![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В 1672 г. Франция вовлекла Англию в новую, третью войну против Голландской республики. Вторжение французской армии поставило страну в критическое положение. Де Витт был убит разъяренной толпой, подстрекаемой оранжистами. Республику возглавил избранный статхаудером юный принц Оранский Вильгельм III (1650—1702). Голландцы остановили французское наступление, прибегнув к затоплению части своей территории, а поражения, нанесенные адмиралом де Рейтером английскому флоту, способствовали выходу Англии из войны (1674). С Францией война продолжалась до 1678 г. Голландцам и впоследствии пришлось неоднократно воевать против Франции, отстаивая свою независимость и целостность своей территории. В войне, последовавшей за «славной революцией» в Англии, в вой-Hi-A гя испанское и австрийское наследство голландская экономика потерпела большой урон. По отношению к Англии республика, наи^дая с 1688 г., когда Вильгельм III ст^^одловрцменло английским королем, выступала в роли младшего партнера. И это неравное партнерство наносило не меньший урон ее финансам и торговле, чем войны.
Неуклонный упадок в XVIII в. экономики, эгоистическая политика «регентов», как в Голландии называли представителей правящей торговой и финансовой олигархии, влекли за собой постоянное снижение жизненного уровня трудящегося населения. Налоги, взимавшиеся алчными откупщиками, доводили многих мелких крестьян и ремесленников до полной нищеты. Массы отвечали стачками и восстаниями, в ходе которых нередко громили дома «регентов». Волна восстаний прокатилась по стране в 1747—1748 гг. В этом массовом возмущении, охватившем народ, отчетливо наблюдались новые явления: массы относились с одинаковым недоверием к обеим фракциям господствующего класса — и к «регентам», и к оранжистам, вокруг которых группировались дворянско-клерикальные круги.
В начале 70-х годов в республике сложилась новая политическая сила — партия «патриотов». Во главе ее стояли радикальные элементы буржуазии и передовых слоев дворянства, а ее массовую базу составляли широкие слои городского населения. Идеология «патриотов» сформировалась под влиянием мыслителей Просвещения. «Патриоты» требовали коренной демократической реформы государственного строя. В лице своего самого выдающегося лидера Яна Ван дер Капеллена они последовательно выступали в защиту развернувшейся в эти годы Американской революции. Напротив, оранжисты, не колеблясь, стали на сторону Англии; купеческая же олигархия противодействовала англичанам лишь с целью извлечь выгоду из торговли с Америкой. В Англии с беспокойством следили за борьбой течений в Голландии. В декабре 1780 г., опасаясь присоединения республики к провозглашенной Россией политике вооруженного нейтралитета, Англия объявила Голландии войну.
Плачевное состояние голландского флота, коррупция, царившая среди «регентов», их неспособность мобилизовать ресурсы страны для отпора противнику привели к быстрому разгрому вооруженных сил Голландии.
В сложившейся ситуации «патриоты» действовали с большой энергией. Их призыв защитить отечество нашел широкий отклик в массах. По всей стране организовались отряды добровольцев, ставшие опорой партии «патриотов». После подписания мирного договора с Англией в 1784 г. движение продолжало расти и усиливаться. Под контролем «патриотов» оказалось большинство провинций. Борьба против господства торговой и финансовой олигархии, превратившейся в реакционную аристократическую касту, осталась незавершенной из-за вмешательства внешних сил. В сентябре 1787 г. с согласия и одобрения Англии Пруссия ввела в Голландскую республику войска для защиты власти статхаудера Вильгельма V. Начались массовые преследования и аресты «патриотов». Тысячи «патриотов» ушли в изгнание, с тем чтобы спустя несколько лет возвратиться домой вместе с французскими революционными армиями.
