Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
О этапы беременности (я у мамы в животике, атмосфера вокруг беременной мамы, папа во время беременности мамы, родственники во время беременности мамы и др.);
О момент и день зачатия, как факт того, что меня не было - и вдруг я есть;
О я здесь, но меня еще нет;
О когда я умер;
О меня звали.
Весьма важно, каким цветом нарисован контур тела. Розовый, телесный, желтый цвета свидетельствуют об удовлетворительном и хорошем психологическом состоянии. Синий и коричневый цвета контуров тела характеризуют неблагоприятную атмосферу вокруг пациента и его достаточно успешные попытки противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды. Зеленый цвет контуров тела символизирует период слома сопротивления человека агрессивной окружающей среде. Черный и фи-
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 225
олетовый цвета характеризуют слабость отпора и то, что пациент повержен агрессивной внешней средой.
Установив корневую проблемную ситуацию, ее необходимо исправить, трансформировать в атравматичную или благоприятную. С этой целью можно использовать несколько приемов - иными словами, трансформирующих трансовых маршрутов. Хорошо себя зарекомендовали следующие трансформирующие маршруты:
О погружение в туман;
О погружение в солнце;
О катание на луне или под луной - для романтиков лунного света;
О разговор с планетами или звездами;
О избавление от найденной проблемы путем ее сжигания, утопления, приделывания ей ножек или крылышек (проблема убегает или улетает, постепенно превращаясь в точку, затем исчезает и точка);
О умирание;
О превращение в природную стихию, силу или животное;
О второе безболезненное и счастливое рождение;
О вторая благополучная беременность без болезней, в любви и заботе, с разговорами с родителями и получением от них заботы и внимания, состояние счастья и благополучия;
О второе великолепное зачатие;
О восхождение на костер.
Маршрут «Возрастная прогрессия»
Возрастная прогрессия - прием, обратный возрастной регрессии, то есть исследование «закладок» в подсознании на будущее. После того как проведена возрастная регрессия и выделены болевые моменты в истории жизни пациента, полезно провести возрастную прогрессию, то есть предложить пациенту нарисовать себя в завтрашнем дне.
Основная часть формулы: «Завтра». Дополнительная часть формулы вариабельная. Для иррационального мира «Завтра» будет и на следующий день, и через неделю, и через месяц, и через
226 Глава 8
5, 10, 15, 20 и более лет. В дополнительной части формулы должна быть уточняющая часть: «Как Прошлое видит свое Будущее». Пациент сам выполнит серию рисунков и восстановит хронологию прошлого, настоящего и будущего.
Получив серию рисунков линии жизни, необходимо сопоставить рисунки по всему возрастному диапазону. Пациент на рисунках обязательно отразит формой, цветом и эмоцией болевые и безболезненные периоды. После лечения необходимо повторно пронести возрастную регрессию и возрастную прогрессию в те же возрастные периоды и выяснить, насколько изменились картинки в лучшую сторону. Если «Завтра» окрашено в негативные цвета или человечек выглядит там деформированным, по законам подобия ищите в прошлом травмирующие элементы и корригируйте их.
Маршрут «Возрастная прогрессия» не несет и не должен нести в себе кодирующих элементов. Он необходим для оценки качества проведенных трансформаций и полноты преодоления душевного кризиса. Будущее хорошо корригировать трансформациями прошлого и настоящего. Болезненные трансовые проекции все равно придут в свое время, но масштаб их будет меньше, чем мог бы быть без коррекции.
Маршрут «Автопортрет» или «Я»
В ответ на предложение нарисовать автопортрет пациент обычно спрашивает, каким должен он быть - в полный рост или нет. Лучше всего ответить, что автопортрет можно нарисовать так, как ему больше хочется или каким он себя видит. Если пациент в нерешительности, следует помочь ему и предложить отобразить свое «Я» в том образе, который сейчас более всего подходит.
