Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Живопись второй половины 1960-х гг



О характере современной белорусской тематической живописи лучше всего судить по творчеству тех художников, которые являлись ведущими в белорусском изобразительном искусстве второй половины 1960-х годов.

Рассматриваемый период белорусской живописи характерен наличием исторически сложившегося круга традиционных тем. Особое место в творчестве белорусских живописцев занимала тема борьбы трудящихся Западной Белоруссии за свои социальные и национальные права. Известно, что Западная Беларусь долгое время находилась под властью буржуазной Польши и только в 1939г. была воссоединена с Беларусью. Борьба трудящихся Западной Беларуси положена в основу сюжета картины В. Цвирко «Восстание рыбаков на озере Нарочь» (1957). В этом полотне отображён достоверный факт – выступление нарочанских рыбаков против польской администрации. Свой протест против произвола администрации, запретившей ловить рыбу в озере Нарочь, рыбаки выражают дружным отказом вывести баркасы за пределы озера.

Достоинством картины является её колористическое решение. Виталий Цвирко с присущим ему мастерством пишет драпировки, паруса, предметы рыболовецкого снаряжения. В то же время картина не производит глубокого впечатления из-за определённой рыхлости композиции.

Исаак Давидович создает произведения на исторические темы: «Нарочанская быль» (1967), «Первопечатник Франциск Скорина» (1968). Однако и эти работы живописца очень близки современности. Черты современности отмечаются как в трактовке исторического сюжета, так и в живописно-пластических средствах воплощения его. Верный строгой реалистической манере в построении композиции, выявлении характеров, лиц, движений, художник стремится сделать свои полотна документальными, созвучными духу времени.

На протяжении всех послевоенных лет в творчестве белорусских живописцев непреходящей остается тема героической борьбы советского народа в период Великой Отечественной войны. Эти события, хотя уже и стали историей, не могут стереться в памяти народа и по-прежнему волнуют умы и сердца людей. Тема героизма белорусского народа в Великой Отечественной войне остается неиссякаемым источником творческого вдохновения. К ней обращаются живописцы и старшего, и младшего поколений. В течение второго послевоенного десятилетия белорусские живописцы более углубленно осмысливали эту тему и в ряде произведений добились несомненных успехов. Примером могут служить картины «Честь долгу» М. Савицкого (1958), «В белорусских болотах» И. Стасевича (1958), «Защитники Брестской крепости» И. Ахремчика (1957 – 1958), «Константин Заслонов» Е. Зайцева (1957), «В партизанском штабе» А. Мазолёва (1958)), «Былые походы» П. Крохолева (1958), «Выход из блокады» Ф. Барановского (1959), «Дорогами мстителей» В. Громыко (1959) и ряд других.

В этих произведениях наряду с решением больших проблемных вопросов – раскрытием высоких моральных качеств человека, показом героических характеров в момент наивысшего проявления их духовных и физических сил, изображением массовости, всенародности партизанского движения и т. д. – художники решают и многие задачи в области формы, связанные с живописным воплощением темы (динамичность композиции, эмоциональное воздействие цвета, новизна и оригинальность композиционного решения и т.д.).

Эти вопросы художественного творчества неразрывно связаны с проблемой создания образа положительного героя. Вполне понятно, что во всех произведениях на военную тему таким героем выступает советский человек, вынесший на своих плечах тяжесть войны и одержавший победу в борьбе с фашизмом. Любимыми героями произведений белорусских художников являются партизанские вожди Константин Заслонов, Батька Минай (М. Ф. Шмырёв) и др.

Интересный образ партизанского командира создал Евгений Зайцев в картине «Константин Заслонов». В основу сюжета картины положен исторический факт – выход партизанской бригады под руководством К. Заслонова из блокады. В работе можно отметить и удачный национальный типаж, колорит, хорошо передающий тревожное настроение.

Константин Заслонов показан здесь как мудрый командир, способный быстро и верно оценивать обстановку и принимать правильные решения. В его образе сосредоточены все лучшие качества руководителя – целеустремленность, непоколебимость перед лицом опасности, уверенность в своих силах. Интересна трактовка и других персонажей этого полотна. Запоминается, например, фигура парня с ручным пулемётом на переднем плане картины. Это очень ёмкий, обобщенный образ. Именно такими богатырями представлялись зрителю защитники родной земли.