Голландская культура. XVII век — время расцвета голландской культуры. Революционные традиции и активность народных масс, бурный рост экономики и относительно демократические порядки создали в Нидерландах благоприятные условия для ее развития. Грамотность населения была здесь выше, чем в других странах. «Куранты», газеты того времени, и полемические памфлеты на злобу дня имели широкое хождение. Книгопечатание в Нидерландах приобрело общеевропейское значение. Здесь на многих языках издавались книги, нередко запрещенные в других странах. Основанные после революции XVI в. университеты в Лейдене, Утрехте, Гро-нингене превратились в важные научные центры. В Нидерландах работали многие иностранные ученые: Рене Декарт, Джон Локк, выдающийся чешский педагог Я. А. Коменский и др.
Развитие естествознания и точных наук было тесно связано с экономическими потребностями Нидерландов. В поисках торговых путей голландские мореплаватели
совершили ряд замечательных географических открытий, как, например, В. Баренц в Арктике, Я. Тасман в Океании. Значительный вклад внесли голландские ученые в развитие картографии. Известный голландский ученый и путешественник Н. Вит-сен (1641 —1717) составил подробное описание Сибири и издал карту России.
Высокого уровня достигли голландские ученые в исследовании некоторых областей механики, в частности гидростатики, необходимой при строительстве каналов. Потребности мореплавания дали толчок к развитию оптики. Были усовершенствованы зрительные трубы. Это, в свою очередь, послужило стимулом к исследованиям в области астрономии и в биологии. Голландский ученый А. Левенгук (1632—1723) открыл для науки мир бактерий. Значительный вклад внесла голландская наука в исследование проблем теоретической физики; X. Гюйгенс (1629—1695) создал волновую теорию света, был автором ряда открытий в математике и астрономии.
Идеологическая борьба восходящей буржуазии против феодально-абсолютистского мировоззрения плодотворно отразилась на творчестве ученых в области гуманитарных наук. Среди них особенно выделялся Гуго Гроций, один из основоположников теории естественного права в новое время.
Существенную роль сыграли голландские ученые в развитии философии. В трудах некоторых философов, как, например, Уриеля Акосты, опровергавшего представления о бессмертии души, явственно обозначилась атеистическая тенденция. В еще большей мере эта тенденция проявилась в философии Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632—1677), одного из крупнейших представителей метафизического материализма. Критерием совершенства общественного строя-Спиноза считал свободу мысли, которую допускало общество. Поэтому демократическое правление как государственную форму он зЫ оК*^вй-
монархию. Учение ^" е{ццее V
большое влияние на bl
тие материализма. ^^чй. Г°ЛЛ Поа-
Яркие страницы вписа.1 в историю литературы и искусеi матургия Г. Бредеро и П. Хофта, пс И. Вондела несли в себе заряд революционной энергии и были чрезвычайно популярны в народе. Голландские зодчие создали свой вариант классического стиля: строгие внешние формы зданий сочетались с удобным и изящным интерьером. Вершиной достижений голландского искусства явилась реалистическая живопись, вошедшая в сокровищницу мирового искусства. Портреты Франса Гальса, пейзажи Я. Рейсдаля, бытовые картины Яна Вермеера и многих других художников, наконец, творения Харменса ван Рейна Рембрандта (1606— 1669) хранятся во многих музеях мира, свидетельствуя о глубоком гуманизме голландского изобразительного искусства
XVII в.
На рубеже XVII—XVIII вв. явственно обозначилась тенденция к снижению общего уровня голландской культуры. Экономический упадок повлек за собой свертывание исследований в области точных наук. Буржуазная олигархия, ставшая откровенно реакционной, препятствовала развитию и распространению прогрессивных идей. Изменились характер и содержание искусства. Строгие и скромные жилища бюргеров сменили дворцы с роскошным убранством. Их владельцы стремились возвеличить себя в пышных и чопорных официальных портретах. Идеалом для них была старая дворянская аристократия, особенно французская. Снижение уровня культуры не означало, конечно, ее исчезновения. И в
XVIII в. Голландия выдвигает крупных
ученых, видных писателей, художников. Но
голландская культура утратила свое веду-
щее значение.
