![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В экономическом поведении наряду с общепринятыми встречаются и девиантные его проявления (лат. deviatio - отклонение). Понятие девиантное поведение разработано в социологии. Девиантным называют отклоняющееся (от норм) поведение, т.е. не соответствующее общепринятым в обществе нормам, которые или нарушаются, или отвергаются. В социологической науке для выяснения природы и причин этого сложного социального явления, используются трактовки девиации, разработанные позиций различных теоретических подходов, - функционального (Дюркгейм, Парсон, Мертоне), психологического (Фрейд), инте- ракционистского (Беккер), феноменологического (Гофман).
8 социологической науке разработана также общая классификация типов девиантного поведения. Различают не только негативное, но и позитивное девиантное поведение, примером которого может быть гениальность, социальные инновации.
К негативному девиантному поведению относят аморальное и правонарушающее поведение.
Аморальное поведение - поведение, нарушающее моральные нормы, включая, деструктивное поведение, причиняющее вред самой личности (накопительство, мазохизм), и асоциальное поведение, причиняющее вред и самому человеку, и общностям, в * которые он входит (алкоголизм, наркомания, самоубийство). |
Правонарушающее поведение - поведение, нарушающее правовые нормы. В них включают: 1) правовые проступки - административные правонарушения, выражающиеся в нарушении общественного порядка и спокойствия граждан и дисциплинарные проступки (прогулы, нарушения правил охраны труда), ответственность за которые предусмотрена законодательством об административных правонарушениях и трудовым законодательством; 2) делинквентное поведение (англ.delingvency - правона- 1 рушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение, выражающееся в поступках (действиях или бездействиях), наносящих вред отдельным гражданам и обществу в целом, которые связаны с посягательством на права, свободы, собственность человека и юридических лиц, влекущим за собой установленные законодательством меры ответственности; 3) преступление - общественно опасные деяния, которые влекут за собой уголовную ответственность.
Важное методологическое значение для понимания девиантного поведения в условиях переходной экономики имеет понятие «аномии», введенное Э. Дюркгеймом для описания общества, в котором происходит ослабление институциональных структур и возникает ценностно-нормативный вакуум. Представляет интерес для изучения обществ с переходной экономикой теория аномии Р. Мертона. Американский социолог объяснял аномию как следствие нарушения равновесия между целями и интересами, заданными культурой данного общества и институционально санкционированными в нем способами их достижения. В ситуации невозможности реализации целей предписанными способами Р. Мер- юн выделил пять возможных альтернативных вариантов адаптации индивидов: конформизм - принятие целей и средств их достижения, предложенных обществом; новаторство - отрицание существующих средств; ритуализм - отрицание старых целей; ритизм - отрицание целей и средств, уход от мира; мятеж- отрицание целей и средств, замена их новыми.
В сфере экономики пока отсутствует общепринятая классификация девиантного поведения. К девиантному экономическому поведению относят весьма широкий круг явлений, обозначаемых как деятельность в теневой, скрытой, фиктивной, тайной, подпольной, неофициальной, параллельной, иррегулярной, «серой», «черной» экономике. В курсе экономической социологии для характеристики девиантного поведения в экономике используются преимущественно понятия: организационно-трудовые нарушения, «цельность в неформальной и теневой экономике, неправовая д<«цельность, нелегальная (противозаконная) деятельность.
Большое количество подходов к определению сущности теневой экономики подтверждает необходимость изучения этого сложного экономического феномена и не только экономическими, но и социологическими средствами. Западные ученые (Дж. Блэк) рассматривают деятельность в теневой экономике как скрываемую от прямого статистического учета или уводимую из-под налогообложения. Более расширенным является определение теневой экономики как деятельности, не учитываемой в исчислении национального дохода либо потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна.
В отечественной традиции при определении сущности тене- вой экономики внимание обращается на признак неконтролируемости (контролируемые государством процессы не рассматрива- ются я теневыми или скрытыми). Определение понятий «теневая»,
«скрытая» экономика иногда уточняется с помощью понятия «незаконная». Однако необходимо разграничивать понятия законной и незаконной финансово-хозяйственной деятельности в теневой экономике. Под теневой (неконтролируемой) экономикой понимается совокупность не только нелегальных, но и в принципе легальных финансово-хозяйственных операций, но не всегда выявляемых открытыми проверочными методами, и, следовательно, неформальных по отношению к формальной экономике.
