Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Осии



Личность пророка и его время

Пророк Осия (евр. Гошеа – спасение), согласно надписанию его книги (1, 1), жил и пророчествовал в Израильском царстве «во дни Озии (781-740), Иофама (740-736), Ахаза (736-716), Езекии (716-687), царей Иудейских, и во дни Иеровоама II (783-743), царя Израильского». Из этого надписания следует, что Осия начал пророчествовать, самое позднее, в последнее десятилетие 40-летнего царствования царя Иеровоама II; далее проходил свое служение при его преемниках: Захарии, Селлуме, Менаиме (743-738), Факии, Факее и Осии (732-724), так как преемники Иеровоама II были современниками перечисленных в надписании царей иудейских. Конец служения пророка совпал с концом Израильского царства (это можно видеть из 12 гл. 1 ст., где пророк обличает израильтян за стремление заключить союз с Египтом против Ассирии. Как известно, именно этот союз был причиной нашествия на Израильское Северное царство Ассирии, закончившегося падением Израильского царства (722 г.). Таким образом, пророческое служение Осии охватывает период с 750 года по 725 г. Возможно, пророк был свидетелем падения Северного царства (если учитывать, что он дожил до Езекии иудейского (716-687).

Биографических сведений об Осии почти не сохранилось. Не­которые историки считают, что он был священником. Во всяком случае пророк был хорошо знаком с жизнью духовенства. Он был женат на женщине по имени Гомерь. По-видимому под «блудницею» (1, 2) он разумеет ее, женщину, неверную своему мужу. Пророк не предал ее суду по законам того времени, но ждал раскаяния грешницы. Эта жизненная драма Осии подсказала ему сюжет прит­чи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены.

Время пророческого служения Осии было очень бурным, как в политическом и в религиозно-нравственном отношениях. Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от Емафа (север­нее Дамаска) до Мертвого моря (4 Цар. 14, 25-28) и прославил его могуществом и силой, которых оно не знало со времени Давида и Соломона. По смерти Иеровоама II начался целый ряд дворцо­вых переворотов, приведших к быстрому упадку царства.

Сын Иеровоама II – Захария, последний представитель дома Инуя, занимавшего Израильский престол целое столетие, на 6-м месяце царствования пал жертвой заговора Селлума (4 Ц. 15, 8-9). Через месяц Селлум был убит Менаимом. Власть последнего была настолько слабой, что он обратился за поддержкой к ассирийскому царю Фулу (Тиглатпалассару III), уплатив ему 1000 талантов серебра, чтобы он «поддержал царство в его руках» (ассирийская надпись) (ср. 4 Ц. 15,9). Сын и преемник Менаима – Факия – через два месяца был умерщвлен Факеем; последний, в свою очередь, был низложен и убит Осией (4 Ц. 15, 30), на 9-м году кото­рого ассирийский царь Саргадон овладел Самарией и положил ко­нец существованию Северного царства (722 г.).

Религиозно-нравственное состояние израильтян в дни про­рока Осии было неутешительным. В стране господствовал введенный Иеровоамом I культ тельцов с центральными жертвенниками им в Вефиле и Дане. Представляя Иегову в образе тельца, израильтяне все более и более приравнивали Бога к языческим богам, смешивали Его с Ваалом и даже усвояли Ему имя Ваала (2, 16). Служение тельцам, таким образом, явилось переходной ступенью от богооткровенной религии к чистому язычеству. Это отпадение от Господа отражалось и на нравственном состоянии израильтян. Исчез страх перед святостью Бога и Его Закона. Не было ни истины, ни милосердия. Клятвопреступление, убийст­ва, обман, воровство, прелюбодеяние, согласно описанию проро­ка, проникли во все слои израильского общества (4, 1-2, 8. 13-14, 13; 5, 1-6).

Состав и содержание книги

Книга пророка Осии состоит из 14 глав и по содержанию может быть разделена на две части: символическую (1-3 гл.) и пророческую (4-14 гл.).

