать внимание на ее деспотическом правлении, на беспощадном уничтожении инакомыслящих, на временах бироновщины. Об этом замечательно написано в романах Лажечникова и Пикуля “Ледяной дом”, “Слово и Дело”.

Рассмотрим Указ от 20 мая 1731 года: “Отставных солдат, о которых из Коллегии экономии доношением показано, определить в богадельни на жалованье в указанной в Табели число, а впредь той Коллегии таких солдат, которые свое пропитание имеют, в богадельни отнюдь не определять”.

Интересна попытка интерпретации в позитивном аспекте Указов Петра I в сфере благотворительности с учетом новых исторических обстоятельств. Обратимся к Указу Анны Иоанновны от 19 мая 1733 года. В нем говорится: “Правительственный Сенат приказали: по указу Петра I от 31 января 1712 года, для таких нищих (убогих, юродивых, инвалидов, к труду неспособных. – А.С.) построить из Канцелярии от строений в Санкт-Петербурге при церквах богадельни”. Необходимо наглядно подтвердить в действии, в материальном аспекте степень реализации данных Указов. При Рождественной церкви были построены две богадельни. У Матвея Апостола к одной имеющейся богадельне была прибавлена еще одна. Та же самая операция была проведена при церкви Николая Угодника. При церкви святителя Сампсония вместо старых, обветшалых богоугодных заведений были возведены две новые богадельни. При церкви Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона к имеющейся богадельне была пристроена еще одна. При церкви Сергия Радонежского было построено богоугодное заведение. Были построены две богадельни в Ямской Слободе. В общей сложности были построены семнадцать богаделен.

(Изучая дальнейшие законодательные акты Анны Иоанновны, мы видим ярко выраженный плагиат с Указов Петра I).

Нельзя не остановиться на Указе Анны Ионновны от 14 августа 1733 года, в котором чувствуется формальный, негуманный подход, не учитывающий индивидуальные особенности инвалида. Не будем голословны и подтвердим свой тезис конкретным текстом:

“Содержащихся в полиции безмолвных нищих (то ли глухих, то ли не желающих признаваться в своих деяниях – разр. А.С.) для прокормления и исправления в уме их отослать в Святейший Синод, дабы последний повелел оных определить в монастыри”.

К сожалению, в благотворительности на том этапе действовал принцип, сформулированный М.Е.Салтыковым-Щедриным для горе-губернаторов: “Держать и не пущать”.

Данный тезис подтверждается соответствующим Указом от 11 января 1734 года, объявленным генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга Салтыковым. Суть его в следующем: “Из Санкт-Петербургского гарнизона на заставах смотреть накрепко, ежели ханжи для прошения милостыни и без паспортов будут идти в Санкт-Петербург, отнюдь никак не пропускать, а ежели пропустят, то с гарнизона, на котором находится застава, взять штраф немалый”.

11. Императрица Елизавета Петровна и ее благотворительная деятельность

Отметим наиболее тезисно эпоху царствования императрицы Елизаветы Петровны в аспекте социальной благотворительной деятельности. Нельзя не отметить ее стремление отменить в законодательстве смертную казнь, но пыточные камеры сохранились и смерть после многочасовых, изощренных пыток ничуть не уступала по своей жестокости и кровавым результатам смертной казни эпохи Анны Иоанновны. Итак, вернемся к деятельности Елизаветы Петровны в сфере благотворительности. По своим масштабам, социальному и духовному охвату страждущих, она является жалкой копией деяний Великого отца, то есть императора Петра I. Мы читаем Указ от 10 июня 1742 года от Святейшего Правительственного Синода, подписан обер-прокурором князем Шаховским с всемилостивого согласия Елизаветы Петровны: “при церквах, монастырях и в самом храме во время службы много бродячих нищих мужского и женского пола, престарелых и молодых (больные, увечные, скованные цепью колодники) надлежит поступать по Указам Петра I и последующим. Чинить непременное исполнение и в губернии и в провинции, подтвердить Указами”. Таким образом, императрицу больше всего заботила формальная сторона дела, создание иллюзии социального благополучия, а не стремление вылечить тяжкие социальные раны.

