Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга пророка Софонии



1. Сведения о пророке Софонии

Пророк Софония (с евр. Тайнозритель), согласно надписанию книги (1, 1), проходил свое служение в Иудейском царстве во вре­мена царя Иосии (640-609). Родословие пророка в надписании кни­ги доводится до четвертого колена, что указывает на знатность его происхождения. В книге нет намеков на произведенную царем Иосией «религиозную реформу», а, напротив, содержатся обвине­ния в идолопоклонстве (1, 5, 9) и беззаконии (3, 1-3). Следова­тельно, Софония пророчествовал до того, как Иосия повел борь­бу с иноземными культами (628-621 гг.). Два предыдущих царст­вования Манассии и Аммона были самой мрачной эпохой в исто­рии Иудеи. Цари не только находились в полной зависимости от Ниневии, но и добровольно ввели в своей стране и языческие верования. В ответ на протесты пророков Манассия начал жесто­кое гонение (4 Ц. 21, 1-13). Тогда Иерусалим был залит кровью, и меч «поядал» пророков «как истребляющий лев» (Иер. 2, 30), в результате чего голос свидетелей Божиих умолк почти на со­рок лет. Иосия был сделан царем в восьмилетнем возрасте. В пер­вые годы его царствования преследования прекратились, но культ Молоха и небесных светил все еще господствовал в Иерусалиме. Софония первым из пророков нарушил молчание и повел борьбу с этим нечестием. Его проповедь, очевидно оказала влияние на молодого царя, который решительными мерами покончил с идолопоклонством. В период реформ Иосии проповедовал Иеремия, а о Софонии уже ничего не упоминается. Вероятно, он умер в нача­ле преобразовательной деятельности Иосии (625 г.). Предсказа­ние разрушения Ниневии (2, 4-13), падение которой датируется 512 г. до Р.Хр., также свидетельствует о служении Софонии в более ранний период царствования Иосии. Память пророка Софо­нии празднуется 3/16 декабря.

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Софонии состоит из 3-х глав. Главная тема пророчества – день Господень, т.е. суд Божий. Господь через суд над всеми языческими народами и иудеями окончательно унич­тожит зло в мире и утвердит Свое блаженное царство. Эта тема раскрывается во всех главах книги.

В 1-й главе, возвестив суд Божий над всем миром (2-3 стт.), пророк придает преступления иудеев и говорит об их участи в день суда. Из беззаконий иудеев указаны следующие: увлечение культами Ваала, «воинства небесного». Молоха; злоупотребление властью, излишняя роскошь богачей. В конце 1-й главы в крат­ких, но сильно выражениях описываются действия «дня Иеговы» (14-18).

Во 2-й главе после краткого увещания иудеев обратиться к Господу с покаянием, дабы снискать милость Его до наступле­ния «дня Его гнева», пророк говорит, что день Господень про­стирается не только на них, но и на весь языческий мир. Да­лее предвозвещает бедствия дня Господня соседним языческим народам, ближним (филистимлянам, моавитянам, аммонитянам) и дальним (эфиопам, ассирийцам и др.). Особенно картинно изо­бражается запустение столицы Ассирии Ниневии, которая превра­тится в пустыню и будет логовом для диких животных (11-15 стт.).

В 3-й главе пророк изображает печальное религиозно-нравственное состояние современного ему Иерусалима, предвозвещает наступление дня Господня (1-8 стт.), но затем говорит о спасении после суда благочестивого остатка и предсказывает об­ращение к Богу языческих народов.

3. Мессианские черты пророчества Софонии

Говоря о спасении благочестивого остатка (в историческом смысле – от вавилонского плена) пророк прозревает блаженные мессианские времена. Характерные черты мессианского времени у пророка Софонии следующие: 1) спасение будет простираться на всю вселенную (3, 9-10); 2) будет состоять в прощении гре­хов и святости его членов (3, 11-13); совершится, когда Господь воцарится «посреди народа» (3, 15).

Дать языческим народам «чистые уста» значит произвести внутреннюю перемену в их настроении, чтобы они свято чтили Бога.

«Из Эфиопии принесут мне дары», т.е. даже самые отдален­ные языческие народы, какими во времена пророка были жители Эфиопии, обратятся ко Господу, будут чтить Его и приносить жертвы и дары.

Отличительная черта картины суда Божия у Софонии та, что «день Господень» в его речах – это не только день обнаружения божественного гнева над грешниками (как у Наума, Аввакума, Ио­сии), но вместе с тем это начало новой жизни для всего чело­вечества.

Пророчество Софонии о суде Божием (1, 14-15) воодушевляло на творчество многих великих композиторов. Оно положено в основу содержания Реквиема (Моцарт, Верди, Керубини, Берлиоз).

4. Богослужебное употребление

Из книги пророка Софонии заимствуются две паремии:

1. 3, 8-15 – в Великую Субботу. Возвещаемое распространение веры – плод смерти и воскресения Христа Спасителя.

2. 3, 4-19 – в Вербное Воскресение. Призыв пророка к радости и веселию соответствует воспоминанию торжественного входа Христа в Иерусалим, «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца дщерь Иерусалима...» (ст. 14).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...