Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Курсанты получили задание вернуться в схватку, вспомнить ощущение своего тела и пространства во время повреждения сустава и по возможности охарактеризовать свои ощущения. Каждый сел за отдельный стол и независимо от других ребят рисовал картину травмы.
Пострадавший описал свои ощущения так: «В какой-то момент я утратил ощущение пружины в теле, и оно исчезло, растворилось. Мне нечем было противостоять. Я ощутил боль как молнию, падавшую сверху. В момент растворения тела пространство упало на спину. Где-то сбоку на нас смотрел одинокий глаз, но он не вращался. Все вращалось, а он нет».
«Пространство упало на спину» означает, что вертикальные линии быстро повернулись и стали горизонтальными. По форме пространство напоминало большой параллелепипед, он стоял правильно, а потом вдруг завалился, «потолок стал стенкой» (рис. 57).
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 241
Второй участник так же подробно описывал ощущения: «Пространство было неправильным, с изрезанными краями, оно быстро уменьшилось и стало очень тесным и к тому же бесформенным. Невозможно сказать, где верх, где низ, где право, где лево. По-моему, оно быстро вращалось против часовой стрелки. Сейчас я понимаю, что никто из нас не контролировал свои действия и нужно было остановиться. Мы крутили и тянули Сергея по инерции, бессознательно, но тогда не заметили этого. Он стал очень мягким и податливым, сопротивление исчезло, мы же потянули еще сильнее. Нас остановил только крик. Да, сознание к нам вер-
242 Глава 8
нулось только тогда, когда он закричал. Я помню глаза Андрея, когда мы отпустили Сергея. Сознание в них только возвращалось. Думаю, что я был не лучше. Стерпи он боль, мы бы повредили ему и руки и ноги» (рис. 58).
Третий участник отметил следующее: «Низ стал боком. Кубик повернули. Ощущение дурной силы в теле. Ума нет, есть только сила. Больше ничего не помню» (рис. 59). Четвертый участник описывал пространство как быстро сжимающийся и вращающийся шестигранник (рис. 60). «Вместе с пространством вращается и моя рука, она как будто не принадлежит мне. Она вроде бы моя, но в то же время не моя, она отдельно от меня. Пространство вращает ее помимо моей воли, а я выворачиваю Сереге руку. Сейчас я это понимаю, но тогда я был как оглушенный и крика не слышал. Меня остановили», - рассказывал курсант, считавший себя главным виновником случившегося.
Обратите внимание: все участники борьбы задним числом отметили неконтролируемость своих действий и все, не сговари-
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 243
ваясь, были едины в том, что пространство вращалось. Что значит «пространство вращалось»? Является ли этот феномен чисто психологическим эффектом типа иллюзии или за ним стоит природное явление, которое мы не осознаем? Сегодня мы не можем с определенностью ответить на этот вопрос.
Конечно, по поводу пространства возникает много вопросов. Например, почему остальные люди не чувствуют вращения пространства, не падают и не ломают себе руки и ноги. Ответов на эти вопросы мы пока не знаем. В качестве рабочих гипотез мы можем предположить вероятные варианты ответов. Так, возмущения пространства сконцентрированы в достаточно ограниченных объемах, сравнимых с объемами тела человека.
Второй вариант правдоподобного ответа - большая часть людей не встроена жестко в окружающее пространство, и поэтому не замечает его возмущений. Третий вероятный ответ - здоровые в энергетическом отношении люди приспособлены к изменениям геометрии пространства, и на них возмущения пространства не оказывают катастрофического воздействия. Нарушение механизмов приспособления к возмущениям пространства приводит к болезненным последствиям.
244 Глава 8
На основании послетрансовых и трансовых отчетов физически и психически здоровых людей о характеристиках пространства составлена следующая общая картина. Пространство вокруг нашего тела может менять свои геометрические формы. Оно может быть пирамидальной формы, наподобие египетских пирамид или чумов (жилищ северных народов), цилиндрической формы, приближаясь к форме юрты, конусовидным, в форме параллелепипеда, шестигранной или восьмигранной призмы и даже напоминать крылья ветряной мельницы (рис. 61).