Учитывая все эти моменты, в курсе экономической социологии в качестве исходного рассматривается понятие «неформальная экономика» (В.В. Радаев, Г.Н. Соколова), которым обозначают всю совокупность финансово-хозяйственных операций и действий, не отраженную в статистических отчетах и не зафиксированную в контрактах. В неформальную экономику включается:
1) легальная экономическая деятельность, не нарушающая законодательных норм или прав других хозяйственных субъектов, но не попадающая в отчеты в результате неполного охвата единиц наблюдения (натуральное семейное производство, внутрисемейный подряд); 2) полу правовая экономическая деятельность, в целом соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы (уклонение от налогов, трудовой найм без оформления); 3) неправовая, деятельность, т.е. нерегламентированная действующим законом, находящаяся вне правого поля (деятельность финансовых пирамид, «приватизация» государственной собственности); 4) нелегальная деятельность, запрещенная законом и систематически его нарушающая.
Причины девиантного поведению в сфере экономики различны. Среди них можно выделить: 1) Объективные обстоятельства - противоречия между принятыми в обществе институциональными и правовыми нормами и реальными хозяйственными практиками; между доминирующей в обществе культурой и разнообразными субкультурами, в том числе, делинквентных групп; системный кризис общества, т.е. переходное состояние его институциональных и правовых структур, поведенческих, в том числе хозяйственных, практик. 2) Субъективные причины, связанные с особенностями социализации индивида, ограниченностью его способностей к нормативному поведению (ориентация на инновации или утрата морально-ценностных и целевых ориентиров), просто отсутствие правовой культуры; несоответствие социального статуса личности ее социальными ожиданиями (социально-сравнительный мотив, ориентация на престижное потребление).
Криминальное поведение (экономическое преступление). Нелегальная или противоправная финансово-хозяйственная деятельность - это криминальная деятельность и поведение, или экономическое преступление. В соответствии с действующим законодательством к нелегальной экономической деятельности относят: незаконное изготовление оружия; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, сбыт наркотических средств; организацию или содержание притонов для занятия проституцией; выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности; торговлю людьми, рэкет, контрабанду, коррупцию, мошенничество, если оно совершается с помощью финансово-хозяйственных операций.
Экономическая преступность может проникать во все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю, сферу обслуживания, что требует ее комплексного изучения посредством экономических и социологических методов. Причины возникновения криминальной экономики различны для разных регионов мира, общим для всех моментом является их социально-экономическая природа.
Наиболее распространенными причинами возникновения данного явления можно считать экономическую нестабильность или кризисное состояние экономики, что заставляет предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности, максимизировать прибыль всеми возможными способами; политическую и правовую нестабильность, что также порождает психологию временщика (незащищенность прав собственности, высокий уровень налогообложения - налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимула к активности), стимулирует его теневую деятельность; неблагоприятный социальный фон (растущая безработица, обнищание и маргинализация общества, потоки беженцев) также является благоприятным фактором для расширения нелегальной теневой занятости.
Все эти причины взаимосвязаны, взаимно усиливают друг друга и коррелируют с фактором культуры, состоянием общества в целом, субкультурой предпринимательских и мафиозных структур. В условиях переходной экономики, когда формируется новая институциональная среда для функционирования рыночной экономики, практическая деятельность многих хозяйствующих субъектов осуществляется в рамках как легального, так и полулегально-
го, а порой и криминального оборотов. Проблема девиантного экономического поведения в обществах переходного типа более масштабна по сравнению с развитыми рыночными и демократическими системами, потому, что процесс формирования правовой основы хозяйственной жизни, новых хозяйственных практик и стереотипов поведения также еще не завершился.