12. Император Петр III и его деяния в сфере благотворительности

Нельзя не остановиться на благотворительной деятельности императора Петра III, вступившего на престол 25 декабря 1761 года. Необходимо увидеть этого человека в новом освещении, по принципу “очуждения”, а не в интерпретации императрицы Екатерины II, старавшейся представить супруга этаким недоумком, способным только играть в оловянных солдатиков, дабы оправдать свои дальнейшие шаги по узурпации власти. Но Петр III был отцом Павла I, впоследствии вступившего в брак с замечательной женщиной, подвижницей благотворительности на Руси, Марией Федоровной. В то же время, супруг Екатерины II был начитанным интеллектуальным человеком, собиравшем книги выдающихся деятелей творческой мысли. В совершенстве владел несколькими европейскими языками. По сути дела, библиофилы подобного типа и уровня были основателями Российской Национальной библиотеки. А теперь более подробно изучим деяния Петра III в сфере благотворительности. Там есть и попытки подражания деяниям Петра I, и стремление спасти солдатских жен от разврата, нищеты, социального падения. Будучи верующим человеком, Петр III прекрасно понимал, что без поддержки церковной власти, монастырских доходов с великим делом спасения сирых и убогих не справиться.

Петр III настаивал, что доходы с монастырских имений, крупных церковных хозяйств должны идти на содержание в Российском государстве богаделен. Петр III стремился построить особые дома для призрения сумасшедших. Этим поступком он пытался реализовать идею Петра I, высказанную им в свое время в одной из бесед с Екатериной I в Летнем Саду.

В Указах от 10 февраля и 21 марта 1762 года он (Петр III) узаконил Распоряжения императрицы Елизаветы Петровны от 30 сентября 1757 года во исполнение Указа Петра I от 12 августа 1724 года “на монастырские доходы положить – церковные указы нашими повелениями строения”. Император Петр III развивает мысль своего великого предшественника и настаивает, чтобы богадельни и инвалиды содержались за счет монастырских доходов. Высочайше конфирмованном от 21 марта 1762 года Определении Правительственного Сената подтвержден Указ Петра III о том, “чтобы из доходов с монастырских имений содержать находящихся при монастырях на пропитании отставных штаб-обер- и унтер-офицеров и рядовых, также и определяемых в богадельни по городам”.

Указом от 26 марта 1762 года Правительствующий Сенат, выполнил волю императора Петра III относительно искоренения тунеядства и спасения женщин от порока, нищеты, голодной смерти, одиночества, беспросветной судьбы вдовы (часто при живом муже): “приказами по представлению и мнению главной полицмейстерской канцелярии праздношатающихся и по миру бродящих приводимых в полицию солдатских, матросских и других служилых людей, женок, у которых мужья в походах и дальних посылках, а у прочих померли, а работать еще могут отсылать из оной полиции для определения на фабрики и Мануфактур-Коллегию, немедленно в Санкт-Петербург и в ближайшие фабрики. Но если мужья вернутся из похода и попросят жен себе, то немедленно отдавать. Престарелых, дряхлых, увечных отсылать в Камер-Контору для распределения в богадельнях. Полиции крепко следить за праздношатающимися в выполнении Указов”.

В Указе Петра III от 20 апреля 1762 года, реализующем идеи Петра I в одной из приватных бесед с императрицей Екатериной I, говорится следующее: “Безумных не в монастырях определять, но построить на то нарочно дом, как то обыкновенно в иностранных государствах учреждения долгаузы”.

Продолжая тему, связанную с заботой о солдатских вдовах, сиротах, обращаем внимание студентов, изучающих глубоко и всесторонне историю Российской и Зарубежной благотворительности, на Указ от 7 мая 1762 года Правительственного Сената по доношению генерал-аншефа Лифляндии генерал-губернатора Броуна, в котором было сказано следующее: “приказали: ходящих за неимением пропитания по миру в Риге солдатских жен с детьми, дав им надлежащие паспорта выслать всех оттуда в Москву в Сенатскую контору. Если работать могут, то таковых в Мануфактур-коллегию принимать немедленно, распределять на имеющиеся фабрики, а ежели мужья вернутся с похода и потребуют женок, отдавать немедленно; престарелых, увечных, дочерей их малолетних, работать не могущих, распределить по богадельням. Дабы женки не терпели нужды при переходе из Риги в Москву дать от Сената каждой по два рубля”.

