Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Православном Свято-Тихоновском богословском институте 9 страница



После этого священник возглашает молитву: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ны­не и присно и во веки веков". Затем говорится: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе" и отпуст: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере", дальше поминаются святые храма, святые дня, затем говорится: "иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго (т.е. поминается святой — автор литургии, которая совершалась),и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

Замечательно то, что в этом возгласе отсутствует помино­вение Иоакима и Анны. Это, конечно, мелкое замечание, для вас, может быть, малоинтересное. Но вы, вероятно, помните, что обычно в отпусте говорится: "Святых и праведных Богоотец Иоаки­ма и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Че­ловеколюбец". А на литургии поминовения Иоакима и Анны нет.

Надо сказать, что большинство епископов и священников этого не замечают и поминают Иоакима и Анну, хотя в служебнике этого нет. В этом состоит отличие литургийного отпуста.

По древнему обычаю, как мы уже говорили, проповедь свя­щенника является необходимой составной частью литургии, и раньше она произносилась после Евангелия, во время литургии Слова. Сейчас укоренился другой обычай. По образу больших собо­ров, где служат епископы в сослужении большого количества свя­щенников, когда бывает много духовенства, возникают большие сложности. Дело в том, что причащение духовенства, скажем, на патриаршей службе, занимает весьма длительное время, когда бы­вает несколько десятков священников и дьяконов. Чтобы сэконо­мить время и облегчить народу выстаивание литургии, вошел в жизнь такой обычай: после запричастного стиха и пения запри­частных песнопений (в это время исполняются обычно концерты) выходит проповедник и говорит проповедь, а в алтаре причаща­ется духовенство и приготавливается Чаша для причащения мирян.

Надо сказать, что это довольно несвоевременно, потому что проповедь перед причастием часто не очень уместна. Но это эко­номит время. И вот по образу храмов, больших соборов архие­рейских этот обычай все больше распространяется. А если выхо­дит какой-нибудь вития-проповедник с намерением сказать пропо­ведь минут на 40, то здесь происходит нечто ужасное, потому что обычно к этому моменту приходят родители с маленькими детьми, чтобы их причастить. Они боятся пропустить момент, когда будет вынесена Чаша, а проповедник знай себе разгла­гольствует. Дети, естественно, начинают кричать, возникает давка, потому что все причастники стараются пробраться вперед, но это не влияет на увлекшегося проповедника и он продолжает говорить. Если голос у него сильный, он может перекричать лю­дей...

Но трудность не только в этом. Это вообще место не подхо­дящее для проповеди. Проповедь бывает или по евангельскому чтению, или на тему праздника, она имеет как бы расширительное значение. А здесь требуется особая сосредоточенность, нужно собрать все свое внимание и молиться перед причащением Св. Христовых Таин. Здесь нужно уже не обсуждать богословские истины, или учение церкви о каком-то предмете, или толкование какой-то притчи — в этот момент нужно готовиться к причащению. Но проповедь-то бывает посвящена не этой подготовке, а чему-то еще. Потому и неудачное это место для проповеди.

Проповедь после Евангелия говорить очень хорошо, но толь­ко в том случае, если священник имеет благодатный дар, умеет возвестить Слово Божие, если он имеет чувство меры, если он действительно может свою проповедь сделать достойной частью литургии Слова.

Если же он проповедует не очень хорошо, не очень благо­датно, его проповедь будет мешать, разбивать литургию. Полу­чится, что идет литургия оглашенных, потом проповедь и длинный перерыв, и только потом начинается литургия верных. Вот это разделение литургии на две части тоже очень тягостно, если проповедь говорится неудачно, неумело.

Есть и другая практика, очень хорошая: говорить проповедь в конце литургии, когда все уже причастились, младенцы унесены из храма, остаются лишь те, кого проповедь интересует. Но поскольку проповедь должна быть частью литургии, то, например, замечательный проповедник нашего времени протоиерей Всеволод Шпиллер проповедовал после "Буди имя Господне" (вместо пения псалма 33-го), а потом заканчивал ее возгласом "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ны­не и присно и во веки веков". Его проповедь входила в состав литургии. Он придавал этому значение. Для меня это всегда было очень дорого и трогательно. Он хотел, чтобы проповедь была не после отпуста, а внутри литургии. Мне кажется, что для совре­менных священников и современных условий это практика очень хорошая.