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 245 |
Пространство вокруг нашего тела иногда может быть вихревым, с очень сложной трехмерной траекторией вихря. Кроме того,
оно способно совершать повороты против и по часовой стрелке в вертикальной и горизонтальной плоскостях (рис. 62). По ощущениям пациентов и на основании автоматических рисунков можно сказать, пространство вокруг нас может расширяться или сжиматься.
246 Глава 8
1. Позволь Пространству перетекать через свое тело.
2. Не препятствуй Настоящему истекать в Прошлое.
3. Предоставь Настоящее Ветру Перемен.
4. Не уходи от ответственности за Будущее. Выбор соверши! 5. Прикажи телу принять то Будущее, которое ты сам ему уготовил.
Еще один очень важный аспект отчетов о связи пространства с человеческим телом - один (или несколько?) из внутренних виртуальных человечков непосредственно встроен в окружающее пространство при помощи энергетических нитей, простирающихся очень далеко. Тело человека существует не само по себе, а встроено в пространство вокруг него.
Одна из схем тела, существующая в нашем представлении о себе, является органичной частью схемы окружающего пространства. Деформации и вращения схемы тела - не что иное, как проявленная (видимая) часть невидимых деформаций и вращений пространства, окружающего тело. Деформации схемы тела возникают под влиянием внутренних и внешних напряжений.
В норме существуют механизмы, уравновешивающие напряжение. Прекращение действия механизмов, компенсирующих напряжение, приводит к деформациям пространства в непосредственной близости от тела и схемы тела. Каковы механизмы нарушений схемы тела? Пока мы не можем вразумительно ответить на этот вопрос. Но если его не задавать, то нечего надеяться получить на него ответ.
Для нас важен практический аспект описанных явлений: пространство меняет свои характеристики, вместе с пространством изменяемся и мы. В момент возмущения пространства с нами могут происходить достаточно стандартные психологические и физические явления. К ним относятся кратковременная утрата контроля над своим телом и мыслями, невозможность распорядиться своим телом, неосознаваемые движения тела и конечностей, значительные изменения мышечного тонуса и силы мышц. Последствия кратковременной утраты контроля над своими действиями могут быть весьма драматичными. Изменения пространства и собственного психофизического статуса мы можем реконструировать и осознать задним числом в трансовых состояниях. Автоматическое рисование позволяет восстановить пробелы в памяти, сопровождающие возмущения пространства.
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 247
«Серый человечек» оказался не единственным персонажем из иррационального мира, который имеет отношение к так называемой схеме тела. Под общим термином «схема тела» скрывается несколько внутренних человечков, окрашенных в блеклые тона и выполняющих многообразные функции.
248 Глава 8 |
Каждый из внутренних виртуальных человечков нуждается в своеобразной гигиене и специфическом питании. Так, один из внутренних человечков оказался крайне чувствительным к вниманию и участию, требуя доверительных прикосновений. Без внимания и участия он слабел и выглядел как гармошка, а его обладатель испытывал душевный дискомфорт (рис. 63). Мы теперь знаем, кто требует, чтобы его пожалели. Внутренний человечек бледно-розовых оттенков действительно хиреет без знаков душевного и телесного внимания. Прикосновения и объятия для него - настоящий целительный бальзам. Бледно-розовый человечек самым настоящим образом требует от других людей проявлений участия и внимания к своей особе. Фразу «Я требую, чтобы меня пожалели...» произносит именно бледно-розовый виртуальный человечек.
Внутренние человечки управляются и расправляются ароматами, вкусовыми ощущениями, прикосновениями и сновидениями (особенно перед пробуждением). Дирижер Виктор испытывал непонятное чувство дискомфорта. Его внутренний зеленый человечек был деформирован и неустойчив (рис. 64).
