Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие культурно-исторической эпохи и современности



Постановка вопроса о «современных проблемах науки» во избежание абсурда заставляет определиться в том, что может считаться современностью[1]. Определить же современность можно, соотнося это понятие с противоположным понятием «эпохи».

Под эпохой в отечественной мысли принято понимать качественно своеобразный период истории, отличающийся единой системой устойчивых признаков. По этому основанию можно выделять и, на самом деле, выделяются самые разные эпохи, например, эпоха Возрождения, эпоха рациональности, межцивилизационная эпоха и т.д. Само понятие системы признаков в применении к истории заставляет понимать и историю не только как время, но и как пространство, в котором это время развертывается. Отсюда следует, что эпоха представляет собою систему сосуществующих и сменяющих друг друга явлений, событий и ситуаций, объединенных общими признаками.

Традиционный советский взгляд на эпоху, во многом совпадающий с принятой нами дефиницией[2], тем не менее, делает акцент на материальном характере признаков эпохи. Ее трактовка в духе советской философии элиминирует из истории человека как субъекта, представляя в качестве субъекта «этнос», «общество», «народ», «класс», «массу». Такие «супериндивидуальные субъекты» выступают не более чем научными абстракциями от межчеловеческих отношений, вполне правомерными для решения отдельных проблем. Однако поставленные на место реальных индивидов, абстрактные субъекты становятся мифами, заставляющими мифологизировать и эпоху тоже. В этой трактовке она – что-то вроде известной из советского марксизма формы движения материи, в применении к истории. Она становится конкретно-историческим проявлением и содержанием общественно-экономической формации и различие между эпохой и современностью исчезает. Современностью оказывается все, относящееся к эпохе.

Советская трактовка может быть правомерна для поиска материальных законов исторического процесса. Вместе с этим, включение в состав эпохи человеческих индивидов и обусловленных именно их субъективностью таких явлений как разум, воля, свобода, творчество и т.д. заставляет понимать эпоху не как проявление формации, а как культурно-историческое образование, для которого – объективные законы являются не более чем условиями существования.

В этом случае, устойчивые признаки эпохи становятся субъективными «экзистенциальными» состояниями и переживаниями людей, и только под таким человечески-субъективным, экзистенциальным углом зрения понятие современности приобретает смысл. Современность, это – эпоха, воспринятая человечески-субъективно как материал и предмет деятельности и практики, как пространство индивидуального выбора, в котором реализуется человеческий разум, свобода и творчество. В таком случае, именно современность становится источником проблематизации эпохи.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 506 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...