Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цель Промысла в переселении Иакова в Египет



Часто какое-нибудь дерево стоит в уединении, раскидывает около себя плоды свои, ветер разносит семена его туда и сюда, там здесь являются молодые деревья, наконец, в укрытой отовсюду долине накопляется множество дерев, прозябает и образуется лес, который стоит столетия. По сем делается общим обиталищем Израильтян. Каждая фамилия размножается, является множество братьев и других родственников. Родство, наконец, теряется в множестве, и один род людей одинаковыми выгодами, одинаковыми отношениями к Египтянам, одинаковою судьбою своих родоначальников, одинаковою надеждою на обетования, данные его предкам, и впоследствии держится в единстве своём. Здесь лежит основание, на коем он может создаться в народ. Благо общее становится благом каждого; - каждое (43об) звено имеет действие на целую цель. От расположения Царя и Египта, от дозволения в их земле заниматься скотоводством зависит благосостояние всех сынов и внуков Иакова: каждый посему должен стараться поддерживать это доброе расположение, согласие, мир. Так все трудятся для одной цели, обратно действует на всех. Вот образуется народ, общие бедствия только теснее его между собою соединяют, только делают общественные узлы крепче и чаще. Как благополучие одного человека ощущает целое тело, так и угнетение одного проникает во всех. Израильтяне в порабощении: один это чувствует так же, как и другой, потому что эти все составляют один народ. Портится одно колесо, расстраивается целая машина. Опять средство образовать отдельное семейство в народе: пусть будет тот же род не в Египте, а в Ханаане. Совсем было бы не то. Без препятствий теснейшего соединения с жителями Ханаана этот род смешался бы с ними. Права на Землю, которую они по обетованию Божию могли считать своею; - чтобы не стесняться, не сталкиваться (44) между собою, - заставили новых владельцев нарочито друг от друга отделяться, как Авраам и Лот, общность основания бытия народного, таким образом, потерялось бы из виду, и единство народа уничтожилось бы.

Далее семейство Иакова, умножаясь и возрастая в Египте, привыкала и приучалась ко всем условиям народного бытия. Израильтяне поселились если не в самом государстве, то, по крайней мере, близ государства, управляемого законами. Для них ново было даже само понятие Царя. Цари пастушеские совсем были не то, что первые Цари Египетские. Во время Иосифа уже много видно в Египте учреждений, относящихся к действительному государству, как то: отдельные основания или звания, разделение земель, - публичные здания, правильное обработывания полей дали фараону или Царю все такие вещи, о которых мирный пастух, свободный, как его поле, ничего не знал. Хотя в Земле (нрзб.1сл.) они продолжали вести прежнюю жизнь, однако новые познания, новые отношения, в которые они вступили, раскрывали в их характере новые стороны. (44об) Сколько бы мы не представляли их удалёнными от сих предметов: образ мыслей бесспорно, однако ж, получал другое направление. Хотя всегда они и были в значительном отдалении от престола, их звание даже само по себе предписывало пределы, далее которых не можно простираться, впрочем, можно видеть, что они не всегда и не все жили, совершенно заключившись в границах указанной им земли, что с туземцами в близком отношении, в домашних связях, даже в родственниках (хотя редко). Какой же отменный они должны были видеть здесь образ жизни! А множество работ, на которые в последнее время начали их употреблять, должны были привести Израильтян ещё в теснейшее обращение с Египтянами, ввести их гораздо глубже во внутренность Египта, вдруг научать их всем искусствам, возбудить в них самую потребность городовой домоводственной жизни, приучить к изобретениям и подражанию, познакомить ближе с правами и обычаями, гражданским обиходом, учреждениям Египта. Но и без сего принуждения к образованию одно то, что оно представлялось (45) постоянно пред ними, и оставляло в них следы, рождающие привычку. А чрез привычку к столь многим особенным предметам, чрез знакомство с образом жизни, который от прежнего был столько отличен, и образ мыслей должен был вообще принимать другую форму. Таким образом, Израильтяне при исходе из Египта уже не были пастухи, чрез постоянное развитие, чрез перемену мест, в которые они от времени до времени переходили, приготовлялись; они стали населять землю свою, вступать в города стройные, жить различными званиями и промыслами. Заключите блуждающих по необозримым степям Аравитян в одно укрепление, постоянное обиталище: что с ними будет, как им здесь будет тесно! Не иное что были Израильтяне прежде, нежели пришли в Египет, а теперь они узнали и другие способы жить, видели, как каждый гражданин приносит свою часть в сумму общаго блага целого народа, научились земледелию, приобрели понятие о соединении людей посредством законов, должны были найти сии законы менее для себя тягостными, когда предложил им иные (45об) муж законодатель – из собственного рода. Здесь открывалось им новое поле для рассуждения, взор духа их расширялся, они приобретали много добрых сведений. Мы не должны того забывать, что Египет был страна, где искусства и науки ранее других мест возникали и процветали. Нельзя определить, как далеко простиралось это, когда уже история Моисея говорит о различных искусствах Египтян. Но мала ли, велика ли была здесь образованность и, может быть, для израильтян как мало могут иметь к тому случаев кочующие пастухи образованность важное значительное обогащения сведениями дотоле им неизвестными.