Задание можно сформулировать примерно так: «Нарисуй свое «Я», а как оно выглядит, тебе видней. Это может быть и животное, и растение, и природная стихия, и даже символ. Что бы ты ни нарисовал, все будет правильным и поможет трансформации». И действительно, что бы ни было изображено на рисунке: горная круча, автопортрет или коза - все равно это пациент с его сомнениями, надеждами и разочарованиями. Что бы он ни рисовал, он рисует только себя и ничего больше. Все изображения будут правильными и пригодными для интерпретации.
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 227
Если пациент нарисовал себя в образе человека, нужно внимательно проанализировать изображение. В том, как изображено тело человека - полностью или частично, - заключен энергетический смысл с психологическим подтекстом. Человек может отразить в рисунке только ту часть своего тела, которая наполнена сознанием собственного «Я». Наполненность тела сознанием собственного «Я» - энергетическая и психологическая норма. Человек осознает свое тело как свою принадлежность и говорит: «Мое тело». В эти слова он вкладывает следующий смысл: мое тело не может принадлежать кому бы то ни было, оно является моим единственным и неповторимым идентификатором.
Кроме того, невозможно отделить энергетическую составляющую сознания собственного «Я» от психологической. Если пациент не рисует какую-то часть собственного тела, это означает, что в ней нарушена энергетика и она не заполнена сознанием собственного «Я».
Нередко пациент рисует себя в образе животного, растения, цветка или в виде схематичного человечка из линий и кружочков, или треугольников и прямоугольников. Неважно, в чьем образе он нарисовал себя. Все свои энергетико-психологические проблемы пациент отобразил на рисунке. Если у пациента нелады с ногой, то животное хромает именно на ту ногу, которая беспокоит пациента. Если у пациента депрессия или тоска, то он нарисует животное с такой плачущей мордой, что дополнительных расспросов не потребуется. Поникший цветок - также признак психологического неблагополучия. Прямо стоящий и раскрытый цветок - признак психологического благополучия.
По степени выраженности того, насколько нарушено заполнение тела сознанием «Я», выделяют несколько степеней. Ниже они перечислены от максимальной до минимальной и состояния нормы:
1. Лист бумаги без изображения - пациент просидел перед ним некоторое время и признался в том, что не может нарисовать собственное «Я» - максимальная степень нарушения заполнения тела сознанием «Я».
2. На листе бумаги изображена только голова. Могут быть отражены все ее атрибуты: волосы, уши, глаза, брови, нос и рот. Некоторые пациенты очень тщательно рисуют прическу, и она может сильно отличаться от той, которую они
228 Глава 8
носят в реальности. Иногда на рисунке отсутствуют какие-либо элементы головы. Чаще всего это нос, реже уши, еще реже - рот. Глаза и брови на рисунках есть почти всегда. 3. Пациент нарисовал голову, шею и надплечье.
! 4. Рисунок состоит из головы, шеи и верхней части грудной клетки без рук.
1 5. На рисунке есть голова, шея и грудная клетка с руками до
предплечий (до локтевых сгибов).
6. Автопортрет состоит из головы, шеи, корпуса до таза и рук
до кистей.
7. На рисунке изображена голова, шея, корпус с руками до
кистей и ноги почти до колен.
8. На рисунке есть голова, шея, корпус с руками до кистей и
ноги до щиколоток - минимальная степень нарушений за
полнения тела сознанием «Я».
9. На рисунке изображено все тело целиком - нормальное
состояние, все тело заполнено сознанием «Я».
Приведенная шкала нарушений удобна, но ее нельзя рассматривать как абсолютную и единственную. Иногда пациенты хорошо ощущают нижнюю часть тела и хуже верхнюю. Поэтому прорисованы ноги, а верхней части туловища и головы нет. Встречаются и рисунки третьего типа. На картинке вроде бы есть все: руки, ноги, голова, туловище, но части тела не соединены в единое целое. Тело фрагментировано. Количество фрагментов может варьировать. На рис. 52 представлены наиболее яркие типы нарушений восприятия собственного тела и отображения его на автоматическом рисунке.
