Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптура послевоенного времени



Деятельность белорусских скульпторов первых послевоенных лет характеризуется активным обращением к героической теме. С течением времени постепенно возрастало стремление художников глубоко осмыслить исторический подвиг народа-победителя. Как и прежде портретный жанр становится основным в белорусской скульптуре послевоенного времени.

Продолжает плодотворно работать в 1950-е годы З. Азгур, как и прежде источником вдохновения для его портретов остаются простые человеческие чувства и переживания людей военного времени. Однако сейчас у скульптора появилась возможность более старательной и углублённой разработки образа. Всё это в полной мере раскрывается в статуарных портретах Героя Советского Союза маршала К.К. Рокоссовского (1948), Героя Советского Союза партизана К. Заслонова (1947), в бюстах партизана деда Талаша (1947 – 1955), Героя Советского Союза В. Лабонка (1951), в лучших своих портретах генерал-полковника Н. Чибисова (1954 – 1957) и ряда других произведений.

В послевоенные годы З. Азгур выступает и как мастер исторического портрета. В ряду лучших работ – бюст Алаизы Пашкевич (1947) и Франтишека Богушевича (1959). В первом портрете скульптор как бы пытается передать грозную предреволюционную атмосферу. В гордом протестующем образе революционерки можно угадать мысли и чувства, которые волновали целое поколение белорусской интеллигенции. Алаиза Пашкевич – поэтесса и это видно не только в позе молодой женщины. Мастерски разработана одежда и форма причёски, мягко моделировано красивое лица – всё это подчёркивает поэтичность её натуры. Аналогичное решение художественного образа можно увидеть и в портрете К. Крапивы (1949) и Ф. Богушевича (1957).

Примером тонкого понимания смыла исторической личности, подчинение этой задаче всех изобразительных средств может служить один из лучших в творчестве З. Азгура портретов – «Рабиндранат Тагор» (1956). Окончательный вариант скульптуры выполнен в граните. Автор для решения художественного образа поэта-лирика, великого мыслителя Тагора использует различные техники откалывания и шлифовки камня. Благодаря этому скульптор открывает до семи светотеневых отношений гранита от белого цвета до чёрного. Заир Азгур добивается большой выразительности лица, переданного в обобщённых и завершённых формах, энергично и экспрессивно трактует волосы и бороду, которая плавно окаймляет смуглое лицо. Это значительно оживляет портрет, подчёркивает его благородство, одухотворённость и важное величие писателя.

В послевоенное время продолжает интересно раскрываться творчество Андрея Бембеля. Наиболее ярким произведением этих лет, безусловно, является портрет Героя Советского Союза А. Матросова (1948). Композиция портрета достаточно динамична, левое плечо А. Матросова высоко поднято для мощного движения, который должен случиться через мгновение. Скульптор ищет в лице героя индивидуальные черты, однако не может преодолеть своё стремление к обобщению, которое в этом портрете значительно преобладает. (Стремление к обобщению было свойственно А. Бембелю, так как он по образованию скульптор-монументалист).

Количество созданных скульптором портретов современников небольшое, но в каждом из них А. Бембель находит характерные черты, которые подчёркивает различными изобразительными средствами. Один из лучших портретов – «Народный артист СССР П.С. Молчанов» (1954), в котором захватывает эмоциональность и выразительность характеристики образа. Свойственное автору энергичное построение композиции в резких поворотах и сложных ракурсах фигур нашло своё решение в этом портрете. В выразительном лице как будто светится вся гамма сложных переживаний и мыслей. Большой выразительности достигает скульптор в характеристики живых проникновенных глаз артиста. У П.С. Молчанова они светятся глубиной мысли, энергией, какой-то притягательной и покоряющей силой.

Для А. Бембеля характерна черта – умение выбрать главное в характере портретируемого человека. Интересен в этом плане портрет комбайнёра Н. Мазуренко (1955), в котором автор стремится к выявлению чисто человеческих ценностей своей героини – доброты и простоты, серьёзного отношения к своему делу. Человека, который честно выполняет свою каждодневную работу на колхозных полях.

Одним из самых лучших произведений А. Бембеля, воплотившим в себе лучшие качества его как художника, стала статуя, которая увенчала павильон Белорусской ССР на ВДНХ – «Родина. Слава героическому труду колхозных тружеников» (1952). Шестиметровая фигура женщины воплощающая в себе Беларусь, сделана из цемента и облицована золотой смальтой. Её основной смысл раскрывается в самом названии – звучащей как лозунг. Женщина держит сноп спелого зерна – как бы символизируя ценность человеческого труда на земле. Андрею Бембелю удалось подняться на необычайно высокий уровень профессионального мастерства. В художественном образе он воплотил концентрированный идеал героя-современника, исторической личности. Работы скульптора отличались смелым экспрессивным поиском, обращением к аллегории и метафоре, богатой творческой фантазией.

Творчество Алексея Глебова (1908 – 1968), скульптора разнопланового таланта, занимает значительное место в белорусской пластике послевоенных лет. Наиболее завершёнными работами данного периода следует считать – сидячую скульптуру Я. Купалы (1949) и портрет художника В. Кудревича (1950) и др.

В первой скульптуре автор акцентирует внимание на лучших личностных качествах поэта – душевная щедрость и теплота, стеснительность и простота соединяются в художественном образе. Спокойное размышление народного поэта подчёркнуто скульптором не случайно, а как логическое обоснование духовной близости Я. Купалы к своему народу. Этими же качествами наделены глубокие по содержанию исторические образы, созданные А. Глебовым, лучшим из которых является композиция «Франциск Скорина» (1954).

Послевоенные года стали началом творчества Сергея Селиханова (1917 – 1976). Наиболее известна его серия портретов представителей художественной интеллигенции КНР, которая стала результатом поездки скульптора в эту страну в 1956г. В это время скульптор лепит портрет и представителей белорусской интеллигенции – «портрет художника А. Мозалёва» (1956).

Достаточно интересно обращается в своём творчестве к исторической теме Андрей Заспицкий – «портрет Адама Мицкевича» (1956).

Тяга к историческому прошлому находит интересное решение и в творчестве Марка Робермана – «Народный поэт Беларуси Янка Купала» (1954) и «Народный артист Беларуси Г. Ширма» (1952).

Именно творчество этих авторов явилось тем мостиком, через который белорусская скульптура шла к своему рассвету в последующие 1960 – 1970-е годы.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2017 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...