По ходатайству Иосифа, израильтяне получили повеление поселиться не в какой-либо бесплодной земле, но в самой стране плодоносной.

Если Египтяне быстро опередили всех народов в изобретении удобств земледельческой жизни, то сей выгоды не были лишены и Евреи, потому что Земля, данная им, была способна и к земледелию, и к скотоводству, так как она прилегала (46) к Нилу. Евреи получили землю не на таких условиях, чтобы она была у них отнята, но навсегда, в собственное владение. Это Моисей выразил словом: (нрзб.1сл.), которое перевели: одержание. Собственный смысл этого слова тот, что им выражается постоянное владение и противоположно пришельничеству. Если собрать частные сведения о пребывании Израильтян в Египте, то ясно раскроется, до какой степени совершенства гражданственности достигли Евреи в Египте. Мы видим у Моисея, что прежде израильтяне скитались в кущах, а в Египте жили в домах, хорошо устроенных. Это видно из того повеления Божия: Отметить кровию своею жилища, чтобы Ангел мог различить их от жилищ Египетских (Исход. г.XII. cт.12(13?). Это же самое место показывает, что Евреи жили между Египтянами, потому и могли перенять удобно образ гражданственной жизни, нравы, обычаи и тому подобное. К этому должно присовокупить и то, что они держали постояльцев, и, следовательно, имели хорошие домы. Это указание у Моисея находится в Исходе III. 20-21., где говорится о присвоении израильтянами богатств египетских. Евреи (46об) занимались в Египте земледелием на плодоносных берегах Нила и на каналах его. Это видно из Второзакония XI.10: Есть бо Земля, на нюже вы идете тамо наследить ю, не яко Земля Египетская есть… и далее. Вт. 11.12-14. Тут Моисей сравнивает Землю Обетованную в рассуждении выгод земледелия с Землёю Египетскою, и представляет ту выгоду, что дождь сам собою будет поливать её, тогда как в Египте они должны были действовать посредством машин. Из сего видно, что Евреи занимались в Египте и земледелием. Какое участие Евреи имели в выгодах, доставляемых Египтянам земледелием, и вообще Нилом, как они привязывались ко всем этим выгодам – это видно из частичных жалоб, которые они высказывали Моисею, и от которых он должен был терпеть во время странствования их по пустыне (нрзб.1сл. XI.5/ XX.5/. Значит, Евреи знакомы были не только с земледелием, но и со скотоводством. После этого не удивительно, что Моисей в своих законах предполагает в своём народе наклонность к жизни земледельческой: видим переход из состояния пастушеского в земледельческое. Потом (47) в истории же странствования по пустыне видим у Евреев тонкие Египетские ткани, различные искусства, которые были у Египтян, например, растапливать металлы, гранить драгоценные камни, всё это даёт об них понять не как о народе пастушеском, кочующем – но уже знакомым с гражданским бытом. Конечно, от сношения с Египтянами если не заимствовано, то усилилось при сношении с северными народами искусство письма, которое во времена Моисея представляется довольно в сильном развитии. Что у Евреев в то время письмо уже значительно распространено, на это много находим указания во многих местах Истории Моисея. Прежде исхода Евреев из Египта, упоминается имя Шатерим Исход (нрзб.цфр.). Седмдесять перевели это слово (др.яз.1сл.). Слово шатер значит собственно писец, а в переносном означении − какого-либо начальника, потому что первые начальники были начальниками над сбором податей, которые должны были записывать. Ещё ранее упоминается у Иудеи печать (47об) (Быт. XXXVIII.18). В древние времена было в обыкновении, что печати эти отличаемы были письменными знаками. На это указывает Моисей, говоря о происхождении одежд первосвященнических. В Книге Исход XXXVI. упоминается о словах, изваянных печатию, т.