Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

посвящается 8 страница



Отрадно отметить, что “Императорское Человеколюбивое Общество” ввело в свою разветвленную систему социальных благотворительных институтов и “Общество поощрения трудолюбия”.

С 1875 по 1877 год Высочайше учрежденная из членов Госсовета комиссия во главе с Императорским Высочеством принцем Ольденбургским, постановила открыть подобные образцовые народные столовые и кухни по всей России. Причем, подобная инициатива получила особую поддержку в духовном и материальном аспектах от императора Александра II.

Необходимо отметить, что в этих народных столовых был достаточно корректно, духовно и интеллектуально, при сохранении надежного экономического фундамента, организован досуг (или времяпрепровождение) бедных людей.

В столовых можно было не только бесплатно или по очень низкой цене прекрасно поесть, но и получить для нравственного, интеллектуального обогащения книги возвышенного, духовного содержания светского и религиозного характера.

Не могу не сказать еще об одном Благотворительном институте, преодолевающем ханжество, фарисейство, подтверждающем в действии Великие слова Иисуса Христа: “Кто безгрешен, брось в нее камень”.

Итак, в Москве в 1860 году княгиней О.А.Голицыной было основано учреждение Св. Марии Магдалины. Данный социальный институт органично вошел в состав “Московского Дамского Попечительства о бедных”. (В данном случае можно увидеть диалектическое развитие благотворительной деятельности императора Петра I, связанной с заботой о незаконнорожденных детях, но ведь не меньшей опеки заслуживают и несчастные молодые женщины, вынужденные скрывать свое материнство и давить свои природные чувства к родному дитяти).

Спасением несовершеннолетних и зрелых падших женщин, матерей-одиночек, лиц определенного поведения, всего развернутого контингента призреваемых занимался Московский Врачебно-Полицейский Комитет, регламентирующий столичную проституцию. В Учреждение Св. Марии Магдалины поступали женщины и из сифилитического Отделения Мясницкой больницы для чернорабочих. Надо отметить, что двери данного социального института были открыты для всех несчастных. Изучая отчеты учреждения Св. Марии Магдалины, мы видим, что за тридцать три года его существования в нем прошли курс воспитания 423 падших женщины. Из них 66% обратились к нравственной, трудовой жизни, а 34% вернулись на порочную стезю. 44 женщины не поддались никакому воздействию в сфере нравственности, ибо для них переход от разгульной жизни к почти затворнической оказался слишком тяжким.

Для устранения праздности в данном учреждении женщинам предлагались рукодельные работы, их пытались приучить к умственному, физическому труду, к различным видам мастерства. Здесь было и вязание на специальных машинах, и работа в прачечной, и занятия в мастерских.

(Человеческую натуру переделать трудно. По всей вероятности, там был не очень большой выбор профессий, но не только это определяет нравственную позицию. Есть женщины, рожденные для порочной любви, другие для монашеских бдений, третьи для семейного счастья, четвертые для музицирования, театра, другие обожают копаться в земле, другие мечтают быть педагогами, руководителями, летчицами (тогда подобной профессии не было), но очень трудно, вкусив яд порока и праздности, мгновенно переделаться и жить на несчастные трудовые копейки, вне любви и страстей. Достаточно вспомнить в этом аспекте судьбу несчастного художника в произведении Н.В.Гоголя “Невский проспект”, пытавшегося вернуть к правильной жизни развратную женщину с лицом падшего ангела, и чем все это завершилось. Кроме этого существует еще клан сутенеров, швейцаров, полицейских и других представителей подпольного бизнеса, пытающихся нагреть руки на самой древней профессии, и из этого круга трудно вырваться, так как действует формула “товар – деньги”, а выгодную сделку людям, пропитанным коррупцией вне нравственности, не хочется терять, даже если придется пойти на преступление).

Но вернемся к Учреждению Святой Марии Магдалины. Его попечителями были такие высокопоставленные лица, как О.А.Голицына, М.А.Щербатова, А.А.Щербатов.