Отпуст произносится с крестом в руках, и священник бла­гословляет народ. После этого дается целовать крест, а чтец читает в это время благодарственные молитвы.

Осталось сказать немного о двух литургиях, которые совер­шаются в православной церкви — литургии Василия Великого и ли­тургии Преждеосвященных Даров. Вы уже помните, наверное, что литургия Василия Великого совершается только 9 раз в году. На экзамене вы точно должны знать, в какие дни: в навечерие праздника Рождества Христова и праздника Крещения, если это навечерие не совпадает с воскресным днем (в навечерие — нака­нуне, в сочельник). Тогда порядок меняется: накануне соверша­ется литургия Иоанна Златоустого, а на праздник — литургия Василия Великого. Затем литургия Василия Великого совершается на старый Новый год: 14 января по новому стилю, 1 января по старому — на день Василия Великого. Затем — в пять воскресных дней Великого Поста (в 1,2,3,4 и 5 недели) и дважды на Страст­ной седмице — в Великий Четверток и Великую Субботу. Больше литургия Василия Великого никогда не совершается.

В этой литургии есть ряд характерных особенностей. Они не столь значительны в своих отличиях, кроме анафоры. Отличия та­кие: на проскомидии поминается не Иоанн Златоуст, а Василий Великий — вынимается частица за Василия Великого. Затем отли­чается молитва о оглашенных. Особенно отличается анафора. Она намного длиннее анафоры Иоанна Златоустого. Вы помните, что литургия Иоанна Златоустого была составлена как сокращение литургии Василия Великого. И молитвы Василия Великого намного длиннее. Поэтому песнопения — те же самые, что поются и на ли­тургии Иоанна Златоустого, — поются очень протяженно, и выбра­ны специальные напевы, которые позволяют священнику прочитать тайные молитвы, которые намного длиннее.

Анафора Василия Великого обладает неподражаемым совер­шенством. Это как бы венец всего литургического творчества. Нет в нашей литургической сокровищнице ничего более прекрасно­го, чем анафора Василия Великого. В ней соединяется поэтич­ность, удивительная литературная красота с совершенным бо­гословием, с его полнотой, потому что в анафоре Василия Вели­кого очень кратко, очень четко, а с другой стороны, чрезвычай­но литературно, художественно исповедуется вероучение пра­вославной церкви, православная догматика. И очень жаль, что эти молитвы практически никогда не читаются вслух. Но они достаточно трудны для усвоения, особенно по-славянски, а на русский язык, я думаю, их никогда никто не решится перевести, потому что при этом будет очень многое утрачено, именно в сла­вянском тексте они обладают особенной красотой. Эти молитвы довольно трудны, поэтому читать их вслух для народа еще труд­нее, чем молитвы Иоанна Златоустого, поэтому они практически никогда не читаются. Но познакомиться с ними можно по "Служеб­нику" или прочитать в 14-м номере "Богословских трудов".

Скажу об одной очень важной особенности. Возглас священ­ника, который произносится в анафоре литургии Василия Велико­го, отличается от возгласа литургии Иоанна Златоустого. Если там священник возглашает: "Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов", то здесь священник говорит: "Даде Святым Своим учеником и апостолом, рек: Приими­те, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов". Так же и следующий возглас:"Даде Святым Своим учени­ком и апостолом, рек: Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Но­ваго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов".

Эта как бы вводная часть фразы "Даде Святым Своим учени­ком и апостолом, рек" очень важна. В литургии Иоанна Злато­устого священник возглашает: "Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое", и это производит впечатление возгласа от первого лица, т.е. мирянам кажется, что священник говорит это как бы от се­бя, что дает некоторым возможность толковать это в том смысле, что священник здесь как бы в особенной степени прообразует Христа. А у католиков есть даже учение о том, что десница свя­щенника в это время уже есть десница Самого Христа.

