Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Освящающее движение: взять щепоть зерен, сконцентрировать внимание на них и на кончиках пальцев, произнести слова молитвы или мантры, подождать, пока в руках появится ощущение света и парения, и легким клюющим движением бросить зерна, перенося внимание, молитву и свет на предмет или пол. Предплечье поднято вертикально, рука согнута в локте. Движение
178 Глава 7
руки - по дуге сверху вниз, начиная от груди примерно на уровне сосков.
Выбрасывающее движение: взять горсть зерен, зажать в кулак, сконцентрировать внимание на них и центре ладони и бросить от себя вперед и в сторону. Сконцентрировать внимание на том, что в руке лежит нечто неприятное и от него надо срочно избавиться. Выбрасывают зерна отвергающим движением, выворачивая кулак наружу от солнечного сплетения или паха (рис. 44).
Путь от рисовальной доски
Одним из эффективных средств наведения и поддержания транса автоматического рисования является особая рисовальная доска, на которую кладут лист бумаги. Доска играет роль твердой основы и трансогенного инструмента. Рисовальная доска должна быть выполнена из сухого дерева. Поверхность ее должна быть гладкой. Один из основных критериев хорошего качества доски -при поглаживании ее ладонью человек испытывает удовольствие
Технология трансового рисования 179
и расплывается в улыбке. Второй важный критерий - взяв хорошую доску в руки, пациент легко присоединяется к ней и начинает пританцовывать или испытывает желание плавно двигаться, то есть входит в транс. Третий критерий - хорошая доска рождает в теле протяжный поющий внутренний звук. Тело человека и доска образуют «поющий дуэт».
Хороший мастер по дереву обычно понимает требования к доске и изготавливает именно такие, которые требуются для рисовального транса. Ему нужно лишь один раз показать такую доску. Размеры доски обычно немного превышают размер листа бумаги, на котором рисуют.
Путь от пациента
Суть метода (пути) - целенаправленный поиск ключевых слов в рассказе пациента о себе. Таким путем удается найти ключевые слова и фразы применительно к конкретной проблеме пациента. Показания к применению метода - навязчивые состояния: страхи, неуверенность в себе, самообвинения, трудности в принятии решений и выполнении принятых ранее решений. Точная характеристика проблемной ситуации - пациент стоит на перепутье и не решается совершить выбор и нести ответственность за него.
Слушая рассказ пациента о своей жизни, необходимо выявить в его повествовании особые моменты, указывающие на проблемную ситуацию. Особыми или ключевыми моментами могут быть метафорические или аллегорические образы, фразы, слова, обмолвки-оговорки, восклицания и атипичные звуки речи. Каждый из этих моментов должен быть исследован и апробирован в качестве индуктора лечебного транса.
Ключевые моменты в рассказе пациента бывают двух типов: образы, метафоры и аллегории, используемые самим пациентом во время рассказа, и образы, возникающие спонтанно у терапевта под влиянием мелодии и тембра речи пациента или во время пауз, когда пациент собирается с мыслями. Терапевт обязан фиксировать у себя в дневнике оба типа образов (ключевых слов) и затем использовать их в качестве индукторов транса.
Отличительные черты ключевых образов, используемых пациентом, - эмоциональная экспрессия, повышение или пониже-
180 Глава 7
ние голоса, фиксация взора, двигательная реакция в виде затормаживания движений - оцепенения или же появление специфических трансовых движений. Ключевые слова сами по себе почти ничего не значат. Они лишь указывают на существование проблемы, но не раскрывают ее сути.
Специфические трансовые движения, сопровождающие ключевые элементы речи, легко узнаваемы и служат надежными индикаторами особых моментов. Трансовые движения, так же, как и соответствующие им фразы и слова, выпадают из общего рисунка целенаправленных движений. В конкретной ситуации они не несут смысловой нагрузки и представляются лишними и чужеродными.