26. Церковно-приходское попечительство в России

Более подробно рассмотрим еще один раздел в курсе социальной работы. Речь идет о Церковно-Приходском Попечительстве в России в историческом аспекте, и непосредственно в XIX столетии, и начале XX века, вплоть до Октябрьского переворота. В этом аспекте представляет значительный интерес работа Е.Максимова “Особые благотворительные ведомства и учреждения”.

В памятниках Древней письменности (в так называемых, писцовых книгах) отмечалось существование богаделен “почти при всех церквах”.

В городах существовали “убогие дома”, “Божьи Дома” и так называемые “скудельницы”. Последние открывались при особых кладбищах для бедных, странников, убитых, умерших без напутствия и отпевания.

В “Божьих Домах” существовала особая должность старосты, дававшего приют подкидышам и покинутым детям.

Необходимо подчеркнуть, что Приходская Благотворительность имела разнообразные гуманные формы; спасавшая бедных, нуждающихся людей и целые деревни от голодной смерти, нищеты, разорения и других бед.

Например, особо практиковалась выдача в ссуду из церковной казны денег, хлеба, семян, сена и т. д.

Ссуды раздавались, как подчеркивается в “писцовых книгах” и историками социальной работы, не только отдельным, “скудным” крестьянам, но и целым обществам под заклад имущества или без него. В то же время, ссуды выдавались старостами на уплату государевых и земских податей, на личные надобности, на постройку церквей, часовен, храмов, соборов.

Особо отмечаются в этом аспекте Холмогорский, Устюженский край, Сибирь, где церковная казна использовалась для широкой раздачи ссуд. Нельзя не восхищаться и ролью, так называемых, “народных банков” (коммерческих, благотворительных), которые даже в смутные, тяжкие времена, в XVI, XVII веках, помогали всем страждущим без исключения. (Уже здесь рождается особая система социального страхования и социального обеспечения, которая впоследствии будет использована в новых исторических условиях и социальных системах социальными работниками за рубежом).

Мы с удовлетворением отмечаем, что церковные старосты приходской общины, в отличие от ростовщиков-кровопийц, изображенных Оноре де Бальзаком, не теснили заемщиков, не наживались на их страданиях, одалживали большие суммы “без роста и процентов”. Разрешали выдавать долг по частям. Иногда этот обратный процесс затягивался на десятки лет.

Привлекают наше внимание и другие виды филантропической деятельности приходов, связанные с интеллектуальным, общечеловеческим, христианским началом.

Здесь можно увидеть и широкую заботу о насаждении грамотности и более сложных форм интеллектуальной деятельности, стремление защитить слабых от сильных, агрессивных людей; несчастных женщин от тирании мужей-алкоголиков или супругов, обладающих деспотическим, волюнтарным, садистским началом; открытие приютов за счет благодетелей для “робят”, т. е. для подкидышей и сирот.

Во главе богаделен (закрытых заведений для призрения несчастных, больных, страждущих) стояли выборные старосты и священники, обладающие особым даром христианской любви к ближнему, вне корысти, риторики и внешних публичных проявлений.

Историки социальной работы отмечают, что благотворительность в приходах (при личностном, глубинном знании друг друга, причта, прихожан, служителей культа) носила не только сугубо церковный, но и гражданский, социальный, светский характер. В то же время, спасение души каждого мирянина требовало не только благоустройства внутреннего мира, но и активной христианской, созидательной помощи ближнему. В этом аспекте земство сыграло свою весьма положительную роль, соединив гражданские формы с церковными установлениями, на началах веротерпимости и демократизма. (Впоследствии, социальные работники за рубежом нашли возможность соединить в едином концептуальном ключе “Политический Прогрессизм” и “Социальное Евангелие”).

Изучая историю законодательства Российского Государства, его светлые и темные стороны, мы не можем не отметить позитивных сдвигов в этом вопросе после отмены крепостного права. По интересующим нас социальным, благотворительным проблемам от 2 августа 1864 года был принят специальный Закон о приходских попечительствах при православных церквах: “учреждения на особых основаниях управляемые”.

Все это зафиксировано в “Уставе об общественном призрении” (том XIII. Свод Законов Российской Империи).

В данном случае тоже предполагалось органичное соединение церковной власти и добровольного светского попечительства. В то же время, в Уставе особо подчеркивалось, “что Учреждением попечительства должны заниматься лица, отличающиеся благочестием и преданностью вере православной”.