В литургии Василия Великого всему этому полагается закон­ный предел, потому что здесь совершенно ясный смысл: Господь дал Своим ученикам и апостолам и сказал. И дальше прямая речь: "Приимите и ядите...". То есть никаких недоразумений здесь уже быть не может.

Далее следует обратить внимание на то, что здесь совер­шенно другой текст молитвы-эпиклезы. Она звучит так:

"Сие творите в Мое воспоминание: елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедаете.

Поминающе убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий крест, тридневное погребение, еже из мертвых Воскресение, еже на небеса восшествие, еже одесную Тебе, Бога и Отца, седение и славное и страшное Его второе пришествие. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся."

И дальше эпиклеза: "Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы, грешнии и недостой­нии раби Твои, сподобльшиися служити Святому Твоему Жертвен­нику, не ради правд наших — не бо сотворихом что благо на зем­ли, — но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси бо­гатно на ны, дерзающе приближаемся Святому Твоему Жертвеннику. И, предложше вместообразная Святаго Тела и Крове Христа Твое­го, Тебе молимся и Тебе призываем, Свете святых, благоволением Твоея благости, приити Духу Твоему Святому на ны и на предле­жащия Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати".

И дальше священник говорит:"Хлеб убо сей — самое честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чашу же сию — самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излиянную за живот мира".

Иначе говоря, эпиклеза и слова, которыми благословляется Хлеб и Чаша, здесь совершенно иные, чем в литургии Иоанна Зла­тоустого. И это тоже является концом споров о тайносоверши­тельной молитве — должно было бы являться, потому что оказыва­ется, что в литургии могут быть разные тайносовершительные мо­литвы, если они вообще нужны. У Иоанна Златоустого одна, здесь — другая. Тайносовершительная формула здесь, по понятию като­ликов, отсутствует.

В тех бесплодных и досадных спорах, которые православные вели в течение долгого времени с католиками, была сделана ро­ковая ошибка. Уличаемые католиками в том, что у нас отсутству­ет тайносовершительная формула, потому что в литургии Иоанна Златоустого силу тайносовершительной формулы... словам "Духом Твоим Святым", как вы помните, а здесь этих слов нет, и поэто­му православные богословы того времени решили исправить Васи­лия Великого и эти слова внесли сюда из литургии Иоанна Злато­устого. Поэтому после слов "излиянную за живот мира" священник говорит:"Преложив Духом Твоим Святым". И это получается очень бессмысленно.

Читаю еще раз. "И, предложше вместообразная Святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе молимся и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости, приити Духу Твоему Свя­тому на ны и на предлежащия Дары сия, и благословити я, и освятити, и показати. Хлеб убо сей — самое честное Тело Госпо­да и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чашу же сию — самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, из­лиянную за живот мира" — и вдруг:"Преложив Духом Твоим Свя­тым". Нет согласования, даже грамматического. До таких ошибок доводит схоластический формализм, и надо сказать, что грамма­тическая ошибка, которая здесь возникла, очень досадна, потому что ничего более совершенного, чем текст Василия Великого, никто никогда не создал, и исправлять Василия Великого — это более чем неуместно. И портить его литургию не следовало бы.

Конечно, эта порча давно исправлена везде, кроме нашей русской церкви. У нас этот текст остался. Опять-таки не нужно думать, что наша литургия от этого что-то теряет. Теряет толь­ко лишь чистоту и строгость молитвы, но по существу, конечно, литургия остается той же самой. Однако нужно сознавать, что такие вещи нежелательны, и хотелось бы, чтобы наше священнона­чалие наконец собралось с духом и внесло бы необходимые исп­равления и все эти лишние интерполяции были наконец изъяты, как это сделано во всех православных церквах.

Здесь еще нужно сказать, что сюда вставлен тропарь треть­его часа — причем в середину фразы, как и в литургии Иоанна Златоустого. Здесь это получилось даже еще более грубо.

