Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

СКУЛЬПТУРА. Одним из первых скульпторов оставившим важный след в белорусском искусстве был Александр Васильевич Гру́бэ (1894 – 1980)



Одним из первых скульпторов оставившим важный след в белорусском искусстве был Александр Васильевич Гру́бэ (1894 – 1980). Бывший студент Петербургского университета, а после учитель сельской школы А. Грубэ не был профессиональным художником. В 1922г. Он переезжает в Минск и до 1941 года работает в коллективе минских художников, являясь одним из самых интересных мастеров в белорусском искусстве.

К лучшим работам А. Грубэ принадлежит скульптура «Лирник» (1925). Она отличительна психологической глубиной и поэтичностью решённого образа, правильно разгаданным художником национальным началом, эпичная широта которого ведёт в глубину столетий. Обращение к традициям народной резьбы по дереву в этой скульптуре выглядит естественно и органично.

Продолжает поиск национального образа художник в скульптуре-портрете «Максим Богданович» (1926). Молодой поэт показан в минуту сосредоточенных размышлений. Сложное душевное состояние подчёркивается характерным положением мощно сцепленных рук. Но стремление приблизиться к внешнему сходству, которого так старательно добивается автор, несколько вредит раскрытию образа.

Через некоторое время А. Грубэ отойдёт от ясности и выразительности трактовки скульптурных форм в сторону повышенной экспрессии. Это ярко раскрывается в работах «Раб» (1927) и «Тачечник» (1926). В гипертрофированной форме тела, скульптор пытается передать необычайное сопротивление народного духа.

Необходимо отметить, что портрет не получил законченного решения в 1920 – е годы в белорусской скульптуре. Созданные в основном учениками Витебского художественного техникума и художниками-самоучками, многие работы не выходили за рамки скульптурных этюдов.

Другой заметной фигурой этого времени был преподаватель Витебского художественного техникума скульптор, график и живописец Абрам Маркавич Бразер (1892 – 1942). Один из первых обращается к национальной истории – бюст «Ф. Скорина» (1920) – белорусского первопечатника и просветителя. Основой образа Ф. Скорины стал известный гравюрный портрет 1517г. Художник не пытается изменить образ первопечатника, как бы повторяя лепкой ровные линии гравюры. Обрисовывая овалы глаз, контуры усов и ноздрей художник как бы представляет скульптурный объём этих деталей. Автор скорее рисует, чем лепит на плоском лице Скорины, оставляя зрителю лишь один строго фронтальный пункт созерцания портрета. Несколько позднее автор обращается и к образу Я.Купалы (1925), для скульптуры характерна точность лепки, благодаря которой передаётся сходство портретируемого.

Во второй половине 1920-х годов начал свой творческий путь и Заир Азгур (1908 – 1995), в то время ещё студент Витебского художественного техникума. Ранние работы З. Азгура не сохранились, и мы можем их оценить лишь по сохранившимся фотографиям – «Голова рабочего», «Голова литейщика» (1927). К этому периоду относится и скульптурный портрет писателя Змітрака Бядулі(1927). В портрете явно прослеживается тщательное изучение автором скульптуры эпохи Возрождения, в тоже время ясно ощущается и стремление к пониманию внутренней сущности писателя, творчество которого хорошо знал и любил автор.

4. Белорусская живопись 1940-х годов Изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны.

5. 5 Основные жанры в различных видах искусства. Белорусское изобразительное искусство второй половины 1940-х 1950-х гг. Живопись.

1.

Огненным рубежом белорусской истории стал 1941 год. Беларусь одна из первых приняла на себя удар врага. Совершенно очевидно мужество советских воинов, которые показали невиданный героизм в борьбе с гитлеровскими захватчиками. Однако уже в самом начале войны фашистам удалось захватить всю территорию Беларуси. В пламени пожаров гибли культурные ценности, созданные народом. В Минске захватчики разграбили и уничтожили картинную галерею, а её собрания вывезли в Германию. Вся территория республики была покрыта сетью концлагерей и тюрем.

В активную борьбу против фашистских оккупантов включились и белорусские художники. В рядах воинов Красной Армии и партизан сражались Е. Зайцев, И. Давидович, М. Савицкий, С. Андрухович, А. Глебов, А. Бембель, А. Жоров, П. Маслеников, К. Космачёв, Н. Тарасиков, X. Лившиц, С. Селиханов, Н. Воронов, В. Суховерхов, В. Громыко, и др. Многие из них временно сменили кисть живописца и резец скульптора на карандаш графика. Они активно включились в создание агитплакатов и сатирических изданий, вдохновлявших солдат на разгром врага.

Не порывали связей с белорусским искусством и известные московские живописцы уроженец Беларуси В. Бялыницкий-Бируля и некоторое время работавший здесь в довоенные годы Ф. Модоров. Они приняли активное участие в организации выставок белорусского изобразительного искусства в Москве.

Наиболее крупным показом творчества белорусских художников в годы войны была выставка, посвященная 25-летию БССР (1944), организованная сотрудниками Белорусской картинной галереи в залах Государственной Третьяковской галереи. В выставке участвовало более 30 живописцев, скульпторов и графиков. Наряду с немногочисленными случайно уцелевшими довоенными произведениями здесь были выставлены и новые живописные полотна, скульптура и графика, созданные в трудных условиях военного времени. Это были наброски, зарисовки с натуры, этюды и эскизы. Остро подмеченные, созвучные времени эпизоды, хорошо передавали настроение людей – их решимость бороться до полной победы над врагом.

Несмотря на тематическую пестроту и некоторую разобщённость, в экспозиции можно было ясно выделить три жанровых раздела: тематическую картину, пейзаж и портрет.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 954 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...