Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Объяснительная записка



дисциплины на 20__/20__ уч. г.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

…………………………………..;

…………………………………...

или делается отметка о нецелесообразности внесения каких-либо изменений на данный учебный год

Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры ____________________________________________________________________

(дата, номер протокола заседания кафедры, подпись зав. кафедрой).

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой*___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой*___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой*___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой*___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

................................................................................................................................................................................................................................................

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки**

______________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Декан (Директор) ___________________________________________________________

наименование факультета (института) личная подпись расшифровка подписи дата

Дополнения и изменения внесены в базу данных рабочих программ дисциплин

Инженер УМУ ___________________ Зайцев О.И. _________________

личная подпись дата

КАФЕДРА ИСТОРИи ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ

АРХЕОЛОГИЯ.

ВВЕДЕНИЕ В ИНДОЕВРОПЕЙСКУЮ ПРАИСТОРИЮ.

Программа

Составители:

Доцент Н.А. Николаева

Москва 2009


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и причины введения учебной дисциплины.

Археология – самостоятельная историческая дисциплина, сформировавшаяся в процессе исследования ископаемых вещественных (археологических) источников; имеет собственные методы исследования, обладает возможностью самостоятельного датирования археологических памятников (относительная хронология). Как самостоятельная историческая наука изучает дописьменные и раннеписьменные эпохи; как вспомогательная дисциплина изучает ископаемую материальную культуру вплоть до современности. Экскурс в первобытность предваряет изучение истории древнего мира, средних веков Европы, истории России. Многие исторические явления, этническая психология, традиции и обряды, мифы и сказки уходят корнями в глубокую древность в первобытную эпоху, не освещенную письменными источниками. Чтобы понять их природу, следует обратиться к древнейшим эпохам истории человечества.

Для большей части Западной, Восточной Европы и Северной Евразии археологические источники являются практически единственными для изучения первобытной истории (праистории) и истории архаических государств и государственных образований в отсутствии расшифрованной письменности (протоистории). Они дополняют и проясняют отрывочные и неполные сведения об этих регионах в трудах античных и средневековых авторов. Археологические источники дали жизнь такой науке, как история древнего мира, поскольку большая часть письменных памятников извлечена из земли археологами и первично интерпретирована в процессе полевых и камеральных археологических исследований. Памятники материальной культуры стран Древнего Востока не утрачивают своего значения для воссоздания истории Древнего Востока III–I тыс. до н.э. и при наличии письменных источников, поскольку многие письменные источники III –II тыс. до н.э. менее информативны для реконструкции истории, чем археологические.

Цель, задачи, структура, особенности курса «Археология». Отсутствие исторической интерпретации эпохи первобытности при наличии громадного археологического материала, накопленного в ходе археологических изысканий трех последних десятилетий на новостройках страны, привело, с одной стороны, к более точному пониманию культурно-исторического процесса, однако вызвало отставание учебно-методической археологической литературы от научных разработок. С другой стороны, методика изложения первобытной археологии как истории материальной культуры, разъединенной по технологическим признакам (каменный век, медно-бронзовый век, железный век), по ландшафтным зонам (лес, лесостепь, степь, горы) или по культурно-историческим областям (Кавказ, Средняя Азия, Алтай и т.д.) не позволяет воспринять целостно культурно-исторический процесс в первобытности и связать его с последующими звеньями всемирно-исторического процесса.. Это требует разработки новой концепции курса археологии, более приближенной к исторической, и понятной историкам. Формационный поход к истории первобытности изложен в курсе «История первобытного общества» и используется как иллюстрация к технологическим эпохам в археологии. Однако история первобытного общества, реконструированная по данным этнографии современных первобытных народов, не отражает конкретную археологическую историю, а только фиксирует общие этапы становления социальной структуры, разных форм взаимодействия социальных групп, становления институтов власти, через которые прошло все человечество

При неоспоримой важности такого знания следует отметить, что только данные археологии в совокупности с данными лингвистики и мифологии позволяют воссоздать конкретную историю народов дописьменной эпохи Европы и Северной Евразии

Это обстоятельство и определяе т концепцию, цель, задачи, структуру, территориальные и хронологические рамки нашего курса(от 3 млн. лет до рубежа I и II тыс. нашей эры), хотя для других регионов Северной Евразии археология сохраняет свое первостепенное значение вплоть до 18 в).

