Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
И вот когда после революции было введено поминовение властей, то очень многие пришли в смущение: можно ли молиться во время Литургии верных за неверных, за богоборцев, можно ли поминать там, где не поминаются даже оглашенные, коммунистов, гонителей Церкви?
На эту тему было очень много споров в конце 20-х годов, были даже расколы. Предлагались и иные формулировки поминовения, например, формула, которая предлагалась на Соборе в 1917 году: "Еще молимся о Богохранимей стране нашей Российской и о спасении ея". Митрополит Кирилл предлагал формулу, заимствованную из практики Константинопольской Церкви в период турецкого ига: "Еще молимся о еже избавитися стране нашей от горького мучительства безбожныя власти". Примерно такая формулировка принята Зарубежной Церковью при поминовении России. Но у нас в Церкви была принята та, что более всего совпадает с указанием Апостола Павла молиться о властех.
Нужно помнить, что время, когда было написано это послание, было далеко не безоблачно, это тоже было время, когда у власти стояли языческие императоры, в частности императоры — гонители Церкви и христиан. Поэтому это место из послания Апостола Павла очень важно для нас. Именно здесь, в этой молитве, наиболее подробно как бы цитируется это послание, где сказано: "Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". То есть здесь подробно объясняется, в каком смысле мы молимся о властях. Мы не поминаем их на проскомидии так, как поминаются православные люди. Мы молимся о них в том смысле, чтобы Господь даровал им мирное правление и дал бы нам жить в тишине этих властей, чтобы была тишина, несмотря на их, может быть, и богоборчество, и атеизм, чтобы мы могли в этой тишине пожить тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте. С таким прибавлением очень ясным рассеиваются все сомнения: никакого кощунства, никакого отступления от апостольского слова или от смысла древнехристианского поминовения здесь нет.
К сожалению, такое разъяснение содержится только в той молитве, которая читается тайно. В сугубой ектении оно сокращено, там сказано просто "да тихое и безмолвное житие поживем", а в мирной ектении просто говорится о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Но мы должны знать, в каком смысле поминается здесь власть, не являющаяся церковной, безбожная власть.
После пролога этой молитвы, прочитанного в алтаре тихо, делается громкий возглас: "В первых помяни, Господи, Великаго господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего митрополита... (или епископа), ихже даруй святым Твоим Церквам в мире честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины".
Это очень важное поминовение, где говорится, что мы прежде всего поминаем Патриарха и епископа той епархии, в которой находится данная Церковь. Это место указывает на нашу церковную принадлежность, нашу церковную юрисдикцию.
Если бы мы с вами пришли в приход Зарубежной Церкви, то по всей службе мы бы не отличили ее службу от православной службы. Все совершается так же, как и у нас. Но на этом месте, так же, как и на великом входе и в ектениях, будет поминаться другой епископ. По этому поминовению можно всегда понять юрисдикционную принадлежность Церкви и прихода. Это дается не только для информации — это есть исповедание своей принадлежности канонической Православной Церковью.
После этого поминовения певцы поют: "И всех и вся". То есть, это всё продолжается одна молитва. А священник продолжает про себя: "Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах и поминающих убогия и на вся ны милости Твоя низпосли".
И дальше возглас: "И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь". И опять возглас: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами". Здесь священник поворачивается к народу и благословляет его. А хор отвечает: "И со Духом твоим".
И хотя конец анафоры в разных трудах не одинаков (существует несколько разных толкований о том, где кончается анафора), мы можем сказать, что анафора кончается именно здесь. Главная часть Литургии начинается после возгласа диакона: "Встанем добре, встанем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити" словами "Милость мира, Жертву хваления" и заканчивается возгласом священника: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами".
Как видим, там милость — и здесь милость Христова, милость Божья призывается на нас. После этого диакон исходит на амвон и возглашает особенную ектению, которую мы больше нигде в богослужении не встретим, она присутствует только в чине Литургии. Начинается эта ектения тоже особым образом: "Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся". Затем: "О принесенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся".
