Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел 2. Миссия России 1 страница



Существует. Человечество является сложной нелинейной (т.е. развивающейся по вероятностным законам) самоорганизующейся открытой системой. А такие системы изучаются новым метанаправлением - синергетикой, появившейся в середине ХХ столетия[11]. Вот, коротко, ее базовые принципы:

1. Любая сложная система имеет цель-сценарий своего развития, которые находятся вне данной системы и от которых она получает управляющие воздействия, не позволяющие ей «сбиться с курса». Цель-сценарий в синергетике называют аттрактором (от английского attractor — притягиватель). Для удобства дальнейшего разговора я буду называть цель-сценарий - «управляющей инстанцией» (УИ).

2. Только находясь «в луче» управляющей инстанции (по аналогии — пока капитан судна видит маяк), система может успешно развиваться в соответствии со своей целью-сценарием; «выпадая» же из ее «луча», система весьма быстро «ложится на траекторию», ведущую к катастрофе.

А если так, то и человеческое общество должно иметь цель-сценарий своей эволюции: «Главную управляющую инстанцию» (далее - ГУИ).

Это и есть тот самый «надчеловеческий фактор», о котором шла речь выше.

[Подчеркну: христианская, в частности православная, «картина мира» также утверждает, что существует некоторая духовная структура, лишь «подключившись» к которой человек получает возможность правильно выстроить свой жизненный сценарий - «Царство Небесное». Таким образом, понятия Главная управляющая инстанция (ГУИ) и «Царство Небесное» обозначают одну и ту же Реальность. Есть и еще одно «соответствие» категорий синергетики - исходным христианским понятиям. Триада: Создатель - ГУИ - Луч ГУИ тождественна триаде: Бог Отец — Бог Сын — Бог Дух Святой.

Кроме того, Читателю, полагаю, доводилось слышать следующее выражение для характеристики построенного недавно храма: в нем уже хорошо - он «намолен». Если пользоваться «синергетической» терминологией: усилиями настоятеля, его помощников и активных прихожан вновь построенный храм - «подключен» к ГУИ. Далее, известен эффект от искренней молитвы в храме — у верующего вдруг начинают буквально литься слезы: в этом случае говорят, что на человека «сошла благодать». В «синергетической» терминологии это означает: верующему удалось вступить в «разовый контакт» с лучом ГУИ.

Причина указанных «терминологических соответствий» понятна. 2000 лет назад христианство принесло европейцам, по сути, те же фундаментальные знания о Мироздании, о которых сегодня говорит синергетика. Однако сделано это было в форме, доступной их интеллектуальному развитию.

Указанные соответствия, вне всякого сомнения, создадут базу для плодотворного диалога с Русской Православной Церковью в процессе общей работы по формированию мировоззрения-синтеза.]

В рамках «синергетической парадигмы» возникает возможность так интерпретировать приведенную выше концепцию В.Соловьева. По Замыслу Создателя, европейское человечество на начальном этапе его эволюции было «введено» (с помощью Миссии Христа) «в луч» ГУИ. Второй этап эволюции европейского человечества специально был «организован» Создателем, как его выведение «из луча». И значит, реализация мировоззренческого синтеза означает «возвращение» (на новом «витке спирали») европейского человечества (теперь уже Запада в целом) «в луч» ГУИ.

И следовательно, встает вопрос о том, как практически обеспечить такое возвращение. Сначала выясним, как в принципе ГУИ управляет эволюцией человечества.

Прежде всего, исследователи отмечают, что любые управляющие инстанции (в синергетическом смысле) - это реальные структуры в пространстве и времени. Следовательно, и ГУИ есть некоторая реально существующая структура. Но как в этом случае осуществляется связь между «ведущим и ведомым»?

Современной науке известны 4 типа взаимодействий в природе: электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое (два последних — «обеспечивают» различные виды внутриатомных связей); каждый из этих типов имеет и соответствующее материальное «поле-носитель».

Однако на базе теоретического и практического вклада А.Барченко, Г.Бокия, В.Бехтерева, Л.Васильева, Б.Кажинского, В.Казначеева, А.Акимова, Г.Шипова, Г.Рогозина, И.Смирнова, А.Савина, Б.Ратникова, Ф.Ханцеверова и многих других ныне появились основания говорить о пятом типе взаимодействия — энергоинформационном.

