Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Курс п< праву предполагает ознакомление младших школьников с пра1овыми документами: Конституцией, Всеобщей декларацией npiB человека, Декларацией прав ребенка. Конечно, он не включает юдробное изучение статей и принципов, изложенных в документа^ В учебниках представлен адаптированный текст, поэтому происходит именно работа с текстом учебника, а не с текстом документов.
Знакомство и осмысление прав и свобод человека происходит только noj руководством учителя. Школьники должны уяснить смысл, содержание основных прав и свобод человека и понимать, что именно подразумевается в правовых документах под тем или иным сло1ом. Сложный теоретический материал изучается в беседе после пэедварительного чтения. Текст статьи становится ядром беседы. Вопросы, составленные учителем или заимствованные из учебника, помогают проанализировать и понять его, закрепить в сознании цетей. Структура такой беседы несколько иная. После прочтенш статьи происходит ее обсуждение. Затем внимание детей перекцочается на обсуждение поступков хорошо известных сказочны) персонажей и литературных героев с позиции статьи. Возможен и другой вариант: дидактическая игра, тренинг, чтение тексту а потом переход к беседе.
Пример I. Беседа по праву: «Право на образование».
У ч и тел ь. Прочтите ст. 26, первую и вторую часть. Какие слова вам непонятны? Чему она посвящена? Как ее можно озаглавить? Кого касается эта стпъя? Чьи интересы она защищает? В чем важность этой статьи? Какое правило здесь содержится? Как вы понимаете это правило? Из какой (казки этот герой? Что он делает сейчас? Воспользовался ли герой cbohvi правом? К каким последствиям это привело? Каждый ребенок имеет 1 раво на образование. Но в ст. 26 написано: «Начальное образование дслжно быть обязательным...» Вы согласны с этой обязанностью?
Пример2. Конвенция о правах ребенка. Статья 13 «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение...».
Это значит, что вы можете высказать свою точку зрения по любому интересуюдсму вас вопросу, и не только ваши сверстники, но и взрослые не должны вам в этом мешать.
Однако помните: одно дело — не мешать говорить то, что считаете нужным, а другое — захотеть вас выслушать. Для того чтобы к вам прислушались надо не просто «стоять на своем», но доказывать, обосновывать свою гочку зрения, быть убедительным. Нельзя выражать свое мнение, оскорбляя и обижая других людей.
Что означает право выражать свое мнение? В каких случаях родители выслушивают ваше мнение? Что нужно делать, чтобы с вашей точкой зрения считались? В какой форме не следует выражать свое мнение? Вспомните ситуацию из школьной жизни, когда дети выражают свое мнение.
На уроке должно быть определенное соотношение между изложением материала учителем и содержанием учебника.
В учебнике раскрываются основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Задача учителя — умело вплетать материал параграфа в содержание урока. Здесь есть свои правила. Недопустимо сводить изложение материала учителем к пересказу учебника, так как дети быстро это замечают и теряют интерес не только к уроку, но и к предмету. Если же учитель, напротив, построит изложение на других основных фактах или в иной логике, то учащиеся, работая дома над параграфом, вынуждены будут переосмысливать тему заново. В этом случае материал по теме может быть вообще не усвоен учащимися.
Учитель при подготовке к уроку определяет, что он изложит сам, что ученики проработают самостоятельно в ходе урока и дома. Но при выборе он все-таки отталкивается от содержания учебника и его методического оснащения.
Содержание учебника включает основной (теоретический и фактический) материал, дополнительный (документы, справки), пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии). Базовые знания составляют примерно 1/3 содержания, 2/3 составляет дополнительный материал, призванный проиллюстрировать и раскрыть эти знания. К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, схемы, графики, вопросы и задания.
Соотношение между изложением материала учителем и содержанием учебника зависит от возрастной группы. В младших классах задание самостоятельно познакомиться с учебным материалом возможно только с частными, относительно второстепенными и легко усваиваемыми эпизодами. Освоение основного содержания параграфа по истории происходит под руководством учителя на уроке, дома остается только закрепить полученные знания. Учитывая такие факторы, как особенности класса, место урока обществознания в сетке занятий, тему и др., учитель определяет пропорции между содержанием учебника и дополнительным материалом. Разъяснению на уроке также подлежат иллюстрации, схемы, карты и задания.
Словесный метод даст оптимальный педагогический результат в том случае, когда доступный теоретический уровень знаний для учащихся, убедительность выводов сочетаются в изложении материала с ясностью, образностью и эмоциональностью.
2.6. Виды наглядных методов обучения и приемы
работы с ними
Наглядные методы обучения — это способы организации дея- гсльности учащихся по приобретению ими знаний на основе на- I лядных пособий. Главной особенностью этого метода является го, что основным источником информации является не слово, а различного рода объекты, явления, технические и наглядные средства. Наглядный метод применяется в сочетании со словесным и практическим. Их использование помогает конкретизировать знания учеников, полученных наглядным методом.
На основе наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом, о жизни общества в настоящем. При изложении событий наглядность частично заменяет описательный и повествовательный материал, повышает его содержательность, сокращая при этом затрачиваемое на него время. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Полученные дополнительно знания расширяют кругозор детей, способствуют укреплению связи обучения с жизнью.
Наглядный метод выполняет несколько важных функций:
- наглядно-чувственная: получение информации с помощью анализаторов;
- эстетическая: учиться видеть красоту, находить ее;
- эмоциональная: откликаться эмоционально на увиденное, сопереживать, чувствовать настроение;
- развивающая: развивать наблюдательность, внимание, мышление, речь;
- воспитывающая: воспитывать вкус, чувство меры, гармонии, красоты.
