![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
<...> С каким бы критерием многие авторы ни подходили к «Герою нашего времени», в конце концов они вынуждены были признать, что в этом произведении остается еще что-то не выясненное ими, недосказанное и неуловимое. Говоря об этом явлении, даже самые строгие ученые начинают изъясняться такими неопределенными терминами, как «ощущение», «атмосфера», или что-то «подспудное», «скрытое». Так, Б. В. То-машевский заканчивает свою неоднократно уже цитированную нами статью такими словами: «Читатель чувствует подчиненность образов и сюжетных частей некоторому единству замысла, поверх романической и новеллистической конструкции материала, поверх распределения рассказываемых происшествий. Ощущение такого замысла, непосредственно подчиняющего себе все элементы романа, сопровождается чувством значительности произведения не только в его деталях, но и в его целом» *.
О «втором смысле» романа, «ощущаемом на всем его протяжении», говорил и Б. М. Эйхенбаум**.
В. Б. Шкловский дает представление о чем-то ускользающем от определения в словах: «Герой нашего времени» «не хочет нам открыться» ***.
* О реальных, исторических фактах, отразившихся в лермонтовском тексте, см.: Андроников И. Лермонтов в Грузии в 1837 году. Тбилиси, 1958. С.42.
* Томашевский Б. В. Проза Лермонтова и западноевропейская литературная традиция // Литературное наследство. 1941. Т. 43—44. С. 514.
** Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. С. 303.
*** Шкловский В. Б. Конвенция времени // Вопросы литературы. 1969. №3. С. 123.
Э. Г. ГЕРШТЕЙН
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
Другой исследователь (И. Тойбин) останавливается на фило-софско-метафизическом направлении беседы Печорина с Вер-нером и другими участниками ставропольского кружка. Он находит, что это направление присутствует в «Герое...» на протяжении всего романа: «Весь этот обширный круг идей и проблем, затрагиваемый в размышлениях "автора", Печорина и его окружения, входит в своеобразную атмосферу "Героя нашего времени", составляет его особый подтекст» *.
Конкретнее объясняет подводное течение романа Лермонтова А. В. Чичерин: «Другие персонажи, нравы и природа Кавказа не отстранены, не поглощены образом основного героя, а, наоборот, самостоятельны и рельефны. И философия автора в этих образах сказывается не меньше, чем в образе главного героя романа» **.
Е. Н. Михайлова пишет о «Тамани»: «Рядом с прямой и видимой "объективной" функцией пейзажа неотступно действует вторая, подспудная и еще более важная по своей содержательности функция лирическая» ***. Н. Леонова, говоря о «скрытом симфонизме прозы» Лермонтова, особенно останавливается на «поэтическом мироощущении», которое «проступает в "Тамани" подспудно». В статье ее говорится о «втором эмоциональном плане» изложения и об «ощущении движения жизни за пределами рассказа» ****.
«Поверх» конструкции, «за пределами рассказа», «подспудное» ощущение, «второй смысл» — все эти наблюдения выражают понятие «подтекста». Это понятие было введено в литературу бельгийским писателем-символистом М. Метерлинком, говорившим о «втором диалоге», присутствующем в его пьесах. Этот термин больше подойдет в применении к «Герою нашего времени», чем «подтекст». Дело в том, что все эти неуловимые «ощущения», витающие либо «над текстом», либо скользящие «под текстом», очень ясно слышны в диалоге, который как бы ведут между собой отдельные фразы и словосочетания, повторяющиеся и варьирующие друг друга на протяжении всех частей «Героя нашего времени».
* Тойбин И. М. К проблематике новеллы Лермонтова «Фаталист» // Ученые записки Курского Госпединститута. 1959. Вып. IX. Гуманитарный цикл. С. 21.
** Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. М.: Советский писатель, 1958. С. 7.
*** Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., 1957. С. 264. **** Леонова Н. Скрытый симфонизм прозы // Вопросы литературы. 1969. № 3. С. 169.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!