И тут можно спросить: что же это значит? Принесены и освящены Святые Дары, то есть на престоле у нас теперь присутствуют Тело и Кровь Христовы, какой же смысл о них молиться? Пока это были хлеб и вино, мы молились о том, чтобы Господь преложил их в Тело и Кровь Христовы. А теперь, когда это преложение уже совершилось, какой смысл молиться о Святых Дарах? В следующем прошении этот смысл объясняется очень важными, драгоценными словами:
"Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я (то есть их) во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся". То есть мы молимся не в обычном русском смысле ("молимся о Святых Дарах" как "молимся о ком-то"), тут по-русски понимается всегда, что мы молимся о чем-то, что должно совершиться с предметом нашего моления. А по-славянски предлог "о" имеет более широкий смысл, и когда мы говорим "молимся о Святых Дарах", то здесь вполне может помещаться смысл совсем другой: молимся о том, чтобы Господь, приняв Святые Дары, возниспослал нам Божественную благодать и дар Святаго Духа.
После этого следует продолжение обычной просительной ектении:"О избавитися нам от всякия скорби..., Заступи, спаси, помилуй..., Дне сего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим" и так далее. Священник в это время читает молитву:
"Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сия священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение".
Это уже молитва перед причащением, и последний возглас ектении, последнее прошение тоже здесь совершенно особенные: "Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим". Затем священник делает тоже особенный возглас: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца и глаголати:...". И люди — весь храм поют политву "Отче наш" — молитву Господню.
Здесь вполне уместно сказать, что молитва Господня в этом месте поется не случайно. Вполне естественно, что самая главная молитва должна входить в чин Литургии, самой главной службы нашей. Но можно сказать и больше. Вы помните, что в молитве Господней есть слова: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Обычно мы понимаем это прошение о хлебе насущном в том смысле, чтобы Господь дал нам пропитание. Но многие Святые Отцы толкуют это прошение и в смысле литургийном: чтобы дал Господь нам тот хлеб, который есть Плоть Его.
Вы помните, как в 6 главе Евангелия от Иоанна Господь говорит об этом хлебе, сшедшем с небес: кто не будет есть этот хлеб, тот не может наследовать жизнь вечную. Это есть истинное брашно. Многие отцы так и толкуют эту молитву как молитву о Литургии. Поэтому вполне естественно, что здесь помещена эта молитва о том, чтобы Господь не лишил нас этого небесного хлеба.
Затем возглас священника: "Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков". Потом священник говорит снова: "Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните". И следует еще одна молитва:
"Благодарим Тя, Царю Невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе, Страшному Богу.
Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес".
И возглас: "Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Это снова молитва особенная, она объединяет в себе как бы сразу все. Она начинается словами: "Благодарим Тя" — значит это молитва благодарственная, и вся Литургия — это благодарение, Евхаристия. В то же время в этой молитве говорится о том, чтобы Господь сподобил нас своей особенной милости, что выражается словами "призри на ны" — "призри на подклоньшия Тебе главы своя", то есть на тех, кто здесь присутствует, призри, участников Литургии сподоби Своей милости особенной.
А дальше содержится в этой молитве еще ходатайство о всех плавающих, путешествующих, недугующих, об их исцелении. И, наконец, читается последняя молитва перед заключительным литургийным моментом:
"Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от Престола славы Царствия Твоего и прииде во еже освятити нас, Иже Горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами — всем людем".
Как видите, это уже молитва о причастии: "И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами — всем людем". И после этого священник молится: "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя" трижды, а диакон на амвоне провозглашает: "Вонмем".
Здесь заключительный момент Литургии. Священник, трижды помолившись и поклонившись, подходит вновь к престолу, берет обеими руками Святой Агнец и вновь возносит его, уже отдельно, поднимает над дискосом, громко возглашая: "Святая Святым!".
Такое возношение было еще в середине анафоры, когда диакон или священник поднимал дискос и Чашу, а в это время возглашалось: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". А вот теперь уже освященный Агнец снова возносится со словами "Святая Святым!". И хор поет: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь". А диакон, войдя в алтарь и приблизясь к Престолу, говорит: "Раздроби, владыко, Святый Хлеб".