При использовании наглядности на уроке необходимо соблюдать ряд условий:
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учеников;
- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
- наглядный объект должен быть хорошо виден всем;
- используемая наглядность должна быть согласована содержанием материала.
Наглядность — «один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов и явлений». Этот принцип был обоснован и сформулирован еще в XVI веке Я. А. Комен- ским. На его основе определяются виды наглядности и их классификации. Существуют несколько классификаций, выделенных поразным основаниям: по признакам, характеру и содержанию наглядных средств, по способу изображения.
Первая классификация различает внутреннюю или словеснообразную (литературные образы, примеры из жизни) и внешнюю или предметную (натуральные предметы и их всевозможное изображение) наглядность. Классификация по характеру исторического образа выделяет наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую. Классификация по способу изображения включает печатную, аудиовизуальную, компьютерную наглядность. В классификацию по содержанию наглядных средств входят: естественная монументальная наглядность (подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места. Например, «дорога жизни» в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Новгороде); подлинные предметы материальной культуры (археологические находки); специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели); изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции); условно-графическая наглядность (схемы, аппликации, исторические карты, графики, диаграммы); кинофильмы, мультфильмы, аудиозаписи, компакт-диски.
В современных условиях на уроках обществознания в начальной школе чаще всего используется изобразительный и условнографический, реже предметные виды.
Учебные картины. Это наглядные пособия, специально созданные художниками к темам школьного курса. К такой картине предъявляются определенные педагогические требования: она должна быть большого размера, яркой, с правдиво выраженным сюжетом. Однако в современной школе такие картины редкость. Учителя обществоведческих дисциплин чаще используют репродукции известных художников XVIII —XX вв. Картины, используемые на уроке, подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические, портреты.
Событийные картины дают представление о конкретных исторических событиях. Они требуют сюжетного рассказа или беседы. К ним относятся: «Крещение киевлян» К. В.Лебедева; «После побоища»
B. М. Васнецова; «Поединок Пересвета с Челубёем» М. И. Авилова; «Иван III топчет ханскую грамоту» А. Д. Кившенко и др.
Типологические картины воспроизводят сюжеты, типичные для изучаемой эпохи. Их лучше использовать для беседы.
Например: «Новгородское вече» А. М. Васнецова; «Баскаки»
C. В. Иванова; «Полюдье» К. В. Лебедева; «Косцы» Г. Г. Мясоедо- ва; «Кремль при Иване Калите» А. М. Васнецова; «Школа Московской Руси» Б. М. Кустодиева и др.
Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. Здесь уместнее применить описание. Например: «Троица» Андрея Рублева, литография «Большой театр» И. И. Вивьена, автолитография «Разъезд из Александ- ринского театра» Р. В. Жуковского и др.
Картины-портреты хорошо сочетать с характеристикой. К ним относятся: «Александр Невский» П.Д. Корина, «Царь Иван Грозный» В. М. Васнецова, «Царь Алексей Михайлович» С.Лопуцко- 10, «Петр Великий» В. А. Серова и др.
Картины можно использовать на различных этапах урока. Они могут стать завязкой урока, быть включены в процесс изложения нового материала, а также служить средством обобщения и закрепления знаний в конце урока.
На уроке картины используют с различными целями: как исходный источник знаний, как зрительную опору для рассказа учителя.
Работа по картине идет по определенным правилам, независимо от того, с каким словесным методом она сочетается.
Картина должна быть показана ученикам в нужный момент.
Сначала учащимся дается некоторое время для самостоятельного восприятия картины в целом, а затем предлагаются задания.
Варианты заданий:
- придумать название к картине;
- вести наблюдение по картине по вопросам учителя;
- составить свои вопросы к картине;
- написать сочинение;
- придумать за действующих лиц диалог;
- инсценировать сюжет;
- составить рассказ по картине;
- сделать описание отдельных сюжетов.
Устный рассказ, диалог действующих лиц, инсценировка, сочинение — эти задания возможны только после предварительной работы с картиной — беседы.
В результате постоянной последовательной кропотливой работы с учебными картинами учащиеся научаться их «читать», анализировать, делать выводы. Картина перестанет быть для них предметом украшения дома, экспонатом музея, поскольку станет понятным носителем существенной исторической информации.
Иллюстрации в учебнике. Сегодняшние учебники по истории, экономике и праву хорошо обеспечены иллюстрациями. А поскольку учебные картины стали в школе редкостью, то учителя в основном работают с наглядностью учебника. И в этом есть свой плюс.
У многих школьников слабое зрение, а иллюстрация позволяет рассмотреть ее на нужном для ребенка расстоянии. Каждый ученик в силу своих особенностей имеет возможность рассматривать изображение с определенной скоростью. Немаловажное значение имеет и то, что картину можно потрогать. От грикосновения изображение становится понятнее.
Для учителя наличие нужных иллюстраций в учебнике во многом облегчает подготовку к уроку, так как они всегда под рукой. Это особенно важно при сравнении нескольких сюжетов. Кроме того, иллюстрации уже методически запрограммированы, т.е. имеют задание, предложенное авторами учебника. Учителю остается его дополнить или подкорректировать, исходя из возможностей класса. Минусом могут стать плохое полиграфическое качество и отсутствие новизны.
Как и учебные картины, иллюстрации в учебнике делятся на событийные, типологические, культурно-исторические, картины- портреты.
Методические приемы работы с иллюстрациями: беседа, опи- сание.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1152 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!