е. такие, которые на печати вырезали. Теперь, когда упоминается ещё у Иудеи употребление такой вещи, то можно предполагать, что в семействе Иакова было в употреблении искусство письма. Особенно на это указывает повеление правила закона написать на вратах жилищ (Второзаконие. VI.9.XI.20). Ежели это понимать в собственном смысле, то нужно предположить, что большая часть Израильтян способна была читать и писать; ежели понимать в аллегорическом смысле, сие следует, что искусство письма было в таком употреблении, что из него можно было заимствовать такие образы. В языке еврейском того времени встречаются выражения: Книга (нрзб.1сл.). Она указывает на то, что в ту пору была в употреблении перепись народа, а такое заведение показывает, что гражданственность в народе (48) Еврейском очень далеко развилась. Когда каждое лицо известно было своему правителю. Вырезыванию слов на драгоценных каменьях, что мы видим на одеждах первосвященников, очень свидетельствует о многих познаниях Евреев в искусстве письма: какие нужны орудия, чтобы произвести насечки так, чтобы не разбился самый камень. Наконец, укажем на одно обстоятельство, упоминаемое Моисеем, которое впоследствии приведено было в исполнение, и для исполнения которого требовалось много способов, заимствованных у Египтян – это начертание Закона на камнях (Исход XX. гл.) Моисей повелевает, чтобы, когда Евреи вступят в Землю Обетованную, начертали бы на камнях Слова Закона. Какие же это Слова? Он прямо говорит, что те слова, какие он предлагает народу, и эти Слова суть его речь; которая начинается в V гл. Второзакония стр. 20, 26. Он не говорит, чтобы эти камни обмазаны были известью, как было у Египтян, у которых и теперь находят множество камней древле-подобными. (48об) Для чего же всё это делается? Всё это должно было иметь сильное значение, и показать, что правила Моисея должны быть хранимы непреложно; но на самом деле эти письмена не могли сохраниться навсегда, потому что доска и алебастр скоро изглаживаются; то это должно было иметь символическое значение. Теперь, сколько же должны быть искусны в письме Евреи, когда для выражения одной этой мысли Моисея нужно было начертать 22 главы. И это показывает, что Израильтяне, когда оставили Египет, уже знакомы были со всеми искусствами, какие были тогда в Египте.

Нельзя думать, что пребывание сего новообразующегося народа в Египте не было полезно и в отношении к его церковному устроению. Египет – была страна в древнем мире преимущественно жреческая. Высший класс в Государстве составляли жрецы; они занимались не только отправлением Богослужения, но и справлением всех важнейших должностей в Государстве, в их руках были и сокровища всей Египетской премудрости. Они пользовались всеми важнейшими преимуществами: их земли были изъяты от даней (49) фараону. Таковую важность сословия жрецов в государстве давала религия, высокое и обширное влияние на все дела его – религия, которой они были служителями. Отсюда, без сомнения, и то множество суеверий, которые наполняли Египет, и из Египта заимствованы другими народами. А для народа избранного, который пришёл в Египет со своею чистейшею религиею, это должно было послужить уроком и примером, по крайней мере, к тому, чтобы дать у себя столь обширное влияние и религии, и служителям её.