[Вот лишь один «ручеек» из той огромной работы, которая была проведена. В конце 50-х гг. в СССР оказались конфиденциальные материалы о секретных экспериментах, выполненных военно-морским флотом США с помощью первой атомной подводной лодки «Наутилус» и с использованием карт Зенера (листов плотной бумаги с изображением круга, квадрата, креста, звезды, волнистых линий). Вот, коротко, суть экспериментов. Были выбраны два человека, которые обладали возможностью вступать друг с другом в экстрасенсорную связь. Один из них, индуктор («передатчик») остался на берегу (в одном из помещений базы ВМФ); другой, перципиент («приемник») перешел на борт лодки. Лодка вышла в Атлантический океан и крейсировала 16 дней на расстоянии 2000 км. от базы. Ежедневно 2 раза в день в то время, когда, в соответствии с расписанием, лодка находилась в подводном положении - индуктор вскрывал случайным образом выбранный пакет, видел, какая в нем карта и стремился мысленно передать изображение перципиенту. Перципиент должен был воспринять это изображение и зафиксировать (нарисовать) его на листе бумаги. Итоговая статистика экспериментов такова: было зарегистрировано свыше 70% совпадений (по теории вероятности процент совпадений не может превышать 20, обман был исключен полностью - американские ВМФ хотели знать правду).

Рассказывает Анатолий Акимов (1938 — 2007 гг.).

Материалы американских экспериментов стали известны министру радиотехнической промышленности СССР В.Калмыкову. И он поставил вопрос так: если все это правда - то речь в будущем может идти о принципиально новых видах связи; значит, мы не можем оставить это вне нашего поля зрения. Он проявил личную инициативу и создал в «организации п/я 241» (ныне Московский НИИ радиосвязи на Нижегородской улице — Ю.К.) закрытую лабораторию. Она была очень необычной по кадровому составу: кроме электронщиков, в ней работали специалисты по математической статистике, физики-экспериментаторы, врачи-психоневрологи и психиатры.

Обстоятельства сложились так, что в 1959 г., будучи студентом 3-его курса физмата МГУ, я в первый из двух циклов работы оказался в этом НИИ, узнал о лаборатории и получил со временем достаточно полное представление о том, чем она занимается. Один их циклов эксперимента заключался в следующем. Брали кроликов одного помета, которые генетически были тождественны. Одного из них с помощью высоковольтного воздействия на мозг умерщвляли. У парного кролика, который находился на расстоянии свыше 20 км. от первого, снимали электроэнцефалограмму. Результат: практически в 100% опытов в момент смерти первого кролика у второго фиксировался необычайно сильный всплеск в коре головного мозга. Анализируя результаты, сами экспериментаторы не смогли найти им объяснение. Ведь если допустить, что это - радиосвязь, то как возможно, чтобы крайне слабый сигнал, создаваемый одним биологическим объектом, смог преодолеть все препятствия на расстоянии в 20 км. (плотную городскую застройку в Москве) и воздействовать на второй биологический объект! Но тогда — что это? Экспериментальная физика «повисла в воздухе»...

Итак, с одной стороны, эффект есть. И было понятно, что, если на большом расстоянии одно действует на другое, то должно быть материальное поле, которое переносит воздействие от одного объекта к другому. С другой стороны, все это в рамках, традиционных физических представлений объяснить невозможно. Значит, физика неполна, и нужно искать какие-то новые представления, которые могли бы объяснить данное явление.

Была надежда, что может быть проблема разрешится поскольку я постоянно помнил высказывания Нильса Бора, который говорил, что будущая физика должна включать в себя сознание, как равноправный объект, наряду с физическими телами. И только в 80-е гг. поиски увенчались успехом: оказалось, что и то, и другое может найти объяснение в рамках единых представлений, которые были сформулированы на строгом научном уровне в теоретической физике Г.Шиповым, а на уровне моделей и технических решений - мной.]