Несколько по-иному подошёл к созданию образа партизанского командира Александр Мазолёв (1910 – 1970) в картине «В партизанском штабе» (1958). В центре полотна изображён батька Минай сидящий на скамье. Перед ним полевая карта. Вошедшие командиры докладывают боевую обстановку. Все присутствующие очень сдержанны, внутренне собранны, суровы. Деловитость и серьезность обстановки хорошо подчеркнуты сдержанным коричневато-серым колоритом.

Большую группу произведений на тему Великой Отечественной войны составляют картины, в которых показан массовый героизм советских людей, боровшихся с фашизмом в тылу врага. К ним относятся уже упомянутые полотна «В белорусских болотах» И. Стасевича, «Выход из блокады» Ф. Барановского, «Былые походы» П. Крохолева, «Дорогами мстителей» В. Громыко и др. Все они объединены общим композиционным началом, в основе которого движение больших масс народа.

Живописное полотно И. Стасевича «В белорусских болотах» изображает выход партизанского отряда из окружения. По колено в воде бредут усталые, измученные длительными переходами люди. Среди них женщины и дети. В наскоро сооружённых носилках партизаны несут на плечах раненых товарищей. В полной драматизма сцене запечатлён харктерный для тех дней момент. Автор был непосредственным участником этих событий. Изображённое в картине – результат его жизненных наблюдений.

Автором интересно использован фронтальный принцип построения композиции. Колонна партизан движется слева направо, параллельно картинной плоскости. Это движение хорошо передано в выразительных фигурах действующих лиц, в пейзаже и в удачно найденном срезе изображения рамой картины.

В центре композиции обаятельный образ молодой женщины с ребёнком на руках. Её фигура выделяется светлым силуэтом на темном фоне. Этот образ не только композиционный, но и смысловой центр картины, он словно олицетворяет образ матери Родины, не покорившейся жестокому врагу. Композиционные группы в картине пластически не повторяют друг друга. Наличие сложных ракурсов, выразительных движений делает компо­зицию динамичной. Колорит полотна построен на голубовато-зеленых, коричневых и черных тонах. Умело сочетая холодные и тёплые оттенки, художник добивается гармонии и яркости цвета. Фигуры хорошо моделированы. В передаче характеров чувствуется большая работа над натурным материалом.

В этой картине И. Стасевич проявил себя способным живописцем, умеющим создавать яркие, обобщенные образы. Эти возможности он реализовал в последующих своих работах, посвящённых трудовым будням рабочего класса. К недостаткам картины относится излишняя подчеркнутость трагизма и безысходности. Это особенно проявилось в изображении идущего впереди пулеметчика, на лице которого страх и смятение. Вызывает возражение и некоторая жестковатость в моделировке отдельных групп и персонажей картины.

Живописные полотна «Дорогами мстителей» В. Громыко и «Былые походы» П. Крохолева посвящены партизанским будням. В них отображена жизнь народных мстителей в повседневной обстановке боевых походов. Эти картины сходны по своей композиционной схеме. Сходство композиционного построения полотен не заслоняет, однако, различия тех живописных задач, которые ставили перед собой художники, избирая данный сюжет.

О подвиге героев Брестской крепости в белорусском изобразительном искусстве написано масса произведений. Среди них «Оборона Брестской крепости в 1941 году» Е. Зайцева, «Защита Брестской цитадели» Е. Кривоногова и др.

Картина Ивана Ахремчика «Защитники Брестской крепости» (1957) продолжает эту серию. Изображая конкретный эпизод героической эпопеи, художник решает многие проблемы живописной формы: показ человеческих фигур в движении, проблему света, колорита и т. д.

В центре картины группа последних защитников цитадели над Бугом. Они ведут неравный бой с фашистами. Полуобнажённые фигуры бойцов вырыва­ет из мрака подземелья падающий луч света. Женщины укрывают остатком простыни тело павшего бойца.

Композиция картины достаточно динамична. Действие нарастает постепенно от одной группы к другой. Этому в значительной степени способствует умелое распреде­ление световых акцентов. Выразительность психологического состояния героев достигается не только детальной проработкой лиц, рук, аксессуаров, но и за счёт индивидуальной характеристики каждого персонажа.