Глава
Война за независимость. Первая буржуазная революция в Северной Америке. Образование Соединенных Штатов Америки
1. Английские колонии в Северной Америке
Социально-экономическое развитие колоний. Политическое устройство. Основание колоний в Северной Америке связано с генезисом в Западной Европе буржуазных отношений, с процессом «первоначального накопления». С XVI в. колонизацию осуществляли Испания, Франция, Англия, Нидерланды. Наиболее прочными оказались английские поселения. Причиной этого были как военная мощь Англии, так и характер колонизации. Из Англии, где процесс «первоначального накопления» протекал наиболее бурно и сопровождался разорением огромной массы крестьян и ремесленников, в Америку направлялся самый многолюдный поток переселенцев. В то же время в голландских и французских колониях отсутствовала массовая крестьянская колонизация, крупные владельцы земель были особенно заинтересованы в торговле пушниной с индейцами.
„Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 г. в болотистом устье реки Джеймс на территории будущей Виргинии. Поселенцы искали золото. В 1620 г. значительно севернее, у суровых берегов мыса Код, корабль «Майский цветок» высадил группу пуритан («отцов-пилигримов»), бежавших от религиозных преследований в Англии. Они основали Новый Плимут, положивший начало колониям Новой Англии. Постепенно на Атлантическом побережье образовалось 13 колоний (северные колонии — Новая Англия: Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд; центральные — Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Делавер; южные — Виргиния, Мэриленд, Северная Каролина, Южная Каролина и Джорджия). Территорию, на которой были основаны колонии, населяли главным образом две крупные группировки индейских племен: ирокезы и алгонкины, находившиеся на стадии первобытно-общинного строя. Их общая численность достигала 200 тыс. человек. В результате колонизации индейцы были большей частью вытеснены за пределы колоний или истреблены, а их земли захвачены.
Полтора столетия, отделяющие основание английских колоний в Северной Америке от Войны за независимость 1775—j 1783 гг., — время развития в них капиталистических отношений, формирования предпосылок буржуазной революций. Первые колонии основывались английскими компаниями ради получения прибылей, а переселенцы, бежавшие из Европы за океан, искали избавления здесь от феодального деспотизма. История США, писал Ф. Энгельс, «...начинается при наличии уже сложившихся в XVII веке элементов современного буржуазного общества...»
В становлении буржуазных отношений важную роль сыграл пуританизм. В Новом Свете эта идеология стала теоретической программой создания раннебуржуазного общества. Наиболее благоприятные предпосылки для развития буржуазных отношений складывались в Новой Англии,, где получило распространение преимущественно мелкое фермерское хозяйство. Постепенно росла связанная с ним домашняя промышленность, а во второй половине XVII в. появилась капиталистическая мануфактура (прядильная, ткацкая, железоделательная и т. д.).
«Первоначальное накопление», этот исходный пункт капиталистического производства, имело в североамериканских колониях ряд особенностей. Наиболее существенная из них — применение «белого» и «черного» рабства. Если в Европе сущностью «первоначального накопления» было отделение производителей от средств производства, то в Америке, по мнению ряда советских исследователей, специфика этого процесса состояла в том, что господствующие слои стремились не допустить превращения европейских переселенцев, большинство которых было лишено собственности у себя на родине, в землевладельцев. Последнее было реальностью при обилии «свободных» земель. Вследствие этого предложение рабочей силы в колониях было весьма ограниченным и наемный труд дорог. Как отмечал К. Маркс, «...капитал и его сикофант, экономист, поднимают вопль о нарушении «вечного» и, так сказать, «священного» закона спроса и предложения» 2.
