Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Культуры европейского типа, к которым, при всех оговорках, причисляет себя и Россия, за два с половиной тысячелетия в своем развитии сменили несколько типов представлений о человеке и мире, и несколько типов связанных с этим представлением рациональностей. Они выразились и в разновидностях права, сменявших друг друга. Европейская рациональность на протяжении своей истории отличалась двумя ясно различимыми чертами: аксиоматичностью и логичностью.
Исторически первым для европейских культур был античный тип рациональности. Он характеризовался непосредственным интуитивным восприятием истин общественной жизни, находящихся под прямым воздействием Космоса и полагаемых в качестве аксиом, и их логической разработкой и превращением в систему выводов, положенных в основу античной цивилизации и ее права.
Ей на смену пришла средневековая рациональность, где функцию аксиоматики выполняла церковная догматика, в дальнейшем точно так же логически разработанная и развитая. Общественная жизнь с ее непосредственной данностью в Средние Века рассматривалась в конфронтации с церковной догматикой как объект преодоления. Однако непреложное влияние общественной жизни вносило свои коррективы, и это, в конечном счете, обусловило противоречивый и развивающийся характер средневековой рациональности, цивилизации и права.
В эпоху Возрождения начинает зарождаться рациональность и цивилизация Просвещения, где после векового (XVII в.) противостояния рационализма и сенсуализма утвердился синтетический тип рациональности. В нем роль аксиоматики выполняет непосредственное восприятие внешней чувственной реальности природы, а логика закрепилась за рациональным развитием полученных от природы эмпирических данных. Рациональность и цивилизация приняли научный характер при явном доминировании естественных наук.
Со второй половины XIX-го по середину XX века в научной европейской рациональности все больше возрастает удельный вес наук о культуре, среди которых правоведение занимает свое законное место, а рациональность и цивилизация становятся преимущественно гуманитарно-культурологическими с интуитивным постулированием человеческого бытия как культуры.
И наконец, завершив своеобразный виток от интуитивно-космоцентристской аксиоматики Античности к интуитивно-культуроцентристской аксиоматике XX века, европейская рациональность, цивилизация и право входят в состояние кризиса, которое сегодня идентифицируется с легкой руки Ж.-Ф.Лиотара как «состояние постмодерна».
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 593 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!