Типичные трансовые движения - это ритмические колебания туловища в такт с дыханием, шаблонность движений или внезапное появление красивых округлых и плавных движений. Замирание и отсутствие движений - тоже разновидность трансовых движений. Они внезапно возникают, длятся недолго и так же внезапно исчезают. После окончания трансовых движений возобновляются целенаправленные движения, иллюстрирующие рассказ пациента.
Ключевые трансовые движения следует отличать от другого трансового явления - межтрансового перехода, который распознается по нескоординированным взмахам руками и ногами, непроизвольному кратковременному высовыванию языка, облизыванию губ, дрожанию ресниц, открытию и закрытию век с бессмысленным взглядом, движению глаз по восьмеркообразной траектории, движению нижней челюсти.
Межтрансовый переход - это особое состояние, в котором человек переходит из одного транса в другой. Одними из самых надежных признаков межтрансового перехода служат непроизвольный долгий звук «э-э-э», короткий смех типа «хи-хи», «ха-ха», «хы-гы» или восклицание «О-о-о-о-!?». В этот момент пациент часто издает неясные звуки. Межтрансовый переход условно можно рассматривать как отдельную разновидность трансов. Движения конечностей и тела, звуки и слова, им соответствующие, можно использовать как индукторы особых межтрансовых состояний для управления сценарием трансов.
Ключевые фразы можно выделить, слушая рассказ пациента. Они всегда подчеркиваются понижением или повышением голоса, а также изменением его мелодики. Пациент неосознанно выделяет некоторые фразы, отдельные слова и даже отдельные звуки
Технология трансового рисования 181
в словах. Слова с выделенными или выпадающими звуками нередко являются ключевыми или указывают на существование ключевых слов, которые надо искать. Слова с необычными звуками необходимо записать и внимательно слушать рассказ пациента, и в его речи обязательно встретится слово, полностью составленное из атипичных звуков. Это слово и есть ключевое и его можно использовать как индуктор транса.
Иногда ключевое слово или ключевую фразу трудно отыскать. Их подразумевают, выделяют паузой и молчанием, напряжением лица и туловища. Пациент боится их произнести, он избегает ключевых слов, потому что они связаны с травмой. Терапевт может в конце концов «вытащить» ключевые слова и фразы, но, как показывает опыт, пациенту это не нравится и он перестает сотрудничать.
Другой подход к умолчанию более разумен и эффективен. Умолчание можно использовать в качестве ключевого слова. Ответим себе на вопрос: «Так ли важно знать ключевое слово?» Ведь умолчание - не что иное, как состояние человека после того, как ключевое слово уже пронеслось в уме. Чтобы умолчать, необходимо сначала это слово проговорить про себя. При умолчании видение почти целиком завладевает пациентом, и разум его в это время молчит и не мешает. Пациент молчит, но означает это лишь то, что ключевой образ был востребован и вызвал реакцию умолчания, то есть межтрансовый переход.
Подразумевающееся ключевое слово при умолчании всегда «висит в воздухе». Момент «повисания слова в воздухе» является преддверием транса, и его необходимо использовать в качестве отправного пункта для трансового разрешения проблемной ситуации. Когда слово «повисло в воздухе», возникает особое состояние гнетущей тишины и напряжения. Осторожным движением вручите пациенту шелковый платочек или проведите платочком по его руке. Это выведет пациента из оцепенения, и он будет готов рисовать.
Существует другой путь преодоления кризисной ситуации умолчания. Предложите пациенту бросить на пол или на стол несколько горстей зерен риса, проса или чечевицы. Напряжение спадает, пациент оказывается в трансе, рисунок рождается легко и облегчает его душу. Иногда вместе с бросанием зерен видение растворяется, пациент облегченно вздыхает и не хочет рисовать. Но это уже неважно, ситуация разрешилась по-другому.
182 Глава 7
Иногда лучше выждать время, использовать другие возможности для индуцирования трансового рисования. Через 2-3 сеанса пациент спокойно и легко произносит необходимое ключевое слово или сам предлагает тему рисунка.
