Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Портрет



Значительное место годы Великой Отечественной войны художники в своём творчестве уделяли портретному жанру. Каждый живописец считал своим долгом запечатлеть в произведениях героические черты современников. Живописный портрет рассматриваемого периода отличается ярко выраженной тематической направленностью. Таковы работы Ф. Модорова, создавшего интересную серию композиционных портретов белорусских партизан.

Среди наиболее удачных работ этой серии – «Портрет белорусского партизана Николая Шешкό» (1943). Художник создал образ мужественного, волевого борца, одного из представителей героического белорусского народа, не покорившегося захватчикам.

Следует отметить, что в работах, созданных во время войны, Ф. Модоров несколько отошёл от своей привычной, немного суховатой манеры письма, которая наблюдалась в произведениях более раннего периода. Интересен в этом плане «Портрет партизана деда Талаша» (1943). С именем деда Талаша связана не одна боевая страница партизанской летописи Беларуси. Этот столетний человек приобрёл себе славу ещё в борьбе с белополяками. С первых дней Великой Отечественной войны он взялся за оружие, чтобы защитить родную землю. Пожилой партизан опоясан патронными лентами на груди автомат. Это обилие боевого снаряжения несколько отвлекает внимание от лица портретируемого, которое могло бы выглядеть убедительнее в более скромной экипировке.

Несколько интересных портретов Ф. Модоров посвятил изображению партизанских вождей, боевых командиров. В них подчеркнуты мужество, стойкость, непреклонная воля к победе. Одним из таких произведений является портрет М. Ф. Шмырёва (Батьки Миная). Человек несгибаемой воли, которого не сломили тяжкие испытания (известно, что фашисты зверски уничтожили всю семью М. Шмырева), он спокоен и уравновешен. Его волевое лицо запоминается с первого взгляда.

Партизанская борьба в тылу врага носила всенародный характер. В ней наряду с взрослыми принимали участие также подростки и дети. Их подвиги вдохновили белорусских живописцев на создание портретов юных партизан. Примером этому могут быть работы Е. Зайцева «Портрет юного партизана» (1943), П. Гавриленко «Портрет мальчика-партизана» (1943), Е. Красовского «Портрет юного партизана» (1943) и другие. Эти произведения не равноценны по своим живописно-пластическим качествам. Юный партизан у Е. Зайцева – юноша-романтик, для которого жизнь – борьба, полная тревог и неожиданностей, то у Е. Красовского он более спокойный, уравновешенный. Из-под надвинутых бровей смотрят не по-детски серьезные голубые глаза. Хорошее в целом впечатление от этого портрета несколько снижает недостаточно уверенный рисунок.

Несомненную ценность для истории белорусского изобразительного искусства представляют портреты партизан, выполненные в технике акварели Владимиром Суховерховым (1908 – 1977). Эти портреты в дальнейшем послужили исходным материалом для создания образов народных мстителей в его живописном полотне «За родную Беларусь», написанном уже после Отечественной войны.

Кроме произведений на военную тему, на художественной выставке, посвященной 25-летию БССР, экспонировались и портреты представителей белорусской интеллигенции – народных артистов БССР А. В. Николаевой, 3. А. Ва­сильевой, Г.П. Глебова, писателей П. Ф. Глебки, Кузьмы Чорного и ряда других выпол­ненные живописцами Е. Зайцевым и И. Ахремчиком. Само появление таких портретов в то тяжёлое время свидетельствовало о силе духов­ной культуры белорусского народа.

Суровость обстановки, в которой создавались эти портреты, наложилаотпечаток на характер их образной трактовки, однако психологическая выразительность от этого не снизилась. Портреты выполнены в зеленовато-чёрных тонах, придающие напряжение общему колориту. Портрет балерины А.В. Николаевой (1943) написан Е. Зайцевым широко и хлёстко. Богатство колористических акцентов, тонкие переходы холодных и тёплых тонов создают своеобразную живописную ткань всего произведения. Свободно моделированные ажурные драпировки придают портрету необычную лёгкость. Выразительные чёрные глаза и волосы контрастируют с белизной платья и удачно гармонируют с насыщенным вишнёвым фоном. Портрет удачно скомпонован. Балерина изображена во время отдыха после напряжённой, тяжёлой работы. Она от усталости опустила утомлённые украшенные драгоценностями руки. От её образа веет спокойствием и теплотой, которой так не хватало в то военное время.

Тонко одухотворённый образ народной артистки БССР З.А. Васильевой (1943) создал И. Ахремчик. В поясном портрете художник передал напряжение исторического момента через характерный поворот фигуры и психологию конкретного персонажа. Живописец подчёркивает в своей героине мужество, которое помогает ей напряжённо творчески работать в суровые военные года. Одетая в строгую тёмно-коричневую кофту с пришпиленным на груди блекло-розовым цветком, З.А. Васильева сидит, несколько наклонивши голову в шляпке, красиво сложивши одна на другую руки с тонкими длинными пальцами. Ещё молодое, но уже утомлённое тяжестями военных лет лицо, острый взгляд гармонично соотносятся с цветовыми контрастами в отображении аксессуаров портрета.

«Портрет народной артистки СССР Л.П. Александровской» (1943), выполненный в реалистической манере, ярко отображает конкретный, психологически очерченный характер портретируемой. Как и в вышерассмотренных работах И. Ахремчика, в нём мощно ощущается искренняя симпатия к своей модели, глубокое понимание её психологии.

Не менее интересен и живописный портрет народного артиста БССР Г.П. Глебова. Актёр комедийного плана изображён в сдержано строгой позе. Из под опущенных густых бровей, внимательно смотрят серьёзные серые глаза. Умелое моделирование формы в соединении с психологической выразительностью образа ставит этот портрет в ряд лучших живописных работ, созданных в годы войны.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 957 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...