Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Иоиля



1. Личность и служение пророка

В надписании книги пророк Иоиль (евр. Йоэль=Иегова есть Бог) называет себя сыном Вафуила, но время и место его слу­жения, а также, кем был его отец, не указывается. Из содер­жания книги видно, что пророческое служение Иоиль проходил в Иудее, т.к. Иерусалим, Сион, храм и богослужение упоминаются в его книге многократно.

Некоторые говорят, что Иоиль – это один из самых ранних пророков, по крайне мере современник Амоса и Осии, о чем говорит и то, что его книга в каноне поставлена между книгами этих двух пророков. Другие же говорят, что это, наоборот, самый поздний из пророков, ну, может быть, он пророчествовал только чуть раньше, чем Малахия, а так уже после всех. Аргументы в пользу первого мнения возьмем в учебнике Хергоезерского.

Время пророческого служения также не указано в надписании, но оно может быть определено тоже по содержанию книги. Тради­ционное мнение, основываясь, главным образом, на том, что книга пророка Иоиля занимает 2-е место среди 12-ти малых проро­ков (в переводе 70-ти – четвертое), считает его одним из древ­них пророков (VIII в. до Р.Хр.). Между тем, современные исследователи почти единогласно считают Иоиля пророком второго иеру­салимского храма. Это мнение научно подтверждается тем, что в книге Иоиля отсутствуют элементы, которые имеются у допленных пророков, а именно:

1) Нет упоминания о царе; заведование делами государства усвояется священникам и старейшинам. [Энциклопедия, Хергоезерский говорят, что, скорее всего, это было сказано во времена царя Иоаса, который вступил еще отроком на царствование, и до прихода в зрелый возраст находился под опекой первосвященника Иодая, т.е. в 40-е годы 9-го века].

2) Нигде не упоминается об Израильском царстве; вся кни­га говорит только об Иудее. Значит после плена, потому что Израильское царство не было восстановлено. [Хергоезерский говорит, – значит, в тот момент не было повода о нем упоминать].

3) Говорится о рассеянии народа Божия между язычниками и разделении страны (3, 2), т.е. отмечаются последствия ва­вилонского пленения, и даже упоминается о продаже иудеев «сынам явана», т.е. грекам-ионийцам (3, 6).

4) Нет обличений идолопоклонства, которыми обычно на­полнены книги допленных пророков. [а Хергоезерский говорит, что в дни царя Иоаса, особенно в первую половину его правления, состояние народа было весьма удовлетворительным, поэтому не было нужды обличать его в идолопоклонстве].

5) Несчастье, постигшее иудеев, современников пророка (саранча и засуха), изображается как временное бедствие, а не как кара за грех идолопоклонства. Главный порок, против которого ополчается пророк, это механическое исполнение обря­дов закона.

Определить точно время служения Иоиля можно из 1, 14 и 2 15-17. В этих стихах содержится призыв пророка собраться в храм всему народу вместе с детьми и стариками для молитвы и покаяния. Это может свидетельствовать: 1) о сравнительно не­большой иудейской общине, какой она, действительно, была в 5-м веке, т.е. в первое время после возвращения из плена, и состояла из жителей Иерусалима и прилегающих районов; 2) о послушании пророкам, которое наблюдается только в послепленное время.

Поскольку в книге упоминается храм, следовательно, про­рок Иоиль пророчествовал после его восстановления в 516 г. (при Аггее и Захарии). Иоиль мог служить при храме. Стиль кни­ги близок к богослужебному. Но в жизни иудеев еще не было тех порядков, которые обличаются в книгах Ездры, Неемии и пророка Малахии (браки иудеев с язычниками, ропот). Поэтому временем служения Иоиля можно считать первую половину 5-го в. до Р.Хр. (между 500-450 гг.). Память его празднуется Цер­ковью 16/29 декабря.

[ Примечание. Как видите, на одних и тех же текстах основаны принципиально разные датировки, с разбросом практически в 350 лет].

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Иоиля состоит из трех глав, в которых из­лагаются две речи пророка, и соответственно этому может быть разделена на две части: историческую: (1, 2-2, 17) и пророческую (2, 18-3, 21).

В исторической части описывается повод к произнесению Иоилем пророчеств – опустошение страны иудейской вследствие нашествия саранчи и засухи. Яркими чертами описывает пророк это бедствие, изображая саранчу как многочисленное войско, опустошающее поля и сады иудейские, подобно боевой коннице, быстро и сплошной массой, проникающее даже в селения и дома жителей. Вследствие недостатка в хлебе и вине не стало даже приношений и праздничного возлияния в доме Божием, а стада волов и овец погибли без пастбищ. Пророк указывает средства к отвращению бедствий в покаянии, посте и молитве (2, 12): «Пусть плачет Иудея, как плачет невеста по умершем женихе; пусть священники облекутся во вретище и назначат пост всем до малолетних включительно. В посте и плаче молитесь Гос­поду, чтоб пощадил Он достояние Свое и не дал народ Свой в укоризну».

«Препояшьтесь [вретищем] и плачьте, священники! рыдайте, служители алтаря! войдите, ночуйте во вретищах, служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния. Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он» (1, 13-15).

В пророческой части (2, 18-3, 21) возвещается ниспослание покаявшимся земных благ в плодоношении земли (2, 18-21), а их потомкам излияние даров Святого Духа в мессианские вре­мена (2, 28-29), суд Божий и спасение людей (2, 30-3-21).

Обе части книги тесно взаимосвязаны: изложенное во 2-й части является следствием покаяния, о котором говорится в 1-й части (это хорошо видно из следующих слов: «И тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой, и ответит Господь, и скажет народу Своему» (2, 18-19).

3. Пророчество Иоиля об излиянии даров Св. Духа (2, 28-29). 2, 28 – наизусть

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам ва­шим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего».

«Излию» – значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль пред­возвещает излияние Даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Св. Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в ви­дениях и сновидениях.

Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошест­вии Св. Духи на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычни­ков); затем, в ниспослании христианам, особенно первенству­ющей Церкви, чрезвычайных дарив Святого Духа: дара пророче­ства, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке (1 Кор. 12, 14).

Об исполнении пророчества Иоиля в день первый по Вос­кресении Христовом Пятидесятницы говорит св. апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновен­ный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, увидели их говорящими на разных язы­ках «как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 3), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения да­ров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям ва­шим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2, 39). Следовательно, по мысли ап. Петра, ниспослание да­ров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и др. таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и кре­щения.

Суд Божий. 2, 30-32. С обетованием о ниспослании даров Святого Духа у пророка Иоиля соединяется предвозвещение наступления «дня Господня», т.е. праведного суда, в дни которого спасутся только призывающие имя Господне и изображаются знамения вто­рого пришествия, очень сходные с указанными в Евангелии от Матфея (24, 29-30).

Слова пророка Иоиля: «И будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется» апостол Павел приводит в Послании к Римлянам (Иоан. 2, 32 = Рим. 10, 13).

4. Богослужебное употребление книги прор. Иоиля

Из книги прор. Иоиля, соответственно ее мессианскому значению, заимствуются три паремии:

2, 23-32 – пророчество об излиянии Святого Духа – читает­ся на вечерне в день Пятидесятницы.

2, 12-26 и 3, 12-21 – стихи, изображающие суд Божий, чи­таются как паремии на часах и вечерне в среду Сырной сед­мицы, которая посвящается воспоминанию Страшного суда.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 334 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...