6.5. Экономическое поведение в трансформирующемся обществе
Проблема хозяйственной мотивации и экономического поведения в обществах, находящихся на этапе перехода к рыночной экономике, состоит в том, что в процессе системной трансформации формируются новые социально-экономические структуры и практики, появляются новые субъекты хозяйственной жизни, имеющие разные интересы и неодинаковые ресурсы, разрушена прежняя система мотивов и стимулов.
Это подтверждает ситуация, сложившаяся в нашей республике в начале 1990-х гг. В связи с переходом к рыночной экономике и разрушением прежних институциональных систем, ослабла мотивация к профессиональной, качественной и эффективной работе. Типичным стало несоответствие статуса и престижа (врача, учителя). Коммерсанты, даже мелкие, получили преимущества перед работниками квалифицированного труда. Статус человека во многом стал определяться не столько тем, как он работал, сколько тем, где он работает - в рыночном или государственном секторе: усилилась мотивация к улучшению своего материального положения любым путем, в том числе посредством неправового поведения.
Позитивность же изменений выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения. В этих условиях немаловажное значение имеет социологический анализ тенденций изменения экономического мышления и поведения в условиях перехода к рыночной экономике, исследование степени адаптации к ним населения, восприятия им новых условий хозяйственной деятельности и новой системы стратификации.
Российский социолог Т.И. Заславская предложила модель функциональных типов трансформационного поведения, которая основана на оценке их влияния на эти процессы: 1) достижительные
(повышение статуса) стратегии конструктивного типа - использование новых институциональных, экономических, информационных возможностей для приобретения образования, квалификации, реализации способностей; 2) достижительные стратегии деструктивного типа - криминальное поведение, коррупция, финансовые аферы; 3) достижительные стратегии, неоднозначно влияющие на трансформацию общества - «утечка мозгов»; 4) конструктивные адаптационные стратегии (сохранение или минимальное снижение статуса) - интенсификация труда по основной профессии, совместительство, социальная мобильность); 5) деструктивные адаптационные стратегии (выжить и приспособиться ценой снижения статуса или ухудшения условий жизни) - нисходящая мобильность, отказ от платных услуг, интенсификация работы на «даче»; 6) неоднозначные адаптационные стратегии, которые помогают субъектам сохранить статус (любой приработок), но не влияют на трансформацию общества; 7) регрессивные поведенческие стратегии - обнищание и предельное упрощение образа жизни; 8) разрушительные, агрессивные стратегии - крайние формы протеста.
Эта модель позволяет уловить сложность и противоречивость мотивов деятельности и поведения людей в условиях переходной экономики. Общий, применительно к России, вывод Т.И. Заславской таков, что в современном адаптационном процессе вынужденные адаптации пока преобладают над добровольными, регрессивные - над прогрессивными Она считает, что, несмотря на позитивные сдвиги, сфера неправовых отношений в российском государстве и обществе имеет явную тенденцию к расширению и даже к институционализации неправовых практик. Отклонения социальных и хозяйственных практик от юридических норм приняли столь устойчивый характер, что это грозит деформацией самих институтов. По официальным данным, свыше 15% населения России связано с криминальным миром, доля теневой экономики колеблется в пределах 30-50% [12, с. 345].
В обществах с переходной экономикой многое зависит от эффективности новых социальных институтов, специфики экономической культуры данного общества, способности государства обеспечить экономическую и политическую стабильность. Эффективность же самих общественных институтов, по мнению Т.И. Заславской, зависит от: 1) взаимного соответствия юридических и социокультурных норм, заложенных в культуре данного общества;
2) соответствия реальных практик правовым нормам [12, с. 257].
ТЕМА 7
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕГУЛЯТОР
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
7. 1. Понятие и функции экономической культуры.
7.2. Основные компоненты экономической культуры.
7.3. Экономическая культура рыночной экономики.
7.4. Экономическая культура как фактор социально-экономического развития в трансформирующемся обществе.
7.1. Понятие и функции экономической культуры
Важным фактором социально-экономических процессов является экономическая культура, которая, с одной стороны, может рассматриваться как одно из проявлений культуры общества, с другой - имеет свою специфику. Культура (от лат cultura. - возделывание, воспитание, образование) как совокупность материальных и духовных ценностей, возникает только в процессе человеческой деятельности (своего рода «вторая природа») и представляет собой результат и способ этой деятельности.
