Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истинное решение вопроса о праве Евреев на Землю Обетованную



Мы переходим теперь к разрешению предположенного вопроса, заслуживающему особенное уважение, и потому уже одному, что оно есть церковное разрешение – попытки учёных оно повторялось от Церкви и принимаемо было в последующие времена до периода неверия. Оно защищается Серрарием, Станфером, (нрзб.имя) и Божиим. Оно состоит в следующем: Израильтяне не имели ни коих прав человеческих на Землю Ханаанскую. Их право основывалось единственно на том, что эту Землю дарил им Бог. Это не была со стороны их несправедливость в отношении к Хананеям. Хананеи по своему глубокому развращению сделались недостойны владеть долее Землёю, которую дал им Бог, под условием, как и вообще Он это делает. Израильтяне (65об) посланы были против них, как исполнители Божественного правосудия, так что истребление Хананеев от Евреев только формою различалось от исполнения других судов Божиих, правосудия, например, Содомской и Гоморрской. Итак, дарование Земли Ханаанской Евреям было действием благодати Божией и правосудия.

Это разрешение имеет твёрдое основание в Св. писании. Везде представление Земли Ханаанской Евреям представляется даром Божественной благодати, где всякое человеческое право исключается (Быт. XII. 7.), также везде оно называется и действием блогодатного правосудия, в отношении к Хананеям (Бытия XV. 13.16).

Другое доказательство в самом поведении, какое должны были наблюдать Евреи в отношении к Хананеям: это заклятие. Заклятие есть насильственное посвящение Богу тех, которые упорствуют ему покориться добровольно. Есть обнаружение Божественной славы в истреблении тех, кои во время жизни не хотели служить сей, следовательно, (66) не хотели споспешествовать достижению всеобщего назначения человеческого. Цели нашего сотворения. Главный закон относительно этого (Второз. XIII. 16-18). Здесь заклятие поставляется ни каким ли действием произвольным – человеческим, но заповеданным от Бога действием служащих Ему. Это жертва Израиля Богу.

Третье доказательство заимствуется из тех мест Св. писания, в коих Бог возвещает новым поселенцам, что отпадение он Него и их может лишить обладания Земного. Сюда относятся места Лев. XVI. 24.28. Второз. XII, 29.XXVIII. 63.64.

Против этого говорят: Бог такими мерами и стремлениями не наказывает идолопоклонство и нечестие. Другие, хотя эту мысль, слишком вольную в теории, и отвергают, но чувствуют сильное отвращение от неё на опыте (нрзб.1сл.) в таком обширном различии как здесь. Это очень естественно. Бог их есть существо, отвлечённое, заключённое на небесах; они лучшее хотят видеть все, только не то, чтобы Он являл Себя на земле, они не знают ни всей отвратительности греха, ни всей глубины повреждения (66об) человеческого. Вот почему их чувствам такой неумолимый суд кажется жестокостью.

Между тем, сколько в Ветхом Завете мест, в которых показываются действия правосудия Божия в судьбе целых народов, как и частных лиц! Да и в Новом Завете, не такое же ли строгое понятие о суде Божием. Прочитайте Луки XIII. о Галилеянах. Естественный разум может сделать замечание: это понятие иуд. Иисус должен бы был их отвергнуть; между тем, Иисус старался их ещё усилить – вси тако же погибаете. На этом строгом понятии о правосудии Божии основывается всё, что Спаситель говорит о предстоящем истреблении Иерусалима; всё, что возвещено им о славном явлении его – суде всемирном, имеющим быть. Господь сам изрёк это общее положение, которого частное положение был суд над Хананеями: где труп, там и орлы, где возобладает грех, там является и Божий суд. Что показывает и всемирная история? Везде разрушение! Сколько народов погибло. Каждая страница истории, так сказать, написана кровью. Здесь (67) истребляют опустошительные болезни, там стихии. Не Бог ли есть верховный виновник всего? Ежели так, не с его ли ведома и воли так действуют естественные причины – иначе что же будет и провидение. Если же это так, то можно ли отрицать то строгое понятие о наказующем правосудии? Можно ли у Бога отрицать право и наказывать своих возмутительных подданных, или говорить, что не он это производит, что с ними случается? Не должно ли будет после этого отнять такое право и у человеческого начальства? Ибо оно носит меч для отмщения злодеям только в качестве служения Богу, его право наказывать есть часть права Божественного.