Принципиальное отличие истинных ключевых слов и фраз от прочих - трансовость и неосознанность. Трансовость, гипноген-ность отдельного слова или целой фразы подразумевает, что слово или фраза вызывают как состояние транса у пациента, который это произнес, так и способность быть индуктором транса у других людей. Для этого слово или фразу нужно произнести в точности так, как говорит пациент.
Ключевые слова, образы и фразы до их использования в качестве индуктора транса необходимо проверять на подлинность. Если подлинные ключевые слова произнесены таким же образом, как это делает пациент, они должны вызывать транс у терапевта. Если этого не происходит, то либо слово произносится неправильно, либо в качестве ключевого слова выбрано слово-нажим или слово-ошибка из другой лексики.
Ключевые слова и фразы выпадают из контекста рассказа, они явно принадлежат другой лексике и иным литературным стилям. К ключевым относятся слова, произносимые с ошибками, которых пациент может не замечать или совершать их преднамеренно. Такое слово часто является «клавишей», при надавливании на которую рождается глубокий лечебный транс.
СЛОВА-НАЖИМЫ
Нечто иное представляют собой слова и фразы, выделенные пациентом сознательно с расчетом на внешний эффект. Чаще всего эти нажимы проецируются на вымышленную историю, пересказываемую в лицах - театр для себя и слушателя. Пациент разыгрывает театрализованное представление, сознательно выделяя слова и фразы для достижения поставленной цели - разжалобить слушателя, склонить его к сотрудничеству и прочее. Такие слова-нажимы и фразы-нажимы отличаются от ключевых слов по нескольким признакам.
Во-первых, в словах и фразах-нажимах отсутствует трансовость - то есть доступ к архивам подсознания с целью извлечения образов и ассоциаций. Ни сам пациент, ни другие люди не входят в рисовальный или поэтический транс, когда произносят эти сло-
Технология трансового рисования 183
ва так, как их произносит пациент. Напротив, слова-нажимы вызывают как у пациента, так и у других людей чувства раздражения и неприятия, вплоть до агрессивности. Пациент тотчас же начинает упрекать терапевта в передергивании, искажении смысла, насмешке и передразнивании.
Во-вторых, слова-нажимы преследуют цель явно или неявно подчинить слушателя, подавить его волю и инициативу. Элемент подавления личности весьма значим, и употребление слов-нажимов так, как их употребляет пациент, в значительной степени напоминает директивный гипноз. Использование слов-нажимов в качестве ключевых весьма спорно. Пациент рисует и нередко погружается в транс. Однако он не испытывает облегчения во время рисования и спустя 2-3 недели мы обнаруживаем не разрешение, а обострение болезни или проблемной ситуации. Следует избегать употребления слов-нажимов в том виде, как их произносит пациент, в качестве ключевых слов для наведения транса рисования. Такие действия терапевта - грубая ошибка.
Слово-нажим нуждается в трансформации. Терапевт может самостоятельно попробовать изменить слово-нажим и превратить его в лечебное. Необходимо изменить подтекст слова, эмоционально, мелодически и интонационно «перевернуть» его. Первая возможность - изменить высоту и тембр звучания слова, понизив или повысив голос по сравнению с тем, как его произносит пациент. Вторая возможность - изменить мелодику слова. Третья возможность - сконструировать трансовую фразу, меняющую подтекст слова-нажима. Четвертая возможность - найти слово, противоположное по смыслу, и подать его как трансовое. Пятая возможность - найти резонирующий слову-нажиму цвет карандаша, краски или бумаги и предложить пациенту компенсировать этот цвет другим цветом или рисунком. Шестая возможность - заесть слово-нажим копченостью, густо сдобренной пряностями, приготовив бутерброд на острие ножа.
Сознательно выделенные слова нередко являются проекциями ключевого слова, но проекциями трансформированными или перевернутыми, скрывающими подлинную историю. Слова-нажимы - это маски, скрывающие истинный смысл реальной драматической истории или вымышленной истории, но от этого не менее драматичной - истории-образа, истории-аллегории, которые также необходимо фиксировать.