Оказалось, что его внутренний человечек нуждается в сновидениях, которые Виктор видел перед самым пробуждением между 8 и 9 часами утра. Если ему приходилось вставать раньше 9 часов утра, он чувствовал себя разбитым и потерянным. Оркестранты его
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 249
раздражали, аппетита не было, все время хотелось прилечь и отдохнуть. Сновидения, которые Виктор видел в течение ночи до 8 часов утра, особого значения не имели. Без утренних сновидений его внутренний человечек выглядел вялым и падающим. Сновидения распрямляли внутреннего человечка, и рабочий день Виктора протекал плодотворно и с большим эмоциональным подъемом.
Схемы тела и окружающего пространства на рисунках всегда интересно исследовать. Помимо простого удовлетворения любознательности есть и сугубо практический интерес. Нарушения схем тела и окружающего пространства сопутствуют большинству болезней, но особенно показательные нарушения наблюдают при интоксикациях, травмах, сотрясениях, контузиях и после хирургических операций. Диапазон причин интоксикации очень широкий - от банальной вирусной инфекции, бытовых отравлений и действия вредных профессиональных условий до злоупотребления алкоголем и пристрастия к наркотикам.
Грубые нарушения схемы тела и окружающего пространства наблюдают после травм, сотрясений и контузий у спортсменов и военных. Водитель Александр жаловался на нарушение координации движений после травмы. Исследование его схемы тела показало фрагментацию внутреннего синего человечка - наподобие той, которую мы описывали у Татьяны. Хорошим лекарством, способствующим быстрой дефрагментации (соединения фрагментов в единое целое), оказались небольшие порции высококачественного горького шоколада, не более 1-2 граммов (рис. 65). Однако для стойкого состояния собранности схемы тела потребовались специализированные методы помощи.
Нередко нарушения схемы тела и окружающего пространства предшествуют травмам. Особые случаи выявлены после неприятных сновидений. Человеку снится, что с его телом что-то происходит, и автоматический рисунок выявляет нарушения схемы тела и окружающего пространства. Вскоре происходит травма с нарушением целостности тела, которое соответствует предшествующим нарушениям схемы тела.
Нарушения схемы тела после хирургических операций имеют двоякий генез: воздействие препаратов, вызывающих наркоз, и собственно хирургическое вмешательство. Восстановление схемы тела необходимо включать в схемы лечения больных, особенно подвергшихся действию наркоза, хирургического вмешательства и интоксикаций.
250 Глава 8
С точки зрения практики важно знать терапевтические особенности виртуальных человечков. Серый человечек реагирует на запахи, ему присуще чувство опасности. На него благотворно влияет запах и вкус небольших порций кофе. Избыток кофе деформирует виртуального серого человечка и укладывает его спать.
Человечек телесного цвета реагирует на запахи и привкусы пищи. Синий человечек отзывается на вкус горького шоколада. Бледно-желтый чувствителен к сновидениям, имеющим свойство сбываться. Красноватый человечек положительно реагирует на пищу, богатую привкусами, при обеднении пищи привкусовыми ощущениями он сморщивается. Виртуальный человечек платинового цвета требует телесных прикосновений и пищи, богатой послевкусием. Дефицит послевкусия превращает платинового человечка в человечка, окрашенного в драматически-красный или черный цвета. Черный цвет соответствует депрессивным состояниям, а драматически-красный - агрессии.
Приведенные примеры показывают, насколько тесно связана наша жизнь с энергетико-психологическими явлениями, которые еще предстоит осмыслить. В учебнике по трансовому преобразо-
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 251
ванию личности в качестве рабочего термина, который в дальнейшем может быть уточнен, под схемой тела понимают отражение психикой текущего состояния виртуального психологического двойника тела.