Мы открываем “Устав об общественном призрении”, ст. 564 и читаем, в чем состоит нравственная, духовная, социальная цель попечительства, предполагающая “благоустройство и благосостояние приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, устройство первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода”.

Интересна структура руководящих органов попечительства. В этот состав входили местные священники, “которые суть непременно их члены (попечительства. – А. С.)”, представители от прихожан, избираемые причтом.

В эту же правящую касту входит церковный староста, а в сельском приходе – волостной старшина.

Сбор пожертвований может производиться в пользу церковных учреждений, причта, для нужд школы и других благотворительных учреждений.

Дополнительный сбор на развитие христианского попечительства осуществлялся почетными гражданами города, входящими в Церковный Союз.

В то же время, в самой деятельности руководящих органов нельзя не заметить определенной социальной иерархии. Например, в общем собрании прихожан имели право участвовать, так называемые, домохозяева прихода. Имели право участвовать в собраниях городского и сельского общества прихожан те представители дворянского собрания, которые не владеют частными домами, сдаваемыми в аренду и на другие нужды. Но особо подчеркивалось, что разночинные чиновники и служащие без приглашения не имеют права участвовать в собраниях, даже если они являются членами прихода. (Собрание Уложений 1894 – 1899 (14747) городских попечительств 1899 – 18932).

27. Частная благотворительность и лучшие люди Российского Государства

Мы не можем не зафиксировать внимание читателей в курсе лекций по социальной работе на частной благотворительности, имевшей исключительное развитие и значение в Российской Империи. В этом аспекте нам поможет блистательная работа выдающегося историка нашего Отечества В.О.Ключевского. “Добрые люди Древней Руси”. Каждая эпоха, каждое столетие, любая социальная система имели свои духовные маяки, преодолевающие свое время, устанавливающие нравственные критерии, независимо от царящих в данный момент проявлений беззакония, тиранства, разбоя, жестокости, ставшей нормой государственной политики. В предшествующих лекциях мы писали о деяниях Бориса Годунова, о страшном голоде, постигшем Россию, когда многие недостойные люди, взвинчивая цены на хлеб, пытались ограбить ближнего и нажиться за счет страданий людей. В это же время, лучшие люди Отечества, в высшем нравственном, христианском смысле этого слова, стремились не ограбить ближнего, а поделиться с ним последним в материальном и духовном аспектах.

У.У.Осорьина

К этим людям по праву относится женщина дворянского происхождения Ульяна Устиновна Осорьина. В страшный голод она отдала все, что имела в своем доме крестьянам, слугам, отдала шубу нуждающемуся. (Великая Петербургская Святая Ксения Блаженная по своим нравственным качествам, по возвышенному альтруизму напоминает Ульяну Осорьину, жившую в XVI столетии).

Нельзя не остановиться на следующем весьма знаменательном эпизоде. Ульяна Осорьина собирала кору с деревьев, толкла ее и каким-то особым способом, с помощью христианской молитвы, пекла замечательный хлеб, который по вкусу был лучше, чем испеченный из самой высокосортной муки.

(Это напоминает чудо в Кане Галилейской, когда Иисус Христос превратил воду в вино, или когда накормил несколькими маленькими хлебцами тысячи человек). Простой хлеб в Доброжелательном Доме намного слаще, чем деликатесы в доме, пропитанном выгодой и лицемерием.

Ф.М.Ртищев

Мы не можем не написать о деятельности еще одного замечательного человека – Ф.М.Ртищева, имевшего высокое звание обер-гофмейстера при царе Алексее Михайловиче. В течение всей своей жизни он настоятельно стремился соединить частную благотворительность с общественной и, из чувства личного сострадания, попытался построить, намного опережая свое время, систему благотворительных учреждений. Естественно, вкладывая в это предприятие собственные средства, являясь своеобразным предтечей таких благотворителей и меценатов, как Третьяков, Дягилев, Мамонтов, Морозов и др.

Ф.М.Ртищев много сделал для развития системы здравоохранения, и элементы этого опыта можно увидеть в деятельности современных зарубежных коллег, занимающихся проблемами социальной работы в таких странах, как Германия, Швеция, Америка, Англия, Франция.

