Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В учебном пособии основной акцент делается на проблемном характере социальных и гуманитарных наук. Наука в целом представляет собою одну большую, развернутую и непрерывно воспроизводящую себя проблему, любая проблематика в науке обусловлена ее собственным проблемным характером.
Не углубляясь в философский вопрос, что представляет собою наука как проблема, заметим, тем не менее, что философии в нашем учебном пособии не избежать. Ни один субъект не может адекватно оценить самого себя, лучше всего он виден со стороны. Если вопрос сформулирован как «Основные проблемы науки», ответ на него следует искать в том интеллектуальном подходе к реальности, какой органично связан с наукой, но, в сложившемся за последние три столетия смысле слова «наука», сам по себе ею не является. Это – философия, выступающая особой сферой познания и имеющая методологическое для науки значение.
Философия особенно актуальна как методология наук о духе (Г.Зиммель) или о культуре (по выражению Г.Риккерта), то есть, социальных и гуманитарных наук, к каким, безусловно, относится и юриспруденция. Причина методологического значения философии заключается в том, что она выражает родовую природу самого человеческого разума, а ее внутренняя структура соответствует структуре познания и определяет тот ракурс, под углом зрения которого ученый воспринимает и познает свою предметную область. Здесь, конечно, имеется в виду не заказ на проведение исследовательских работ. Философия выражает такое направление познания, в каком человек вообще способен познавать, и этим очерчивает границы научной работы. Она как бы определяет пространство, где научное исследование перспективно и возможно, а наука заполняет это пространство конкретными знаниями. Это – очень широкое пространство, и оно непрерывно расширяется, но в каждый отдельный момент, оно не является бесконечным.
Обращение к философии в рамках нашего учебника диктуется еще и тем обстоятельством, что, сознавая ее необходимость, сегодняшнее юридическое образование в России, тем не менее, по-прежнему исходит не из современного состояния философии, а из советского диалектического материализма, приспособленного для того, чтобы выступать методологией позитивного познания. Традиционный диалектический материализм даже в естествознании справляется сегодня не во всех его областях. И тем более, он не пригоден в социальных и гуманитарных науках, а значит, и в науках о праве. В нем попросту нет необходимого инструментария, например, понятий «разум», «рациональность», «воля», «свобода». Точнее, они – рассматриваются, но, по преимуществу, в контексте т.н. «буржуазных философских учений», и то, довольно устаревших, главным образом, из XIX века. Материалистической же позицией, классовым подходом, теорией формации и законом единства и борьбы противоположностей, основополагающими для советского диалектического материализма, многое не объясняется.
Поэтому наш учебник мы считаем нужным предварить кратким пояснением того, что, на наш взгляд, представляет философия и зачем она нужна. И этим мы надеемся обратить внимание студентов на параллельные курсы лекций по философии, философии права, культурологии и методологии научного познания.
Философия является органичной для человеческого разума, Проше говоря, когда человек разумно мыслит, он непременно философствует. Происходит это потому, что человек – существо, занятое каким-нибудь делом. Для того, чтобы действовать, необходима идея: что, как, зачем делать. Философия представляет собою ту сферу разума, какая выдвигает конструктивные для деятельности идеи.
В обыденных делах профессиональная философия не нужна, там достаточно обычного житейского философствования. Но бывают такие проблемы, с какими человечество сталкивается впервые, и ни у кого нет опыта и знаний, необходимых для их решения. Таковы, например, проблема глобализации, международного терроризма, изменения климата, искусственного интеллекта, виртуальной реальности, смены пола, пересадки органов, клонирования, эвтаназии и т.п. Идеи и ориентиры, необходимые при решении проблем, принципиально новых для самой родовой природы человека, выдвигает философия.
В творчестве новых идей, опирающихся лишь на природу человеческого разума, всегда чрезвычайно высока вероятность ошибки. Чтобы ее уменьшить, за тысячелетия разработана система правил профессионального философствования. Эту систему правил тоже называют философией, ее изучает история философии и она является важнейшим элементом философской культуры.
Выдвигая идеи, философия решает несколько задач, необходимых для функционирования науки.
Во-первых, ее идея представляет собою основной стратегический ориентир научного познания и практики. Это не столько точная и однозначная цель, подобная мишени для стрелка, сколько направление, горизонт перспективного познания. В рамках очерченного горизонта наука сама определяет конкретные предметы, задачи, получает свои знания и предлагает собственные программы практической деятельности. Границы же горизонта познания определяются философской идеей.
Во-вторых, ее идея очерчивает горизонт понимания, то есть, пространство, в рамках которого существуют взаимосвязанные друг с другом научные знания. Его детальная структура тоже разрабатывается науками. Это пространство необходимо для того, чтобы полученные знания можно было понять, то есть, наполнить их ценностным содержанием, смыслом и значением. Понять, это значит, творчески получить новое знание и поместить его в контекст культурно-исторической эпохи или иного, необходимого для понимания, пространства, чьи границы определяются философской идеей.
В-третьих, сама идея представляет собою парадигму, то есть, некоторый образец, ориентируясь на который, наука получает ясный ответ на вопрос, что значит для нее познавать.
Парадигмальный характер философской идеи, ее стратегическое значение и ее способность определять границы горизонта понимания превращают философию в фундаментальную методологию науки. В нашем случае, философия – методологический фундамент наук о праве. Но мы еще раз вынуждены оговориться, речь идет о всем многообразии философских позиций современности, а не об одном только диалектическом материализме.
Например, для того, чтобы научное мышление научилось различать знание и понимание, необходимо было, чтобы философия первой поставила перед собой такую задачу. Чтобы наука научилась строго формулировать свои законы, потребовалась философская теория пространства и времени. Чтобы появилась цивилистика, нужна была философская идея цивилизации. Вплоть до того времени, пока наука строго и однозначно не определила своего места, задач и границ, и там, где она до сих пор их не определила и не установила различие между собою и философией, каждый крупный ученый – создатель новой теории или нового подхода – осознавал себя одновременно и как философ, например, в математике – А.Пуанкаре, в физике – А.Эйнштейн, В.Гейзенберг, в литературоведении – М.М.Бахтин, в истории – М.Блок, А.Я.Гуревич, в психологии – К.-Г.Юнг, З.Фрейд, Э.Фромм, в этнологии – К.Леви-Стросс, в теории управления – А.Богданов, Н.Винер, в социологии – К.Маркс, П.Сорокин, М.Вебер и т.д.
Из сказанного следует, что дальнейшее содержание нашего учебника будет включать в себя современные философские идеи, характеризующих стратегии и горизонты социальных и гуманитарных наук в условиях принципиально новых для человечества обстоятельств, а так же идеи, характеризующих само строение и функционирование таких наук в современности. Именно это и есть проблемная область, в пределах которой располагаются и юридические науки.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 717 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!