Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Графика 1960-х годов



В графике, как и в других видах изобразительного искусства, время «хрущёвской оттепели» способствовало активации творческих поисков. Переоценка ценностей, вызванная переменами в социально-политической жизни страны, осуждение культа личности Сталина, заставили художников глубже задуматься над проблемами изобразительного искусства. Уже с начала 1960-х годов творческий союз Беларуси начинает пополняться профессиональными кадрами графиков – выпускниками Белорусского театрально-художественного института (сейчас БАИ).

Нельзя не отметить и про общие перемены в технико-формальном арсенале художников 1960-х годов. Если в послевоенной графике доминировала т.н. тональная манера, обусловленная обращением к технике карандашного и угольного рисунка, то уже сначала 1960-х годов в национальном искусстве активно начинает развиваться эстамп.

В этот период в основном развивается линогравюра, затем художники обращаются к литографии, а позднее переходят к офорту. Характерной чертой станковой графики становится серийность. Новое поколение графиков начинает разработку белорусского национального стиля.

Особенностью станковой графики данного периода было обращение художников к традициям белорусского народного искусства. Авторы как бы сверяли современную жизнь с многосторонними народными основами, утверждали близость народных пластических традиций и современных эстетических поисков. Особый интерес в этом плане представляет творчество Александры Последович (1918 – 1988), которое воплотило в себе то лучшее, что стало характерной чертой для искусства 1960-х годов. Это график с ярким и отличительным почерком, индивидуальной творческой манерой, признанный мастер станкового эстампа, акварели и рисунка.

Как и ряд других графиков Алекандра Последович начала своё творчество как художник книги. Ранние произведения автора отличаются жанровостью, вниманием к всесторонней разработке действующих лиц, детализацией изображения и т.д. Примером может служить серия офортов «Женщины Полесья» (1971 – 1972), которая состоит из работ «Утро», «Полдень», «Вечер». Решённые в них образы молодых белорусских крестьянок впечатляют внутренним обаянием и поэтичностью. Чистые, пластические офортные линии-штрихи передают движение женских фигур и окружающее пространство. Особая декоративность офортов достигается ажурной узорной штриховкой, которая тонко моделирует форму, но и одновременно выполняет декоративные функции.

Отличительной чертой работ А. Последович стала своеобразная образная переориентация, постепенной переход от конкретно-детализированной графики к более абстрагированным, обобщённым решениям художественного образа. Фольклорная тема начинает доминировать в творчестве художницы, она как бы «переводит» на изобразительный язык многоголосье белорусского этноса. Приметы новой образно-стилевой концепции достаточно ярко выразились в серии литографий «По мотивам народных белорусских песен» (1967). В ней автор не просто иллюстрирует литературный сюжет народных песен, а передаёт их настроение, раскрывает богатый философский подтекст.

В пейзажных графических циклах Александры Последович («Белорусские женщины», 1971; «Народные мастера», 1973 и др.) наблюдается стремление к метафорической обобщённости образов-символов с их декоративно-монументальной статикой, равновесием композиции и строгой симметрией фигур. Тематический спектр автора достаточно традиционный, художница как бы сознательно повторяется в темах и сюжетах. В некоторых эстампах 1970-х годов чрезмерная условность приводит к излишнему схематизму. Но в работах А. Последович почти всегда чувствуется душевная щедрость автора, особая лирика и поэтичность.

Тема материнства, наметившаяся в ранних работах автора, наиболее ярко раскрылась в литографиях «Мать» (1972), «Калыханка» (1973) и др. Образ матери в эстампах А. Последович – это образ белоруской мадонны, сдержанно спокойной и поэтичной. График стремится, прежде всего, почувствовать и донести до зрителя дух народного творчества.

Достаточно интересное преломление народных традиций можно наблюдать и в творчестве Елены Лось. В ранних работах автора наблюдается влияние литовской графикой. Однако со временем её графические листы наполняет народная стилистика, формируя их изобразительно-пластический строй, воздействуя на стиль и графический почерк художницы. Особой теплотой проникнут цикл «Дети Беловежья» (1966). В него вошли линогравюры «Лесной букет», «Хозяин пущи», «Егерьская дача». График местами условно стилизует образы детей, зверей и птиц, но стилизация не переходит в схему.