После того как освящены Святые Дары, идет молитва-хода­тайство, которая в литургии Василия Великого особенно пространна и прекрасна. Во время этой молитвы хор поет обычно "О Тебе радуется", если это Великий пост. А на праздник Рождест­ва, Крещения, Василия Великого, в день Святого Четверга и Суб­боты поются другие задостойники.

В молитве-ходатайстве особенно умилительно, особенно пол­но содержится молитва о всем мире, о церкви святой, о всех лю­дях, которые присутствуют, и об отшедших, о заключенных, о тех, кто страдает в каких-то болезнях — эта молитва действи­тельно дает удивительную полноту церковного ходатайства. Ее хотелось бы читать вслух, но она слишком длинна и никогда из-за этого не читается. Это самое главное прошение литургии.

Ну а концовка литургии такая же, как и у Иоанна Златоустого, но на отпусте поминается Василий Великий.

Лекция 10

В прошлый раз мы говорили о литургии Василия Великого, и я хочу сделать некоторые дополнительные замечания о ней.

Несколько раз в году литургия Василия Великого совершается особым чином. Она совершается на вечерне, и это вполне естественно, потому что, как вы помните, впервые евхаристия совершилась именно как Тайная Вечеря. И апостолы в первое время после Пятидесятницы совершали евхаристию тоже на вечерях любви, или на вечери просто, т.е. после вечернего ужина.

И вот осталась традиция в некоторых случаях совершать ли­тургию на вечери, на вечерне: в канун Рождества Христова и Крещения, т.е. в сочельники, в Великий Четверток и Великую Преблагословенную Субботу на Страстной неделе.

Чин соединения вечерни с литургией довольно прост. Вечер­ня начинается литургийным возгласом: "Благословено Царство", а затем следует обычный чин вечерни со входом. Читается предна­чинательный псалом, мирная ектения, стихиры на "Господи, возз­вах", затем вход. Могут быть прочитаны паремии, если они есть. А затем вечерня переходит в литургию. Присоединение к литур­гии совершается в момент пения Трисвятого. Таким образом, вместо обычного входа на вечерне с кадилом совершается вход с Евангелием, литургийный вход. Возглашается прокимен дня, а после паремий, если они есть, начинается пение "Святый Боже", а дальше продолжается литургия.

По древней уже теперь традиции литургия совершается нато­щак. И священники, конечно, и дьяконы совершают литургию натощак, а теперь уже многие прихожане тоже приходят на литургию натощак. И уж, конечно, те, кто причащается, обязательно со­вершают это натощак. И это оказалось весьма существенным в служении литургии вместе с вечерней. Если бы мы совершали ли­тургию вечером, то пришлось бы тогда целый день не есть и не пить. И вот литургия вместе с вечерней совершается теперь ут­ром. Так что наш довольно странный обычай служить утреню с ве­чера дополняется теперь еще в этих случаях служением вечерни утром.

Но это сделано для удобства не только в соблюдении поста перед причастием, но и, конечно, для того, чтобы такую большую и важную службу совершить со свежими силами утром, чтобы успеть уложить службы суточного круга в недолгое время дня.

Когда литургия совершалась на вечери вечером, то, во-первых, она совершалась не натощак, а после вечери, вечером, а во-вторых, тогда не было такого развитого суточного богослу­жебного круга. Теперь наши службы Страстной седмицы, которые мы стараемся совершать наиболее полно, требуют от нас очень много сил и времени. Службы последних дней занимают практи­чески все время, а в Великую Субботу дополняются еще и необхо­димостью освящать куличи и пасхи. Так что поневоле как бы при­ходится литургию совершать с утра.

В конце концов это не так существенно и не так страшно, что утреня у нас вечером, а вечерня утром. Церковная жизнь от этого серьезно не страдает. Такое перемещение произошло по ду­ху времени, а правильное расположение служб сохраняется теперь в основном в монастырях, где люди полностью могут посвятить себя богослужению. Даже на приходах, где иногда служат утреню утром, а после нее служат литургию, это бывает довольно трудно. Получается длинная и трудная служба: настоящая утреня занимает часа полтора или два, затем часы, литургия, а еще и требы, так что получается 5-6 часов службы. то довольно трудно. И если священник призван это выдерживать, то прихожанам это совсем плохо. Но это мелкие замечания, а вот существенно здесь то, что есть такое особенное сочетание служб, которое нам придется встречать еще несколько раз. И вот мы сейчас перейдем к корот­кому обсуждению литургии Преждеосвященных Даров, которая тоже всегда совершается на вечерне.