На это Михаелись говорит: что Богу принадлежит такое право – это не подлежит никакому сомнению. Но действует ли Он по этому праву, захочет ли подвергнуть нареканию свою религию за употребление этого права? Он так же имеет право каждому частному лицу поручить убить злодея: но поступает ли так? Взимает ли со своих подданных заповедь – не убий, и другие заповеди какими-нибудь непосредственными внушениями? Ежели бы Он допускал это, (67об) то мы увидели бы религию в самом отвратительном, ужасном виде, явление, возрождённое такою религиею, нас столько же бы устрашало, как явление какого-нибудь бандита, разбойника, ежели Бог таких поручений своим избранным не делает, то как целый народ мог ссылаться на то, что Бог заповедал ему войну (против?) такого народа, который ничем Его не оскорбил. Истинная и ложная религии имеют в отношении друг к другу равные права, каждый считает свою религию истинною. Как скоро кто приписывает такое право религии истинной, то каждый его может распространять и на свою религию. В самом деле, может ли какой народ полагаться на свою безопасность, когда его соседственный народ считает вправе начать войну по одному повелению Божию? Не должен ли он страшиться, что рано или поздно этот народ вообразит себе, что он получил себе такое повеление и пойдёт воевать. Между тем, как действительно ли получил он такое (68) повеление от Бога или нет. Об этом будет судить нападающий народ. Неправда ли, что в таком случае прочим народам ничто не остаётся делать, как соединёнными силами истребить фанатическое чудовище.

Всё это место умствования имеет только в таком случае, когда предполагается, что Израильтяне овладели Землёю Ханаанскою без всякого содействия Промысла. Но тот же, кто дал мне позволение овладеть этою Землёю, принял меры и в отношении к этим, и в отношении к другим, чтобы не смешивали собственной мечты с Божиим соучастием. Они взяли эту Землю не мечом своим, и не мышца их помогли им, но как сами они говорят Богу: Твоя десница, Твоя мышца, свет лица Твоего, поелику Ты благоволишь к нам (Псал. XLIII. 2.4). Чудесный переход чрез Чёрмное море и чрез Иордан, разрушение стен первого города, на который сделали Евреи (68об) нападение в Палестине. Каменный град в день гаваонский, всё это такие произшествия, кои показывают, что на Израиля здесь должен смотреть, как на орудие Божие, и вместе с этим достаточно отличают это дело от фанатических мечтаний других, кои следуют похотям своего сердца, разглашают о себе, что они действуют по поручению Божию, как слуги Его. Каждому человеку, каждому народу можно безопасно допустить, чтобы избранный Богом, ограждённый так видимо Божиею помощью, действовал по Его назначению.

Израильтяне не меньше были порочны Хананеев, но Бог избирает и злодеев к исполнению Своих целей. Напротив обвинении Израиля в то время укажем Иисуса Навина II. 7. Примеры упования на Бога и повиновения Ему в обрезании в глазах неприятеля, в осаде (нрзб.1сл.), Израиль довольно был приготовлен к вступлению в Землю Обетованную, господствующие (69) направления духа народного при Иисусе Навине было высокое, чистое.

Хотя Хананеи не были порочнее других народов: за что же они одни должны были представить из себя такое страшное зрелище Суда Божия. Правда ли, что они не были порочнее других. А Содом и Гоморр? А принесение на жертву детей? С другой стороны, нельзя сказать, что они одни были так строго наказаны. Не так ли поступает провидение и с другими нечестивыми народами – только чрез орудие часто того несознающее.

Примечание: Из Благословения Иакова особенно замечательно пророчество Иуде: не оскудеет Князь от Иуды. В сих немногих словах высказаны две истины: 1) Скипетр будет сохраняться в колене Иудином до пришествия Мессии; 2) За пришествием Мессии отнимается у Евреев самостоятельное правление и последует собрание языков к нему. Это пророчество совершенно сбылось: 1) Вслед за Саулом был помазан на царство Давид, (69об) который происходит из колена Иудина. После него все цари в царстве Иудином до самого пленения Вавилонского происходили от колена Давидова. После пленения царей у Евреев не было: они постоянно подпадали под владычество то Персов, то Греков, то Египтян, то Римлян. Несмотря на это, истина слова Иакова не нарушилась, потому что истинными блюстителями тишины и спокойствия были сами Евреи. Притом, главным из этих блюстителей – председателем в синедрионе всегда был из потомков Царских. Скипетр и законоположники по пришествии Мессии у Евреев были отняты. 2) Сбылось и второе сказание. Вскоре за пришествием Мессии англичане, французы, испанцы и самый гордый Рим покорился могучей силе Христианской веры. (70)





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 162 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...