События Великой Отечественной войны нашли своё воплощение и в жанровых картинах. Через интимное, повседневное художники передавали волнующие переживания тех суровых, незабываемых, героических дней. К произведениям такого рода относятся «За помощью к партизанам» и «Возвращение» (1957 – 1958) В. Жолток, «Незабываемые дни» (1959) В. Протасени, «Партизанская весна» (1959) А. Семилетова, «Правда» (1964) Э. Куфко, «Я. Купала и К. Чорный в Печищах в 1942 году» (1963) X. Лившица и др. В этих картинах авторы проявили умение эстетически осмысливать суровые события военного времени, обобщать их и на основании этих обобщений создавать яркие, эмоционально насыщенные образы.

Мастер жанровой композиции В. Жолток испытывает особую привязанность к детской теме. В картине «За помощью к партизанам» художница рассказывает о судьбе детей на территории, временно оккупированной фашистами, об их голодном, полном ужаса и тревоги детстве.

Стремлением показать события Великой Отечественной войны через психологическую характеристику своих героев отмечено и живописное полотно Хаима Лившица «Я. Купала и К. Чорный в Печищах в 1942 году». На республиканской выставке 1963г. эта картина привлекла внимание своим эмоционально-образным строем. По своему композиционному построению картина – групповой портрет, но в то же время это и тематическое полотно, иллюстрирующее определенные исторические события. В выразительной двухфигурной композиции художник сумел воссоздать запоминающиеся образы белорусских писателей Янки Купалы и Кузьмы Чорного во время их жизни в эвакуации. Однако предметное окружение и образы писателей слабо объединены в общую систему живописно-пластических средств, что нарушает целостность образной структуры полотна. Умелое использование эмоционально-образных средств живописи поставило это полотно в ряд лучших произведений, созданных белорусскими живописцами в послевоенный период.

Тема Великой Отечественной войны и партизанского движения стала основной в 1960-е годы в творчестве Михаила Савицкого. Одна за другой появляются картины на партизанскую тему – «Оршанские партизаны» (1967), «Партизаны. Блокада» (1967), «Партизанская мадонна» (1967), «Витебские ворота» (1968) и др.

Картина «Партизаны» М. Савицкого является результатом размышлений над судьбами советских людей, оказавшихся на территории, временно оккупированной фашистами. Художник вскрывает причины, вызвавшие всенародный характер партизанского движения. К решению своей темы М. Савицкий подошёл не совсем обычно. Он нашёл для её воплощения совершенно новый, неожиданный аспект, выразив основное содержание через психологию главного героя. Партизаны в картине Савицкого – это простые, ничем не примечательные люди, поднявшиеся на борьбу с жёстоким врагом. Во внешнем их облике нет ничего героического.

В центре картины – на переднем плане – пожилой партизан прощается с женой. Его фигура занимает почти половину всего полотна. В выражении лица этого человека-труженика читается ненависть к захватчикам. Руки, привыкшие к тяжёлому труду, в первый раз лишены своего обычного занятия. Весь облик этого человека говорит о том, что война для него явилась неожиданностью и за оружие он взялся по жестокой необходимости, чтобы изгнать врагов с родной земли.

Предельно лаконичны живописно-пластические средства картины. Лицом к зрителю стоит только один человек – главный герой произведения. Остальные персонажи повернуты спиной. Эти спины хорошо передают решимость уходящих в лес, навстречу вьюге и неизвестности, партизан. Большую смысловую и эмоциональную нагрузку выполняет в картине зимний пейзаж. Он задуман живописцем как необходимый элемент композиции. Низко нависшие над землей свинцовые тучи подчеркивают суровость происходящих событий. Колорит этой картины суровый, сдержанный, он построен на контрастах белого и чёрного. И эта метафора, как бы показывает освободительную борьбу советского народа.

Показать войну просто, убедительно, без ложного, надуманного пафоса является основной целью, которую ставил перед собой М. Савицкий при написании картины «Оршанские партизаны». Как известно, в районе Орши, крупного железнодорожного узла, в период Великой Отечественной войны действовала бригада партизан под руководством Константина Заслонова. Народные мстители устраивали засады, организовывали диверсии, взрывали вражеские эшелоны, уничтожали живую силу и технику врага. Нередко такие операции приходилось совершать на открытой местности, под покровом ночи. Борьба в этих условиях требовала от партизан железной выдержки.