Итак, есть основания утверждать: 1. Существует отличающийся от всех известных до сих пор вид материального поля (его называют микролептонным или торсионным, хотя используются и иные названия); это поле переносит не столько энергию, сколько информацию и не теряет мощности при прохождении через природные среды. 2. Для этого поля характерны чрезвычайно высокие частотные параметры, и процессы, происходящее на его основе (а это, например, процессы в сфере сознания) можно называть «тонкоматериальными»[12].

И тогда: управление эволюцией человечества со стороны ГУИ является энергоинформационным процессом. Разворачивается же этот процесс как «заточка» человечества (и, разумеется, отдельных людей) в соответствии с Планом Создателя. НО - требуется предварительное «подключение» к ГУИ. Отсюда вопрос: как практически «человек с улицы» может «подключиться» к ГУИ?

Воспользуюсь иллюстрацией, которую предложил Ориген (ранне-христианский теолог 2-3 вв. н.э., который использовал, конечно, иную терминологию).

Ориген показал, что искомое «подключение» можно осуществить через «посредника» - с помощью особого человека (святого, по христианской терминологии). Представим себе, - говорит Ориген, - что «Царство Небесное» (= ГУИ) это гигантский «поток розового масла». Святой (в силу своих особых качеств) от рождения уже подключен к потоку, а значит, получает «от потока» свой «ручеек масла». И если «человек с улицы», скажем так, «впустил» в свою жизнь этого святого (идет на жертвы ради него, молится ему, мысленно советуется с ним и т. д.), он и сам «пропитывается благовонием потока». А значит, «подключается» к потоку (= ГУИ) и — процесс «заточки» начинается!

На практике, одной из высших исторических форм реализации указанного механизма стала «посредническая» Миссия Иисуса Христа. Он Сам так говорил о её сути: «…Я дверь овцам… Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасётся…» (Иоанн. Гл. 10. 7-9). После ухода Христа - Его «представителем» на Земле стала возникшая впоследствии единая христианская Церковь.

Однако решение задачи по возвращению «в луч» ГУИ современного «постхристианского» Западного мира в целом - это работа несоизмеримо больших масштабов. Именно поэтому Создателю стал нужен принципиально иной «инструмент» - Россия, а точнее, российский суперэтнос. Понятно, что для выполнения подобной Миссии наша страна должна была пройти особую подготовку. «Исходный пункт» этой подготовки состоял из двух ключевых моментов. Первый - принятие православия Киевской Русью в Х в. Второй (по концепции Л.Гумилева[13]) - «взрыв этногенеза» в самом конце XIII в., который и привел к возникновению Великороссии: собственно российского суперэтноса (= российской цивилизации).

Любой суперэтнос, по Л.Гумилеву - это гигантское человеческое сообщество, возникшее в результате «пассионарного толчка» (или «взрыва этногенеза»), т.е. управляющего воздействия внеземного характера, которое вызывает изменение характеристик энергоинформационных полей в конкретном регионе Земли. «Взрыв этногенеза» превращает до того разрозненные группы и племена людей в «целеустремленное единообразие», общность, обладающую повышенной стойкостью. Для удобства последующего разговора, представим себе суперэтнос как своеобразную энергоинформационную «оболочку», которая несет в себе «цивилизационный код» - стратегическое «полетное задание» для всех тех поколений, которые будут рождаться на «территории позиционирования» суперэтноса.

Нужно, однако, учитывать, что российский суперэтнос занимает особое место среди других. В соответствии с замыслом Создателя, он уже в момент своего формирования был «подключен» к Главной управляющей инстанции (отсюда - известная формула «Святая Русь»). Что и обусловило, скажу так, главенство «небесного» над «земным» в качестве системообразующей характеристики русской национальной психологии. Практически, это проявлялось и проявляется сейчас как неясная тоска по Смыслу-Альтернативе = жить для чего-то иного, нежели «все возрастающее потребление высококачественных товаров и услуг» [14] С этим же связана вера в великое предназначение России, которая призвана дать «смысл-альтернативу» и другим народам (формула «Москва - Третий Рим». Названная особенность возникновения российского суперэтноса требует интерпретировать содержание его «цивилизационного кода» - как Долг, возложенный Создателем на Россию, как ее национальную идею.