184 Глава 7
' Вымышленные драматичные истории отражают очень специфичный дефицит драматичности и пафоса - дефицит собственной значимости и героичности. Голод по драме в собствен -ной жизни (драматическое голодание), тоска по трагедии с сильными переживаниями очень часто стоят за словами-нажимами и помогают понять истинные мотивы странных поступков, которые совершали пациенты и с последствиями которых столкнулись сегодня.
Слова-нажимы также можно рассматривать как ключевые, но не к трансовому рисованию, а к рисункам-фантазиям. Пациентам предлагают придумать истории на тему слов-нажимов со смешным и хорошим концом. Вымышленные истории с драматическим финалом оказывают сильное влияние на каждодневные поступки людей, и их необходимо трансформировать во что-то приемлемое для жизни, например, иллюстрированную клоунаду или смешной анекдот.
ОБМОЛВКИ И ОГОВОРКИ
Обмолвки-оговорки, так же, как и описки, чрезвычайно точно указывают на реальную проблему, находящуюся в области бессознательного. За ними всегда скрыты истинные мотивы поступков. Обмолвки и оговорки всегда сопутствуют вымышленным историям, в которые верит пациент или желает, чтобы в эту историю поверили другие. Это явление прекрасно описано у Зигмунда Фрейда и, наверное, нет здесь необходимости детально его рассматривать. Необходимо лишь обращать на них внимание.
Обнаружив обмолвку, необходимо отметить ее в дневнике и использовать в качестве ключевого слова. Но ключевые слова-обмолвки - очень опасное терапевтическое средство. К ним нельзя прибегать сразу, как только они обнаружены. Фиксация на них пациента нежелательна.
Время ключевых слов-обмолвок приходит на завершающих сеансах, когда пациент уже потерял обостренную чувствительность и у него восстановлено критическое отношение к своим поступкам. Тем более нельзя с помощью обмолвок пытаться «выводить пациента на чистую воду», указывая ему на несоответствие истинных мотивов и намерений и аргументов вымышленной истории. Спокойный и доверчивый пациент мгновенно превращает-
Технология трансового рисования 185
ся в разъяренного льва. Трансовый сеанс терапии не должен походить на процесс дознания в суде или в кабинете следователя. Забыть это - значит совершить грубую ошибку и потерять контакт с пациентом. Возобновить разорванный контакт очень трудно. В трансовых технологиях лечения прием «выведения пациента на чистую воду» запрещен.
Путь от трансового рисунка
Строго говоря, путь от рисунка является ветвью или продолжением пути от пациента. Для того чтобы разобраться в собственных рисунках или рисунках пациента, необходимо иметь представление об этапах трансформационного процесса и о том, как они отражаются в рисунках.
В общем виде процесс трансформации автоматическим рисованием распадается на несколько довольно отчетливых этапов.
1. Этап чистого листа.
2. Этап извилистых линий типа «найди начало».
3. Этап штриховки листа без очевидного сюжета и законченных геометрических композиций.
4. Этап штриховки с законченными геометрическими композициями.
5. Этап единичных предметов без явно улавливаемого смысла.
6. Этап появления миниатюрных портретов, иногда почти
микроскопических. То, что нарисован портрет человека или голова животного, можно увидеть лишь при разглядывании картинки под лупой с сильным увеличением.
7. Этап появления картинок аллегорического характера.
8. Этап целостной графической композиции рисунка.
9. Этап картинок с сюжетной линией.
10. Появление текучей пластики движений на картинках.
Этап трансформации может быть кратковременным или продолжительным, но он почти всегда проявляет себя в типе рисунка.
Тип рисунка в значительной степени зависит от этапа лечебного процесса и глубины болезненных или травматических нарушений структуры личности. Чем глубже и старее эмоциональная
186 Глава 7
травма, тем ближе пациент находится к этапу чистого листа и тем дольше путь к изображению текучей пластики движений. Тип рисунка обусловлен также мастерством терапевта и его способностью погружать пациента в лечебный транс. Чем выше мастерство, тем лучше взаимопонимание между пациентом и терапевтом и тем быстрее удается достичь прогресса в трансовом рисовании и лечении. Тип рисунка соотносится с этапом погружения в транс и доступностью содержимого подсознания.