Священник говорит: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй". Говоря эти слова, он разламывает Агнец на четыре части. Вы помните, как на проскомидии Агнец надрезался крестообразно. Вот по этим разрезам священник разделяет Агнец на четыре части и помещает их на дискосе таким образом: сверху частицу "ИС", снизу частицу "ХС", частицу "НИ" — с северной стороны дискоса, частицу "КА" — с южной стороны.
Затем диакон говорит: "Исполни, владыко, Святый Потир". Священник берет частицу "ИС" и погружает его во Святую Кровь в Святой.Потир со словами: "Исполнение Духа Святаго". Тогда диакон подносит теплоту, т.е. горячую воду в специальном сосуде или в ковшике, и говорит: "Благослови, владыко, теплоту".
Священник благословляет теплоту рукой крестообразным знамением и говорит: "Благословенна теплота святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". И диакон вливает эту теплоту в Святую Кровь в Потир. Это древний обычай, ставший многовековой традицией. Этому вливанию теплоты придается особенное значение — это "теплота святых Твоих", полагается, чтобы Чаша слегка согрелась от этой теплоты. В "Учительном известии" даже есть прещение на священника, который будет причащать холодной Кровью Господней. Чаша должна быть хотя бы слегка теплой. Это особенно можно понять, если мы вспомним, что в наших северных странах прежде храмы бывали очень холодными зимой, потому что не было центрального отопления, обогревались храмы печками. И бывало иногда очень холодно в алтаре, поэтому вполне могло получиться так, что Чаша со Святою Кровью во время Литургии остывает настолько, что делается как бы ледяной. Причащать такой холодной Кровью воспрещает "Учительное известие". Теплота здесь символизирует теплоту святости, теплоту веры, теплоту любви, теплоту жизни и благодати Божией. Так что эта традиция имеет под собой естественное основание.
После этого священник берет частицу "ХС" и разделяет ее — если служит с диаконом, то на две части, если сослужащих больше, то по количеству сослужащих ему священников и диаконов, как бы много их ни было. Если служит Патриарх, бывает 50 сослужащих епископов, священников и диаконов. И все равно частица разделяется по числу служивших (в этом случае Агнец берется большой).
Затем священник говорит: "Диаконе, приступи". Священник и диакон (или епископ) совершают земной поклон и даже читают коленопреклоненную молитву перед Престолом, особенно усердную молитву. Обычно говорят молитву "Ослаби, остави, прости..." или молитву своими словами. Некоторые говорят: "Се, приступаю...". Диакон говорит, целуя и поклоняясь Престолу: "Преподаждь ми, владыка, Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Священник берет частицу Тела Христова и говорит, скажем, так: "Александру, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в Жизнь Вечную". И вкладывает в руки диакона частицу Святого Тела Христова. Диакон целует руку священника и благоговейно становится сбоку от Престола.
После этого священник берет другую частицу и читает молитву: "Верую, Господи, и исповедую...", которую мы обычно слышим перед причастием. Потом "Вечери Твоея Тайныя". Затем произносит: "Честное и Пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), священнику, во оставление грехов моих и в Жизнь Вечную". И вместе с диаконом и с сослужащими причащается Тела Христова.
Если служит епископ, то он причащается первым сначала Тела Христова, потом от Чаши, потом причащает священников и диаконов. Если служат несколько священников, то сначала причащаются все священники, а потом уже все диаконы.
Важно здесь то, что после того, как все причастились Тела Христова, священник берет в руки Чашу со словами: "Честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имя), во оставление грехов моих и в Жизнь Вечную. Аминь". Обычно священник отпивает от Чаши трижды со словами: "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь". Потом целует Чашу со словами: "Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит". И дальше говорит: "Диаконе, приступи".
Подходит диакон со словами: "Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему. Преподаждь ми, владыко, Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". И священник из своих рук дает ему причаститься от Чаши трижды — так же, как причащался сам. Если служит епископ, то он причащает так священника и диакона.
