![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Темпы и степень интенсивности генезиса капитализма в отдельных странах в XVII—XVIII вв. оставались весьма различными. Расположенные к западу от Эльбы страны Европы, развивавшиеся как страны раннего генезиса капитализма (капиталистические отношения возникали здесь спорадически в XIV—XV вв.), неуклонно продвигались по капиталистическому пути. К началу нового времени, к середине XVII в., в этом регионе уже существовало одно буржуазное государство — Голландская республика. Значительным развитием капиталистического производства отличалась Англия; в том же направлении, хотя и медленнее, шла Франция. В других странах региона раннего генезиса капитализма — в Италии, Испании, Португалии, в западных германских землях и австрийских провинциях на западе империи — становление капиталистического уклада происходило отнюдь не прямолинейно. Первые ростки капиталистических отношений здесь, набиравшие силу в позднее средневековье (так же как в Англии, Франции, а в Италии даже с XIII в.), затем, в течение XVII — первой половины XVIII в., по разным для каждой страны причинам не разрослись и местами почти заглохли. Лишь во второй половине XVIII в. новый, капиталистический уклад в этих странах стал утверждаться и упрочился окончательно.
Заэльбские территории Центральной и Восточной Европы в целом являлись регионом позднего генезиса капитализма. В большей части германских земель к востоку от Эльбы, в восточных провинциях Австрийской монархии (в том числе в Чехии, Галиции, Силезии, Венгрии), а также в Польше отдельные очаги капиталистических отношений, появлявшиеся, как правило, с XVI в., не стали прочными, устойчивыми, и капиталистический уклад начал стабилизироваться лишь со второй половины XVIII в. Еще более замедленно он оформлялся в землях Юго-Восточной Европы, находившихся под игом Османской империи.
В Скандинавских государствах формирование капиталистического уклада происходило в XVII в.: сначала в Швеции, позднее и слабее — в Дании.
В английских и французских колониях Северной Америки зачатки капиталистических отношений имелись в XVII в., быстрее же новый тип производства развивался в XVIII в. В Латинской Америке — в колониях Испании и Португалии, отставших в своем развитии, преобладали докапиталистические отношения различного типа. Хотя элементы капиталистических отношений встречались здесь и в XVII в., формирование нового уклада относится лишь ко второй половине XVIII—XIX вв.
Во второй половине XVII—XVIII в. капиталистическое производство в экономически передовых странах охватывало все новые отрасли промышленности. Увеличилось количество централизованных мануфактур; однако большинство составляли рассеянные и смешанные капиталистические предприятия. Технический прогресс на базе ручного производства обеспечивался прежде всего мануфактурным разделением труда. Именно в эти полтора столетия мануфактура как форма капиталистической организации промышленности достигла своего предельного совершенства: техническое разделение труда, особенно в классической мануфактуре XVIII в., создало многие десятки частичных операций (в часовом деле их было более 30, в игольном — около 90, в сукноделии — до 25). Оно подготовляло возможность введения машин на отдельных детальных операциях. В XVIII в. в ряде стран (Франция, прирейнские области Германии) предпринимались эксперименты по внедрению машин в текстильном производстве, в горнодобывающей промышленности и других отраслях. Англия же с 60-х годов XVIII в. вступила в полосу общественно-экономического переворота — промышленной революции, глубоким содержанием которой был постепенный переход мануфактурного капитализма в стадию фабрично-заводского, зрелого капитализма.
Однако мануфактура, хотя она в этот период постепенно становилась экономически господствовавшей, не могла полностью охватить и преобразовать общественное производство: она не преобладала количественно и всюду «...выделялась как архитектурное украшение на экономическом здании...» (Маркс) 1 среди моря ремесленных мастерских мелкотоварного типа. В целом производительные силы оставались еще на низком уровне (в металлургии применялся лишь древесный уголь, в развитой повсюду текстильной промышленности — ручные ткацкие станки, примитивные прялки). В то же время появлялись различные усовершенствованные механизмы, главным образом двигательные (мельничные колеса, разного типа маховики) и передаточные (разнообразные трансмиссии, деревянные рельсы в горнодобывающей промышленности).
В сельскохозяйственной экономике также господствовали ручные орудия. Обычно практиковалось трехполье, в Южной Европе распространен был и двухпольный севооборот. В XVIII в. все чаще предпринимались попытки (особенно в Англии) введения плодосмена и кормовых культур, прежде всего травосеяния (еще ранее утвердившихся во Фландрии и Голландии).