В частности, во время войны, Ф.М.Ртищев разработал систему передвижных госпиталей, использованную через несколько веков хирургом Н.И.Пироговым во время проведения Крымской кампании. Необходимо отметить, что в госпитале у Ф.М.Ртищева лечились не только свои, но и пострадавшие воины противника.

И это был наглядный пример христианского сострадания и прощения врагов своих.

По молчаливому согласию с первой женой царя Алексея Михайловича – Марией Ильиничной – был создан своеобразный благотворительный орган, являющийся предтечей Общества Красного Креста, прославившегося через века именами Даши Севастопольской и других прекрасных медицинских сестер-подвижниц. Ф.М.Ртищев создавал не только богадельни для страждущих, но и соединял амбулаторные приемы больных с лечением в стационаре, а это уже повсеместная медицинская практика за рубежом в наше время.

Пезаровиус

Мы открываем интересную публикацию С.Шубинского “Забытый Филантроп”, и перед нами возникает удивительный человек по фамилии Пезаровиус – крупный адвокат, юрист. Его трудами восхищались такие деятели в сфере правоведения, как Кони, Гессен, Кистяковский, Вышеславцев, Новгородцев и другие. При императоре Александре I в Отечественную войну 1812 года Пезаровиус по своей инициативе и на собственные средства издает удивительную газету “Русский инвалид”, пропитанную огромной любовью и нежностью к каждому многострадальному сыну Отечества. (Отрадно, что в 90-е годы XX столетия в процессе возвращения к подлинной Отечественной истории и ее христианским ценностям было возобновлено издание данного печатного Органа). Содержание данной газеты получило Высочайшее одобрение императрицы Марии Федоровны и ее детей Александра и Николая.

В течение всей своей жизни Пезаровиус делал огромные вклады, связанные с реальной помощью инвалидам и всем страждущим. Речь идет о создании госпиталей, больниц, богаделен. За свою подвижническую деятельность Пезаровиус был удостоен Высокой правительственной награды: Ордена Анны II степени, который по своей значимости и высоте содеянного, естественно, перевешивает сотни орденов и медалей, полученных маразматиком Л.И.Брежневым от своих лакеев-подчиненных.

Ф.П.Гааз

Перед нами еще одна интересная работа: публикация А.Кони о Федоре Петровиче Гаазе.

Фридрих Иосиф (в будущем Ф.П.Гааз) родился 24 августа 1780 года в Кельне. Со временем он стал блестящим врачом-офтальмологом, что позволило ему излечить от грозящей слепоты, после сложнейшей операции, царского вельможу Репнина. Но у него было еще одно призвание, имеющее непосредственное отношение к социальной работе: он всю жизнь чувствовал особое христианское сострадание к больным, преступникам, ко всем страждущим.

Ф.П.Гааз считал (и это его роднит с величайшими правоведами, следовавшими не только букве закона, но и христианским принципам), что между преступлением, несчастьем и болезнью есть тесная психофизическая, социальная связь. А.Кони пишет, как бы, о троякого рода отношении Ф.П.Гааза к лишенному свободы гражданину или гражданке.

Сюда входят следующие принципы: а) справедливое, без напрасной жестокости отношение к виновному; б) деятельное сострадание к несчастному; в) призрение больного.

Ф.П.Гааз стремился привести в нормальный вид, с соблюдением правил элементарной гигиены, тюремные помещения. Желал занять арестантов общественно-полезным трудом с учетом их профессиональных возможностей и навыков, дабы безделье не привело их к полному социальному распаду, безнравственным поступкам, не озлобило и без того надломленную страданием и насилием душу. Ф.П.Гааз предлагал занять арестантов переплетными, столярными, сапожными, портняжными работами. В качестве своеобразной психотерапии, успокаивающей нервы, снимающей усталость и агрессивность, советовал заняться плетением лаптей.

Ф.П.Гааз думал и о судьбе юных существ, остающихся без родителей. Он настаивал на устройстве при пересыльных тюрьмах школ для арестантских детей, дабы спасти последних от засилия воинствующего невежества, избавить их от дурного влияния порочных, падших людей; доказать, что на земле существуют нравственные ценности и свет знания.