[В вопросе об исполнении Россией своего Долга имеется одна тонкость. Действительно, по «концепции этногенеза» Л.Гумилева, в течение жизни суперэтноса значительно меняется уровень его «пассионарности», т.е. степени готовности составляющих его людей идти на жертвы во имя цели, «заложенной» в цивилизационном коде российского суперэтноса.

Вот фазы этногенеза [15]: 1) возникновение суперэтноса; 2) подъем (стабильное повышение уровня пассионарности); 3) акматическая (предельный уровень пассионарности); 4) надлом (резкое снижение уровня пассионарности после ее максимума); 5) инерционная (плавное снижение пассионарности после надлома); 6) обскурация (еще большее снижение пассионарности, которое может привести даже к исчезновению суперэтноса). Фазы подъема и акматическая длятся, примерно, по 300 лет; надлом занимает 150-200 лет. В силу ряда причин, фазы инерции и обскурации варьируются по своей длительности.

Суперэтнос в состоянии реализовать цель, «заложенную» в нем, лишь на акматической фазе. Ибо только на данной фазе этносистема в целом оказывается способной на сверхнапряжение сил, которым только и можно чего-то добиться. Реализуется эта цель при лидирующей роли «пассионариев» - людей, у которых готовность жертвовать во имя идеи собой (и окружающими) перевешивает инстинкт самосохранения. Именно на акматической фазе количество пассионариев в этносистеме бывает критическим (не менее 14% взрослого населения), и они поэтому в состоянии нейтрализовать позицию так называемых «обывателей» (людей с обычным инстинктом самосохранения).

Но уже на фазе надлома количество пассионариев в этносистеме резко сокращается. Удельный вес «обывателей» поэтому возрастает - и жизнь этносистемы начинает определять «золотая посредственность». Естественно, «борьба за идеалы» ужу перестает быть мотивом ее «поведения».

Таким образом, готовность любого суперэтноса идти на жертвы во имя цели, «заложенной» в нем, исчезает, примерно, через 600 лет после его возникновения.

Но - российский суперэтнос возник в самом конце XIII века и впервые проявил себя в ходе Куликовской битвы (в 1380 г.)! Иными словами, уже где-то к концу 1980-х гг. Россия должна потерять свою пассионарность. И любой разговор о выполнении возложенного на ней Долга — становится беспредметным. Так ли это?

Нет. Дело в том, что, по Л.Гумилеву, тенденция на «сброс пассионарности» может быть нарушена обратными процессами - «этнической регенерацией».

Вопрос об «этнической регенерации» Л.Гумилевым был только обозначен. Исследование этого вопроса сегодня продолжает В.Рудник[16]. И вот суть его главного вывода. По Л.Гумилеву, процессы формирования суперэтносов развертываются в результате одномоментного пассионарного толчка. Но энергию, необходимую для «функционирования» пассионариев дают и локальные «пассионарные поля» - аномальные зоны на земной поверхности, постоянно существующие над мощными системами активных разломов земной коры.

Из результатов исследования В.Рудника вывод может быть таким. С одной стороны, зоны этногенеза, возникшие в результате «пассионарного толчка», являются носителями строго определенной информации, однако, постепенно они теряют свою первоначальную энергию. С другой стороны, аномальные зоны на земной поверхности - не теряют энергии, хотя и не несут никакой определенной информации. Поэтому если в некоторой стране специально строить города и крупные поселки над системами активных разломов коры - то появляется возможность для «энергетического обеспечения» практически бесконечного процесса воспроизводства в этой стране поколений пассионариев, первое из которых возникло в результате «взрыва этногенеза». То есть, можно сколь угодно долго поддерживать у суперэтноса если не предельный, то весьма высокий уровень пассионарного напряжения. Это, так сказать, теория вопроса.

А вот как было в отечественной истории. Известно, что Москва расположена над тремя системами активных разломов коры, т.е. в зоне очень мощного локального «пассионарного поля». В.Рудник отмечает, что это поле оказалось еще и в пределах так называемой «Московско-Эфиопской зоны этногенеза», т.е. в пределах территории «взрыва этногенеза» конца ХIII века, в результате которого и возник российский суперэтнос. Значит, даже в одном только московском регионе имеются необходимые и достаточные условия для того, чтобы сколь угодно долго существовало некоторое число пассионариев, ориентированных на цели российского суперэтноса.