Лекционный курс и учебно-методические пособия по предмету не должны быть обременены сведениями о сотнях археологических памятников и культур с мало запоминающимися названиями географических пунктов, которые дали название культурам. Археологические культуры в курсе для историков общего профиля должны быть объединены в более крупные общности, соответствующие делению на этно-лингвистические общности. Необходимо расширить исторический комментарий к упоминаемым археологическим памятникам, дать объяснение, что они дают для понимания культурно-исторического процесса привело к разработке новой, исторической концепции курса «Археология», в которой излагается взгляд авторов на историческое содержание и историческую взаимосвязь памятников археологии.

Особенности курса «Археология». Стержневой темой в концепции нашего курса был выбрана история индоевропейских народов по данным археологии, лингвистики и мифологии (для первобытной эпохи), поскольку народы России объединяются русским (индоевропейским) языком. Такая тема более конкретно нацеливает студентов-историков на переход к изучению не только истории России, но и истории древнего мира и средних веков. История индоевропейцев исторического времени, как и в других учебниках, изучается по данным письменных источников и археологии..

История индоевропейских народов начинается от эпохи финального палеолита, когда согласно концепции авторов Программы и происходит отделение ранних праиндоевропейцев от племен, говоривших на языке "бореальной языковой общности" (термин лингвиста, профессора Н.Д. Андреева), принадлежащих некогда единой "евразийской этнической общности", давшей начало основным североевразийским народам - индоевропейским, финно-угорским, самодийским и тюрко-алтайским. История этих народов продолжается и поныне.

Выбор в качестве магистральной линии курса воссоздание праистории и ранней истории индоевропейских народов не исключает знакомство с материальной культурой неиндоевропейских народов, с которыми индоевропейцы вступали в ареальные контакты. Глобальный характер проблемы почти не сократил в курсе «Археология» традиционного перечня археологических культур. Однако впервые даны сведения о западно- и центрально-европейских, балканских, анатолийских, восточносредиземноморских, месопотамских памятниках и археологических культурах, проливающих свет на происхождение восточноевропейских и евразийских культур эпохи неолита–бронзы и на процессы неолитизации, индоевропеизации Европы, Кавказа, Сибири, Средней Азии.

Содержание и структура курса. Курс имеет трехчастную структуру, включает три раздела и 16 тем ("История человечества от появления человека до сложения культурно-языковых общностей"; "Индоевропейская праистория и североевразийская этнокультурная общность"; "Древняя история индоевропейских народов и их евразийских соседей"). Традиционный порядок изложения по технологическим эпохам сохраняется для эпохи палеолита, но далее главным критерием классификации материала и периодизации становятся этно-лингвистические процессы, поскольку портрет культуры определяется не металлургическими очагами или технологическими прорывами, а этническими особенностями.

Тема 1 определяет предмет археологии, ее источники, методы исследования, место археологии в системе наук и этапы ее становления как самостоятельной исторической дисциплины. Тема 2 связана с прародиной человечества, расселением древнейших людей по планете. Тема 3 представляет ранних Homo Sapiens как носителей единой культуры, единого языка, единого мировоззрения, универсальной формы социальной организации – раннеродовой общины. Эти три темы объединены в разделе 1.

История индоевропейцев начинается с эпохи финального палеолита (XII—IX тыс. до н.э.). Раздел 2 «Индоевропейская праистория» включает 5 тем о неолитической революции, неолитизации и индоевропеизации Европы и Евразии.

Тема 4 «Неолитическая революция и неолитизация Европы» освещает приход первых скотоводов мира -- евразийцев/будущих праиндоевропейцев на Ближний Восток; их контакты к первыми земледельцами мира –афразийцами; появление первых протогородов и ход «неолитической революции» на Древнем Востоке и в Европе.

