Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пример. Иллюстрация «План г. Москвы 1612 г



Иллюстрация «План г. Москвы 1612 г. и ее строительство». (При рабо­те с этой иллюстрацией уместно сопровождать ее анализ аппликацией или рисунком на доске.)

Учитель. Какую геометрическую фигуру напоминает план Моск­вы? По кругу располагались оборонительные сооружения — крепостные стены, башни, хорошо укрепленные ворота.

Посчитайте, сколько оборонительных линий было построено в Мос­кве к 1612 г.? Для чего строили укрепления?

Начиналась Москва с Красного Кремля. Дополнительной преградой для врага были реки. Жителей города становилось больше. Старый Кремль не мог вместить всех. Так появился Китай-город. На с. 38, третий абзац снизу, объясняется, почему он так назван. Позже появился Белый город. Думаю, что вы догадались, почему его так назвали. Он строился при Дмитрии Ивановиче Донском в XIV в. На строительстве этой оборони­тельной линии трудились все москвичи. Мастера укладывали кирпич, подмастерья готовили раствор, разнорабочие подвозили на тачках кир­пич. Работали споро, дружно. Поэтому Белый город был построен очень быстро.

В конце XVI в. москвичи по приказу Бориса Годунова возводили Зем­ляной город. Разросся город, и увеличилось количество ворот. Прочтем их названия. Назовите ворота, которые получили название по имени дру­гого города. Есть ворота, которые получили имя по районам Москвы или по названию ближайшей церкви.

Рассмотрите рисунки и план Москвы. Какой строительный материал использовали горожане? Какие здания строились из камня или кирпи­ча? Какие из дерева? Почему? Какая опасность подстерегала дома моск­вичей?

Город неоднократно горел и перестраивался. Однако крепостные сте­пы, созданные средневековыми строителями, сохранили общую форму Москвы.

Иллюстративный материал учебника можно разделить на не­сколько видов: репродукции с художественных картин, рисунки, сделанные художником-оформителем по заказу авторов учебни­ка; фотографии.

В теории школьного учебника и методике преподавания обще- ствознания выделены несколько типов иллюстраций по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними. Дополнитель­ные иллюстрации служат либо наглядным пояснением к тексту, как бы следуя за ним, либо изображение дополняет материал, отсылает к тексту с тем, чтобы разъяснить непонятное в нагляд­ном образе.

Иллюстрации по своей смысловой нагрузке могут выполнять равноправную с текстом функцию, тогда их называют равноправ­ными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте. Неза­висимые иллюстрации выступают в качестве самостоятельного ис­точника получения знаний.

В начальной школе присутствуют все три типа, но активная работа ведется с дополнительными и равноправными иллюстра­циями.

Приемы работы с иллюстрациями на уроках истории такие же, как и с учебными картинами, но есть дополнение. В младших классах на уроке истории можно дать задание: найти в параграфе отры­вок, соответствующий изображению, провести сопоставительный анализ.

Этот прием является первым шагом в развитии аналитических способностей школьников, что поможет им в старших классах анализировать наглядность на более сложном уровне.

Домашним заданием может стать составление рассказа от лица главного персонажа, постороннего наблюдателя (путешествие во времени) или диалога участников событий (при условии, что обсуждение иллюстрации проводилось в классе).

В учебниках права и экономики наглядность во многом отли­чается от иллюстраций учебников истории. Здесь много сказоч­ных и вымышленных персонажей, комиксных рисунков, кари­катур. В учебное пособие могут быть введены главные герои, благодаря которым возникает проблемная ситуация. Это оправ­дано содержанием учебных дисциплин. Как уже отмечалось, об- ществознание насыщено абстрактными понятиями и представ­лениями. Например: характер человека, его настроение, право на собственность. Лучшим вариантом изложения материала бу­дет фантастический рассказ или сказка с соответствующими иллюстрациями.Иллюстрации подразделяются на четыре группы. Каждая из них выполняет свою содержательную функцию и от этого зависит методический прием работы с ней.

Первая группа — это изображения главных героев, провоциру­ющих проблемную ситуацию. Например: Анюта и Илюша (Дани­лов Д. Д., Тырин С. В. «Вводный курс истории и обществозна- ния»), Белка и ее друзья (Смирнова Т. В. «Белка и компания»), Мудрик и Ваня (Рубе В. А., Шабельник Е.С. «Зачем нужны нало­ги» и т.д.). Они являются стержнем всего содержания учебника. Подробное знакомство с ними происходит на первом уроке. В даль­нейшем их появление на страницах учебника образно и эмоцио­нально выражает или усиливает проблемную ситуацию. Они явля­ются символом, логотипом проблемы, ее фоном. Чаще всего к героям вопрос не требуется, он может быть сформулирован авто­рами учебника подрисуночной подписью или постановкой про­блемы в названии темы.

Вторая группа — сюжеты из истории и жизни общества, до­полняющие текст учебника, служат основой для беседы. Напом­ним, что беседа является ведущим методом на уроках общество- знания. Иллюстрация помогает ее начать, поддерживать в ходе всего урока. Поэтому наглядность уместна в течение всего урока, но нужно придерживаться принципов необходимости и достаточ­ности.