У людей есть главные и второстепенные телесные представительства собственного «Я». Женщины и мужчины по-разному телесно ощущают собственное «Я».
У мужчин выделяются три нормальных и резко очерченных психологических типа телесного осознания «Я». В первой группе главное телесное «Я» находится в области шеи, торса и верхней части рук. К остальным частям собственного тела такие мужчины могут относиться с пренебрежением, и второстепенные части могут быть заполнены осознанием своего «Я», а могут и не быть заполнены. Условно эту группу можно назвать «Быки».
Во второй крайней группе главное телесное представительство «Я» сосредоточено в области бедер, коленей и стоп. Осталь-
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 229
ные части тела для таких мужчин как бы и не существуют. Условное обозначение этого типа - «Кузнечики» или «Футболисты». Каждое их эмоциональное или мыслительное движение сопровождается, точнее, начинается с движения ног.
Третий психологический тип мужчин характеризуется главным телесным представительством сознания «Я» в зрачках, усах и бороде. Все остальные части тела являются второстепенными. Зрачки, усы и борода - наиболее выдающиеся и выразительные части. Все мыслительные и эмоциональные импульсы таких мужчин начинаются с движений глаз, усов и бороды. Они очень любят кивать головой в знак согласия, несогласия или сомнения. Голо-
230 Глава 8
на таких мужчин живет отдельно от тела. За глаза их часто иронично называют «Козлами», но мы их назовем «Бородачами». Бородачи очень любят свою бороду и трепетно к ней относятся.
У женщин также четко различают несколько нормальных типов. У первого из них главное представительство телесного осознания «Я» находится в глазах. На рисунке женщины прежде всего отображают глаза с большими ресницами. Второй тип - отчетливо прорисованные губы, и взгляд останавливается на точке в центре между верхней и нижней губой. «Губы просят поцелуй» -так охарактеризовала этот тип женщин одна из пациенток. Им свойственно чувственное осознание с ярко выраженной сексуальностью. Третий тип женщин старательно прорисовывает грудь, живот и таз, все остальные части тела нарисованы кое-как, как будто они вовсе не нужны. Четвертый тип женщин тщательно вырисовывает туфельки на ногах и ногти на пальцах рук, а все остальное может быть безобразным.
Безусловно, существуют и другие типы мужчин и женщин. Основные характеристики приведены для того, чтобы обратить внимание на психологическое пренебрежение к частям собственного тела как одной из характеристик конституциональных типов.
Выпадение сознания «Я» из той или иной части тела происходит по трем главным причинам - из-за скрытой болезни, психологических потрясений или пренебрежения к этим частям тела.
Преодолеть состояние нарушенного заполнения тела сознанием «Я» можно с помощью лечебных серий рисунков. Части тела, не представленные на рисунке и выпавшие из осознания, необходимо прорисовывать. При объяснении задания акцент необходимо сделать на том, что рисовать нужно собственные части тела, а не части тела неизвестного человека. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что для рисунка собственной части тела крайне важно подобрать подходящий карандаш.
Может быть совершено несколько попыток нарисовать выпавшую из осознания часть тела, например, собственный нос или колени. Первые попытки не всегда удачны, но с третьей, четвертой или пятой попыткой приходит осознание собственного «Я» в той или иной части тела. Пациент ясно осознает, что он нарисовал свой собственный нос или колени и для этого ему пришлось выбрать особый карандаш.