13. Императрица Екатерина II и важнейшие реформы в сфере благотворительности

Переходим к деяниям императрицы Екатерины II, связанным со сферой благотворительности, грядущей социальной работы. Мы не будем писать о деяниях в качестве государственного политика, укрепившего Российскую империю и расширившего ее пределы. О деятельности графа Потемкина, адмирала Ушакова, фельдмаршала Суворова. О ее переписке с Вольтером и спасении после его смерти знаменитой библиотеки. О назначении президентом Академии замечательной неповторимой Дашковой, о поддержке научных поисков М.В.Ломоносова, о создании Российской Национальной библиотеки, о жестоком обращении с Радищевым, Новиковым, княжной Таракановой, о беспощадном подавлении Пугачевского бунта. (Об этом прекрасно написано в таких книгах, как “Капитанская дочка” Пушкина, “Старинный Петербург” Пыляева, “История Пугачевского бунта” Пушкина, “Фаворит” Пикуля, “Потаенный Радищев” Шторма, зафиксировано в фильме “Емельян Пугачев” Салтыкова и др., в книге И.Бунича “Суворов” и т. д.).

Попытаемся подробно остановиться на благотворительных деяниях Екатерины II.

В частности, Екатерина II значительно смягчила карательную систему по отношению к нищим. В двадцати шести епархиях Российского Государства было учреждено по одной богадельне. Составлены Особые правила о пристройстве безумных. В издании “Учреждения о губерниях” от 7 ноября 1775 г. были отменены особые привилегии Правительствующего Сената в сфере благотворительности, так как до этого, выполняя предначертания Петра I, призрение бедных полностью находилось в компетенции данного социального института и без его определения, особого распоряжения, нельзя было ни одного человека, даже самого нуждающегося, поместить в богадельню.

В то же время, определенная жестокость относительно нищих, бездомных, бродяг в эпоху Екатерины II, берущая свое начало еще от Постановлений Петра I, сохранялась (при соблюдении социальной иерархии). В частности, это выразилось в следующем Постановлении императрицы: предписано нищих не пропускать через заставы, нищих из купечества, праздночинцев, отдать, если они здоровы, на мануфактуры и фабрики, нищих из помещичьих крестьян отдавать в солдаты. Запрещено уличное нищенство; обязанность помещиков и управляющих кормить своих бедных. Предписывается высылка из Москвы празношатающихся; невыдача паспортов нищенствующим.

И в то же время, наряду с этими карательными акциями, перед потомками возникает замечательное по своей гуманной, альтруистической направленности Постановление императрицы Екатерины II об учреждении Вдовьей ссудной и сохранной казны, направленное на спасение женщин любого социального положения, попавших в тяжкие экстремальные обстоятельства.

Бесспорно, крупнейшим делом в сфере благотворительности в период царствования Екатерины Великой было учреждение, вернее открытие двух больших по своим размерам и качеству обслуживания заведений для призрения незаконнорожденных детей. Продолжение, но уже в более совершенном ключе деяний Петра I в этом весьма трагическом вопросе.

Проблема, связанная со строительством заведений для незаконнорожденных детей, воспитательных домов для сирот, подкидышей, жертв жестокого обращения родителей была решена в экономическом, хозяйственном, кадровом (говоря современным языком) аспектах выдающимся филантропом того времени, одним из вельмож, приближенных к императрице, генерал-поручиком М.М.Бецким. В 1763 году по его проекту и за его счет в Москве был основан Воспитательный Дом, который давал не только пищу и кров несчастным детям, но и готовил их к будущей жизни в профессиональном, гражданственном планах.

В Петербурге силами филантропов, в частности Бецким и другими представителями в сфере благотворительности, включая и священнослужителей, был создан своеобразный филиал или отделение Воспитательного Дома, основанного в Москве. В 1780 году, благодаря стараниям большого коллектива энтузиастов (благодетелей и педагогов) данный филиал был преобразован в самостоятельное учреждение.

Крупнейшей организационной мерой в сфере благотворительности было создание императрицей Екатериной II целой системы социальных учреждений (или системы культурных институтов) под общим названием “Приказов общественного призрения”, впоследствии преобразованных в Министерства в эпоху Александра I (внука императрицы). Данные Приказы были открыты в сорока губерниях Российского государства на основании подготовленного Екатериной II и ее советниками в 1775 году “Учреждения о губерниях”.

По этому Закону поручается Приказам по всем губерниям попечение и надзирание об установлении и прочном основании: “народных школ, установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания, установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных, установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют, установление и надзирание дома для сумасшедших, установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей”.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 751 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...