Но, как известно, в 30-е гг. ХХ века имели место массовые перемещения людей из европейской части СССР (в т.ч. и из московского региона) к местам строительства второй промышленной базы в районах Сибири, Казахстана, Урала, Дальнего и Северо-Востока. Поэтому, с одной стороны, произошла масштабная переброска части «московских пассионариев» на Восток. С другой — «случилось так», что и населенные пункты, в которых развертывалось новое строительство, часто располагались над активными разломами коры: на Урале (районы Воркуты, Екатеринбурга, Ижевска, Магнитогорска, Перми, Уфы); в Сибири (районы Караганды, Красноярска, Тюмени, Новосибирска, Омска, Томска); в Прибайкалье (часть территории Иркутской области), а также районы Владивостока, Хабаровска и Петропавловска-Камчатского и некоторые другие. Поэтому и приехавшие сюда «московские пассионарии» оказались в зонах локальных «пассионарных полей». Все это привело к тому, что миллионы россиян стали жить в условиях, способствующих возникновению новых и новых поколений пассионариев. Так «был решен вопрос» о продлении готовности России с выполнению ее Миссии.

Кстати, только с точки зрения будущей Миссии можно понять, почему было выбрано именно такое («экономически нецелесообразное») территориальное «прикрепление» российского суперэтноса. В самом деле, вечная мерзлота занимает 65% территории России, болота и заболоченные земли - почти 22%,; средние температуры января по разным регионам составляют от +6 до -50°C, а июля от 1 до 45°C (известно, что при температуре ниже -5°C расходы на содержание городской инфраструктуры с каждым градусом ниже нуля растут в геометрической прогрессии); сегодня среднегодовая урожайность зерновых (на нечерноземах) в России – около 17 центнеров, в Германии, Франции и Англии – по 70 центнеров, в Швеции – 60, в Ирландии – 85; свыше 70 % российской территории — зона рискованного земледелия; у нас всегда выше оптимальных средние издержки на перевозки сырья и готовой продукции. «Экономически нецелесообразное» расположение российского суперэтноса выбиралось исключительно с целью продления до «Часа-Ч» нужного уровня его пассионарного напряжения.

А российская пассионарность — пассионарность особого рода: она напрямую связана с характером Задачи, поставленной перед Россией. Поэтому базируется она «на двух китах»: терпении и ожидании момента, когда Россию Призовут под Знамена.]

Итак, российский суперэтнос = «святая Русь», в силу особенностей своего возникновения, получает (по Оригену) «ручеек» от «основного потока розового масла». Поэтому: всякий, живущий в России может подключиться к ГУИ без каких-либо специальных усилий воли, а лишь установив особую эмоциональную связь со страной (и, конечно, честно работая на своем месте)[17].

Докажу данное утверждение — рассмотрю для этого некоторые «ключевые точки» отечественной истории ХХ столетия.

Но сначала — важное замечание. Принято считать, что, с одной стороны, Россия, а с другой - Европа и США «реализовали» различные модели «христианизации». Так, А.Ельчанинов и П.Флоренский (1909 г.)[18] подчеркивали, что определяющей чертой православия является «перевес культа и обряда - над учением... Брань, драка, пьянство - меньший грех, чем нарушение поста; нарушение целомудрия легче отпустится духовником, чем нехождение в Церковь; участие в богослужении более спасительное дело, чем чтение Евангелия».

А вот западная модель «христианизации»: оценка С.Булгакова (1908 г.)[19]. Он, комментируя книгу одного немецкого экономиста, отмечает вслед за ним, что религия «и до сих пор есть нерв англосаксонской культуры». И продолжает цитирование: «факты подтверждают это на каждом шагу. До сих пор воскресенье кладет свою печать на всю страну. Наряду с духовенством, всюду выступают светские проповедники: врачи, юристы, вожаки рабочих не только в закрытых молельнях, но и по преимуществу на открытом воздухе, например, в парках больших городов. Здесь едет по стране миссионерский вагон, покрытый изречениями из Библии и дающий приют странствующим проповедникам, там сестры милосердия проникают в винные лавки и берлоги преступников, являясь носительницами «агрессивного христианства»...