В обыденном состоянии сознания виртуальная схема тела не осознается, но это не означает, что данного явления не существует. Как только мы отходим от обыденного сознания и вторгаемся в сферу трансового или иррационального восприятия, мы обнаруживаем не физическое тело, а некоторое подобие физического тела в скрытых от сознания представлениях. Если схема тела не нарушена, то человек легко выполняет сложные движения и хорошо вписывается в окружающее пространство. При нарушениях целостности или деформациях схемы тела человек становится неуклюжим и неловким. Он сталкивается с другими людьми, задевает косяки дверей, его беспокоят странные чувства, что у него с телом не все в порядке.
Для того чтобы ученик или пациент воспроизвел одну из своих схем тела, он должен уметь входить в транс автоматического рисования. Выход на схемы тела и окружающего пространства лучше удается в середине сеанса. Он сопровождается инструкцией: «Нарисуй свое тело так, как ты его видишь».
Чтобы не перегружать этот параграф, исследования перекосов схемы тела и сопутствующих перекосов тела подробно рассмотрены в приложении «Пять шагов к безмятежности».
Маршрут «Схематичный человечек»
Иногда люди рисуют себя в виде схематичного человечка, состоящего из прямоугольников, кружочков, треугольников или просто линий. В подавляющем большинстве случаев рисунок схематичного человека неавтоматический. Человек, пришедший к вам, не в состоянии войти даже в такой поверхностный и легкий транс, какой необходим для автоматического рисования.
Схематичный человечек - признак нарушений в осознании и идентификации своего «Я». Обычный здоровый человек в слово «Я» вкладывает следующий смысл: мое тело, мои мысли, мои слова и мои поступки. Иными словами, что бы я ни делал, ни думал или ни говорил, это определяется моим пониманием и моей сво-
252 Глава 8
бодной волей. Такое «Я» отображается на рисунке в виде человека, животного или растения.
Несвободная воля и склонность руководствоваться мнениями других людей или добровольно принятые ограничения в отношении свободы мысли, слова и поступков кодируются на рисунке схематичным человечком. Образно говоря, автор рисунка схематичного человечка потерял свое «Я» или отказался от него.
Подтверждением того, что человек потерял свое «Я», служат его высказывания. Автор рисунка схематического человечка всячески избегает говорить о себе от первого лица. Он говорит о себе безлично: «Мне плохо, мне неудобно». Схематичный человечек безлик и безэмоционален, в его позе и лице нет даже намека на эмоции и характерные черты, присущие каждому человеку. Безликость и эмоциональная бедность рисунка подчеркивается отсутствием бровей на лице. Безбровое лицо на любом рисунке означает паралич собственной воли и подчинение воле другого человека или воле обстоятельств.
Встреча с пациентом, рисующим себя в виде схематичного человечка, настраивает терапевта на пессимистический лад. Это очень скрытные люди, среди них много мужчин старше 35 лет и женщин, посвятивших себя целиком бизнесу или профессии инженера-конструктора. Как правило, это деятельные и чрезвычайно прагматичные люди.
Такой пациент будет оказывать осознанное и упорное сопротивление и на этапах диагностики, демонстрируя видимость совместной работы, и при попытках провести лечебные трансы. Всем попыткам внести изменения в его жизнь будет дан отпор.
На определенном этапе лечения пациент поймет, что в нем все-таки происходят изменения, которые он расценивает как «размягчение». И то, что для терапевта является желанным успехом, для такого пациента является фактором, осложняющим жизнь. Пациент боится полноты жизни, однажды он поскользнулся на эмоциях и упал, а ныне опасается всего, в том числе и самого себя.
Роботизированный, неразмышляющий и бесчувственный истукан для некоторых людей - идеальная модель поведения. На этапе «размягчения» пациент прощается с терапевтом. Доводы разума в таких случаях бессильны. Пациент осознанно предпочитает играть роли винтика или отвертки.
Можно ли помочь автору рисунка схематичного человечка? Ведь он пришел на встречу с вами, как на расстрел, и упорно от-
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 253
казывается сотрудничать. Разгневанная или отчаявшаяся, но все еще любящая жена использует последние шансы для спасения своего брака. Невероятными усилиями она буквально притащила своего мужа за руку и втолкнула в кабинет.