Литургия Преждеосвященных Даров, составленная, по преда­нию, римским папой Григорием Двоесловом (пусть вас не пугает, то автором является римский папа, потому что это было еще до разделения церквей). Так вот римский папа, который может счи­таться в данном случае вполне православным, составил прек­расную службу ввиду того, что по древнему обычаю Великим постом прекращалось совершение Божественной литургии. Те из вас, кто слышал или читал житие прп. Марии Египетской, должны помнить, как в том монастыре, где подвизался прп. Зосима, автор этого жития, был обычай в Прощеное воскресенье всем прича­щаться, затем прощаться друг с другом и уходить на весь Вели­кий пост в пустыню.

Тут тоже такая примечательная разница с нашим временем. Я помню, как давно один уже покойный теперь старичок дьякон, увидев, как я собираюсь причаститься в Прощеное воскресенье, глядя мимо меня, сказал: "Совсем нынче отатарились люди. Завт­ра пост, а они сегодня причащаются". Он считал, что это настолько неправославно, что выходит за все рамки. Но такой обычай, как видим, был в глубокой древности — перед началом Великого поста причаститься и потом уже удалиться в пустыню для особенного подвига уединения, богомыслия, смирения. И возвращались монахи в монастырь к Вербному воскресенью, ко Входу Господнему в Иерусалим, чтобы Страстную седмицу провести в монастыре и вместе молиться и совершать Божественную службу.

Такое требование монастырского аскетизма было воспринято и всей Церковью, хотя и не в полной мере, потому что не все православные удалялись в пустыню, но считали, что совершение Божественной литургии Великим постом несколько не соответству­ет духу Великого поста. Литургия — это всегда праздник, всегда торжество, а Великий пост — время покаяния, время, когда мы должны себя ограничить во всем. Ограничивается даже наша хра­мовая богослужебная жизнь.

Можно привести еще один довод в пользу такого ограниче­ния. Вы помните, что самой обычной епитимией за какой-либо грех всегда было и сейчас является отлучение от причастия и назначение сугубого покаяния. То есть покаяние всегда связыва­лось Церковью с отлучением от Чаши, и если Великий пост назна­чается Церковью именно как время покаяния, то она ограничивает и совершение Божественной литургии. Но не так, как это было в том пустынном монастыре, а несколько более символично, в дру­гом ключе, таким образом, что литургия совершается только в субботу и воскресенье — в дни, которые несколько выпадают как бы из Великого поста, особенно воскресенье. А в остальные дни седмицы полная литургия не совершается.

Но поскольку миряне в пустыню не уходят и наряду с обыча­ем ограничивать посещения во время покаяния явился другой обы­чай — именно Великим постом причащаться, — то эти два встреч­ных течения дали некий неожиданный новый результат — прича­щаться запасными Великими Дарами. Отсюда развилась литургия Преждеосвященных Даров.

Почему возник обычай причащаться Великим постом? Еще и сейчас есть много бабушек, которые говорят: "Я причащаюсь раз в год, Великим постом". А в прошлом веке и даже еще до доволь­но недавнего времени даже священники говорили, что причащаться нужно раз в год — Великим постом. Почему так?

Мы еще об этом будем говорить не раз в нашем курсе. Частое причащение требует очень многих условий, и прежде всего достаточной высоты церковной и духовной жизни человека. Обыч­ному же человеку, который не желает жить в такой полноте цер­ковной жизнью, к причащению нужна сугубая подготовка. Нужно говеть. Такое говение раньше подразумевало 7-дневный пост, ежедневное посещение богослужений, особенную сугубую молитву, исповедь подробную и потом только причащение. То есть, по су­ществу говоря, это была особая покаянная дисциплина, которая должна применяться к грешникам. И вполне естественно, если че­ловек не причащался целый год, то его и нужно вот так очищать прежде, чем он придет к Чаше.