Речь здесь не о том - «чья модель лучше»: результаты в обоих случаях практически не отличались. Просто по первой схеме (западной) Церковь обращается преимущественно к разуму людей, стремясь превратить религиозные нравственные ценности в убеждение человека — в «регулятор» его поведения, способный «действовать» в любых условиях. Вторая схема (российская): задача сформировать убеждение у большинства населения не ставится, нравственные ценности христианства выполняют функции «регулятора поведения» только пока обеспечивается участие человека в обрядности под жестким контролем Церкви.

Вот приблизительная иллюстрация только что сказанному о «российской схеме»: школьников-первоклассников двух параллельных классов учат «письму». Но так, что вскоре ученики одного класса умеют «держать строку» даже на не разлинованном листе бумаги. Ученики же из другого класса, привыкнув только к разлинованному листку, мгновенно теряются, обнаруживая перед собой листок «без линеек»: им, словно, не хватает «поводыря».

[Очень важна мысль Н.Бердяева на этот счет (1918 г.)[20]: «Русский народ, - писал он, - получил иное религиозное воспитание, чем народы Запада... Православная Церковь дала русскому народу возможность вынести его тяжелую историческую долю. Но православное религиозное воспитание не давало того закала личности, той самодисциплины души и культуры души, которые давало на Западе католическое религиозное воспитание, а по-своему и протестантское. Католичество бронировало душу, давало душе твердые очертания и ясные кристальные критерии добра и зла... Русская душа оставалась в безбрежности, она не чувствовала грани и расплывалась... Западное религиозное воспитание и после отпадения от веры (точнее, от Церкви — Ю.К.) оставляло крепкий осадок в форме культуры, добродетелей цивилизации. Душа русского человека после отпадения от веры попадает во власть нигилизма... Самый трудный удел - удел русской души...]

А теперь посмотрим, как же было на практике. В нашей истории ХХ века существовал уникальный период, когда уровень участия Русской православной Церкви в общественной жизни - в значительной степени приблизился к нулю. Как известно, вскоре после октября 1917 г. большевиками была развёрнута кампания по «борьбе с религиозными пережитками»: на фоне мощнейшей и чрезвычайно агрессивной пропаганды «научного атеизма» - закрывались и осквернялись монастыри, храмы; позже начались аресты священников, монахов, рядовых верующих.

Иначе говоря, людей практически лишили возможности регулярно участвовать в религиозной обрядности: значит, для них «поводырь исчез»! Прошу обратить на данный вывод особое внимание

Вроде бы, в подобных условиях в советском обществе немедленно должен был произойти «нравственный обвал». Однако был ли он в действительности?

Отнюдь. Кончилась Гражданская война. Понемногу улеглись неизбежное «военное озверение» и психологические последствия демобилизации Красной Армии (с 5 миллионов ее сократили до 500 тысяч, а людей практически вышвырнули «в пустоту»). Эгоизм массовым - не стал! Напротив, жертвенность и бескорыстие постепенно становились главными мотивами поступков многих и многих. И в мирное время, и тем более, в годы Великой Отечественной войны. Как собственно на фронте, так и в тылу.

Почему же не произошло «нравственного обвала»? А потому, что включился «посредник» между людьми и Главной управляющей инстанцией, который «не допустил» его! Таким «посредником» стал российский суперэтнос.

Как же он «включился и начал работать»?

Выше отмечалось, что любой человек, живущий на территории России может «превратить» её в «посредника» между собой и ГУИ — без каких-либо специальных усилий воли, а лишь установив особую эмоциональную связь со страной. Вот условия для установления подобной связи:

Первое. Руководство страны провозглашает национальной целью — обеспечить выполнение Россией своей общечеловеческой Миссии.

Второе. Человек, оценивая результаты работы руководства страны во всех сферах, чувствует, что они соответствуют его интересам. Это создает у него доверие к власти, а на этой базе и эмоциональный настрой «МОЯ страна», ощущение, что он сам - часть великого целого.

