Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тематическая картина



Среди тематических полотен особое внимание привлекали те, в которых были отображены события, связанные с началом войны. Написанные под непосредственным впечатлением пéрежитого, эти работы отображали документальные факты конкретных исторических событий.

С большим образным психологизмом раскрывает сущность гитлеровской армии Иван Ахремчик (1903 – 1971) в картине «Лицо врага» (1942). Словно чёрный смерч, ворвались фашистские грабители в белорусскую деревню. Три немца с особой жестокостью расправились с беззащитной деревенской семьей. С беззастенчивым цинизмом фашисты грабят небольшое имущество крестьян. Композиция строится по кругу. От убитого мальчика, которого сбрасывает немец, взгляд направляется ко второму фашисту, далее к композиционному центру – сундуку из которого последний фашист вытаскивает вещи.

Картина производит сильное впечатление своей документальной точностью. Фигуры фашистов предельно типизированы. Полотно написано в серо-зелёной колористической гамме, которая хорошо передаёт трагизм происходящего. Можно отметить и некоторые слабые стороны произведения И. Ахремчика. Это, прежде всего, недостаточно глубокий замысел картины. Разбойничья сущность фашизма здесь показана слишком прямолинейно. В образах фашистов подчёркнута только одна сторона их звериного облика – алчность, и это несколько снижает эмоциональное звучание полотна в целом.

В унисон картине И. Ахремчика прозвучала дипломная работа Матвея Беленицкого (1909 – 1990) «Фашистская грабьармия в Беларуси» (1942), в которой продолжена тема разоблачения звериной сущности фашизма. В основе сюжета лежит эпизод, характерный для оккупированной врагом Беларуси. В глухом белорусском селе гитлеровцы грабят и избивают ни в чём не повинных людей. Они забирают последнее, что осталось, кормилицу семьи – корову.

Композиция картины хорошо продумана, в ней довольно убедительно расставлены тоновые акценты. Фигуры гитлеровцев суетливы, они выделяются чёрными пятнами на фоне зимнего пейзажа. С большой любовью написаны образы деревенских жителей – сильных, непокорённых людей. Старик, избитый фашистами, со связанными за спиной руками, силится встать. Молодая крестьянка, руководимая единственным желанием спасти семью от голодной смерти, бросается вслед уводимой грабителями корове. Большую смысловую нагрузку несёт в картине пейзаж. Он написан широким, сочным мазком, свидетельствующем о высоком уровне мастерства и необычайном колористическом даровании живописца. В условиях далёкого тыла живописцу удалось создать полотно, наполненное суровой исторической правдой.

В произведениях, созданных в годы войны, особое место принадлежит партизанской теме. Среди полотен этого плана – «Партизаны в засаде» и «Выезд бригады Дубова на операцию» Н. Обрыньбы (обе 1943), «В партизанском штабе К. Заслонова» Е. Зайцева (1943), «Продукты партизанам» Р. Кудревич (1943) и ряд других.

Первые две из названных работ принадлежит кисти московского художника, бывшего партизана воевавшего в белорусских лесах. Полную тревог военную жизнь художник передает, изображая народных мстителей, притаившихся на опушке леса у пулемета в ожидании врага. Их фигуры хотя и напряжены, но не суетливы. Картины привлекают насыщенной живописной гаммой. Охристо-красный колорит вводит в суровую атмосферу военного времени. Однако характеры отдельных персонажей здесь слабо индивидуализированы. Эти полотна ценны для нас своей документальностью и правдивостью в передаче исторических событий.

Интересно развивается в эти годы творчество и Евгения Зайцева (1907 – 1992), выступившего с рядом работ ещё в довоенные годы. Живописец пристально следил за героической борьбой партизанского отряда Константина Заслонова. Ещё в 1942г. он начал работать над композицией, посвящённой боевым подвигам Константина Заслонова. Художника глубоко взволновала гибель легендарного белорусского героя. Под впечатлением этой гибели он создает свой первый, наиболее интересный эскиз «Похороны Героя Советского Союза партизана Заслонова» (1942). Впоследствии этот эскиз художник положил в основу картины «Похороны героя» (1945). Первый вариант эскиза был выполнен гуашью. Этот материал, придающий живописи серебристо-свинцовый оттенок, очень удачно передает трагизм происходящего. Фигуры партизан в эскизе даны крупным планом. Такой приём позволил живописцу сосредоточить всё внимание на психологии персонажей и именно через психологическое состояние героев передать суровость момента.

