Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Мы представляем учебно-методический комплекс «Современные проблемы социальной и гуманитарной науки». Разработка такого комплекса связана с рядом сложностей. Учебники пишутся по научной дисциплине и в них содержатся не столько проблемы, сколько более-менее устоявшиеся и общепризнанные факты и способы решения проблем. «Современные проблемы науки», это – чрезвычайно обширное, непрерывно меняющееся пространство с неясно очерченными границами. Какое-то представление об этом пространстве могут дать только регулярно выпускаемая «Летопись диссертаций», включающая в себя оперативную информацию о всех недавно защищенных диссертациях в России с их краткими аннотациями и «Бюллетени» ВАК РФ, публикующие названия докторских диссертаций, вынесенных на защиту.
Думается, что потребность в этой учебной дисциплине, равно как и потребность в «Методологии науки» порождена политическим вытеснением из учебных планов философии, которая предназначалась для того, чтобы очерчивать проблематику науки, разрабатывать ее методологию и оформлять картину мира, устанавливающую межнаучные связи и переходы и составляющую основу научного мировоззрения.
В условиях тотального кризиса сложившейся за века классической рациональности, в условиях глобализации и смены типов цивилизованности, т.е. того, что в современной западной философии обозначается как «состояние постмодерна», а у нас имеет вид «межцивилизационной эпохи», оставить науку без философской рефлексии ее основания, превратить ее в простую утилитарно нацеленную технику, будет верным способом вернуться к условиям раннего средневековья. То есть, к тем временам, когда зарождающаяся наука существовала только в головах немногочисленных мыслителей, разобщенных и чуждых общему миру королей, крестьян, торговцев и разбойников.
Неопределенность и обширность проблемного пространства современности побуждает нас как авторов несколько ограничить предметное поле и сосредоточиться на гуманитарных и социальных науках, выделяя в последних их гуманитарную составляющую. Если считать, что гуманитарная наука является наукой о человеке и его присутствии в мире, его деятельности, коммуникациях, общении и отношении, о созданных им социальных структурах и ценностях, то социальная наука в своей сущности гуманитарна.
Современные проблемы науки далеко не тождественны т.н. «глобальным проблемам современности», списку, составленному некогда Римским клубом и обусловленному общей проблемой перенаселенности. Они скорее представляют собою, по принятой сегодня терминологии, «вызовы» современности со стороны сосуществующих и все теснее контактирующих цивилизаций, равно, но по-своему переживающих постмодернистское состояние, со стороны увеличения численности населения, исчерпания ресурсов, возрастания антропогенной и техногенной нагрузки, возникновения значительных различий в образах и уровнях жизни стран и регионов, а следовательно, появления «разности потенциалов», провоцирующей направленность миграционных потоков, политических целей и т.д.
К числу таких проблем относятся и глобализация, и терроризм, и энергетический кризис, и изменение климата, и виртуальная реальность, и искусственный интеллект, и превращение образов литературы и кинематографа в массовую мифологию, широкое распространение неоязычества, и проблематика человеческой самоидентификации, гендерная, демографическая, этническая проблематика, проблематичность самого человеческого общества в условиях дивергенции направлений прогресса, его поливариантности, а где-то и его остановки и т.д. Перечень современных проблем необычайно велик, а если учесть, что проблемы имеют тенденцию разрастаться за счет своих задач, конституирующихся как самостоятельные проблемы, то этот перечень становится необозримым. Польский философ и писатель С.Лем в «Сумме технологии» еще в 60-е гг. XX в. замечал, что на сегодня число проблем настолько велико, что если бы все население Земли, включая новорожденных младенцев, состояло только из докторов наук, то ученых бы не хватило.
Современными проблемами науки мы будем считать то проблемное поле, какое образуется из за кризиса классической научной рациональности и нередко обозначается как «преодоление теоретизма». Заранее подчеркнем, что преодоление теоретизма не означает отказа от теории как формы познания, оно значит изменение типа теоретического мышления в условиях тотальной гуманитаризации всей науки, наметившейся после Второй Мировой войны, а особенно после экзистенциальной революции 1968 года. Это – изменение и научного, и общекультурного контекста, в котором наука существует, а значит, и изменение ее смысла и ее значения.