Для женщин и мужчин серии восстанавливающих рисунков разные. Женщинам предлагают нарисовать собственные глаза,
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 231
рот, грудь, живот - обязательно с талией и обозначенным пупком, ягодицы, колени и пальцы ног. Мужчинам полезно прорисовать отдельно собственные глаза и лоб, усы и бороду, шею, верхнюю часть руки таким образом, чтобы отчетливо обозначить бицепс -именно в нем сидит одна из главных составляющих мужского «Я», торс - по желанию спереди или сзади, пальцы рук и бедра с коленями. Многие мужчины предпочитают брить усы и бороду, но для лечебного рисунка они должны мысленно их отрастить, причем такой конфигурации, которая полнее раскрывала бы их мужскую сущность. Рекомендация отпустить бороду или хотя бы усы является прекрасным лечебным средством для восстановления осознания своего тела у мужчин.
Цвет линий на рисунке почти всегда является диагностическим признаком психологического благополучия или душевного кризиса. Простой и эффективный способ определить, что цветовые линии и пятна относятся к положительным ситуациям, - цвета теплые и пациент улыбается, когда рисует или пишет. Отрицательные ситуации - холодная цветовая гамма и негативный комментарий к рисунку, выполненному в теплых или неясных тонах.
Маршрут «Схема тела»
Маршрут «Схема тела и окружающего пространства» служит естественным продолжением маршрута «Автопортрет». Психологи и психиатры рассматривают схему тела и схему окружающего пространства как модели собственного тела человека и окружающего его пространства, строящиеся мозгом. Внутренние модели необходимы для управления движениями тела.
Известны и другие точки зрения. Схема тела не является чисто психологическим феноменом. Специалисты, занимающиеся энергетическими явлениями, сопровождающими человеческую жизнь, говорят о существовании своеобразного энергетического двойника человеческого тела, встроенного в него. Двойник - явление, по-видимому, виртуальное, существующее больше как психический феномен, чем как физическая реалия. Восприятие внутренним взором энергетического двойника дает представление о его состоянии на текущий момент времени. Энергетический двойник может быть идентифицирован как энергетико-психологичес-
232 Глава 8
кий феномен схемы тела. Рассматривая внутреннюю улыбку, мы упоминали один из способов овладения ею, связанный со «вставлением» в уголки губ физического тела человека уголков губ тела «прозрачного человека».
Исследователи, занимающиеся измененными состояниями сознания, в том числе и трансами, сталкиваются с феноменом существования внутреннего виртуального человека, функционирующего автономно от физического тела. Внутренний виртуальный человек бестелесен, он подобен голографическому явлению. Вместе с тем он существует в наших ощущениях, сновидениях и визуализациях (видениях). Любопытнее всего то обстоятельство, что автономный внутренний человечек управляет движениями физического человека. Если вы не обращали внимания на внутреннего виртуального человечка или не верите в его существование, вам следует с ним познакомиться.
Лучше всего знакомство с виртуальным человечком удается перед засыпанием или сразу после того, как вы проснулись, но еще не встали. В состоянии между сном и бодрствованием внутренний человечек часто виден внутренним зрением. Перед засыпанием усилием воли старайтесь не заснуть, но глаза ваши должны быть полузакрыты. В состоянии овладевшей вами лени, когда веки отяжелели, внутренний человечек отчетливо виден. Он уже занял удобную позу для сна, но ваше тело еще находится совсем в другой позе, потому что вы боретесь со сном. Разрешите своим векам сомкнуться, и вы отчетливо уловите движение вашего тела, занимающего ту позу, в которой находится внутренний человечек.
Те, кто занимается практиками сновидения, знают, что сны -это приключения внутренних человечков. При расставании со сном, когда ваши веки тяжелы и полуоткрыты, вы также можете увидеть внутреннего человечка. Если он проснулся и уже встал, вы легко встанете вслед за ним, он потянет вас за собой. Но если ему нужен последний сон и он лежит, заставить вас принять вертикальное положение можно только силой, и то ненадолго. Вы снова уляжетесь спать.
Очень хорошо знакомы с внутренним человечком люди, страдающие бессонницей. Они точно знают, что во время бессонницы внутренний человечек стоит вертикально, в то время как физическое тело лежит и хочет спать, но уснуть не может. Рассогласование действий тела и внутреннего человечка воспринимается нами как душевная мука.