Тема 5 «Древнейшая цивилизация Старого Света, индоевропеизация Европы и энеолит Европы» связана с появлением праиндоевропейцев, носителей прогрессивных технологий в земледелии и скотоводстве, в металлургии меди на Балканах и воздействии их на автохтонов Европы, выразившимся в передаче достижений в экономике и в сложении индоевропейских языков на пространстве Западной и юга Восточной Европы.

Тема 6 «Великие миграции индоевропейцев и бронзовый век Восточной Европы и Сибири 28–13 вв. до н.э.» показывает истоки культур бронзового века на территории Росиии и рассматривает возможность индоевропейской атрибуции этих культур.

Тема 7 «Древнеевропейцы в Восточной Европе и на Кавказе (24–13 вв до н.э.) Среднебронзовый век» посвящена появлению древнеевропейцев на Кавказе, вторичную индоевропеизацию Восточной Европы, влияние индоевропейцев Северного Кавказа на язык и культуру закавказских народов, сложение ареального союза древнеевропейцев и картвел (культуры шнуровых керамик и шаровидных амфор м куро-аракской культуры).

Тема 8 «Великое переселение народов 13 в. до н.э. и позднебронзовый век» освещает первый выход на историческую арену тюрко-язычных народов и иранизацию евразийских степей и Средней Азии; на Кавказе –развитие ареального союза древнеевропейцев и грузин, выразившегося в колхидско-кобанской культуре 12-4 вв.э. К этому времени относится выделение праславян из древнеевропейской общности.

Раздел 3 «Древняя история индоевропейских народов и их соседей» включает темы 9-16.

Тема 9 «Киммерийцы, скифы, саки, массагеты» охватывает 12-7 вв. до н.э. и описывает период сложения иранских этносов в Европе и Евразии, которые известны по письменным источникам. Их единство отражено в унификации оружия и конской упряжи, "скифском зверином стиле» изобразительного искусства.

Тема 10 «Античные и эллинистические государства на юге Восточной Европы, на Кавказе и в Средней Азии» вводит в античную археологию и показывает характер контактов иранцев (скифов, сармат) и греков во второй половине I тыс. до н.э.

Тема 11 «Гунно-сарматская эпоха» показывает две силы, которые определяли развитие Европы и Северной Евразии Восточной Европе» иллюстрирует гото-славянские и гото-иранские отношения в период со 2 в. до н.э. до Великого переселения 4 в.

Тема 12 «Готы в Восточной Европе (2 в. до – 4 в.н.э.) и Великое переселение народов в 4 в. до н.э».

Тема 13 «Праславяне накануне распада их единства» демонстрирует выход славян на историческую арену и их расширение до современных границ, занимаемых славянскими народами.

Тема 14 «Тюрки, иранцы, балты, славяне и финно-угры в 1 тыс. н.э.» представляет культуры этих народов, историю зарождения и исчезновения «степных империй», создание государств на территории Поволжья и Северного Кавказа.

Тема 15 «Славяне в 9–11 вв.» связана со становлением славянской государственности по данным материальной культуры славян.

Тема 16 «Славянское язычество» представляет периодизацию хронологических пластов славянской мифологии, включающей как миф первых Homo Sapiens о Мировом древе, мифы евразийского периода о сотворении мира из Мирового яйца, о божественном Волке, о луке и стрелах, мифы эпохи неолитической революции о Великой богине; мифы эпохи индоевропейского единства – кузнечные мифы, о похищении стад и борьбе бога-громовника со своим змеевидным противником; мифы эпохи миграций (славянские сюжеты в «Нартском эпосе», полярные мотивы в иранском и индийском литературном наследии).

Общая концепция курса позволяет связать все этапы индоевропейской и общечеловеческой истории в единый культурно-исторический процесс. Археология становится не абстрактной историей вещей, а живой историей, легко сопрягаемой с историческими курсами учебного плана исторического факультета. "Праиндоевропейская история" полностью основана на авторской трактовке праистории, на открытиях в археологии, индоевропеистике и культурологии, большая часть которых апробирована в уже опубликованных работах авторов Программы.






Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...