Заселение Америки сопровождалось массовым импортом рабочей силы. Многие из иммигрантов-бедняков, не имея средств для переезда через океан, заключали кабальные соглашения с купцами и судовладельцами, которые затем их перепродавали в Америке. Этих людей называли «законтрактованными слугами», которым надлежало работать на новых хозяев от 2 до 7 лет. Приток кабальных слуг из Европы не разрешил в целом проблему рабочей силы, а попытки порабощения индейцев не увенчались успехом. Постепенно «белых рабов» вытеснило оабство негэов^ как более дешевое и выгодное; самое широкое применение рабский труд негров получил в южных колониях, где он стал основой плантационного рабства.
Американское плантационное рабство представляло возрождение рабовладельческих методов эксплуатации в условиях «первоначального накопления» и генезиса капитализма. Хозяйство плантаторов уже в этот период было связано в большей мере с производством на вывоз: на внешний рынок поставлялись табак, рис, индиго. Маркс писал, что на «...плантациях, — которые с самого же начала рассчитаны на торговлю, на производство для мирового рынка, — существует капиталистическое
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 655.
производство, хотя только формально, так как рабство негров исключает свободный наемный труд, т. е. самую основу капиталистического производства. Но здесь перед нами капиталисты, строящие свое хозяйство на рабском труде негров» 3. Ввоз негров-рабов в колонии начался с 1619 г. и быстро увеличивался. Неграм, привезенным из-за океана в чужую страну, разноплеменным, разноязычным и строго охраняемым, было особенно трудно сопротивляться. Но они боролись, убегали, убивали ненавистных хозяев. Иногда им удавалось объединиться, и тогда вспыхивали восстания.
Колонии основывались в целом на буржуазных началах. Однако процесс колонизации Северной Америки происходил в период перехода Европы от феодализма к капитализму — время чрезвычайно сложное, отличавшееся пестротой общественных отношений. Английский король и земельная аристократия приложили немало усилий для насаждения феодальных порядков в колониях. Как в колониях, пожалованных королями крупным собственникам (лорд Балтимор являлся собственником Мэриленда, герцог Йоркский — Нью-Йорка и т. д.), так и в королевских колониях значительная часть земли принадлежала крупным владельцам. Они предоставляли земельные участки поселенцам на условиях выплаты фиксированной ренты и тем самым не позволяли утвердиться в колониях свободной, подчиняющейся купле-продаже буржуазной собственности на землю. Элементы феодализма в аграрных отношениях — земельные латифундии, право первородства (майорат), фиксированная рента (квит-рента) — были особенно сильны в центральных и южных колониях.
Однако попытки монополизации права собственности на землю и установления феодальной регламентации при обилии не-колонизованных земель были обречены на провал. Одной из наиболее распространенных форм сопротивления было скваттерст-во — уход поселенцев на запад и занятие «свободных» земель. Скваттерство, являвшееся одной из существенных предпосылок развития капитализма в сельском хозяйстве по фермерскому пути, в то же время представляло собой насильственный метод заселения Северной Америки. Свобода и счастье, к которым так стремились новые обитатели Америки, должны были быть оплачены страданиями и гибелью исконных обитателей страны — индейцев.
Борьба за демократическое разрешение земельного вопроса и демократизацию политической жизни принимала и иные формы. Она проявилась в восстании фермеров Виргинии, выступивших в 1676 г. под предводительством Н. Бэкона за свободу землепользования и отмену несправедливой системы налогообложения. Восстание Дж. Лейслера в Нью-Йорке в 1689 г. было выступлением трудовых слоев городского населения против засилья земельной и торговой аристократии. Демократические движения нередко проходили под знаменем радикального пуританизма. Таким было выступление, которое возглавил в середине XVII в. священник Р. Уильяме, занимавший позиции, близкие английским левеллерам. В религиозной форме он формулировал идеи народного суверенитета и общественного договора, обосновывая равные права йсех на владение землей. Изгнанный из Массачусетса Уильяме со своими сторонниками основал колонию Род-Айленд, где была установлена веротерпимость, запрещено рабство, а земля мелкими участками распределялась между нуждавшимися в ней людьми. В целом политика английской метрополии в аграрном вопросе, консервировавшая элементы феодализма, затрагивала жизненные интересы фермерства, и борьба с самого начала приняла характер классового конфликта, нараставшего и обострявшегося по мере приближения революции.