Ключ к пониманию людей, рисующих схематичных человечков, вручили мне переводчик Дмитрий и его жена Марина. Их брак буквально трещал по швам. Дмитрий очень много работал, брался за выполнение нескольких заказов одновременно и постепенно отдалялся от семьи. Его общение с женой и детьми было ограничено общими фразами, холодными и пресными, как талая вода.
Дмитрий упорно отказывался от сотрудничества, несмотря на то, что его жена испытывала мучения от холодности мужа и его отчуждения от детей. Он твердил: «У меня все порядке, мне помощь не нужна». Казалось, что он действительно не понимал драмы семьи. У него в голове были только сроки, в которые он должен был уложиться. То, что жена и дети нуждались в теплых чувствах, его не беспокоило.
По словам жены, раньше у них была нормальная семья. Они вместе ходили в театр, устраивали вылазки в лес по выходным и жили очень дружно. После нескольких неудач Дмитрий сильно изменился, замкнулся в себе, отошел от семьи и углубился в работу. В доме появились холодность и опустошение. Дмитрий вроде бы и жил дома, но фактически его не было. Дети чутко отреагировали на замкнутость отца и сами стали сторониться родителей.
В конце концов под давлением жены и после моих уговоров Дмитрий согласился порисовать. На предложение нарисовать себя он выбрал карандаш розового цвета и нарисовал схематичного человечка. В это время его жена Марина сидела рядом и тихонько рассказывала о том, как хорошо было раньше. Дмитрий часто готовил еду сам и все собирались за столом. Теперь он не готовит и в доме собрать всех за одним столом очень трудно. Усадить семью за стол и накормить всех одновременно стало почти невыполнимой задачей. Еда становится невкусной, когда кормишь всех по одному.
Еще не веря в свою удачу, я предложил Дмитрию понюхать имбирь и белый перец. Ход моих мыслей был таков: если Дмитрий любил готовить, значит, он широко использовал пряности. Большинство готовящих мужчин являются истинными эксперта-
254 Глава 8
ми в этом деле и с трепетом относятся к ароматам. Мужчина, составляющий композицию из пряных ароматов, находится на одной из высших ступеней творчества и проявления мужского самоосознания.
Дмитрий понюхал сначала имбирь, затем перец и попросил принести ему ванилин. Когда он насытился ароматами, я вновь предложил ему нарисовать себя. Дмитрий нарисовал себя в полном теле со всеми мужскими регалиями (рис. 66).
Особенно тщательно он вырисовывал мышцы брюшного пресса, волосы на теле и бороду. Бороду Дмитрий не носил, но, по его словам, в тот момент он ощущал не только тело, но и каждую волосинку на нем. Он сказал: «Я ощущаю каждую волосинку, она моя, родная, как жена». С помощью пряностей Дмитрий вернулся к себе самому и к семье. Все остальное уже было делом профессиональной техники.
В итоге он прошел два курса автоматического рисования, в ходе которых были преодолены последствия конфликтов с литературными редакторами, школьные травмы и тяжелая вторая бе-
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 255
ременность жены, закончившаяся выкидышем. Благополучие семьи было восстановлено.
Схематичному человечку Дмитрия не хватало ароматов пряностей. Оказалось, что и другим схематичным человечкам тоже чего-то не хватает. Каждый в чем-то нуждается. Одному нужны ароматы, другому - автомобиль, третьему - кролики. Мальчику Кирюше нужен был попугай. Пока он его не получил, он рисовал схематичных человечков, но, обретя попугая, он перешел к рисованию картин.
Маршрут «Схематичный человечек» очень трудный, но благодарный. Если внимательно и чутко слушаешь рассказ пациента или его окружения, всегда можно найти необходимое «лекарство» для схематичного человечка.