Кроме карточных игр, водки, сквернословия, падших женщин, существует еще мир добра, красоты, возвышенных чувств. Ф.П.Гааз старался приучить арестантов и их детей к слушанию церковных гимнов.

Это были важнейшие компоненты эстетического воспитания, приобщающие даже самого падшего, порочного человека к общечеловеческому, христианскому идеалу. Ф.П.Гааз презирал палачей, тиранов, насильников, садистов; всех тех, кто наслаждается своей властью над заключенными, чувствует свою абсолютную безнаказанность. Боролся с теми, кто кормил арестантов селедками, лишая их при этом воды. Стремился отменить пытки, истязания. В частности, подвешивания арестантов со связанными руками, дабы добиться от них признания в своих преступлениях.

В то же время, по инициативе Ф.П.Гааза в камеры приносились книги светского и религиозного содержания, отобранные с большим художественным вкусом и внутренним тактом.

На благотворительную деятельность Ф.П.Гааза обратили внимание сильные мира сего, обладающие христианскими добродетелями и связанные с делами попечительства о страждущих. Врач и, одновременно, талантливый педагог Ф.П.Гааз был назначен главным врачом московских тюремных больниц.

Стараниями нашего героя открывается, так называемая, полицейская больница для бесприютных, получившая название “Гаазовской”. В 1844 году Ф.П.Гааз, после больших трудов, открывает больницу для чернорабочих, подтверждая этим поступком, что для него существует принцип абсолютной ценности личности, независимо от социального происхождения, статуса и уровня годового дохода.

Ф.П.Гааз – выдающийся врач, гражданин, подлинный организатор – мог ради несчастных людей пойти на предельное унижение своего человеческого достоинства.

Так например, он стоял перед князем Щербатовым на коленях, дабы тот разрешил неограниченный прием больных в тюремные и другие больницы для страждущих и убогих. Ф.П.Гааз требовал отмены телесных наказаний, ибо очень часто господа наказывали своих непокорных рабов, и если последние после экзекуции не могли найти приюта в тюремных больницах, то были обречены на верную смерть. Ф.П.Гааз подсчитал, что из 51 000 человек, подвергнувшихся экзекуции, 35 000 скончались в ужасных мучениях; 21 000 несчастных остались жить, но при этом влачили самое жалкое существование и были беспомощными инвалидами до самой смерти, не говоря уже о растоптанном человеческом достоинстве.

Ф.П.Гааз думал не только об излечении больных и создании сносных условий в больницах, но и разработал целую программу социальной работы, важнейшие принципы которой и сегодня представляют несомненную ценность.

В эту программу входят следующие направления:

– помещение престарелых людей в богадельни;

– отправление крестьян на Родину;

– о снабжении платьем с умерших и деньгами – неимущих больных иногородних;

– об истребовании больным паспортов;

– помещение детей, рожденных в больнице, временно или постоянно в воспитательный дом;

– помещение осиротевших детей на воспитание к людям, “известным своей честностью и благотворительностью”.

В.Ф.Одоевский

Изучая жизнь и деяния замечательных благодетелей Земли Русской, подлинных социальных работников, мы не можем не вспомнить о прекрасном поэте, критике, философе, редакторе, энциклопедическом уме своей эпохи князе В.Ф.Одоевском. Мы помним и его двоюродного брата А.Одоевского, ответившего прекрасными стихами А.С.Пушкину на его послание “В Сибирь”.

Перед нами великолепная работа В.Боцяновского “Князь В.Ф.Одоевский”. Она нам послужит своеобразным путеводителем в деле изучения деяний В.Ф.Одоевского в сфере подлинной христианской благотворительности.

Выдающийся человек, он всегда стремился найти духовное равновесие между правящей кастой и всеми социальными слоями и группами.