Аграрная эволюция во второй половине XVII—XVIII в. отличалась значительным своеобразием и неодинаковыми итогами в каждой — европейской или американской — стране. В сельском хозяйстве Западной Европы в целом продолжали пробиваться новые отношения, свидетельствовавшие о генезисе капитализма в деревне, сильнее всего в передовых Голландии и Англии. В последней совершалась интенсивная буржуазная перестройка сельского хозяйства: утверждалась крупная капиталистическая аренда при сохранении дворянской земельной собственности лендлордов. В других же странах в условиях существования феодального, в том числе церковного (в католических странах), землевладения и феодальной эксплуатации крестьянства (лично свободного в этом регионе) постепенно вызревали отношения, переходные к капиталистическим и капиталистические. В наиболее развитых районах — с конца XVII в. в северной части Франции, во второй половине XVIII в. в северной Италии — распространялась капиталистическая аренда.
Иначе шло аграрное развитие стран заэльбской Европы, где имело место «второе издание» крепостничества и утвердилось активно работавшее на рынок крупное поместное сельскохозяйственное производство на основе барщинного труда крепостных крестьян. Лишь с конца XVIII в., когда барщинно-крепостническая поместная («фольварочная») система исчерпала свои возможности, в сельском хозяйстве этих стран наметилась медленная эволюция в сторону вызревания новых, переходных к капиталистическим, а отчасти и капиталистических отношений, которые мучительно для крестьян «вживались» в старую аграрную систему феодальных отношений и форм землевладения. Возникали предпосылки для «прусского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве.
В большинстве североамериканских колоний Англии при наличии лишь элементов феодализма эволюция в сельском хозяйстве, особенно в конце XVIII в., шла в направлении постепенного упрочения свободной фермерской земельной собственности (зачатки «американского» пути развития капитализма в аграрном строе). На юге Северной Америки утверждалось плантационное рабство. В латиноамериканских колониях Испании, Португалии возобладали плантационное рабство (в странах Карибского бассейна, в Бразилии) и феодальная система эксплуатации со специфическими чертами, обусловленными колониальным положением региона. Огромные территории здесь оставались неосвоенными (Лаплатская низменность, глубинный труднодоступный бассейн реки Амазонки).
Во второй половине XVII—XVIII в. сохранялось присущее мануфактурному капитализму преобладание торговли над производством, торгового капитала над промышленным, хотя производство, и прежде всего промышленность, составляло фундамент общественного прогресса: «...в собственно мануфактурный период торговая гегемония обеспечивает промышленное преобладание» (Маркс) 2. Преобладание торгового капитала нашло выражение в теории и практике меркантилизма. Меркантилизм — это экономическая политика, для которой характерно активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны. Она теоретически обосновывалась и развивалась представителями ранней школы буржуазной политической экономии. В отличие от меркантилистов XV—XVI вв., разрабатывавших теорию денежного баланса и видевших основную выгоду государства в накоплении денежных богатств, меркантилисты XVII в. Т. Мен в Англии, А. Серра в Италии, А. Монкреть-ен во Франции обосновывали систему активного торгового баланса, пользу для государства, извлекаемую из возможно большей разницы между стоимостью вывезенных из страны и ввезенных в нее товаров и достигаемую благодаря принципу: много продавать, мало покупать. На практике активный торговый баланс предполагал осуществление государственной политики в интересах увеличения торгового капитала путем поощрения экономики страны в целом, особенно же мануфактур, рост производства которых позволил увеличить вывоз и сократить ввоз. Проводимая в русле меркантилизма экономическая политика содействова ла различными способами
(протекционизмом, развитием посреднической торговли и т. д.) деятельности и тор-гово-колониальной экспансии купечества. Олицетворением государства, проводившего такую политику, являлась «образцовая капиталистическая страна XVII столетия» (Маркс) 3 — Голландия, в которой главенствующую роль играл именно торговый капитал, подчинивший себе ее экономику. Англии удалось сокрушить торговое и морское могущество Голландии и обеспечить себе в XVIII столетии первенство в мировой экономике благодаря глубокому проникновению капитала в производство — в промышленность и сельское хозяйство. В экономическом упадке Голландии и возвышении Англии отразился закономерный и перспективный для всех экономически развитых стран процесс «...подчинения торгового капитала промышленному капиталу» (Маркс) 4.