Новым творческим достижением автора стали графические серии «Полесье» (1970) и «Люди на Припяти» (1973), которые стали своеобразным гимном труду. Некоторые листы названных серий («Мария», «Матуля») имеют портретный характер. В целом творчество Е. Лось весьма разнообразное, эмоционально насыщенное, причём художественная индивидуальность графика отражается во многих работах ярко и выразительно.

Интересно развивается в эти годы и творчество Арлена Кашкуревича, наиболее яркого и талантливого белорусского графика. Первая самостоятельная серия – «Аэропорт» (1963). Пользуясь контрастами чёрного и белого, художник достигает в литографиях ощущения обстановки аэровокзала. Некоторые работы цикла отдают романтичностью, загадочностью и даже некоторым тревожным настроением.

Дальнейший творческий путь А. Кашкуревича связан с активным поиском эмоционально выразительной художественной формы. Некоторые работы автора свидетельствуют об его увлечении итальянской и мексиканской графикой. В серии «Город и люди» (1963-1964) нет единой сюжетной линии. Техника исполнения работ разнообразная. Одни из них – линогравюры («Бильярдная», «Мост»), другие – литографии («После концерта»), третьи – офорт («На пляже», «Автобус»). В этих работах ярко выражен острый штрих, который стал отличительной чертой графического стиля А. Кашкуревича.

В более поздних произведениях художник продолжает поиск в русле западноевропейской художественной традиции, о чём свидетельствует графический цикл «Мастера» (1964). Все работы выполнены в технике офорта. В новом цикле «Партизаны» (1970) график как бы подводит итог предыдущих поисков. Подвиг народа в борьбе с фашизмом – основной лейтмотив офортов «Партизанская мать», «Жажда», «Прощание», «На счастье и на горе». Среди лучших работ – лист «Партизанская мать». Три женщины, сидя на земле, наполняют патронами пулемётные ленты. Выразительность офорта передаётся через оригинальную композицию и высокое мастерство графического исполнения. Драматизмом и экспрессией пластического языка объединены листы «Жажда» и «Расставание». Смелый контур в работах соединяется с контрастной моделировкой формы. Как бы живая, неспокойная фактура, острый рисунок, контрасты света и тени – всё подчинено единой цели – создавать яркие эмоциональные образы, передать ощущение тревожных военных лет.

В 1960-е годы раскрывается творческий талант Георгия Поплавского, одного из наиболее трудоспособных авторов, который активно и одинаково плодотворно работает в эстампе и книжной графике. Ранним линогравюрам художника свойственен внешний монументализм и декоративность («Атлантика», 1965; «Сказки и придания Полесья», 1967), а временами открытая плакатность («Брест. 1941», 1965). Если работа «Атлантика» выполнена под влиянием стилистики «сурового стиля», то в «Сказках и приданиях Полесья» ощущается веяния литовской гравюры 1960-х годов. Причём в отдельных листах декоративность штриховки местами становится самоцелью; за внешней стилизацией и повышенной орнаментальностью временами теряется сущность того, что автор хочет сказать.

Наиболее удачна серия литографий – «Брасловщина – край озёрный» (1970) – монументальный цикл, в котором художественное обобщение удачно соединяется с натурной наблюдательностью. В дальнейшем автор всё больше обращается к метафоре и символу. Графическая форма становится более обобщённой, рисунок приобретает черты стилизации, которая временами граничит с гротеском.

Одна за одной выполняются серии «Память» (1968), «Командоры» (1973), «Высокое небо» (1974) и ряд других. Способы и приёмы художественной интерпретации жизненного материала в названых циклах различные. Художника манит романтика космических полётов, мужественные образы моряков и космонавтов. Творчество автора – является заметным явлением в белорусской графике.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1077 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...