Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Станковая графика



Значительный вклад в развитие довоенной станковой графики внёс Аркадий Астапович (1896 – 1941). В своём творчестве он в основном обращался к деревенскому пейзажу. Им создан целый ряд графических листов, отличительными чертами которых была яркая национальная самобытность. Первые графические листы А. Астаповича «Осень» и «Уголок городского сада» (обе 1915) созданы автором под явным воздействием петербургской графики «Мира искусства».

Графические листы А. Астаповича 1916 – 1923гг. простые по технике исполнения, но, тем не менее, более глубокие по смыслу и настроению. Возлюбленной техникой исполнения А. Астаповича становится чёрная акварель, которую он соединяет со штриховкой тушью, положенной на акварельный подмалёвок достаточно экспрессивно. Благодаря этому работы становятся более свободными и смелыми по исполнению («Облачный день», «Лес», «Пейзаж с деревьями», все 1921).

Значительный перелом в творчестве А. Астаповича наступил в 1923 году, когда он переехал в Марьину Горку, где он работал учителем рисования в школе. Большая часть пейзажей 1923 – 1929 годов отличительны тонким чувством белорусской природы, редкой простотой и непосредственностью изобразительного языка. Особенно удачные пейзажи «Ранняя весна», «Март» (оба 1923), «Зима» (1927) и «Весенний пейзаж» (1928). Сдержанными средствами графики А. Астапович достигал в своих работах поэтичности, некоторой особенной чистоты восприятия. По непосредственности художественного взгляда и поэтическому настроению пейзажи автора можно сравнить с работами художников-пейзажистов.

В изображении скромных мотивов график иногда достигал подлинной монументальности. В обыденном он умел рассмотреть и преобразовать в художественный образ истинную красоту белорусской природы.

Аркадий Астапович – представитель т.н. чистого лирического пейзажа, пейзажа-настроения. Однако иногда его камерные работы приобретают характер жанровых картин, в которых люди показаны в органическом единстве с природой. Написанные непосредственно с натуры графические листы автора отличаются ярким национальным колоритом. Их непосредственность восприятия, щедрость и поэтичность как бы компенсируют профессиональные недостатки, которые можно заметить в некоторых пейзажах графика.

Особое место в истории белорусской графики занимает творчество Анатолия Тычины (1897 – 1986). Он один из первых графиков который обратился к теме труда, посетил ряд предприятий Минска. В результате чего родился ряд рисунков «На электростанции», «Слесарный цех», «Маляры» и др. Автор умело передаёт напряжённую трудовую атмосферу, что достигается благодаря грамотному использованию тональных отношений. В 1927г. Анатолий Тычина обращается к ксилографии. В результате появились работы «Новолуние», «Окраина», «Дождь» и ряд других. Большая часть работ строится на контрасте белого и чёрного цветов, как бы подчёркивая ритм человека труда.

Важный вклад в развитие белоруской станковой графики внесли педагоги и выпускники Витебского художественного техникума. В технике ксилографии много работал Соломон Юдовин (1894 – 1954), который в 1920-е годы выполнил серии «Старый Витебск» и «Местечко». Позднее они были объединены в большой цикл «Прошлое», над которым художник работал около 20 лет (1921 – 1939). Гравюры этого цикла стали своеобразной летописью Витебска. Соломон Юдовин работает широкими пятнами света и тени, художественный образ строится живой линией, можно даже сказать нанесённой в живописной манере. Позднее работы автора становятся более «ксилографичными» по технике резьбы и более глубокими по смыслу. Художник чаще всего пользуется белым штрихом, тем самым отличается от ранее рассмотренных авторов, которые для решения художественного образа больше использовали линию.

Реже в своём творчестве С. Юдовин обращался к портрету. Особо интересна ксилография «Сапожник» (1926), которая по психологическому состоянию не уступает работам Ю. Пэна. В маленьком помещении – старик, который склонился над сапогом. Многолетний труд сгорбил его, но не лишил человеческого достоинства. Вся жизнь сапожника прошла в этой тёмной комнатушке, только узенькая полоска света соединяет старика с окружающей действительностью. Это одна из лучших ксилографий автора, в которой все детали «работают» на образ.

В серии «Старый Витебск» у автора появляется свой неповторимый индивидуальный стиль. Чаще всего художник гравирует белым штрихом по чёрному фону. Благодаря равномерной разработке всей доски мастер достигает равновесия белых и чёрных тонов.

Под влиянием графики С. Юдовина в Витебске складывалась творческая манера Ефима Минина – одного из самых способных, оригинальных и перспективных гравёров. В отличие от С. Юдовина, в работах которого основную роль играл белый штрих, Ефим Минин уже с первых своих работ осваивает чёрноштриховую манеру. Наиболее ранний лист автора «Колона 1812г. в Витебске» с технической стороны она выполнена достаточно профессионально, но чистое мастерство пока не раскрывает глубину образа.

В 1926 – 1927 годах Ефим Минин создаёт свои лучшие работы – пейзажи Витебска, жанровые сценки, портреты и экслибрисы. Характерная черта ксилографий автора – тщательная, почти филигранная резьба. Он мастерски гравирует самые мелкие детали, насыщая художественный образ богатством тоновых отношений. Художник много внимания уделял показу красоты родного города, памятников архитектуры. Примером могут служить графические листы – «Ильинская церковь в Витебске» (1927), «Успенский собор в Витебске» (1927), из серии «Белорусское деревянное зодчество» (1927), «Окраины Витебска» (1928).

3.
скульптура 1920-1930-х годов Развитие белорусского искусства в 1920 – 1930-е гг. Скульптура.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...