Все потенции мануфактурного капитализма вполне обнаружились в XVIII в., хотя и неравномерно по странам. С разной степенью интенсивности в передовых странах формировался внутренний рынок. XVIII век ознаменовался в целом экономическими успехами, это был период высшего подъема мануфактурного капитализма. Заметно активизировалась торговая и производственная жизнь, наращивались ее темпы. Как и прежде, сельская экономика и сельское население еще значительно преобладали. Однако в течение XVIII в. население городов заметно возросло. Строились новые средства коммуникаций — каналы, шоссейные дороги с твердым покрытием, расширялся общественный транспорт (дилижансы, омнибусы и др.), усовершенствовалась почта (появились почтовые кареты). Все это обеспечивало более регулярные хозяйственные связи и перевозки, ускоряло деловую жизнь и сообщение новостей.
Во второй половине XVII—XVIII вв. в странах Европы и Америки увеличился среднегодовой темп прироста населения (0,22% по сравнению с 0,09% в эпоху средневековья). За полтораста лет, от середины XVII в. до конца XVIII в., население возросло (по приблизительным данным) в два раза: в зарубежной Европе — с 82 млн. до 160 млн., в Америке—с 15 млн. до 30 млн. человек. И это несмотря на жестокие эпидемии (чумы, оспы), уносившие много жизней, голодные годы вследствие неурожаев, во время которых умирали массы людей, многочисленные торгово-колониальные и другие войны (в войне за испанское наследство 1701 — 1713 гг. погибло 700 тыс. человек, а Северная война 1700—1721 гг. унесла 300 тыс. жизней).
Социальные процессы. В условиях генезиса капитализма во второй половине XVII—XVIII вв. происходили глубокие социальные сдвиги. Основную массу эксплуатируемых и в этот период составляли феодально-зависимые крестьяне, в том числе крепостные в районах «второго издания» крепостничества. Неуклонно возрастало число рабов в системе колониального плантационного хозяйства в Новом Свете. Однако вместе с утверждением капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве расширялась система наемного труда, ускорился процесс формирования пролетариата. Пролетариат в это время по своей структуре характеризовался крайней разноликостью. С ростом централизованных мануфактур увеличилось ядро собственно пролетариев, вовсе или почти лишенных средств производства, клочка земли, своих домов. Однако по-прежнему большинство пролетариата составляли надомники. Тяжелое положение этих и других наемных рабочих — поденщиков, сельских батраков, подмастерьев, учеников, эксплуатация их хозяевами побуждали пролетариев бороться против капиталистического угнетения. Их борьба во второй половине XVII—XVIII вв. принимала разнообразные формы (стачки, волнения, бунты, марши, восстания и другие акции протеста).
Ступенью выше этих низов в социально-экономической структуре стоял количественно весомый слой мелких товаропроизводителей и собственников, который в условиях «первоначального накопления» и растущих капиталистических отношений во второй половине XVII—XVIII вв. постепенно и медленно, но постоянно расслаивался.
Параллельно с формированием пролетариата складывалась буржуазия — другой основной класс нарождавшегося нового общества. Экономически наиболее перспективной и передовой его частью была буржуазия в промышленности — владельцы мануфактур и других предприятий, связанные непосредственно с производством. Но именно эта его часть оставалась во второй половине XVII—XVIII вв. еще мало развитой, хотя постепенно укреплялась и росла численно. Все же купцы, финансисты, банкиры, предприимчивые землевладельцы имели более крупные денежные богатства и играли куда более заметную роль в хозяйственной жизни.
Формирование наций. Во второй половине XVII—XVIII вв. в условиях дальнейшего роста экономических связей, складывания в ряде стран внутреннего рынка продолжался процесс формирования наций. Для Западной Европы типичным было существование в целом национально однородных государств (Англия, Франция и др.). В политически раздробленных Германии и Италии отсутствие государственного единства серьезно замедляло формирование наций.
В Восточной Европе сложились многонациональные государства: Австрийская империя Габсбургов, Речь Посполитая, здесь была расположена довольно обширная часть Османской империи. В этих государствах с более слабыми темпами экономического развития были угнетены разноязычные народы, порой очень далекие друг от друга по своему этническому происхождению. Образование наций протекало здесь замедленно. Порабощенные народы Европы боролись за свое национальное освобождение, поднимаясь нередко на восстания (южные и западные славяне, венгры, греки и др.).
В Соединенных Штатах Америки в последние десятилетия XVIII в. начался процесс становления североамериканской нации. Однако из-за постоянного и массового притока европейских иммигрантов, а также по причине значительных расовых и социально-культурных различий населения страны складывание нации здесь затянулось. Кроме того, вследствие угнетения коренного населения — индейцев и политики сегрегации негров, которых разнообразными методами изолировали от белых американцев, этническая интеграция в США затруднялась.