Основу культуры составляют программы деятельности, поведения и общения, которые в своей совокупности образуют исторически накапливаемый социальный опыт в виде многообразия различных форм знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, социальных целей и ценностных ориентаций [40, с. 478]. Культура включает лишь те материальные и духовные ценности, которые усвоены и разделяемы членами общества, могут передаваться другим людям, последующим поколениям.
Существуют различные трактовки понимания экономической культуры. Первое в отечественной литературе определение экономической культуры принадлежит российским исследователям, Т.И. Заславской и Р.В. Рыбкиной. Экономическая культура рассматривается ими как «совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы экономической активности» [13, с. 110-111].
Известный белорусский исследователь Г.Н. Соколова считает, что в данном определении экономической культуры не в полной мере учитываются два важных момента: 1. Внимание акцентируется на роли культуры в обеспечении преемственности культурного опыта поколений, но не фиксируется сложный и противоречивый процесс культурного развития общества - перо- оценки ценностей и их обновления как неотъемлемый элемент общего воспроизводства культуры. Культура представляет собой двуединый процесс сохранения и воспроизводства культурных ценностей. Это особенно важно в условиях общества с переходной экономикой. 2. Сфера культуры выступает не только в виде предметных форм бытия, но и включена в живую ткань всех общественных взаимосвязей - процесс реальной человеческой деятельности, является результатом творческой деятельности й сферой развития самого человека.
Исходя из этого Г.Н. Соколова предлагает понимать экономическую культуру как способ взаимодействия экономического сознания (отражения экономических отношений и познания экономических законов) и экономического мышления (отражении включенности индивида в экономическую деятельность), регулирующий участие индивидов (социальных групп) в экономической деятельности, степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения [35, с. 193].
Таким образом, экономическая культура рассматривается как особый социальный механизм, обеспечивающий взаимосвязь эко- номического сознания и экономического мышления, регулирую щий в конечном счете экономическое поведение людей. «Чем совершеннее способ этого взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность, чем рациональнее экономическое поведение, тем выше уровень экономической культуры» [Там же].
Каковы особенности экономической культуры как социального механизма, регулирующего экономическое поведение?
1) Экономическая культура также формируется прошлым опытом общественного развития, но включает в себя только те ценности, нормы и предпочтения, которые возникают из внутренних потребностей самой экономики. Экономическая культура яв-
ляется результатом экономической деятельностью людей и представляет собой совокупность экономических знаний, профессиональных навыков, хозяйственных ролей, норм, символов, традиций, необходимых для ее осуществления...
2) Будучи непосредственно связана с экономической деятельностью, экономическая культура имеет прямую организационную направленность на то или иное экономическое поведение. Во многом, определяя состояние экономического сознания и экономического мышления, экономическая культура воплощается в реальной экономической деятельности и призвана регулировать взаимосвязь между экономическим сознанием, экономическим мышлением и экономическим поведением.
3) Эффективность экономической культуры, как социального механизма, регулирующего экономическое поведение, определяется состоянием экономического сознания и экономического мышления. Имеется в виду содержательность и открытость экономического сознания, гибкость и активность экономического мышления, пластичность его стереотипов.
4) Специфика экономической культуры состоит и в том, что результативность ее управления экономическим поведением во многом определяется состоянием тех каналов, посредством которых регулируется взаимосвязь (взаимодействие) экономического сознания и экономического мышления. Такими каналами, являются базовые, т.е. разделяемые большинством населения ценности, нормы (хозяйственные роли) и стереотипы хозяйственного поведения [35, с. 194-195].
Основное назначение экономической культуры состоит в сохранении и передаче от поколения к поколению лучших образцов хозяйственной деятельности, знаний, навыков, традиций, ценностей и одновременно обеспечение их постоянного обновления. Среди функций экономической культуры различают функции социальной памяти, социализации, трансляционную, селекционную и инновационную [35, с. 196-206]. Следует обратить внимание на сложный характер взаимосвязи функции сохранения традиционных ценностей и инновационной функции экономической культуры, связанной с необходимостью обновления способов реализации хозяйственной практики.