И вот народ не находит в себе силы готовиться таким обра­зом к причащению, так говеть довольно регулярно и часто. Осо­бенно неприятно такое говение в дни мясоеда, когда можно все есть, а тут надо поститься. Естественным образом приурочили такое говение к Великому посту, когда все равно поститься на­до. Таким образом можно как бы сэкономить эти постные дни.

Вот по этому и по ряду других соображений, и потому что, конечно, и служба покаянная Великим постом, и священник наби­рается сил, чтобы Великим постом сугубый подвиг понести, испо­ведуя и причащая до конца Светлой недели, а в другое время ему тоже хочется немного расслабиться и отдохнуть, как это было на Руси. По всем этим причинам и возникла традиция причащаться Великим постом. Даже и сейчас у нас Великим постом бывает мно­жество причастников, гораздо больше, чем в другие времена го­да, хотя эта традиция все-таки в новом поколении понемногу из­живается. Мы теперь, слава Богу, возвращаемся к евхаристи­ческой жизни, когда церковные люди поняли наконец, что прича­щаться нужно чаще, тогда все меняется, тогда не требуется и такая покаянная дисциплина. И все требует совершенно другого восприятия и отношения. Но об этом речь впереди.

Возвратимся к литургии Преждеосвященных Даров. Она назначилась на два будних дня — на среду и пятницу и те дни, когда большой какой-то праздник приходится на будние дни Великого поста. Например, есть такой день памяти 40 мучеников Севастийских, когда принято, если он приходится на будний день, совершать литургию Преждеосвященных Даров. Также и в день па­мяти Марии Египетской. Обычно, если нет особенных дней, литургия Преждеосвященных Даров совершается дважды в неделю, а на Страстной седмице — три раза, в понедельник, вторник и среду. В эти дни к обычному чинопоследованию суточного круга, а имен­но к вечерне, добавляется новый чин.

Литургия Преждеосвященных Даров, так же как и литургия Василия Великого, как бы продолжает вечерню. Она начинается возгласом "Благословено Царство", потом также предначинательный псалом, мирная ектения, стихиры на "Господи, воззвах", вход с Евангелием, если литургия, затем читаются паремии, и как вы, вероятно, помните, между первой и второй паремиями открываются царские врата и священник выходит с зажженной свечой и возглашает: "Свет Христов просвещает всех!". Все молящиеся должны стать на колени и сделать земной поклон.

После того, как прочитана вторая ектения, начинается за­мечательное пение, бываемое только на литургии Преждеосвященных Даров, — "Да исправится молитва моя". В это время священник кадит престол, а миряне должны стоять на коленях. Но по уставу бывает так, что сначала одна половина храма должна стоять на коленях, а потом другая. Практически это не выполняется, но прилично всем в это время стать на колени.

После того, как спето это песнопение, бывает сугубая ек­тения "Рцем вси", затем — молитва о оглашенных, затем, если прошла уже середина поста, добавляется особенная ектения — о готовящихся ко Святому просвещению. Дальше мы поймем, почему это здесь вставляется. Здесь молятся о тех, кто готовится к Святому крещению на Пасху.

Затем подходит время, которое в обычной литургии соот­ветствует Херувимской песни, но ее быть не должно, потому что литургия не совершается. Здесь поется особенное песнопение – "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат".

Теперь нам нужно вернуться немного назад и сказать о том, как будет совершаться причащение Святыми Дарами. Святые Дары, как говорит само название литургии, освящаются заранее, обычно в воскресенье, предшествующее литургии Преждеосвященных Даров. Это бывает или на литургии Василия Великого Великим постом, или в Прощеное воскресенье на литургии Иоанна Златоуста, так же, как на Вербное воскресенье. Священник поставляет на дискос не один Агнец во время проскомидии, а три или даже четыре – смотря по тому, сколько будет совершаться Преждеосвященных литургий. Они поставляются вместе. Все они приготавливаются во время проскомидии точно так же, как и обычно приготавливается Агнец, и освящаются во время полной литургии (или Василия Великого, или Иоанна Златоустого) все вместе, как один Агнец, одним благословением. Затем священник запасные Агнцы — те, которые не будут раздробляться для причащения в этой литургии, а останутся на богослужение литургии Преждеосвященных Даров, священник специально напаяет Святой Кровью. Практически это делается так: священник берет Агнец и погружает его не до конца в Чашу со Св. Кровью или, что более соответствует уставу, напаяет Агнец лжицей. Затем такой напоенный Агнец ставится на дискос, на Престол, немного в сторону, и покрывается каким-то футляром, чтобы никто не мог прикоснуться к Агнцу или повредить его.