В полотне «Оршанские партизаны» художник изобразил боевое подразделение народных мстителей, ведущее бой за железнодорожный узел. Ночную тьму прорезают вспышки автоматных очередей да отблески ракет, вырывающие из мрака ночи очертания вражеского эшелона.

В своей излюбленной манере М. Савицкий даёт группу партизан крупным планом. Их фигуры, повёрнутые спиной к зрителю, занимают почти всю плоскость холста. Единственное лицо, обращённое к зрителю – это Константин Заслонов. Однако образ Заслонова не стал смысловым и композиционным центром картины. Ему здесь отведено второстепенное место, что в результате снизило эмоциональный накал произведения, придало ему излишнюю повествовательность. Не помогает раскрытию основного содержания и перегруженность холста второстепенными деталями, которые не имеют прямого отношения к происходящему событию. Так, например, белые маскировочные халаты воспринимаются как простые белые пятна.

Особой глубиной содержания привлекает полотно «Партизаны. Блокада». Окружённые со всех сторон врагами, партизаны хоронят своих погибших детей. Композиция построена на строгом чередовании ритмов. В центре холста фигуры двух женщин, сжимающие тельца своих детей. Суровы лица партизан, исхудалые и осунувшиеся. Колорит картины построен на сочетаниях землисто-серых, зеленоватых и коричневых тонов, и удивительно точно передаёт трагизм обстановки. Палитра художника как бы впитала в себя всю горечь и отчаяние.

Идя по пути создания обобщённых, собирательных образов, живописец приближается к созданию образов-символов, которые перерастают рамки одного конкретного события. Подобная метафора воплотилась в полотне «Партизанская мадонна».

Суровый аскетизм живописи и выразительность форм в соединении с классической ясностью композиции в работе напоминают о традициях древнерусской живописи. Колорит картины построен на сочетаниях землисто-серых, зеленоватых и коричневатых тонов, он удивительно точно передает обстановку. Основная идея этого произведения – размышление о вечности жизни. Жизнь не прекращается даже тогда, когда вся земля охвачена дымом пожарищ, когда вокруг рвутся снаряды, когда люди вынуждены жить в нечеловеческих условиях.

Композиционным центром картины является фигура молодой матери. Она бережно прижимает ребёнка, который доверчиво прильнул к ней. В лицо матери, в сдержанном наклоне головы невысказанное горе и тревога за судьбу малыша. Лицо матери не обладает утончённой классической красотой традиционных «мадонн».

У ног молодой матери пожилая крестьянка. Она присела и как бы на минуту уснула. Её образ – это образ человека, который уже всё отдал людям. В композиции картины М. Савицкий применил сферическую перспективу, что позволило ему расширить рамки действия, показать разномасштабные фигуры в различных плоскостях. Справа от фигуры матери – уходящая в глубь картины и скрывающаяся за её рамой группа партизан, своим пластическим ритмом напоминающая аналогичную группу из предыдущей картины М. Савицкого. В левом углу художник поместил всадника на лошади. В глубине картины видны фигуры крестьян, убирающих хлеба.

Картина написана в несколько плоскостной, ставшей традиционной для живописца манере. Это, однако, не лишает полотно эмоциональной выразительности. Монументальность образов, ёмкость сюжета и идеи, заключенной в этом произведении, требовали лаконичных изобразительных средств. Каждый предмет, каждое цветовое пятно точно найдены в цвете.

Анализируя полотно М. Савицкого «Партизанская мадонна», нетрудно заметить, что художник избрал для выражения основной мысли картины принцип ритмического чередования разномасштабных и разноплановых фигур и предметов. Этот принцип он положил в основу и картины «Легенда о Минае Шмырёве» (1968), в которой запечатлел образ легендарного белорусского партизана, основателя 1-й Белорусской партизанской бригады Миная Федоровича Шмырёва. Помещённый в центре картины живописный портрет М. Шмырёва концентрирует в себе героические черты – глубокий ум, самообладание, стойкость, решительность. Разбросанные по фону живописные вставки, повествующие о героических делах Шмырёва, как бы дополняют характеристику художественного образа.

Военная тема нашла достаточно интересное выражение в живописи Мая Данцига. Широким стилистическим диапазоном отличительна творческая манера автора. Важным шагом на пути становления творческой индивидуальности мастера стала картина «Беларусь – мать партизанская» (1967). Живописец по существу прибегает здесь к аллегорическому в своей основе решению: не пытаясь запечатлеть какой-то отдельный эпизод, он объединяет в композиции разновременные и разноплановые события, дающие широкий охват партизанской жизни. Лейтмотив темы – героический порыв, объединяющий персонажей и определяющий динамику композиционного построения.