Самым страшным, невыносимым для В.Ф.Одоевского было пребывание в сытости, в элитарном изолированном сообществе, вне страданий и боли несчастных, бедных, страждущих людей. Бесспорно, это позиция подлинного христианина, а не демагога, кричащего на площади о своей любви к ближнему, а дома преспокойно, зверски, со сладострастием, избивающего зависимого от него раба. В.Ф.Одоевский отрицал примитивную раздачу милостыни. Он негодовал, когда видел, как купцы, торгующие в Гостином Дворе, швыряли нищим медяки, ибо князь прекрасно знал, что все это завершится пьяной оргией, очередным разгулом, безобразной дракой, почти всегда кончающейся гибелью одного из участников “благотворительной” попойки.

Нам хотелось бы в данном курсе социальной работы привести высказывания В.Ф.Одоевского о сути благотворительности, которые, бесспорно, связаны духовными токами и с древним Добротолюбием, и с мыслями Александра Невского, и с завещанием императрицы Марии Федоровны, но при этом обладают своей неповторимой спецификой и самостоятельностью.

В.Ф.Одоевский писал: “Помогайте не наудачу, но умом и сердцем рассмотрите истинную нужду просящего и удовлетворите именно той нужде сколько сможете. Разумеется, это совсем нелегко, соединено с некоторыми затруднениями, заботами... Кинуть грош или рубль и отвернуться – несравненно покойнее и удобнее, но такого рода благотворительность похожа на философию калмыка, который помажет своего деревянного болванчика жиром и спокоен – думает, что сделал истинно доброе дело”.

В.Ф.Одоевский всегда подтверждал свои нравственные идеи конкретными, гуманными делами. В частности, он подготовил Устав Елизаветинской больницы для новорожденных, ему же принадлежит идея организации детских приютов повышенной степени комфортности, при взаимодействии материальных и духовных компонентов. В.Ф.Одоевский занимался организацией и устройством всякого рода благотворительных учреждений, целой системой социальных институтов подобной христианской направленности. При этом он вырабатывал определенные Правила, предлагал не случайную, а интенсивную помощь.

В.Ф.Одоевский создавал такие благоприятные условия, которые давали возможность бедному встать на ноги, вступить на дорогу самостоятельного труда, а не зависеть от подачек случайных благотворителей.

Нам хочется привести еще одно блистательное высказывание В.Ф.Одоевского, несущее в себе подлинный альтруизм, удивительную любовь к людям, помноженную на долженствование и “любовь к гробам отеческим”, и к живущим, и к будущим поколениям, и к каждому, самому несчастному, самому падшему, самому незаметному человеческому существу. Эта мысль подтверждается следующими словами В.Ф.Одоевского.

“Жизнь возможна лишь при взаимном обмене услуг; пожертвование есть не что иное, как отказ от части вознаграждения за услуги, оказанные и нет человека, который бы не был обязан в известных случаях делать пожертвования”.

Смыслом деятельности В.Ф.Одоевского была “человечность”, помощь бедняку была для него священной “обязанностью”.

Историки социальной работы подчеркивают, что общественное, частное, теоретическое, практическое, человеческое имело в лице В.Ф.Одоевского сотрудника, сторонника, защитника, поощрителя.

В.Ф.Одоевский по собственной христианской инициативе создает “Общество посещения бедных в Санкт-Петербурге”. Он стремится к открытию таких благотворительных учреждений, которые соответствовали бы следующим видам истинной бедности:

– сиротству и детству;

– недостатку работы;

– одиночеству и старости;

– многочисленности семейства.

Из своих собственных средств В.Ф.Одоевский выдал 12 000 рублей на содержание 5 000 семейств, связанных с благотворительными учреждениями.

В.Ф.Одоевскому принадлежит идея создания, так называемых, “общих квартир”, в которых пожилые, одинокие женщины ожидали появления вакантного места в существующие городские богадельни. Данный благодетель занимался и организацией общественных “семейных квартир” с просторным помещением, бесплатным отоплением и освещением. Для детей в этих квартирах были предусмотрены особые комнаты.

В.Ф.Одоевский открыл училище “взаимного обучения” бедных детей в сочетании с детским ночлежным приютом. Им были устроены специальные “рукодельни”, дающие возможность несчастным, потерявшим работу, получить жилье и пищу. В.Ф.Одоевский открыл магазин для продажи рукоделий мелких ремесленников, не способных сбыть свой товар в условиях жесткой конкуренции. Бесспорно, В.Ф.Одоевский преследовал филантропические цели, вне коммерческих расчетов, ради поддержки бедняков, сохранения их самостоятельного заработка и спасения их профессионального, человеческого достоинства.