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 233
Более того, скоро вы обнаружите, что внутренних человечков много, они окрашены в разные полупрозрачные цвета и вставлены друг в друга наподобие матрешек. Каждый из них выполняет свои, достаточно специфичные функции. Один ответственен за восприятие нами своей схемы тела. Другой -за переживание нами чувства вины и невиновности. Третий воплощает в себе лень и волю. Четвертый любит песни и рифмы, он поэт и музыкант. Пятый - вор (рис. 53). Мы очень мало знаем о жизни наших виртуальных двойников, но придет время, и о них будут написаны книги.
Иными словами, человек своими действиями дублирует то, что делает тот или иной внутренний человечек. Верно и другое: если внутренний человечек из иррационального мира чего-то не умеет делать, то этого не сделает и обычный человек из реального мира. Внутренний человечек легко обучается новым навыкам и стремится к совершенству. Очень важно не мешать ему. К помощи внутреннего человечка прибегают опытные и высококвалифицированные спортсмены, йоги, циркачи и каскадеры. Все они сходятся во мнении, что выполним только тот трюк или каскад головокружительных упражнений, который выполнен внутренним человечком. Кропотливая психологическая и техническая подготовка высококлассных спортсменов связана с обучением внутреннего человечка.
234 Глава 8
Отвлечемся от мнений теоретиков и обратимся к практике трансформации человеческой личности или избавления ее от недугов. Для прагматика важен факт существования явления и его практические приложения. В самом деле, никто еще не видел электроны и протоны, однако мы привыкли к электрическому чайнику и даже освоили компьютер. Так же обстоит дело и с персонажами иррационального мира. Познакомимся, подружимся и договоримся с ними - и будем жить припеваючи. А кому такое предложение не нравится, пусть себе спотыкается на каждом шагу. Может быть, ему нравится ходить с шишками на лбу и чувствовать себя несчастным.
Приведу яркий пример функционирования внутреннего человечка. За помощью обратилась женщина, которая привела на прием своего семнадцатилетнего сына. Юноша страдал клептоманией - наклонностью к воровству. Он осознавал, что совершает дурные поступки, но ничего с собой поделать не мог. В школе у него не сложились отношения со сверстниками, потому что у каждого из них он что-нибудь украл. Молодой человек старался не выходить из дому, иначе он мог попасть в неприятную историю. И мама, и сын опасались, что если все пустить на самотек, то дальнейшую его судьбу предсказать нетрудно. Поиск планов коррекции привел к схеме тела. На одном из сеансов юноша нарисовал свое тело и внутри него несколько человечков. Один из них - «серый человечек» - первоначально протягивал руку к вещи, которую потом крал юноша. Если внутренний человечек протянул руку к вещи, то устоять уже было невозможно (рис. 54).
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 235
Физическое тело исполняло то, что делал внутренний человечек. Противостоять ему удавалось только до того, как он протягивал руку. Молодой человек сам предложил остроумный выход: «Его нужно опередить, тогда он не будет протягивать руку». И действительно, если юноша опережал внутреннего человечка и брал интересную вещь в руки, затем он мог спокойно ее положить на место и внутренний человечек уже не протягивал руки.
Неоднократное и скрупулезное прохождение по трансовому маршруту «Возрастная регрессия» привело нас к неожиданной находке. Корни этого удивительного явления оказались в детстве, в возрасте 2-4 лет. Родители строго наказывали ребенка за излишнюю любознательность: как только они видели протянутую руку или угадывали желание сына протянуть руку к интересующей его вещи, они тотчас больно ударяли его по рукам. Мальчик очень боялся своих родителей. Ребенку всего лишь хотелось потрогать и поближе рассмотреть красивую вещицу и он естественным образом тянулся к ней. Что в этом плохого?