Для чего я так подробно рассказываю вам о том, чего вы никогда не можете видеть, кроме как на Пасху, на Пасхальную седмицу? Для того, чтобы сказать, что именно так в древности причащались все христиане. Каждый христианин, и мужчина и женщина, подходили к Престолу и получали из рук священника или епископа частицу Тела Христова и причащались ей. Затем подходили во второй раз, и священник причащал их от Чаши.
Это, конечно, очень величественный и прекрасный образ причастия, и нам приходится сожалеть, что сейчас миряне так не причащаются. Но причина этого ясна: после эпохи гонений на христиан, когда множество недавних язычников после Миланского эдикта начали принимать Святое Крещение и стали строиться большие базилики, которые наполнялись тысячами людей, в Церкви наступила новая эпоха. В храмах появилось очень много людей теплохладных — таких, которые приняли христианство, вовсе не предполагая отдать Господу всю свою жизнь, не имея той любви, того благоговения, которые имели мученики-первохристиане, готовые умереть в страшных страданиях за свою веру.
Соответственно этому во время причастия Святых Христовых Таин стали возникать тяжелые злоупотребления. Получив в свои руки Тело Христово, многие обращались с Ним неблагоговейно: роняли крошки на пол, выходили из храма, имея в руках Тело Христово, или уносили Его с собой. И тогда священноначалие приняло меры. Мирян стали причащать другим образом. После того как причастились священнослужители в алтаре, священник берет частицы "НИ" и "КА" и раздробляет их на много-много частей, но теперь уже не дает их в руки причащающимся, а погружает в Святую Чашу. Потом Чаша выносится на амвон, и все причастники причащаются лжицей сразу двумя видами — Телом и Кровью Христовыми, что позволяет избежать всяких злоупотреблений, неблагоговейного и кощунственного обращения со святыней.
Образ нашего причастия сильно отличается от причастия католического, потому что католики опять несколько упростили способ причащения. Прежде всего, они стали приготавливать хлеб, который должен стать Телом Христовым, иначе, чем православные. Они готовят его из опресноков, т.е. это хлеб не квасной, а пресный. Мы наши просфоры, и античные в том числе, готовим из обычного дрожжевого теста, а католики усвоили практику ветхозаветную и готовят этот хлеб из пресного теста. Кроме того, если у нас Агнец вырезается из большой просфоры, то у них приготавливаются так называемые облатки. Пластинки с печатью, разделенные на множество частичек, очень твердые, освящаются во время мессы и очень легко разламываются на частички. Это и есть облатки.
Самое серьезное искажение православной практики католиками состоит в том, что эти облатки не погружаются в Чашу, миряне причащаются, как говорят, под одним видом — только Тела Христова. Месса католическая признается нами как Литургия и как благодатное Таинство. Мы считаем, что они причащаются Тела и Крови Христовых, у них есть это Таинство. Но на самом деле они причащаются только Тела Христова. Под двумя видами причащаются только священнослужители. Только они отпивают от Чаши, а мирянам — вероятно, тоже из соображений безопасности, чтобы не было злоупотреблений — даются только облатки.
Это повлекло за собой еще одно очень тяжелое искажение. Поскольку был догматизирован такой способ причастия — под одним видом, — стало понятно, что детей маленьких причащать нельзя, т.к. ребенок проглотить облатку не может. Мы маленьких детей тоже причащаем под одним видом — Святой Кровью. Но считаем это достаточным потому, что в эту Святую Кровь уже погружено Тело Христово, в Святой Чаше есть полнота — и Тела, и Крови Христовых. Мы берем на лжицу Святой Крови и даем младенцу, чтобы он мог причаститься. Но поскольку у католиков миряне не причащаются Кровью Христовой, то они младенца таким образом причастить не могут. Отсюда это новое серьезное искажение: младенцы у католиков не причащаются вообще.
Сейчас, в ХХ веке, а может быть, раньше, практика причащения у католиков сильно меняется, как и многое другое, под влиянием Православия. Потому что православное богословие, вышедшее из-под влияния католиков, нашло такие аргументы против католической практики, что католики стали наконец прислушиваться к православным. До сих пор они нас называли только схизматиками, т.е. раскольниками, и не желали внимать нашему голосу, хотя о существенных искажениях в католической Литургии писал Патриарх Фотий. Но тогда это не принималось. В ХХ веке католики стали прислушиваться к православным. Сейчас они стали причащать детей, но только таких, которым уже можно дать облатку. Причащать мирян под двумя видами они пока не могут.