Ключ к пониманию этой проблемы дает концепция «культурного ядра». По мнению российского исследователя А.И. Ракитова, любую культуру следует рассматривать как двухкомпонентную структуру - ядро культуры и защитный пояс. «Ядро» концентрирует в себе ментальную информацию - нормы, эталоны и правила деятельности, систему ценностей, выработанных в реальной исторической практике данного этнического, религиозно-культурного или социально-экономического сообщества людей. Эта информация через систему воспитания и образования транслируется от поколения к поколению. Структурами, посредством которых сохраняется и воспроизводится ментальная информация, являются языковые структуры, мифология, фольклор, национальные и социальные традиции, обычаи, привычки, стереотипы, правила бытового поведения, ритуалы.
Главная функция ядра культуры состоит в обеспечении стабильности социума. Это возможно при условии высокой устойчивости минимальной изменчивости ценностей, образующих культурное ядро. Защитный же пояс культуры - это своеобразные фильтрующие социальные механизмы, пропускающие информацию самого ядра во все структурные компоненты социума, и, в свою очередь, активно поглощающие информацию извне. В условиях социальной трансформации возрастает значение ментальных ценностей жизни.
7.2. Основные компоненты экономической культуры
Экономическая культура - сложное явление, пронизывающее все стороны экономической деятельности людей. Она проявляется:
1) в виде духовных побуждений и ориентаций человека (ценности, нормы, традиции, стереотипы);
2) в стиле (способах) экономического поведения, отражающих реализацию ценностных установок в практической хозяйственной деятельности;
3) в «опредмеченных» формах этой практической деятельности - в инфраструктуре экономической сферы (здания, сооружения, средства труда, служащие хозяйственным целям);
4) в институциональном виде, будучи закрепленной в экономических институтах, их функциях и принципах деятельности.
Современное направление социально-экономической мысли - новая институциональная экономика - понимает социальные институты не только как структуры и организации, непосредственно и целенаправленно занимающиеся формированием условий, стимулирующих, ограничивающих, контролирующих хозяйственную деятельность людей, но и как законодательно оформленные или исторически сложившиеся нормы, традиции, обычаи, влияющие на экономическое поведение людей.
В структуре экономической культуры выделяют три компонента: 1) когнитивный - знания, умения, навыки; 2) ценностный - ценности, нормы, идеалы; 3) поведенческий (способы поведения и идентификации) -традиции, символы, стереотипы, установки, роли.
Экономические знания и хозяйственные навыки - результат познания экономических явлений и процессов (посредством образования и на основе опыта) и приобретения умения выполнять конкретные виды хозяйственной деятельности.
Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей, принадлежащих к данной культуре, представления о нужном и должном, определяющие направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.
Социальные нормы - управляющие поведением человека обобщенные правила, стандарты, регулирующие поведение людей и общественную жизнь в целом в соответствии с ценностями определенной культуры.
Традиции - исторически сложившиеся и социально одобряемые формы поведения или отношения к чему-либо.
Символы - вещи или явления, наделенные смыслом. Отличительным свойством символа является его лаконичность, однозначность и понятность для всех разделяющих данную систему ценностей.
Хозяйственная роль - набор нормативных требований предъявляемых к определенной профессиональной группе, исходя из ее положения и значимости в общественном воспроизводстве; ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом (позицией) в системе экономических взаимодействий.
Ядром любой культуры является ценностно-нормативная система жизни. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и ориентируют человека в реальном обществе, выступают критерием в оценках конкретных социальных ситуаций. По М. Веберу, в общей структуре мотивации человеческой деятельности ценности представляют один из четырех важнейших видов мотивов, наряду с традициями, аффектами (эмоциями), целями
В литературе можно встретить различные определения ценности: представление о нужном (должном); стандарт, норма, идеал; предмет всякого интереса, предпочтения, оценки. Эти определения не противоречат друг другу. Ценностная система общества
имеет сложную и многоуровневую структуру. Ценности различают: 1) по их предметному содержанию - духовные, материальные, экономические, социальные, политические и т.п.; 2) по роли в обеспечении жизнедеятельности людей - терминальные, общечеловеческие, инструментальные; 3) по функциональной направленности - интегрирующие и дифференцирующие 4) по силе воздействия - идеалы, представляющие не только должную, но и желанную цель; нормы - правила, образцы.