Схематичный человечек имеет много общего со схемой тела. Вместе с тем он существенно отличается от нее. Схема тела не идентифицируется как «Я», в то время как схематичный человечек идентифицируется как отсутствие «Я». Необходимо отличать схематичного человечка от примитивного рисунка человека. Примитивный рисунок напоминает детский рисунок или наскальную живопись наших предков. Он высоко эмоционален и способен отразить мельчайшие нюансы в состоянии психики. По этому признаку его легко отличить от рисунка схематичного человека. Использование пациентом техники примитивного рисунка означает успешное лечение.
Глава 9
Сеанс и курс автоматического рисования
Структура курса
Трансформирующий курс удобно составить из отдельных частей или этапов, предназначенных для решения специальных задач. Первый этап - ознакомительный. Кто с кем знакомится? Во-первых, вы с тем человеком, который обратился к вам за помощью. Сценарий формального знакомства стандартен, и мы не будем на нем останавливаться подробно.
Во-вторых, успех предстоящей трансформации зависит от того, насколько пациент знаком с самим собой и нравится ли он самому себе в этом состоянии или нет. И терапевту, и пациенту нужна точка отсчета для предстоящей трансформации. Пациента необходимо познакомить с самим собой. На первый взгляд, нет более легкой задачи, свои анкетные данные каждый помнит наизусть. На самом деле пациент, обратившийся к вам за помощью, имеет смутное представление о том, что же он представляет собой в настоящий момент. Если вы решили помочь самому себе, то очень полезно посмотреть на себя со стороны и узнать, каков же я на самом деле.
Знакомство с самим собой проводят во время изучения своего отражения в зеркалах. Для большей объективности пациент изучает себя в трех зеркалах: в обычном зеркале, в зеркале денег и в магическом черном зеркале. Наиболее простое задание - исследовать себя в обычном зеркале. Посадите пациента перед зеркалом и предложите ему нарисовать автопортрет или описать себя словами, которые приходят на ум. Цель первого задания - увидеть себя внешнего, материального.
Сеанс и курс автоматического рисования 257
Второе задание более трудное, суть его - использование денег в качестве зеркала. Предложите пациенту посмотреть на деньги точно так же, как он перед этим смотрел в обычное зеркало, увидеть себя в зеркале-деньгах и быстро набросать автопортрет. Несмотря на необычность задания, большинство учеников легко справляются со второй задачей. Предварительный опыт изучения себя в обычном зеркале помогает «увидеть себя» в зеркале денег.
Цель второго задания - посмотреть на себя со стороны - с точки зрения денег. Деньги обладают особым свойством: они переводят человека в состояние контакта со своим бессознательным «Я» и показывают его отношение материальному миру - в ладу бессознательное «Я» пациента с материальным миром или оно страшится его.
После выполнения второго задания пациент готов справиться с еще более сложным - увидеть себя в магическом черном зеркале. Магическое черное зеркало - это лист бумаги черного цвета. Одни мастера говорят, что магическим зеркалом может быть любой лист бумаги или картона черного цвета и даже доска, выкрашенная в черный цвет. При этом они ссылаются на многовековую европейскую традицию использовать магическое черное зеркало для изучения себя и вызывания трансовых видений.
Другие мастера настаивают на том, что магическое черное зеркало - обязательно глянцевая бумага или картон. В качестве аргумента они приводят наблюдения, что глянцевое черное зеркало скорее вызывает видения автопортретов и событий, чем матовое. Магическое черное зеркало отражает текущее эмоциональное состояние человека, не контролируемое рассудком. Цель третьего задания - оценить, что же на самом деле творится в душе человека сегодня.
В качестве примера приведены автопортреты пациента Юрия, выполненные в трех зеркалах (рис. 67). Внешний автопортрет почти безэмоционален. Портрет с точки зрения денег выявляет страх. Магическое черное зеркало отразило состояние ужаса и безмолвного крика.