Наряду с аграрным вопросом важной причиной роста противоречий между колониями и метрополией являлись торгово-экономические проблемы. Английская буржуазия рассматривала колонии как источник сырья и рынок для сбыта промышленных товаров. В соответствии с доктриной меркантилизма денежная стоимость ввозимых в колонии английских товаров превышала стоимость вывозимого сырья. Однако северные и центральные колонии развивались по капиталистическому пути, как и сама метрополия, и американские буржуазные предприниматели оказывались соперниками английской буржуазии в судостроении, железоделательной промышленности, в торговле с Вест-Индией и т. д. Англия, опасаясь возрастающей экономической независимости колоний, стремилась всемерно ограничить развитие промышленности и торговли в Америке. Так, был запрещен экспорт шерстяных изделий из колоний, закон 1750 г. запрещал сооружение металлообрабатывающих мастерских и т. д. Английское правительство издало множество указов, запрещавших выезд мастеров, вывоз из Англии в колонии машин, изобретений. Навигационные акты жестко регламентировали торговлю колоний с метрополией и «третьими» странами.
Буржуазному развитию препятствовала и административная политика Англии, державшей под своим контролем политическую жизнь колоний. К середине XVIII в. политическая организация 13 американских колоний имела много общего. Король назначал губернаторов большинства колоний, в руках которых была сосредоточена исполнительная, судебная и высшая законодательная власть. Колониальные ассамблеи состояли из совета (своего рода верхней палаты), члены которого назначались губернатором из числа аристократии, и избиравшейся населением нижней палаты, которая обладала правом законодательной инициативы и правом вотировать денежные средства на управление колоний. Для избирателей существовал значительный имущественный ценз, выборы повсеместно производились открытым голосованием.
Таким образом, развитие капиталистических отношений в колониях, курс королевского правительства на усиление регламентации в области экономики и политики: всяческое стеснение хозяйственной деятельности, ограничение политической свободы поселенцев — все это вело к неизбежному конфликту.
Формирование североамериканской нации. В 1775 г. на прибрежной полосе от Атлантического океана на востоке до Ап-палачских гор на западе в 13 английских колониях насчитывалось, помимо коренного населения — индейцев, 2,5 млн. человек, и в их числе 500 тыс. негров-рабов.
К середине XVIII в. общность территории, языка, экономической жизни и хозяйственных интересов колоний заложили основы новой буржуазной нации. Между колониями росли торговые связи. Из северных колоний, например, вывозили на юг зерно, рыбу и промышленные изделия. Торговля велась преимущественно по рекам и побережью океана. Начал формироваться единый внутренний рынок. Процесс складывания нации основывался на общности исторической судьбы иммигрантов, на почти двухвековом опыте совместной жизни на американской земле, в новых географических условиях, в рамках колониального статуса и резкой обособленности от Европы. Все это порождало общие черты психического склада населения. Большая часть населения пользовалась английским языком, но он приобрел в Америке ряд специфических особенностей как вследствие появления новых слов, так и определенного выговора старых. В середине XVIII в. многие жители колоний уже называли себя американцами.
Одновременно с этим складывалась своеобразная национальная культура. Ее фундаментом служила европейская культура, прежде всего английская, но к середине XVIII в. уже явственно проступали черты самобытной американской культуры. Несмотря на подчас узкий практицизм, ее черты проявлялись в художественном ремесле, фольклоре (героем устных рассказов часто был сметливый янки), в народных песнях. Каждая национальная группа иммигрантов — англичане, ирландцы, французы, голландцы, немцы и др. — внесла свой вклад в формирование американской культуры. Важным компонентом ее явились заимствования из материальной культуры индейцев. Сильное влияние на музыкальное и поэтическое творчество оказали негры.