В конце XVIII в. в Латинской Америке колониального периода на основе языково-культурного и биологического смешения различных расовых групп наметились элементы формирования национально-этнической общности.
Идеология и культура. В духовной жизни передовых обществ Европы и Америки во второй половине XVII—XVIII вв. совершались важные процессы, отражавшие глубинные социально-экономические перемены и влиявшие, в свою очередь, на общественную жизнь.
Во второй половине XVII в. католическая церковь продолжала направлять усилия на укрепление своих ослабленных в результате реформации позиций (активизация ордена иезуитов, попытки разными средствами осуществить «католическое возрождение», зловещая деятельность инквизиции). В ряде стран Европы в качестве государственной религии закрепился протестантизм, который также подавлял всякое свободомыслие. Фанатизм и суеверия, разжигаемые церковниками, по-прежнему проявлялись в преследовании «ведьм». Чудовищные процессы над ними учинялись во второй половине XVII в. во многих странах Европы, в Северной Америке; число невинных жертв составляло многие тысячи человек.
Вместе с тем дальнейшее становление буржуазных отношений, рост антифеодальных сил сопровождались серьезными успехами передовой естественно-научной и общественной мысли. Вторая половина XVII в. была временем становления материализма новой эпохи. Вслед за материалистическим учением Ф. Бэкона он утверждался в философских трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, П. Гассенди. Тогда же протекала творческая деятельность крупнейших ученых-естествоиспытателей и философов И. Ньютона, Г. Лейбница.
В области культуры во второй половине XVII в. наблюдался расцвет барокко, которое было более всего связано с дворянско-церковными кругами. В нем проявились частично и прогрессивные тенденции, главным образом в прославлении жизни, всего богатства реального бытия, что тесно сплеталось с народными основами культуры, в особенности искусства. Живопись, скульптура, архитектура, музыка барокко обслуживали монархов, аристократию, церковь, возвеличивали их. Пышность, аллегоричная замысловатость, патетика и театральность художественного стиля барокко, сочетание в нем иллюзии с реальностью получили развитие в памятниках культуры, и прежде всего в Италии (творчество скульптора и архитектора Л. Бернини, архитектора Ф. Борромини). Барокко получило распространение также во Фландрии, Испании, Австрийской монархии, в некоторых областях Германии, в Польше, в Латинской Америке. Менее заметно оно проявилось в искусстве буржуазно развитых стран — Англии, Голландии.
Иного рода художественный стиль и эстетику, противоположные художественным средствам барокко, канонизировал в европейском искусстве и литературе классицизм. Тесно связанный с культурой Возрождения, классицизм обращался к античным нормам литературы и искусства как к совершенным образцам, для него были характерны рационалистическая четкость, строгость и ясность. Классицизм выдвигал темы большого общественного звучания, отстаивал необходимость подчинения личности общественному долгу и нравственному идеалу. Во второй половине XVII в. классицизм был связан с находившимся тогда на подъеме (кроме Англии и Голландии) абсолютизмом; ему была присуща печать дворянской сословной ограниченности. Характерны узаконение классицизмом принципов «облагороженной природы», искусственного деления на жанры — «высокие» (трагедия, ода, эпопея, историческая, мифологическая и религиозная живопись) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая живопись), введение в драматургии закона трех единств (места, времени, действия). Свое наиболее рельефное выражение, как и в первой половине XVII в., классицизм получил во Франции — в литературе (сатира Н. Буало, трагедии Ж- Расина, басни Ж- Лафонтена), в живописи, архитектуре и театре. Он проявился также в искусстве Англии (архитектор К- Рен), Дании (скульптор Б. Тор-вальдсен), в литературе Италии, Германии.
В конце XVII в., особенно в XVIII в., в условиях ускорившегося утверждения капитализма, роста общественных противоречий развернулось широкое прогрессивное идейно-культурное движение, вошедшее в историю под названием Просвещения (термин распространился после появления в 1784 г. статьи И. Канта «Что такое Просвещение?»). Просвещение вобрало в себя сложный, социально весьма не однородный комплекс теорий и концепций, общественных целей и устремлений, культурных явлений в разных областях. Общим для них была антифеодальная, объективно буржуазная направленность. Просвещение демонстрировало самосознание молодой буржуазии и отражало антифеодальные чаяния народных масс. Многими нитями оно было связано с гуманизмом и передовой мыслью XVII в.