Религия Египетская отличалась своим таинственным характером, и это отчасти могло служить к принятию того устройства, которое завёл Моисей у Евреев. Некоторые учреждения религиозные не могли быть введены без примера египетского. Например, Моисей ввёл, чтобы народ носил 10-ую часть плодов в Скинию: в пользу её, и в пользу жрецов. Вся Земля (Земля), которую должны были наследовать Евреи – есть Земля Божия. Она даст произведения, говорил Моисей с тем, чтобы они посвящали 10-ую часть (49об) Богу. Это видим и в Египте. У Египтян вся земля принадлежала фараонам: жители во обладание ею должны были вносить пятую часть. Моисей уменьшил вполовину – Евреи только десятую долю должны были отделить от своих плодов. Если бы мы подробнее знали учреждение египетской религии того времени, то могли бы встретить и другие стороны в обрядах народа Еврейского с разными учреждениями Египтян. Из всего этого открывается, сколько полезно было для Евреев обитать в Египте, и сколько много заботилось о них Провидение!

Но с другой стороны, так религия Египетская могла оказывать и вредное влияние на умы Изриальтян. Хотя фараон и не находит ничего странного в словах Иосифа, когда он ему говорит о Боге Истинном, как единственном изъяснителе посылаемых от него сновидений и сам соглашался, что в Иосифе был Дух Божий (XLI. 25. XLII, 38.39.) Однако, ведение истинного Бога здесь было уже глубоко помрачено. Остатки чистых понятий религии хранились у особых каст, жрецов, так называемых (50) толкователей Св. письмен и мудрецов (XLI. 9.). Народу они были выдаваемы уже под покровом таинственности: а невежды начинали обожать покров вместо истины ими покрываемой. В то время в народной религии Египтян уже были обоготворяемы не только светила небесные (Это подтверждает имя города (нрзб.1сл.) (Солнце); он у греков Илиополь; но и твари земные и самый Нил (Исход. (нрзб.цфр., 26). Для людей, кои привыкали мало по малу после бродяжнической жизни к удобствам постоянных жилищ, и в которых потому теперь начинали раскрываться в сильнейшей степени требования грубой чувственности, очень могут быть привлекательными все учреждения подобного Богослужения, которое высоко не восходило, многого не требовало и, напротив, часто давало в торжественных церемониях и празднествах богатую пищу чувственности (Исх. XXXII. 6.). Итак, очень легко могли Израильтяне вместе с полезными учреждениями заимствовать у Египтян и их суеверия, и пороки идолослужения.

Так действительно и было, как показывает последнее поведение народа Израильского (50об) по его изшествии из Египта. Ещё яснее говорит Иисус Навин, когда прощаясь с народом пред смертию своею, убеждает его отвергнуть богов чуждых, коим служили отцы об ону страну реки Евфрата и в Египте (Иисус Навин XXIV.14). И Сам Господь у Пророка Иезикииля под образовательными именами двух дщерей одной матери, представляя два Царствия народа Еврейского, показывает начало их нравственного и религиозного растления ещё во времена их младенчества в Египте: Соблудша в Египте во юности своей соблудша: тамо спадоша отцы их и тамо растлиша девство (XXIII.2.8. XX,6.8.) Но если это и действительно было так; то Промысл однако ж предвидел и то, что в Египете сие растление могло гораздо менее проникнуть и повредить внутренний состав народа Избранного, нежели в другой какой либо стране – как например в Ханаане, при единстве языка, они тесно бы могли соединиться между собою и увлечься их пороками; а здесь постоянное отвращение Египтян от пастухов препятствовало более тесному и потому (51) опасному для Церкви сближению сих двух народов. И в сем нерасположении Египта было уже всегда верное в руках Промысла средство к вразумлению своего народа. Не он ли удержал тот бич, когда хотел, когда нужно было вывести Израиля? Не мог ли он, и теперь дать свободу действовать мечом незаблуждающегося раба своего? Исполнителей воли Своей, относительно народа Еврейского, которому должно было навсегда оставаться в Египте – Ему не нужно было призывать издалека. Они были близки, подле самого Израиля.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...