Работа отличается уверенным рисунком. Широкими, сочными мазками живописец лепит форму, подчеркивая отдельные детали. Ритм композиции строгий, напоминающий ритм траурного марша. В унисон общему состоянию звучит пейзаж. Тяжёлые, свинцовые облака нависли сплошной серой массой.

Достаточно интересно подходит к решению партизанской темы живописец Павел Гавриленко (1902 – 1961). У этого художника идея партизанской борьбы в тылу врага овеяна романтикой подвига. Всем образным строем своих композиций живописец подчеркивает мысль, что, несмотря на то, что белорусская земля временно оказалась захваченной врагом, её подлинные хозяева – простые крестьяне. Такова композиция П. Гавриленко «Партизаны на Полесье» (1944), в которой изображён момент переправы пленных немцев в партизанский тыл. В аналогичном ключе решено полотно «Переправа» (1945), в котором автор раскрылся как достаточно интересный колорист.

Героической борьбе отважных белорусских подпольщиков и партизан посвящены эскизы 3енона Павловского «Допрос в СД» и «В застенках гестапо» (обе 1943).

Трагическую картину отступления фашистов изобразил в своём полотне В. Бялыницкий-Бируля «По следам фашистских варваров» (1942) и другие авторы.В этих композициях основную выразительно-эмоциональную роль играет пейзаж: одиноко торчащие из земли трубы обгоревших домов свидетельствуют о драматизме недавно происходивших здесь событий.

Произведения военных лет, напитанные народной скорбью, звучали вместе с тем оптимистично, они были проникнуты единой темой борьбы и освобождения. Художники-фронтовики, находившиеся в рядах Красной Армии, делали многочисленные зарисовки в своих фронтовых альбомах. Порой эти зарисовки выливались в композиции. Одной из таких работ, в которых запечатлена встреча воинов Красной Армии с населением освобождённой деревни, является эскиз И. Давидовича «В освобожденной деревне» (1943).

Интересно техническое выполнение эскиза. Группы людей здесь намечены сплошной одноцветной массой; в ней выделяются лишь отдельные детали, говорящие о происходящем. В глубь картины нестройными рядами движется колонна военнопленных немцев, конвоируемых советскими воинами. Десантники в белых маскировочных халатах приветствуют бегущих к ним со всех сторон жителей. Пластическое решение композиции выдержанно в строгом, суровом ритме. Этот ритм прослеживается и в движении колонны пленных, и в энергичном повороте головы всадника на переднем плане, и в стремительном движении женщины, ведущей за руку ребенка.

Бесславный провал авантюристических планов гитлеровской армии показал Виталий Цвирко (1913 – 1993) в своей картине «Немцев ведут» (1945). Художник изобразил группу пленных немецких офицеров, конвоируемую партизанами по улице белорусского села. Под тяжестью взгляда старика фашисты низко опустили головы. Хорошо продумана пластическая сторона произведения. Удачно нарисованы отдельные персонажи, многие из них наделены яркой образной характеристикой. Силуэт живописного пятна обогащён выразительными деталями, он хорошо найден в картине и по своим размерам. Всё это свидетельствует о напряженной работе художника над произведением.

Большого эмоционального звучания достигают произведения белорусских художников созданные уже после освобождения территории республики от немецко-фашистских захватчиков. В конце войны, в 1945 году, Сергей Романов написал небольшое полотно «В поисках сына», взволновавшее трагизмомизображенного в нём момента. Потеряв надежду найти среди военнопленных своего сына, пожилая женщина протягивает пленным через проволочное ограждение принесённый хлеб. Обезумевшие от голода люди бросаются к протянутой краюхе, невзирая на часового, готового в любую минутурасправиться с ними. Если сюжет картины интересен, то в колористическом решении значительных авторских находок не наблюдается.

В этот же период несколько удачных попыток отобразить партизанские будни сделал живописец Владимир Хрусталёв (1896 – 1954), написавший картины «Возвращение партизан с операции» и «Константин Заслонов даёт задание партизанам». Наиболее интересно последнее полотно, в котором прославленный герой партизанской борьбы показан крупным планом на фоне удаляющегося в глубь леса партизанского отряда. Такое построение композиции позволило художнику сосредоточить внимание на характере главного героя. Его мужественное лицо, изображённое анфас, написано достаточно детально. Художник добился несомненного портретного сходства. Заслонов принимает какое-то ответственное решение – об этом свидетельствуют его сосредоточенный взгляд и сжатая в кулак рука.

Действие развивается в глубь картины; художник умело использовал линейную перспективу, чтобы показать большие группы людей. Работа воспринимается как композиционный портрет, хотя по своим пластическим и живописным качествам она с успехом может быть причислена и к тематической картине.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...