На смену мрачному средневековью, как считали просветители, пришла пора просвещения, безграничной веры в человеческий разум, крушения теологического мышления, торжества науки над схоластикой. Раскрепощению от духовной власти религии способствовали потребности и прогресс материального производства, подъем естественных наук, дальнейшее развитие материализма.
Просветительская критика — ив этом ее особенность — направлялась против всей структуры феодального общества и государства. Она целиком основывалась на рационалистическом мышлении и отличалась гораздо большей остротой, глубиной и зрелостью по сравнению с антифеодальными идеями предыдущего времени. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй,— подчеркивал Ф. Энгельс,— все было подвергнуто самой беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него»5. Вслед за буржуазной мыслью XVII в. деятели Просвещения наполнили рационалистическим содержанием и развили дальше возникшие еще в древности концепцию «естественного права», основанную на представлении о прирожденном равенстве людей, и теорию «общественного договора», исходившую из понимания государства как результата договора между людьми. Они создали многообразные другие теории в противовес старым, имевшим в основе своего происхождения средневековое мышление. Отвергая феодальные учреждения и порядки, просветители обосновывали различные идеальные, с их точки зрения, типы гражданского общества и государственного устройства (абсолютизм «просвещенного монарха» — М. Ф. Вольтер, конституционная монархия — Дж. Локк, Ш. Монтескье, республиканский строй — Дж. Толанд, Ж. Ж. Руссо). Они убежденно выступали от имени всего народа. Будучи идеалистами в понимании общественного прогресса, просветители верили в магическую силу воспитания и придавали ему первостепенное значение в развитии человечества.
Мировоззрение и деятельность просветителей вызвали серьезные сдвиги в общественном сознании, содействовали крушению феодальных устоев, утверждению нового общества, идеологически вооружали буржуазию — передовой класс своего времени.
Вместе с тем идеология Просвещения в целом была исторически ограничена. Просветители мечтали о царстве разума и «естественной» справедливости. «Мы знаем теперь,— заключал Ф. Энгельс,— что это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии...» 6
Однако наиболее проницательные из просветителей (например Дж. Свифт, Б. Мандевиль, Г. Филдинг в Англии) разглядели в нарождавшемся буржуазном строе его глубокую противоречивость, критиковали мир наживы, эгоизма, эксплуатации, господство, как писал один просветитель, «закона когтей и первенства зубов». Подобные взгляды и теории с разной степенью глубины отражали положение и настроения демократических кругов, широких народных масс или низов общества. Они представляли в Просвещении демократическую тенденцию. Некоторые из них обосновывали эгалитарные идеи, уравнительный идеал общества мелких собственников (Ж. Ж. Руссо); другие развивали утопические коммунистические идеи с их полным отрицанием порядка, основанного на частной собственности (Ж- Мелье, Мо-релли, Г. Мабли во Франции).
В области художественной культуры Просвещение обогатило литературу реалистическим романом, в особенности процветавшим в Англии XVIII в. (семейно-быто-вой, сатирический, нравоучительный роман), философско-этической прозой французских и других просветителей. Идеи Просвещения оказали влияние на изобразительное искусство, музыку.
В XVIII в. вновь возродился классицизм, Пришедший к упадку в конце XVII в. На конец XVIII в. пришелся второй период расцвета классицизма, выступавшего теперь в защиту свободомыслия, против клерикализма и деспотизма абсолютных монархов.
Культура Просвещения и его идеи шире, чем идеи гуманизма и передовых мыслителей XVII в., распространились в среде образованных слоев общества, имели значительно более сильное влияние на умы.
В XVIII в. происходило повышение грамотности. Об этом свидетельствовали возраставшая роль книг, увеличение их тиражей (случалось, до нескольких тысяч), процветание типографского дела, появление энциклопедий и словарей, рост периодических изданий — еженедельные газеты печатались иногда тиражами в несколько десятков тысяч экземпляров, издавались журналы различных типов (научные, литературные и т. д.). Однако почти вся издательская продукция не была рассчитана на широкие массы народа, не доходила до них, она ориентировалась на имущие слои, которым было доступно образование. Стабильных систем народного образования и просвещения — государственных или частных — даже на уровне начальной школы не существовало. Основы грамотности народ получал лишь через узкий канал цер-ковно-приходских или благотворительных школ.
Буржуазные революции XVII—XVIII вв.