Важной формой выражения ценностей являются нормы, которые производим от социальных ценностей и основываются на них. Если социальные ценности определяют общие линии регуляции поведения людей в условиях данной культуры, то социальные нормы - конкретные установки в отношении такого поведения - их образцы
Наряду с нормами, поддерживающими социальный порядок, Т. Парсонс выделял экономические, политические, культурные. Экономические нормы могут опираться и на юридические нормы, фиксироваться правовыми актами (Конституция, свод законов, указы), и выступать в виде «неписаных законов» (традиции, обычаи, мораль).
Нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, формируют ожидаемое для окружающих поведение. Функции нормы в том и состоят, чтобы исключить влияние случайных, субъективных мотивов и обстоятельств, обеспечить предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения людей в экономической сфере. Посредством норм обеспечивается устойчивое добровольное и сознательное сотрудничество людей в соответствии с общественно одобряемыми целями. Именно в сфере нормативного регулировании экономического поведения взаимодействуют моральные и правовые, объективные и субъективные компоненты экономической культуры
7.3. Экономическая культура рыночной экономики
Изучением специфики экономической культуры в условиях рыночной экономики занимались многие исследователи. В работе "Протестантская этика и дух капитализма» (1905) М. Вебер высказал идею, что определяющей чертой экономической культуры европейских стран в условиях развития рыночных отноше-
ний стала прогрессирующая рационализация жизни. Он считал, что в формировании рыночной экономической культуры важная роль принадлежала протестантской трудовой этике, ориентирующей человека на трудолюбие, бережливость, честность, материальный аскетизм.
Важной составляющей концепции экономической культуры является теория социального и рыночного характера Э. Фромма. Социальный характер по Э. Фрому, - это общая для большинства представителей одной и той же культуры система стремлений, ориентаций, установок. Рынок способствовал развитию таких положительных ориентаций, как практичность, бережливость, старательность, сдержанность, осмотрительность, упорство, хладнокровие, приверженность порядку. Одновременно, Э. Фромм отмечал, что рыночные отношения способствовали закреплению в социальном характере таких установок и норм, как скупость, собственничество, стяжательство, эксплуататорская ориентация, подозрительность, холодность, обеспокоенность, одержимость.
Главная же негативная тенденция изменений в социальном характере, по Э. Фромму, - это отчуждение, при котором человек становится как бы отстраненным от самого себя, перестает быть творцом, превращается в слугу, сделанных его руками идолов - власти, денег, рекламы и т.д. Для рыночного характера свойственно истолкование жизни как коммерческого предприятия. «Цель рыночного характера - полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей» [2, с. 148].
В силу двойственности и противоречивости своих ценностных оснований, рыночная экономическая культура может приобретать различное содержание в конкретном социокультурном пространстве. Современная цивилизованная рыночная система, сформировавшаяся в обществах социально-ориентированной экономики, характеризуется высокой культурой хозяйственной деятельности.
Российские социологи Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина, В.В. Радаев считают, что экономическую культуру, соответствующую цивилизованной рыночной экономике отличают следующие характеристики: 1) экономическая рациональность - способность осуществлять хозяйственную деятельность исходя из соображений экономической выгоды; 2) высокий уровень инновационности - способность усваивать новые модели хозяйственной деятельности 3) диверсифицированность хозяйственных ролей; 4) высокая субъективность - ориентация на индивидуальную самореализацию; 5) культура партнерских трудовых отношений между нанимателем, наемным работником и государством; 6) ориентация не только на групповые, но и институциональные ценности (гражданские, правовые); высокая трудовая мораль и право- послушание-, 7) политическая нейтральность - независимость экономической куль туры от деятельности партий и влияния идеологий
Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 1360 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!