Этот Агнец священник достает во время чтения кафизмы (вы, наверное, помните, что на вечерне полагается чтение кафизмы. Обычно в нашей приходской службе чтение 18-й кафизмы опускается, а Великим постом кафизма читается). Затем Агнец поставляется на другой дискос, переносят его торжественно на Жертвенник, в Чашу наливают вино с водой и во время пения "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат" выносят Чашу и дискос на солею так, как это обычно бывает во время Великого входа. Только во время Великого входа впереди идет дьякон и несет дискос, а за ним идет священник и несет Чашу. Здесь только еще предложенные Дары, не освященные.

Теперь все по-другому. Теперь вносится уже освященный и напоенный Св. Кровью Агнец, которые лежит на дискосе, а в Чаше только вино. Поэтому дискос берет священник вместе с Чашей, но дискос поставляет как бы на Чашу, сверху. Полагается даже на голову, но это опасно, потому что можно уронить. Поэтому обычно левой рукой берет Чашу священник, а другой рукой берет дискос и так выносит на солею, а дьякон предшествует ему и кадит Святые Дары. Поэтому и поется такое торжественное песнопение "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат". Потому что Сам Господь Иисус Христос в Своем Теле и Крови здесь присутствует. Совершается вход Господа. И если во время пения Херувимской песни вставать на колени вовсе не предписывается уставом, то в момент пения "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат" все должны не только стать на колени, но и преклонить главу до земли, потому что это есть величайший момент литургии Преждеосвященных Даров.

Затем закрываются царские врата, а завеса задергивается только наполовину. В это время произносится ектения "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви", читается особенная молитва (только в литургии Преждеосвященных Даров) и, как в обычной литургии, поется "Отче наш". Затем читается снова молитва обычная, и священник, задернув предварительно полностью завесу, не возносит Агнец, как на обычной литургии, а только лишь прикасается к Св. Агнцу рукой и произносит: "Преждеосвященная Святая Святым".

Затем раздробляется Св. Агнец, священник и дьякон причащаются (сразу Телом Христовым, напоенным Св. Кровью). В Чаше нет сейчас Св. Крови, от Чаши можно теперь только запить, там только вино. После причащения священник раздробляет оставшуюся часть Агнца и погружает в Чашу частицы Св. Агнца, напоенные Св. Кровью. Чаша выносится и бывает причащение мирян.

Наверное, вы знаете, что на литургии Преждеосвященных Даров обычно младенцы не причащаются, потому что младенцы причащаются только Св. Кровью. Им опасно давать частицу, они могут не проглотить ее. Им дается только немного Св. Крови. А на литургии Преждеосвященных Даров в Чаше Св. Крови нет, т.е. она там присутствует только в Теле Христовом, потому что Агнец был уже напоен Св. Кровью, но теперь уже высох. И хотя естество Св. Крови здесь присутствует, но погружается этот Агнец просто в вино. И вот дать просто на лжице этого вина вместо причастия нельзя, поэтому младенцев не причащают.

Затем бывает обычная концовка литургии, только вместо заамвонной молитвы обычной читается молитва литургии Преждеосвященных Даров:

"Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый и неизреченным Твоим Промыслом и многою благостию введый нас в пречестные дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежди воскресения, Иже четыредесятьми деньми скрижали вручив, благоначертанная письмена, угоднику Твоему Моисеови! Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению. Яко благословися и прославися пречестное и великолепное имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...