Несмотря на ярко выраженную активность молодой буржуазии, к середине XVII в. политическое господство оставалось повсюду безраздельно в руках дворянства
(за исключением буржуазной Голландии). Во время двух буржуазных революций — в Англии в середине XVII в. и в ее североамериканских колониях во второй половине XVIII в.— была разрешена основная политическая задача в каждой из них: доступ к государственной власти завоевала верхушка буржуазии; были нанесены удары по отжившим социально-экономическим порядкам. В итоге этих революций создались условия для становления буржуазной государственности: конституционной монархии в Англии, буржуазной республики в новом государстве Соединенные Штаты Америки; был расчищен путь дальнейшему укреплению капиталистического уклада и постепенному превращению его в господствующую систему хозяйства. В Английской революции XVII в. доминировали религиозные формы революционной идеологии, но первая буржуазная революция в Северной Америке — Война за независимость XVIII в.— совершилась уже под знаменем идей Просвещения. Эти ранние буржуазные революции происходили в период мануфактурного капитализма, когда еще резко не обнаружились внутренние антагонизмы буржуазного общества. В этих условиях поднимавшаяся буржуазия, ее наиболее передовые слои проявили большую решительность, большую способность идти на временное объединение с народными массами, чем это произойдет во время буржуазных революций XIX в. Революции XVII—XVIII вв., победившие благодаря борьбе народных масс, которые являлись их главной движущей силой, предопределили огромный прогресс во всех областях не только тех обществ, где они совершились,— они оказали могучее воздействие и на всемирный исторический процесс, воздействовали на мир своим многообразным творчеством, и прежде всего созданием новых государственно-политических институтов, новыми идеями, своим опытом и примером борьбы.
Глава
l
![]() |
1. Англия в канун революции
Социально-экономические процессы.
К 40-м годам XVII в. Англия по своему экономическому облику оставалась аграрной страной. Подавляющее большинство населения (более 4 млн. из общей численности около 5 млн. человек) проживало в деревенской местности и так или иначе было связано с сельским хозяйством. Средневековые устои в экономике сохранялись, но были уже серьезно поколеблены упрочением и расширением капиталистического уклада. Почву для генезиса капитализма взрыхлял продолжавшийся процесс «первоначального накопления» — экспроприации трудового народа. Этот процесс —
«исходный пункт», предыстория «...капитала и соответствующего ему способа производства» (Маркс) 1 — протекал в Англии как естественно-экономически, т. е. в результате эволюции и разложения мелкотоварного хозяйства в городе и деревне, так и насильственным путем.
Основную массу крестьян составляли поземельно зависимые копигольдеры — держатели земли по копии и обычаю мано-ра. Наиболее состоятельные из них, а также1 фригольдеры — свободные держатели, чьи права на земли были защищены судами общего права, часто назывались йоменами. Издавна высокоразвитые в Англии товарно-денежные отношения не просто усиливали, как прежде, имущественную дифференциацию деревенского населения, но приводили к его «раскрестьяниванию» и появлению сельской буржуазии и экспроприированных работников. В английской деревне первых десятилетий XVII в. последних насчитывалось множество. Это были вовсе безземельные или столь бедные землей крестьяне, что их обычно называли коттерами — владельцами одной хижины (коттеджа) на крохотном участке.
Обогатившаяся верхушка крестьян применяла наемный труд батраков (тех же коттеров), активно арендовала земли, вела хозяйство предприимчиво и с размахом. Эта прослойка внутри самого крестьянства содействовала разложению общинного строя. За названиями обычных для английской деревни категорий крестьян (копигольдеры, фригольдеры) в этом случае выступала сельская буржуазия; применявшиеся ею методы хозяйствования приходили в противоречие со стеснительными порядками общинного землепользования.
«Размывание» среды цеховых мастеров в старинных корпоративных городах, а также внецеховых ремесленников (больше всего в новых городах) приводило, как и в деревне, к выделению зажиточной прослойки (этих богатых ремесленников в цеховых компаниях называли по-прежнему «ливрейными»). Одновременно образовывалась большая прослойка обедневших мастеров, частью превратившихся в пауперов. Вместе с «вечными» подмастерьями, учениками, поденщиками — всей массой наемных тружеников — эти пауперы составляли пролетаризировавшиеся слои, низы городского населения.
Однако для Англии особенно характерным оказался путь насильственной ломки средневекового строя экономических отношений — огораживания. Они начали проводиться в конце XV в. и с того времени развернулись в стране в широких масштабах. В этом состояла специфика развития сельского хозяйства в Англии. Только здесь протекала в такой форме растянувшаяся на три столетия подлинная аграрная революция.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 474 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!