В.Ф.Одоевскому принадлежит идея создания “Детских ночлегов”, которые должны были оторвать юные существа от растлевающего влияния среды.

Причем, мальчики и девочки пребывали отдельно.

Детей, попавших в данные социальные институты благотворительности, с первого же дня начинали готовить в качестве кандидатов для поступления в то или иное учебное заведение с учетом природных, профессиональных данных личности. Причем, ребята оставались в детских ночлежных домах на неограниченный срок, до тех пор, пока не открывалась вакансия в институт, соответствующий способностям воспитанника. Общество, возглавляемое В.Ф.Одоевским, предоставляло детям бесплатно постель, пищу, одежду, школьные пособия. В подобные приюты или “Детские ночлеги” поступали ребята от пяти до тринадцати лет. Преимущества имели дети из семей с наибольшей бедностью и с весьма стесненными жизненными обстоятельствами, невыносимыми домашними условиями.

Под педагогическими целями В.Ф.Одоевского могли бы расписаться Песталоцци, Коменский, Ушинский, Выготский, Рубинштейн, Макаренко, Сухомлинский, Мещеряков, Бодалев, Бабанский и др.

Вот некоторые из этих идей выдающегося педагога, благотворителя, по-настоящему творческой, одаренной натуры в различных художественных ипостасях.

“Приучить детей – быть нравственно и телесно чистыми, несмотря на бедность; развить их умственные способности; выучить их повиновению долгу и любви к порядку; празднословные и безнравственные речи, до них дошедшие, заглушить некоторыми простыми нравственными правилами; приучить их дорожить временем и пользоваться досугом”.

17 апреля 1850 года произошло еще одно замечательное событие в сфере благотворительности, имеющее опосредованное отношение к системе здравоохранения развивающихся стран с демократической ориентацией в XX столетии.

По инициативе В.Ф.Одоевского и графа В.Ф.Соллогуба была открыта “Лечебница для приходящих”, получившая название по имени христианского мученика “Максимилиановской”. Благотворительное Общество, возглавляемое В.Ф.Одоевским, оказывало бедным людям бесплатную медицинскую помощь. Известные медицинские светила, бывшие членами данного Общества, не только посещали больных на дому и в заведениях данного социального института благотворительности, но в течение дня, без промежутка и перерыва, бедные, нищие больные могли обратиться к ним за квалифицированной медицинской помощью, оказываемой совершенно бесплатно.

Каждый врач имел неограниченное число бланков с печатью Общества, на которых он мог выписывать соответствующие рецепты. Бесплатно, за счет Благотворительного Общества, выдавались лекарства нуждающимся больным из ближайшей аптеки.

Мы открывает отчеты по благотворительности, составленные В.Ф.Одоевским и графом В.Ф.Соллогубом. По своей интеллектуальной, художественной силе, несмотря на обилие цифр, статистических данных, они напоминают элегию в прозе. Необходимо подчеркнуть, что в данной больнице только за восемь с половиной месяцев получили квалифицированную помощь 4 314 больных.

Непосредственно в дома к больным людям, неспособным к передвижению, было произведено 11 388 посещений. Причем, консультации давали лучшие медики того времени, гордость отечественной и мировой медицины, профессиональная элита. В ее состав входили Пирогов, Эдекауер, Неммерт, Кабат, Арендт, придворный зубной врач Валенгейм, (Современным врачам и в Отечестве, и за рубежом нужно учиться бескорыстию и благожелательному отношению к больным, независимо от их материального достатка, у данных представителей системы здравоохранения, сложившейся в XIX столетии).

Открывая работу Е.Максимова “Очерки частной благотворительности”, мы наглядно видим, как христианская доброта, сострадание к ближнему проникает через все звенья народной жизни в элитарном и в демократическом аспектах. В этом аспекте привлекает Отчет Самарского совещания в сфере благотворительности. Вот эти удивительные строки, художественные и документальные одновременно.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 169 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...