Технология трансового рисования 187 |
Нередко на начальных стадиях лечения пациент в глубокой задумчивости сидит перед листом бумаги, держит в руках карандаш, но не рисует. На первый взгляд, лист бумаги без рисунка можно расценить как отказ пациента от сотрудничества или невозможность вызвать трансовый отклик. На самом же деле события разворачиваются иным образом. Если сравнить чистый лист бумаги, лежащий перед пациентом после раздумий, и чистый лист бумаги, взятый из папки, то в их энергетике видны существенные отличия.
Лист из папки имеет типичную энергетическую структуру (рис. 45). Взгляд или палец руки свободно бегут по диагоналям листа и в центре совершают круговые движения по или против часовой стрелки. Лист перед пациентом обладает совершенно иной энергетической структурой. Наиболее часто встречаются две особенности энергетики листов бумаги. Взгляд (палец) не может скользить по листу, а словно втыкается в него и залипает. Для того чтобы переместить взгляд или палец в другое место листа, их нужно «вытащить» из бумаги, как гвоздь из доски, и снова «воткнуть» в другое место. Вторая картина - взгляд или палец описывают сложную траекторию вращающейся восьмерки.
Тип энергетики листа бумаги перед пациентом может быть использован для дальнейшего совершенствования маршрута трансформации. Формулу для вызывания транса нужно подбирать в энергетическом ключе листа бумаги, который остался без рисунка. Подбирая формулу для последующего транса, смотрите краем глаза на лист бумаги и произносите формулу так, чтобы энергии, мелодия и такты формулы совпадали с энергетикой листа бумаги. Этот прием позволяет ускорить вход пациента (ученика) в эффективный транс автоматического рисования или письма.
В то же время, если положить чистый лист бумаги перед пациентом, которому не предлагали трансогенных формул, энергетическая структура листа остается такой же, как и у других чистых листов из папки для бумаги.
Измененная структура листа после предъявления трансовых заданий свидетельствует об изменившемся энергетико-психологи-ческом состоянии пациента и необходимости спокойно продолжать попытки трансовых погружений. Как показывает опыт, на последующих трансах пациент переходит ко второй стадии трансового погружения - рисованию извилистых линий типа «найди начало». Этап извилистых линий может быть кратковременным - 3-5 минут, но может длиться и несколько недель. Терапевт должен сохранять спокойствие, подбадривать пациента и терпеливо ждать перехода к следующему этапу - штриховке листа бумаги или рисованию простых геометрических фигур и образов с последующей заштриховкой или закрашиванием.
Нелишне подчеркнуть, что это один из самых трудных этапов курса. Пациент полтора часа в ответ на все трансовые формулы делает одно и то же - рисует волнистые запутанные линии. Так может продолжаться 2-3 недели. Пациент застрял в межтрансо-
188 Глава 7
вом переходе и будет оставаться там ровно столько времени, сколько необходимо природе на эволюцию психики. У одного пациента на это уйдет максимум 5 минут, а для другого потребуется 4-5 сеансов.
Ни в коем случае нельзя понукать природу. Для того чтобы пациент не впал в состояние безысходности, ему необходимо помочь сохранять присутствие духа и веру в успех лечения. Как бы невзначай предложите пациенту помассировать глаза и лицо, якобы от усталости, а затем предложите нарисовать прикосновение руки к какому-либо предмету. Необходимо изобразить ощущение прикосновения. Можно предложить нарисовать запахи или звуки. Подобные задания украшают однообразные сеансы, увлекают пациентов и помогают преодолеть трудные участки пути.
Пройдя этап волнистых линий, пациент переходит к следующему - закрашиванию листа бумаги. Его рука быстро водит карандаш или мелок вправо-влево-вправо-влево. Сменив несколько карандашей или мелков, пациент облегченно вздыхает. И терапевту тоже дышится легко: пациент вошел в трансовые этапы и дальнейший путь не предвещает чрезмерных трудностей.