В процессе трансформации обнаружилась еще одна удивительная загадка. Молодой человек испытывал страх, прежде чем протягивал руку к любой вещице, если стремился опередить внутреннего человечка. Ему нужно было опередить не только движение внутреннего человечка, но и свой страх, что было особенно трудно. Однако он никогда не испытывал страха, если его действиями руководил внутренний человечек, который давал юноше уверенность, точность движений и воодушевление. Как тут не сказать, что внутренний человечек помогал ему преодолеть страх таким необычным способом, как кража?
Второй пример также указывает на существование необычных явлений, связанных с неким двойником, «встроенным» в тело человека. Пациент Олег 37 лет жаловался на головокружения, которые часто заканчивались падением и ушибами. Его обследовали невропатологи и сосудистые хирурги на предмет нарушений мозгового кровотока как наиболее вероятных причин головокружений, однако патологии сосудов обнаружено не было. Стандартные неврологические приемы лечения головокружений не облегчали состояние пациента. Казалось, выхода не было.
Решено было исследовать схему тела в моменты головокружений на основании автоматического рисования. По рисункам и словесным отчетам Олега было установлено, что момент головокружения и падения точно совпадает с моментом выхода
236 Глава 8
«внутреннего серого человечка» за пределы физического тела (рис. 55).
Так вот оно что! Головокружение происходит в момент перемещения (отделения от тела?) внутреннего виртуального человека. Внутренний виртуальный человек не иллюзия и не галлюцинация, а объективная реальность. Исследование других людей с головокружениями без сосудистой и позвонковой патологии показало, что якобы беспричинные головокружения связаны с выходом за пределы физического тела «внутреннего человечка». Пациент Сергей, например, во время головокружения «троился». Подобное явление известно в гомеопатии, но гомеопатам верят далеко не все.
Путь к избавлению Олега от головокружений и падений был непрост. Мы испытали много трансовых маршрутов: «Мужская состоятельность», «Музыка глаз» перед зеркалом, «Возрастная регрессия» и вытанцовывание (восстановление) своего «Я». Частота головокружений уменьшилась, общее состояние пациента
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 237
тоже значительно улучшилось, но совсем избавиться от головокружений и падений нам не удавалось.
Подсказка пришла неожиданно и с той стороны, где мы ее совсем не искали. Аромат коньяка однажды предотвратил падение Олега при уже начавшемся головокружении. Не вкус, а именно аромат конька. «Серый внутренний человечек» повиновался аромату коньяка и стоял там, где он должен быть, - в центре тела. Как тут не вспомнить знаменитый рецепт врачей для выведения пациентов из коллаптоидных состояний? При головокружениях и падениях они дают подышать нашатырным спиртом, и человек приходит в сознание и нормальное состояние.
Исследование влияния ароматов на поведение «серого человечка» позволило установить, что ароматы «командуют» внутренним человечком и могут его увеличивать и уменьшать в размерах, заставлять стремиться к чему-либо или к кому-нибудь или, наоборот, избегать встречи. Мы поняли, Олегу не хватает ароматов, и стали вводить их в его жизнь.
Олег и его жена исследовали много ароматов, путем проб и ошибок они подобрали для себя ароматические наборы. Помимо аромата коньяка на Олега благотворно влияли запахи корицы, ванилина, черного перца, укропа, некоторых женских духов и мужских одеколонов и... запахи скошенных трав, птичьего и коровьего помета. В деревне у родителей у него никогда не было головокружений. Неблагоприятное действие оказывали определенные духи, одеколоны, запахи стиральных порошков, бензин и автомобильные масла, запах метро и автомобиля, особенный запах городской пыли. Вот что значит «крестьянский сын»! Уж если что-либо нюхать, так то, что дает матушка-природа, а не комбинат химре-активов!