Всю книгу объединяет одна идея: любовь и брак как сим­волы отношений между Богом и избранным народом.

Первая часть (1-3 гл.) заключает в себе описание эпизодов из личной жизни пророка в первый период его служения при Иеровоаме II, имевшем символическое значение. По повелению Божию Осия взял себе в жены блудницу (Гомерь, дочь Давлаима), и она родила ему двух сыновей и дочь, которым пророк дал символические имена: 1-й сын – «Изреель», дочь – «Ло-руха-ма» («Недомилованная»), 2-й сын – «Ло-Амми» («Не Мой народ»). Эти символические имена указывают на измену Израиля своему Богу и на грядущее за это наказание – отвержение и плен. Но потом Господь помилует вразумленный бедствием народ, и он снова станет народом Божиим (1, 10-11).

Во 2-й главе разъясняются символические действия и названия 1-й главы. За то, что Израиль изменил Богу как жена своему мужу, и духовно прелюбодействовал с идолами, он будет наказан. Но после раскаяния Господь снова примет его в союз с Собой: «И обручу тебя Мне навек... и обручу тебя Мне в верности... и помилую «Непомилованную», и скажу «не Моему народу»: «вы Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог» (2, 19-28) (это пророчество о новом (духовном) Израиле – христианах).

В 3-й главе описывается новое символическое действие. По повелению Божию Осия возвратил в свой дом изменившую ему жену, ушедшую к другому, дал за нее выкуп и в наказание за неверность приказал ей продолжительное время находиться в одиночестве. Такая же участь постигнет и сынов израилевых за неверность Господу. Но потом они взыщут Господа Бога своего и Давида «в последние дни». Давидом у Осии (3, 5), так же как и у Иезекииля (34, 24), называется Мессия. По апостолу Павлу, это обращение ко Христу последует, когда в Церковь войдет полное число язычников (Рим. 11, 25).

Таким образом, брак Осии с Гомерью есть символ отноше­ний между Богом и Его народом. Историчность его теперь общепризнанна среди экзегетов, но еще в древности и в новое вре­мя (Ориген, Кальвин и др.) существовало мнение, что этого брака не было в действительности. Против этого мнения выс­тупил блаж. Феодорит. «Я крайне удивляюсь, – говорит он, – тем, которые осмелились поверить, как будто слова «или и поими себе жену блуждения и роди чада блужения» (Ос. 1, 2) не были исполнены на самом деле, и будто бы, хотя Бог всяческих повелел, но пророк не принял Его повеления, и слова произнесены, а в действие не приведены.... Пророк не заимствовал скверны от этой распутной жены, потому что согласился на этот союз не из раболепства порочному вожделению, но ради исполнения Богом данного ему повеления. Надлежит знать, что хорошее и худое познается таковым по цели (т.е. по внутреннему располо­жению действующего)... Если чудный Осия, не похоти поработив­шись, но повинуясь Божию мановению взял блудницу, то этот со­юз был чище всякого брака» (Толкование на пророка Осию).

Вторая часть (4-14 гл.) – содержит три пророческие речи, относящиеся ко времени преемников Иеровоама II: Захарии, Селлума, Менаима, Факии, Факея и Осии. В них подробно описываются грехи израильтян, говорится о наказании за них, содержатся обетования о спасении. Говоря о грядущих страданиях, пророк предсказывает, что в бедствиях народ раскается и скажет:

«Пойдем и возвратимся и Богу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны» (6, 1). В настоящем своем со­стоянии, – говорит пророк, – они не исправимы; ложь, воровст­во и разбой действуют открыто; все благое пожираемо идоло­поклонством «как печью, растопленною пекарем» (7, 4). Но несмотря на нечестие, Господь верен Своим обетованиям. Он через про­рока напоминает Израилю о промышлении о нем в дни его юнос­ти: «Когда Израиль был юн, Я возлюбил его и из Египта вывел сына Моего. Я звал их, а они уходили прочь, приносили жертву и кадили истуканам. Я Сам приучил Ефрема ходить (учил путям жизни), носил его на руках Своих (во время 40-летнего стран­ствия в пустыне), а они не сознавали, что врачевал их...» (11, 1-3). А теперь «Ассур – он будет царем его... И падет меч на города его и истребит затворы его» – говорит пророк, от лица Божия предсказывая плен. Но далее он говорит о милосер­дии и любви Божией. «Повернулось во Мне сердце Мое; возгоре­лась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не ис­треблю Ефрема; ибо Я Бог, а не человек...» (11, 8-9).

Последние три главы представляют собой обобщение всего сказанного в 1-11 главах (резюме).

Построены все речи в книге по одному плану: сначала следует обличение, потом угроза наказанием и, наконец, обетование спасения.

Мессианские пророчества Осии

Обетования спасения, заключающие каждый отдал книги про­рока Осии, имеют мессианское значение, так как черты, в ка­ких изображается это спасение, согласны с мессианскими пред­сказаниями других пророков и приложимы ко Христу и Его Церкви.

а) Ос. 1, 10 и 2, 23 – пророчество о новом Израиле – христиа­нах. Ап. Павел приводит эти стихи в послании к Римлянам (9, 25-26) и говорит об исполнении содержащегося в них пророчества, т.е. о призвании в Церковь Христову не только иудеев, но и язычников.

б) «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Ос. 3, 5)

в) В 6, 1-3 пророк изображает будущее спасение как исцеле­ние и воскресение в третий день. «Оживит нас через два дня, и в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его» (6, 2). В историческом смысле, в приложении к древним израильтянам, слова «два дня, третий день» – обозначают крат­кость времени, после которого пленникам будет даровано из­бавление. В мессианском смысле это пророчество, по святоотеческому толкованию, содержит предсказание о всеобщем, духов­ном воскресении людей, освобождение их от рабства греху че­рез Иисуса Христа и наследии вечной жизни по воскресении из мертвых, начало которому положено воскресением Иисуса Христа. Поэтому многие экзегеты думают, что в словах ап. Павла «Христос... восста в третий день по писанием» (1 Кор. 15, 14) подра­зумевается данное пророчество, т.к. в Ветхом Завете, кроме это­го пророчества и прообраза – трехдневного пребывания Ионы во чреве кита, нигде не говорится о воскресении Спасителя в тре­тий день.

г) Слова «Из Египта воззвах сына Моего» (11, 1), буквально относящиеся к изведению евреев из египетского плена, св. ев. Матфей приводит как пророчество об удалении в Египет и воз­вращении из него Богомладенца Христа (Мф. 2, 15).

На первое из этих событий (пребывание и исход евреев из Египта) евангелист смотрит как на прообраз второго. Как пребы­вание Израиля в Египте в то время, когда он был, как народ, еще младенцем, было нужно для его спасения от голода и пагуб­ного влияния в Ханаане, так и пребывание Богомладенца Христа в Египте было необходимо для сохранения Его от меча Ирода. Основанием для такого понимания является тот факт, неоднократ­но засвидетельствованный в священных книгах, что ветхозаветный Израиль был прообразом Мессии и в важнейших событиях своей жизни он прообразовал отдельно события земной жизни Христа.

д) Пророк изображает спасение от плена как из­бавление от смерти: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Рас­каяния в том не будет у Меня» (Ос. 13, 14). Ап. Павел приводит это место в 1 Послании к Коринфянам как пророчество о со­шествии Христа во ад и победе Его над смертью (1 Кор. 15, 55). Апостол смотрит на ассирийско-вавилонский плен как на образ духовного плена, а на освобождение от него и возвращение в землю обетованную как на прообраз освобождения людей от греха и смерти через Иисуса Христа.

За богослужением книга пророка Осии не употребляется.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 403 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...