От этапа закрашивания листа пациент плавно переходит к рисованию простых геометрических фигур и образов с их закрашиванием или штриховкой. Это могут быть треугольники, четырехугольники, овалы и другие несложные образы.
Покончив с рисованием простых геометрических фигур или предметов, пациент обычно переходит к этапу рисования портретов людей в виде примитивных рожиц. Рожицы могут быть разными, но в них уже проглядывают эмоции. Затем пациент переходит к картинкам-аллегориям. На аллегорических картинках персонаж явно не изображен, здесь нарисованы пропасти, шторм на море, ветер рвет облака, молнии, взрывы и т.д. Пациент рисует собственную драму в виде аллегории природных катаклизмов.
На смену рисункам-аллегориям приходят рисунки с целостной графической композицией. Это могут быть и орнаменты, и пейзажи, и композиции из геометрических фигур типа снежинок и даже сценки из жизни. Появление сценок из жизни с несколькими персонажами знаменует центральный этап трансформации -формирование новой истории жизни. Завершение трансформации проявляется в виде очень интересных изображений людей и животных с текучей пластикой движений.
Технология трансового рисования 189
На этапе текучей пластики движений завершается основной этап трансформации. Однако процесс трансформации еще не завершен. Терапевту еще необходимо красиво и безболезненно для пациента завершить основной этап трансформации. На этом этапе вы подобны хирургу, который уже произвел основные шаги операции в брюшной полости, но еще не проверил качество швов, не вытащил из раны инструментарий и салфетки и не закрыл рану послойно швами. Как и хирургу, вам предстоит грамотно и красиво завершить трансовую операцию трансформации. Об этом подробно рассказано в главе «Сеанс и курс автоматического рисования».
Диагностические и лечебные трансовые маршруты
Трансовый маршрут
Особый интерес для трансформации представляют серии монотематичных рисунков, иначе называемых трансовым маршрутом автоматического рисования. Трансовый маршрут составляется как серия последовательных заданий для рисования - таким образом, чтобы ключевые слова прямо или косвенно проецировались на определенную болевую тему.
С большой степенью условности маршруты можно подразделить на диагностические и терапевтические. В действительности любой трансовый маршрут можно рассматривать и как совокупность диагностических действий, и как средство психологической коррекции и трансформации личности.
Одна из первых диагностических задач - получить обзорное представление о текущем (сегодняшнем) состоянии пациента. То есть о том, что в сегодняшнем состоянии пациента является трансовой проекцией из далекого прошлого (или из будущего), а что обусловлено событиями недавнего прошлого и является непосредственной эмоциональной или логической реакцией на них.
Ответы на вопросы о сегодняшнем состоянии мы получаем из рисунков, представляющих самого пациента, то есть просим его нарисовать автопортрет. Необходимо разобраться в характеристиках рисунка и установить, какие из них являются свидетелями болезненных для психики и всего организма явлений, а какие не являются.
Не менее важная, но второстепенная по срочности задача -вскрытие глубинных психологических проблем, которые опреде-
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 191
ляют суть устремлений и форм поведения пациента. Именно в этих сферах скрыты причины таких свойств психики, как негативность, отсутствие инициативы, утрата желания быть лидером, конформизм, или противоположные качества - оптимизм, граничащий с глупостью, страсть к доминированию, неприятие паритетных отношений, стремление нанести ущерб партнерам.
Разделение двух психологических потоков - легко наблюдаемого и выводимого из недавних событий и невидимого глубинного (фонового), который формирует неадекватные поведенческие реакции, - это и есть центральная задача диагностики. Корни проблем в глубинных психологических потоках лежат далеко за пределами жизни пациента. Проблема передается по наследству от одного поколения другому. Они в известном смысле космичны и связаны с жизнью всего живого сообщества - людей, животных, растений, насекомых.
Маршруты женской и мужской состоятельности
Одной из причин неадекватного поведения людей является их неосознаваемая психолого-сексуальная несостоятельность. Иначе говоря, мужчина или женщина не реализуют весь присущий им природный спектр психологических установок и реакций. Например, от мужчины мы ожидаем мужского поведения, а он демонстрирует черты женского или детского поведения.