Это тоже вызывает некоторое удивление, потому что у них нет таинства миропомазания. Следовательно, они причащают детей до миропомазания. Но об этом мы еще будем говорить.
В Православной Церкви сохранилась древняя практика причащения мирян под двумя видами. У нас причащаются все в полноте так же, как и священники, хотя и несколько другим образом. Но все получают Тело и Кровь Христову.
Причастившись, священник в алтаре читает благодарственную молитву, и когда все причастники причастились, он уносит Чашу в алтарь. Диакон произносит молитву: "Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному...", а потом Пасхальные тропари: "Светися, светися, Новый Иерусалиме!" и "О Пасха велия и Священнейшая, Христе!".
Потом, поставив Чашу на Престол, священник берет дискос, на котором осталось множество частиц, вынутых из просфор, и погружает эти частицы в Чашу, ссыпая их с дискоса, со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавших зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих".
Здесь нужно понять существенную последовательность событий. В "Учительном известии" в конце "Служебника" есть очень строгое прещение на священника, который вдруг перепутал бы частицу Тела Христова с частицей, вынутой из просфоры, и причастил бы кого-нибудь случайно не Телом Христовым, а вот такой неосвященной частицей, вынутой из просфоры. Это считается смертным грехом для священника.
Чтобы этого не случилось, сначала раздробляется Агнец, частица Агнца большая, крупная снимается с дискоса, если к ней пристали маленькие частички, вынутые из просфор, то они отделяются. Затем на специальной тарелочке раздробляется Агнец и погружается в Чашу. В Чаше таким образом только Тело и Кровь Христовы, а частицы поминальные остаются на дискосе и погружаются в Чашу только после того, как все причастятся Святых Христовых Таин. Погружаются с многозначительными, особенными словами: "Отмый, Господи, грехи поминавших зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Таким образом, поминовению на просфорах присваивается некое особое сакраментальное значение. Это поминовение символизируется особым образом, погружая в Кровь Христову эти частицы и призывая в молитве Господа, чтобы он Кровью Честною отмыл бы грехи, как мы обычно просим в молитве. Так мы говорим очень часто в наших молитвах, особенно в песнопениях Страстной седмицы. Здесь совершается в этот момент Таинство. Конечно, довольно поздний, потому что поминовение на просфорах возникло довольно поздно, может быть, в 8 веке, но все же вошло в нашу богослужебную традицию очень прочно. Это усложнение литургийного чина, но очень многозначительное, красивое и для нас дорогое.
После этого священник накрывает Чашу и дискос покровцами и отдает дискос дьякону, а сам поднимает Чашу над антиминсом, делает ею крест над антиминсом со словами "Благословен Бог наш". Затем поворачивается к народу, вносит Чашу на амвон через царские врата и, Чашей благословляя весь народ, громко возглашает:"Всегда, ныне и присно и во веки веков".
Этот возглас вы, вероятно, понимаете так: пусть Чаша эта будет всегда, ныне и присно и во веки веков, пусть во веки веков совершается литургия. Это, конечно, очень красивый смысл, но на самом деле он иной. Здесь говорится: благословен Бог наш ныне и присно и во веки веков. Происходит некое удвоение смысла, которое, конечно, ничему не противоречит.
Потом, как вы помните, хор поет "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи" — хвалебную песнь благодарственную, а дьякон выходит и говорит ектению:"Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа".
Вы можете спросить: что значит "Прости приимше"? Напомню вам, что это слово употребляется в службе не однажды. Всегда перед чтением Евангелия вы слышите: "Премудрость прости. Услышим Святаго Евангелия...". Что значит "прости"? Это значит внимательно, благоговейно. С особым благоговением приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа.