Второй этап - размягчающий. Человека необходимо предварительно превратить в удобную для трансформации массу, наподобие глины или пластилина. Его тело и психика должны стать податливыми. Невозможно изменить психическое состояние человека без изменения его тела. Тело сковано старыми эмоциями, усталостью и следами перенесенных ранее болезней. Скованное
258 Глава 9
тело держит в железных рукавицах психику, не давая ей возможности расправиться. Размягчающий этап трансформации прямо направлен на тело и опосредованно - на состояние психики.
Размягчают тело с помощью общего массажа и мануальной терапии. В коже, мышцах, сухожилиях, связках и суставах мы накапливаем очень много эмоционального и интеллектуального «мусора», который сам по себе является большой проблемой. Тело следует освободить от него. Мусор - не что иное, как накопившиеся остаточные эмоциональные и интеллектуальные напряжения, именуемые усталостью. Усталость маскирует психологические проблемы внутренних миров, и ее очень часто принимают за реальную трансформационную задачу. Это грубая ошибка и ее нельзя совершать.
Усталость искажает ключевые слова. Предъявление пациенту искаженных ключевых слов и их аналогов не приводит к чистоте трансов автоматического письма или рисования. Трансовый
Сеанс и курс автоматического рисования 259
копир «заклинивает», и в итоге человек вместо транса автоматического рисования выплескивает наружу ругательства, оскорбления и обвинения. Иначе говоря, он освобождается от «мусора». Если вы терпеливы и решили переждать поток ругательств и оскорблений, то обязательно дождетесь следующего этапа освобождения от «мусора» - агрессии против вас и ваших сотрудников. Агрессия - одна из форм накопленной усталости.
Усталость также препятствует проникновению трансовых формул во внутренние миры, и вы с пациентом испытаете большие мучения в длительных предтрансовых состояниях, не переходящих в транс. «Мусор» усталости надо выгрузить до начала автоматического рисования или письма. До размягчающего этапа пациент рассказывает вам об одних проблемах, после - совсем о других. Хорошего размягчения достигают к третьему - пятому сеансу массажа и мануальной терапии. В это время пациент выдает очень глубоко сидящие следы эмоциональных травм.
Вполне возможно, что вы прекрасный массажист и мануальный терапевт и к тому же великий гипнотизер, владеющий методом автоматического рисования. К сожалению, так бывает очень редко. Лучше всего доверить размягчающий этап профессионалам, а самому сконцентрироваться на трансформирующих задачах. Некоторые пациенты после массажа и мануальной терапии не вернутся к вам. Значит, им не нужна глубокая психологическая трансформация, а достаточно разгрузки тела.
Если пациенту необходимо глубокое исследование психики, то массаж и мануальная терапия обнажат корневые трансовые проблемы и он придет к вам. Большинство людей в современном городе нуждаются и в разгрузке тела, и в трансформировании психики. Чтобы избежать иллюзии психологического улучшения от раскрепощения тела, разумно проводить трансформации спустя 20-30 минут после массажа и мануальной терапии. Ключевые слова и их аналоги в это время обнажены с предельной ясностью и без искажений. Возвращая их пациентам, вы легко достигнете чистоты трансов и высвобождения (релизинга) травматизирующих образов.
После размягчающего следует трансформирующий этап, на котором решаются четыре задачи: обучение автоматическому письму и рисованию, диагностика состояния внутренних миров, трансформация обнаруженных образов (терапия, педагогика, воспитание) и закрепление достигнутого результата.
260 Глава 9
Сначала необходимо научить пациента автоматическому рисованию и добиться чистоты транса. Только после того, как удастся воспроизвести чистые трансы с хорошим качеством функционирования трансового копира, можно переходить к диагностическим и трансформирующим задачам. Затем проводят «экскурсии» во внутренние миры, для того чтобы ознакомиться с их состоянием и спланировать трансформации. Исходя из специфики обнаруженных проблем, пациента проводят по разработанным для каждой проблемы маршрутам. На третьем этапе стремятся достичь стабильности трансформации.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!