Фоном для композиции служит разорённая белорусская деревня. Одиноко торчат из земли печные трубы сожжённых домов. Оранжево-красное солнце на горизонте окрашивает всю композицию в напряжённые красные тона. Широкими декоративными плоскостями вылеплены фигуры и предметы. Напряжённый тяжёлый ритм движущейся толпы ассоциируется с тяжестью тех испытаний, которые выпали на долю белорусского народа в дни войны. Развёрнутая фризовая многофигурная композиция с чёрным силуэтом людской массы ярким контрастом выделяется на фоне белого снега и подчёркивает экспрессивность композиции. В картине главный герой – народ, но, более того, он не конкретизируется на отдельные личности: художник стремится дать собирательный образ, выражающий силу и широту партизанского движения на Беларуси.

В аллегорическом ключе решается военная тема в картине М. Данцига «Партизанская свадьба» (1968). Тема вечного обновления жизни нашла здесь точное художественное решение: при всей конкретности и узнаваемости персонажей, художник сумел вывести эпизод партизанской жизни на уровень философского осмысления бытия. Свадьба – это символ неразрушимый символ жизни, веры человека в добро и счастье. Идёт «под венец» молодая пара. И хотя на голове у молодой вместо свадебной фаты кусок белой простыни, на ногах – грубые солдатские ботинки и вместо букета цветов она сжимает ремень винтовки. Её мужественное, волевое, совсем ещё юное лицо светится счастьем. Столь же эмоционально решены её боевые товарищи: жених – в простой солдатской телогрейке, с автоматом на груди, отец – суровый и немного мрачный старик, «сват» – весёлый юноша с перекинутыми через пле­чо рушником и карабином. В этой картине можно отметить ряд ярких, запоминающихся образов. Композиционное решение достаточно оригинально по своей пластике. Контрасты светлого и тёмного помогают прочтению характеров изображённых в картине персонажей.

Продолжает раскрывать военную тему в творчестве автора полотно – «Легенда о Беларуси» (1968). Несколько усложнённая по композиции, работа тематически явно перекликается с популярным полотном М. Савицкого «Партизанская мадонна».

Обращаясь к тематике, связанной с Великой Отечественной войной, художники всё чаще находят новые решения, в которых подвиг народа раскрывается не только в сюжете произведения, но и во всём живописно-образном строе композиции. Характерны в этом отношении полотна Ивана Стасевича. В его произведении «Клятва» (1965 – 1967) в образах-обобщениях раскрывается героизм и глубокий патриотизм белорусского народа.

На пепелище родного дома собрались все оставшиеся в живых члены некогда большой семьи. В немом молчании прощаются они с руинами семейного очага. Здесь они жили, отмечали семейные радости, растили детей. Война ворвалась в их судьбу неожиданно, словно ураган; она смела на своем пути и этот дом, разрушила семейное счастье. В несколько угловатых фигурах персонажей, их глазах, жестах читается глубокая тоска и скорбь о погибших членах семьи. Но нет в этих людях отчаяния. И покидая пепелище родного дома, уходя в партизаны, они дают клятву отомстить врагу за кровь и слезы своего народа.

Иван Стасевич по характеру своего дарования художник-станковист. Он строит композицию повествовательно, вводя в нее «говорящие» детали. Однако немалую роль в его композициях играет подчеркнуто острый силуэт фигур и предметов. Это придает работам И. Стасевича определенную условность, которая в сочетании с условным фоном делает композицию символически-повествовательной, монументальной. Этому не в малой степени способствует и то, что каждый предмет в картине живописец окрашивает в определенный локальный, иногда условный, цвет, повышая таким образом цветовое звучание всего полотна в це­лом. Сила эмоционального воздействия образов, созданных И. Стасевичем, в предельной заостренности образной характеристики. Это можно проследить и на примере других картин автора: «Бессмертие» (1965 – 1967), «Май. 1945 год» (1968), «Счастливая встреча» (1969 – 1970), «Суровая юность» (1970 – 1971).