После возгласа "Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем..." священник говорит: "С миром изыдем", исходит из алтаря и спускается с амвона к народу. Поворачивается лицом к престолу и читает так называемую заамвонную молитву. Есть обычай, по которому эту молитву читает младший священник, если много сослужащих:
"Благословляя благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкви Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков".
Вы все эту молитву знаете и помните, некоторые слова ее знают не только верующие, например, "всякое даяние благо". К сожалению, очень часто эти слова употребляются в смысле, противоположном тому, который имеет молитва. Для того чтобы что-то получить, взять, принять у кого-то, люди, оправдывая себя, говорят: "Всякое даяние благо". Но в молитве это говорится в ином смысле: потому что (яко) всякое даяние есть благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов. То есть мы благодарим Тебя, Господи, потому что всякое благое даяние и всякий совершенный дар свыше исходят от Тебя, Отца Светов. Не может благое даяние и дар совершенства, совершенный дар, исходить снизу — не от Бога, а от нечистой силы. Только от Тебя может придти к нам благое даяние. Мы говорим: "Всякое даяние благо", желая оправдать любое даяние — что бы ни получить, все благо. А здесь наоборот: все благое всегда исходит от Отца Светов.
После этого поется "Буди имя Господне" трижды, и есть древний обычай петь 33-й псалом "Благословлю Господа на всякое время", который теперь уже не поется в литургии, хотя в служебнике и упоминается. Такое сокращение литургии стало уже традиционным, и никто не возмущается, хотя в некоторых местах благочестивые батюшки 33-й псалом читают или поют все-таки. Этот псалом всегда поется в этом месте на литургии Преждеосвященных Даров, о которой мы будем говорить позже.
После этого священник, если он служит один, уходит в алтарь и читает молитву себе, а если есть дьякон, то дьякон приходит в алтарь, наклоняет к престолу главу, и священник читает молитву ему: "Исполнение законов и пророков, Сам сый, Христе, Боже наш, исполнивый все Отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков". И благословляет голову дьякона. Эта молитва называется молитвой на потребление Св. Даров, или "Молитва, глаголемая внегда потребити Святая". Что это значит? Это значит, что все оставшееся в Чаше священник или дьякон должен после литургии потребить, вкусить, принять. Чашу должен омыть, чтобы Св. Дары не остались в Чаше.
Сейчас обычно потребляют Св. Дары дьяконы, если они есть в храме, и священник служащий. Конечно, это может сделать только тот, кто причащался. А в древности было не так. Очень часто Св. Дары потребляли отроки. Они подходили к престолу, и священник им давал потребить оставшиеся Св. Дары.
Замечательно, что в практике отца Иоанна Кронштадтского этот обычай был возрожден, потому что, как вы помните, о. Иоанн Кронштадтский причащал всех, и очень многих ежедневно. И в конце его жизни ему приходилось служить в огромных Чашах, чтобы Св. Даров хватило на тысячи людей — а причастников бывало до 12 тысяч, причем многие стояли даже на площади вокруг Андреевского собора. Конечно, чтобы всех причастить, нужно было приготовить очень много Св. Даров. Современники вспоминают, что Чаша для Св. Даров была похожа по размеру на суповую кастрюлю. И для того, чтобы всех причастить, с о. Иоанном бывало очень много сослужащих священников. В последние годы он один практически не служил. К нему приезжало много духовенства, желавшего вместе с ним служить и причаститься, они помогали ему причащать народ. Так же, как и теперь: когда служит не один священник, а несколько, то все священники могут причащать. Тогда Святая Кровь разливается после преложения, после возгласа "Святая Святым!", в несколько Чаш, и частицы для причащения мирян тоже всыпаются во все Чаши. Служба совершается всегда с одной Чашей, она символична, нельзя служить на нескольких Чашах. Но когда служба уже окончена, можно Св. Дары разделить на несколько Чаш. У о. Иоанна Кронштадтского бывало до 12 таких Чаш. Выходили 12 священников и причащали народ из 12 Чаш. Конечно, потребить потом оставшиеся Св. Дары одному человеку было невозможно. И вот о. Иоанн призывал мальчиков в алтарь и давал им потреблять Св. Дары.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!