Изменение рациональности и многочисленные ситуации, в каких оказалось современное общество, и какие не имеют точных аналогов в прошлом, меняют правосознание и правовую культуру людей, а следовательно, изменяют смысл и социальную роль права. Можно, например, заметить, что оно почему-то даже в старых демократических обществах Запада утрачивает свой сакральный и устойчивый характер, и во многом формализуется. Не только в России. Что было бы понятно, но и в США или Англии наблюдаются некоторые признаки деградации демократического права, сопровождающееся их эволюцией в сторону тоталитарных ценностей и порядков.
Возможны ли адекватные ответы современным вызовам, при сохранении демократии, и какого рода демократичность способна отвечать новым требованиям времени?
При решении такого рода задач, затрагивающих самые основания человеческого бытия и разума, следует, все-таки, обратиться к философии. Человеческое бытие и основания рационального познания – ее прерогатива. Она рассматривает, наряду с другими своими задачами, вопрос о причинах и условиях, при которых наука вообще ставит проблемы, и об общекультурном контексте, в каком ее проблемы имеют социальный и гуманитарный смысл, а не исключительно и узко специальный.
В центре учебника находятся четыре, на наш взгляд, основные проблемы, создающие все проблемное поле современного познания:
1. Происходящее сегодня изменение типа рациональности, побуждающее к разработке новой методологии. Методологические вопросы опять, как и всегда в эпохи перемен, стоят перед науками и широко обсуждаются в публикациях. Они заставляют каждую науку заново определить свое место в культуре и в системе наук или, говоря мягче, в «пространстве науки», и ясно обозначить тот ракурс, под углом которого она рассматривает действительность, закрепить за собой этот способ мировидения. Современное состояние постмодерна, откровенно говоря, саму науку превращает в проблему, с которой культура еще не решила, что делать. Но это же и проблематика сегодняшнего вытеснения науки другими гуманитарно ориентированными формами познания, например, эзотерикой, и те последствия, какие получают в итоге общество и его культура, когда его сознание перестает быть научным и рационально-философским. Сегодняшняя реставрация религиозности, ее тяготение к неоязычеству, возрастание идеологического и институционального содержания традиционных религий в ущерб сакральности разрушает веками сложившийся паритет между рационализмом и внерациональностью. Проблематичность же науки ставит под вопрос и тот тип образования, какой сложился за последние века, и сложившийся тип политики, права, даже самой Экономики, обожествлявшейся на протяжении трех столетий.
2. Межцивилизационный, межкультурный и межчеловеческий диалог, заметно усилившийся в последние полстолетия и связанный с тем явлением, какое сегодня принято обозначать термином «глобализация». Реально ведущийся диалог содержит в себе возможность не только согласия, но и конфликта взаимодействующих сторон.
3. Специфическая для России, но актуальная не только для нее, проблематика межцивилизационного перехода, в который наша страна вступила с Перестройкой 1985-1991 гг. По самым оптимистическим оценкам он может завершиться не раньше середины XXI века. Эта проблематика важна по ряду причин, из которых здесь необходимо выделить определение типа российской рациональности и субъективности, заставляющий акцентировать ракурс, под углом которого российские науки рассматривают общую для всего мира проблематику и обусловливают тип и способ участия России в общем диалоге глобализирующегося мира. Это и проблематика реставрации религиозности современного российского самосознания и его отношения с исторически сложившимися религиозными культами.
4. И, наконец, проблематика самосохранения российской культуры в условиях межцивилизационного перехода, интенсивного межкультурного диалога и глобализации. Она неотрывна от проблемы образования и смысла его реформы, от проблемы личностной самоидентификации, от множества нравственных проблем.
Нам представляется, что сочетание первых трех проблематик находится в основе всех наиболее актуальных проблем науки XXI века, а третья и четвертая проблематики характеризуют актуальность задач, решаемых российской наукой. Все сказанное означает, что в XXI веке можно ожидать качественного изменения самого представления о сути права и правосознания, а следовательно, и правовых систем, крупных геополитических перемен и угасания либо качественного изменения сущности и роли государства и изменения смысла экономики.
Наш учебник сам в достаточной степени проблемен и представляет собою один из первых отечественных опытов разработки учебно-методических комплексов по этой дисциплине. Он не свободен от недостатков, и авторы обещают в дальнейшей своей работе над ним учитывать рекомендации как студентов, так и коллег.
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!