Тема партизанской борьбы в тылу врага по-прежнему остается главной в творчестве народного художника БССР Е. Зайцева. К 50-летию Октябрьской революции художник создал триптих «Моя республика в огне Отечественной» (1970). В этой работе трудно выделить какой-то определенный сюжет. Это скорее эпическое повествование о судьбах народа в тяжелую годину испытаний. В характерной для Е. Зайцева манере, объемно, очень достоверно художник создает образы, подчеркивая типические черты характера. Образы, созданные Е. Зайцевым, строго индивидуальны, и в то же время черты их характера присущи многим людям.

Интересна картина Николая Залозного «Солдатки» (1969). Художник раскрывает героизм советских людей в условиях мирной жизни. Образы сельских тружениц, потерявших своих мужей в годы суровых испытаний, чем-то напоминают героев произведений художника на военную тематику («Мстители», «Сыновья», «Победа» и др.). Они так же суровы и собранны, немногословны и целеустремленны. Несколько грубоватая красота этих людей – в величии того подвига, который совершил советский народ, отстаивая свое право на жизнь. Палитра художника темпераментная, яркая. Она убеждает зрителя эмоциональностью и точностью колористического решения.

Для творчества Евгения Харитоненко характерна яркая публицистичность, которая, очевидно, идёт от лаконичной декоративной манеры письма. Эта черта творчества художника была убедительно продемонстрирована им еще в ранний период. В новых полотнах, созданных художником в конце 1960-х годов («Беспокойные сердца», «Сталевары МТЗ»), она проявилась с новой силой. Здесь художник воплощает образы своих современников в типической для них обстановке. Век космоса, атомной энергии и электронно-вычислительных машин, несомненно, наложил отпечаток и на характеры людей. Эти особенности современного героя художник удачно передает не только в его внешнем облике, но и в психологической характеристике.

В произведениях Бориса Аракчеева остро чувствуется современность. Художник умеет в яркой живописной форме передать общее настроение трудового коллектива. Об этом говорят его работы «Доярки» (1965), «Хлеб» (1969), «Трудовое утро» (1970). Активным компонентом во всех его полотнах выступает пейзаж, который как бы дополняет ха­рактеры персонажей картин.

С интересной работой, посвященной труженикам села, выступил X. Лившиц. Его «Гулянье в Пильнице» (1968) как бы демонстрирует те изменения в художественном мышлении живописца, которые произошли за последние годы. Здесь подчеркнутый декоративизм хорошо уживается с лиричностью сюжета и конкретностью изображенного момента. Выразительный, яркий типаж свидетельствует о большой работе над натурным материалом. В произведении можно отметить и некоторую ориентацию на творчество художников 1920-х годов. «Сферическая» перспектива замыкающая передний план, несколько нарушает общий ритм композиции, но вполне оправдана тем, что является своеобразным фоном для грациозной фигуры молодой девушки с платочком в руке, изящно позирующей живописцу.

На юбилейных художественных выставках конца 1960 – начала 1970-х годов мастерами тематической картины прочно зарекомендовали себя выпускники Белорусского государственного театрально-художественного института Ф. Барановский, В. Сумарев, А. Барановский, Л. Дударенко, В. Гомонов, Н. Казакевич, Е. Ясьвин, Е. Семенов, В. Кубарев, Б. Льдоков, С. Горячев, И. Григорович, В. Варламов, Г. Поплавский, В. Михайловский, И. Тихонов, Н. Назарчук, В. Лагун, Н. Назаренко, О. Казак, И. Белонович, П. Свентоховский и др. У каждого из этих живописцев своё ясно определившееся лицо, свой круг творческих интересов. Они постоянно ищут новые пути в искусстве, заимствуя сюжеты и темы своих произведений непосредственно из жизни советских людей. Для творчества многих из этих художников характерно также плодо­творное использование традиций прошлого.

В заключении хотелось бы отметить, что проблема активизации художественной формы в творчестве живописцев 1960-х годов решалась в постоянных поисках эстетической ценности художественных средств. Художники постоянно отказываются от механического переноса приёмов монументального и декоративно-прикладного искусства в станковую живопись. Меняется характер композиции: она приобретает снова «станковый» характер организации жизненного материала. В искусстве расширяется романтический принцип отображения действительности. Метафоричность, экспрессия, символика составляют основную систему художественных средств станковой живописи на данном этапе развития.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1689 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...