Маршрут «Пространство вокруг тела»
Виртуальный человечек оказался связан не только с телом человека, но и с пространством вокруг тела. Одно из наблюдений раскрывает особую форму взаимодействия человека с окружающим пространством, которая не заметна в обыденном состоянии сознания, но отчетливо проявлена в измененном состоянии сознания. Пациентка Татьяна 52 лет ощущала себя дискомфортно, бес-
238 Глава 8
причинно спотыкалась, натыкалась на углы мебели, не вписывалась в двери и проходы между комнатами. У нее было впечатление, будто она ослепла - то есть она видела двери, но не осознавала точно, где они расположены.
Несколько дней назад Татьяна пережила душевное потрясение, когда вместе с дочерью они попали в автомобильную аварию и едва не лишились жизни. Сначала я попросил ее нарисовать автопортрет и пространство вокруг него. Татьяна выбрала зеленый мелок, нарисовала себя в ячеистом коконе, от которого исходят нити в окружающее пространство. Нить входит в кокон в одном месте, пронизывает кокон, подходит к телу, входит в него и затем выходит на другом конце тела, снова пронизывает кокон и выходит за его пределы в пространство.
По ощущениям Татьяны, кокон как бы закреплен в пространстве с помощью этих нитей (рис. 56 А). Подумав, она сказала, что на самом деле нарисовала не тело, а только оболочку, внутри оболочки тела нет. Где же тело? Взяв оранжевый мелок, Татьяна нарисовала елочку, за которой якобы находится ее тело. Само же тело представляет собой отделенные друг от друга фрагменты: голова, туловище, руки, ноги и ягодицы не связаны между собой и разбросаны как попало (рис. 56 Б). Естественно, что пользоваться таким телом очень трудно.
После лечения, восстанавливающего схему тела и контроль над ним, Татьяна нарисовала себя розоватым мелком, все части тела были на месте (рис. 56 В). Контроль над движениями тела восстановился у нее полностью. Однако тотчас из нее посыпались воспоминания о падениях, пережитых гораздо раньше. В своих воспоминаниях она дошла до детства. В течение двух часов Татьяна рассказывала о непроизвольных падениях, и главной причиной падения было то, что «мир перевернулся». Что означает «мир перевернулся»? «Пространство поменялось, оно было вертикальным, а стало горизонтальным, и я упала», - рассказывала Татьяна (рис. 56 Г).
Оказывается, схема тела не существует сама по себе, а встроена в схему пространства, окружающего тело. Аналогичным образом наше тело встроено в окружающее пространство. Если искажена схема тела, то это означает, что искажено либо пространство, окружающее тело, либо представление об окружающем пространстве. Аспект единства человеческого тела и окружающего пространства косвенно раскрывает следующий пример.
Диагностические и лечебные трансовые маршруты 239
240 Глава 8
Молодые люди, курсанты военного училища, в часы досуга затеяли шуточную борьбу. Трое крупных и сильных ребят навалились на одного парня, который уступал им в массе тела, а следовательно, и в силе. Из опыта предыдущих схваток они знали, что Сергей - так звали курсанта, на которого они напали, - очень ловок, изворотлив и техничен. С ним было интересно возиться. Намерений причинить ему боль или увечье у них не было.
Ничего необычного в вечерней потасовке не было - так они проводили каждый вечер перед сном. Каждый из них был обучен рукопашному бою и мог достаточно долго противостоять в борьбе, тем более дружеской. Приятельское «тисканье» было обычным явлением в среде курсантов, чем-то вроде игры молодых щенят. Такие игры были приятным и безопасным занятием, когда интересна не победа над приятелем, а процесс перехода от одного приема к другому. Каждый из курсантов мог стать объектом дружеского нападения и в следующий момент сам напасть на кого-либо.
Незыблемым правилом военного товарищества было не причинять друг другу ущерба. Но однажды вечером события развернулись совсем по-другому. Во время «потасовки» ребята сильно повредили своему другу левый плечевой сустав, и для них это стало большой психологической травмой. Юноши не могли понять, как это случилось. Чувство вины перед хорошим товарищем угнетало их, и они искренне хотели загладить свою вину. На следующее утро по горячим следам мы проводили разбор событий.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1501 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!