В некоторых учебниках дается целый ряд изображений. В этом случае их рассматривают каждое в отдельности, потом сравнива­ют и на этой основе делают вывод.

Пример. Дана иллюстрация из сказки. Необходимо вспомнить ее на­звание, сюжет, выяснить обстоятельства изображенной ситуации, срав­нить с текстом учебника и сделать вывод.

Сюжетный рисунок или фотография рассматриваются с помо­щью вопросов: кто? что делает (что случилось)? где? почему? по­следствия? Вывод.

При объяснении наглядность комментирует слова учителя, со­здает ассоциацию понятия и закрепляет его в памяти ребенка в общей форме, на уровне ощущения.

При работе с иллюстрациями учитель обращает внимание де­тей на изображение в учебнике и подпись к нему.

Третья группа — условные значки к заданиям, к ключевым по­нятиям. Они расположены в самом тексте или в конце параграфа и призваны привлечь внимание ребенка. Школьники знакомятся с ними в начале учебного года при пояснении домашнего задания.

Четвертая группа — равноценные тексту иллюстрации, фото­графии, рисунки.

Разнообразие иллюстративного материала помогает учителю сделать урок насыщенным, интересным, продуктивным.

Меловой рисунок. Мел и доска для учителя общественных дис- циплин порой бывают не только средством для изображения, но и настоящей палочкой-выручалочкой в непредвиденных ситуа­циях. Но все-таки чаще меловой рисунок планируется накануне урока.

Учителя охотно используют меловой рисунок благодаря его доходчивости, быстроте его выполнения и, следовательно, боль­шой экономии на уроке. Рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения, благодаря чему значительно облегчается процесс восприятия материала, активизируется внимание.

Все детали рисунка вводятся учителем постепенно, именно поэтому они воспринимаются учащимися последовательно. Это обстоятельство определяет создание более глубокого и осмыслен­ного образа.

Схематичный рисунок передает наиболее существенные черты предмета, что способствует формированию понятий и представ­лений. При помощи такого изображения раскрывается логическая последовательность события, явления.

Доходчивость мелового рисунка возрастает при использовании разноцветных мелков.

Рисунок учителя на доске обычно служит примером для под­ражания, ребята производят вместо записей эскизные зарисовки в своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, пере­ключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.

Он привлекателен еще и тем, что его можно «подправить», обновить.

Меловой рисунок используется для воссоздания образа и внут­реннего устройства материальных предметов (вещей, орудий тру­да, зданий), а также военных сражений, социально-экономиче­ских и культурных явлений.

Образная речь учителя, его жесты при выполнении рисунка помогают учащимся видеть общественную жизнь в динамике.

Аппликация. Это вырезание по контуру из бумаги изображе­ния типичных для изучаемой эпохи предметов или представите­лей различных общественных групп. Ее можно применять в соче­тании с рисунком. Она привлекательна тем, что красочна, под­вижна, легка в употреблении (к доске прикрепляется скотчем или магнитом), сравнительно долговечна. Аппликацию могут сделать и сам педагог, и дети под его руководством. Работа с аппликацией похожа на игру: оперируя силуэтом предмета, учи­тель, а вместе с ним и ученики оказываются внутри события, становятся его участниками. С силуэтами можно поиграть после урока.

Фигуры-символы размещаются на классной доске по ходу рас крытия события, если нужно, соединяются или разъединяются меловыми линиями, стрелками, рамками, раскрывая в нагляд» ной форме связи и отношения между историческими явлениями, Перемещая или заменяя фигуры, учитель показывает развитие явлений, изменение связей и отношений между ними. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конкретном действии, создает зрительный образ.

Аппликация эффективна при рассказе о военных сражениях, таких, как Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородино и т.д.

Если аппликация узнаваема без пояснения учителя и четко ас­социируется у учеников с обозначаемым предметом или явлени­ем, то она без труда выполнит на уроке свою роль.

Предметная наглядность. При показе предметов необходимо соблюдать общие условия демонстрации наглядности. Особенность! показа объемных предметов заключается в том, что:

- предмет можно рассматривать со всех сторон;

- предмет можно дать ребятам в руки;

- возможна другая организация пространства: дети встают в круг (так легче рассматривать макеты города, усадьбы, храма и т.д.). При демонстрации предметной наглядности уместны такие мето­дические приемы, как беседа и описание.

Видеоматериал. Любой видеоматериал просматривается учите­лем накануне урока. Отбирается нужное учебное содержание объе­мом в пределах 15 минут. Задание учащимся дается заранее, до де­монстрации сюжета. Возможна запись задания на доске или в тет­ради. По окончании просмотра сюжета детям повторяется задание, определяется время его выполнения и параметры оценивания.

Варианты заданий: ответить на вопросы, составить характери­стику героя, пересказать сюжет.

Видеоматериал интересен тем, что учитель может остановить кадр, вернуться назад, обращая внимание учеников на важные моменты сюжета, объясняя их или комментируя.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2527 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...