Взаимодействие первого и второго условий (при том, что подобный настрой формируется у критического большинства россиян) автоматически «вводит» все российское общество «в луч» ГУИ.

Покажу, что впервые в отечественной истории условия для формирования у граждан России эмоционального состояния «моя страна» - сложились после октября 1917 г.

Сначала позиция Ю.Власова (радикального критика большевизма) - он пишет: русский народ увидел «в вождях большевизма как бы часть себя. Вожди большевизма выражали пусть не все, но часть каких-то очень важных свойств души народа... Эти идеи смутно присутствовали в душе народа. Народ чувствовал себя творцом и исполнителем великой исторической миссии. Это ему не только внушали, он это нес в своей душе»[21].

В самом деле, большевики провозгласили своей целью - реализовать справедливое общественное устройство без частной собственности на основные средства производства и без эксплуатации человека человеком. Они, иначе говоря, предложили Смысл-Альтернативу: как писал Ленин, золото — только как материал для строительства общественных туалетов!

И неудивительно, что идеи эти встретили отклик у людей, словно, были «узнаны». Так - как, много лет спустя, об этом будет в песне из кинофильма «Бумбараш»:

Дрожи, буржуй, настал последний бой,
Против тебя весь бедный класс поднялся,
Он улыбнулся, засмеялся, все цепи разорвал
И за свободу бьется как герой!..

Бедняк-трудящий с нами завсегда,
У нас один повсюду враг заклятый!
Весь черной злобою объятый, кровавый капитал,
Он не уйдет без боя никогда!..

Мы победим, за нас весь шар земной!
Разрушим тюрьмы, всех богов разгоним!
Мы наш, мы новый мир построим свободного труда
И заживем коммуной мировой
!

Однако на практике все было много сложнее и противоречивее. В силу ряда причин, о которых ниже, захват власти в октябре 1917 г. готовился и произошел на теоретической базе двух взаимосвязанных концепций, авторами которых являлись «большевики-интернационалисты» (их называли «земшарниками»): концепции России как «самого слабого звена» в системе мирового капитализма (Ленин); концепции «перманентной революции» (Троцкий). В соответствии с ними: 1) Россия - одна из самых отсталых капиталистических стран, является «клубком» острейших противоречий; 2) большевистская партия поэтому относительно легко может захватить власть, но удержать ее будет в состоянии, только при немедленной государственной поддержке пролетариата хотя бы нескольких ведущих стран Европы, партии которого придут к власти; 3) если поддержки не будет - переворот в России обречен, т.к. немногочисленный российский пролетариат и его партия а) окажутся один на один с огромной враждебной крестьянской массой и во «враждебном капиталистическом окружении», б) в таких условиях неизбежно «буржуазное перерождение» партии. Отсюда: октябрьский переворот есть не более, чем сигнал к началу длительного периода «социалистических революций» в большинстве капиталистических стран. Значит, после переворота в России практически все ее ресурсы немедленно должны быть направлены [в частности, по линии Коминтерна, который был создан в 1919 г.] на создание «субъективного фактора» революции в промышленно развитых странах[22].

Понятно, что данная логика, строго говоря, не рассматривала Россию как самоценность: Россия - только «хворост в костер мировой революции».

[Представляет в этой связи интерес оценка воззрений Троцкого, данная С.Дмитриевским, бывшим эсером, а позже - видным советским дипломатом-невозвращенцем. В частности: для Троцкого Россия была страной с преобладанием «подлого» земледельческого населения, поэтому сама по себе на пролетарскую революцию она не была способна. Роль хвороста, разжигающего западный костер, роль пушечного мяса западной пролетарской революции – вот роль России и ее народов. Гегемоном мирового революционного движения Россия не могла быть. Как только огонь революции перебросится на «передовые», «цивилизованные» страны, к ним перейдет и руководство. Россия вернется в свое прежнее положение отсталой страны, на задворки цивилизованной жизни, из полуколонии культурного капитала превратится в полуколонию культурного социализма, в поставщика сырья и пушечного мяса для него, в один из объектов западной пролетарской эксплуатации, которая неизбежно должна быть, ибо иначе нет возможности сохранить для западного рабочего его привилегированное положение...]





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 111 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...