Часто причины психолого-сексуальной несостоятельности скрыты в детстве, когда ребенок формировал свой характер и копировал поведение родителей. Две крайности - семейная деспотия и вседозволенность - приводят к дисбалансу мужского и женского начал в психике ребенка, а потом уже и взрослого человека.
Известно, что в детстве мы очень часто в играх выполняем и женские, и мужские функции. Именно потому, что в детских играх мы часто менялись ролями и на какое-то время становились своей сексуальной противоположностью, во взрослом состоянии мы, мужчины, понимаем женщин, а они, в свою очередь, понимают нас. Если же мы не доиграли в какие-то игры, то игровой дефицит мужских или женских ролей обязательно проявится в зрелом возрасте.
192 Глава 8
Проверку баланса мужской и женской состоятельности у человека мы проводим, проходя два соответствующих ролевых маршрута. Пациенту предлагаем нарисовать себя в серии картинок, исполняя то женскую, то мужскую роль. Гипногенными формулами являются следующие фразы для женской роли: «Я женщина, я такая, какая я есть», «Я красивая, я очень красивая женщина», «Я вредная-превредная девчонка» (или «Я у мамы дурочка»), «Я - Мегера» и «Не уступлю. Я свободна, свободной и умру».
Проверку состоятельности мужского начала проводят с помощью следующих формул: «Я есть», «Я такой, каким меня мать родила», «Я хитрый-прехитрый мальчишка», «Я использую этот шанс» и «У меня всегда есть право выбора».
При нормальном, сбалансированном типе личности человек с удовольствием играет в эту игру и рисует милые и забавные картинки для всех формул. Дисбаланс мужского и женского начал проявляется в виде невозможности войти в ту или иную роль.
Маршрут «Цифры»
Написание цифрового ряда 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 может помочь поиску ключей к проблемным ситуациям. Пациенту предлагают написать цифровой ряд в произвольном порядке и теми цветами карандашей или красок, которые, по его мнению, соответствуют природе цифр. Обычно пациенты с воодушевлением и очень тщательно подбирают цвет к образу каждой цифры. Лишь изредка они ограничиваются формальным написанием ряда цифр простым карандашом или шариковой ручкой одного цвета. Пациенты с удивлением обнаруживают, что форма, размер, цвет и наклон цифр не постоянны.
«Да ведь они живые! Цифры пульсируют, изменяют цвет в зависимости от того, находятся они в отрыве от других цифр или соседствуют с какой-нибудь из них. Цифры могут кувыркаться, вращаться, как юла, приближаться ко мне или убегать от меня. Они могут стремиться друг к другу и образовывать причудливые узоры или разлетаться друг от друга в стороны, как будто их разметал взрыв! Цифры - живые!» - так описывал поведение цифр пациент Рубен, когда подбирал цвета красок к образам цифр.
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 193
Цифры оказались удивительным персонажем иррационального мира. Как и люди, они могут быть «здоровыми» и «больными». «Здоровые» цифры подвижны, пульсируют и меняют свой цвет и образ в зависимости от окружающей обстановки и соседства. «Больные» цифры теряют подвижность и возможность менять свой облик, они «закостеневают» в деформированном виде.
Что отображают цифры? Какова их роль в иррациональном мире? Подсказки к ответам на заданные вопросы мы находили на тренингах и сеансах автоматического рисования. Вопрос мы формулировали следующим образом: «Что стоит за цифрами?»
Ответы были поразительные. Чаще всего мы получали короткие ответы: «Жизнь», «Движение» и «Отношение». Самым трудным было понять смысл ответа «Отношение». В рациональном мире цифры кодируют числа или меру количества. В иррациональном мире цифры имеют семантический смысл и обозначают, как что-то относится к чему-то, как одно явление жизни относится к другому. Отношение в мире иррационального имеет эмоциональный подтекст принятия или непринятия. Поэтому иррациональная цифра - живая, она меняет форму, цвет, наклон, умеет устремляться к нам или убегать прочь.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!