В преддверии борьбы за независимость зародилась передовая буржуазная идеология — Просвещение. Американское Просвещение имело возможность опереться на опыт, накопленный передовой мыслью колоний XVII в. (Уильяме, Хукер и др.). Оно формировалось под сильным воздействием английской и французской просветительской идеологии (особенно популярны были в Америке Мильтон, Локк, Монтескье), их идеи приобрели национальное звучание на американской почве. Так, теории естественного права и общественного договора стали главными постулатами, на которых строились доказательства правомерности свержения колониального господства.
В XVIII в. в Америке росло число колледжей. К середине века их насчитывалось восемь: к Гарвардскому (основанному еще в 1636 г.) прибавились Йельский, Филадельфийский, Принстонский и др. Под влиянием просветительства успешно развивалось светское образование, значительный шаг вперед сделали естественные науки. К середине XVIII в. широко распространилась грамотность, выросло число печатных изданий (в 1765 г. в колониях издавалось 43 газеты), были созданы общественные библиотеки. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия.
Американское Просвещение неразрывно связано с именем Бенджамина Франклина (1706—1790). Он был философом и политиком, естествоиспытателем и экономистом. Франклин прославился открытиями в области электричества и изобретением громоотвода. В сфере политической экономии он высказал гениальные догадки в отношении природы стоимости и показал экономическую неэффективность рабства. В издаваемом Франклином «Альманахе простака Ричарда» достоинствами человека провозглашались не знатность и положение в обществе, а его индивидуальные качества. Франклин сформулировал нормы буржуазно-индивидуалистического морального кодекса. Последовательный республиканец, Франклин явился одним из пионеров национально-освободительного движения. Деятельность других выдающихся представителей американского Просвещения — Томаса Джефферсона (1743—1826), Томаса Пейна (1737—1809)
/
азвернулась позднее, в годы революции. Начало массового освободительного движения. В 60-х годах XVIII в. в английских колониях Северной Америки началось широкое освободительное движение, переросшее затем в революционную войну.(Непосредственной причиной обострения противоречий стала политика Англии после Семилетней войны 1756—1763 гг. Стремясь задержать экономическое развитие колоний и покрыть огромные расходы, связанные с войной, правительство короля Георга III [резко усилило колониальный гнер. Оно потребовало неукоснительного выполнения законов, регулирующих развитие колониальных мануфактур, предприняло ряд жестких мер против контрабандной торговли, в которой участвовали почти все американские купцы. Недовольство вызвала аграрная политика метрополии: в 1763 г. королевская прокламация запретила колонистам переселяться за Аллеганские горы. Наконец, закон о гербовом сборе, принятый в 1765 г., задевал интересы почти каждого жителя колоний, так как гербовым сбором облагались различного рода коммерческие и юридические документы, печатные издания и т. д. Значение закона выходило за чисто экономические рамки, поднимая фактически вопрос о власти. Введение метрополией, по существу, прямого налогообложения уничтожило даже иллюзию о самоуправлении колоний, отнимая у колониальных законодательных собраний прерогативу финансового налогообложения.
Действия английского правительства вызвали возмущение в колониях, вылившееся в массовые выступления протеста. Демонстранты уничтожали привезенную из Англии гербовую бумагу, а сборщиков гербового налога раздевали донага, мазали смолой и вываливали в перьях. В Бостоне толпа разгромила особняк ненавистного главного судьи Массачусетса Т. Хатчинсона. На волне массовых выступлений в конце 1765 г. начали возникать первые революционные организации «Сынов свободы». В них входили ремесленники, рабочие, купцы, интеллигенция. Среди руководителей выделялся радикально настроенный журналист, умелый организатор Сэмюэл Адаме. «Сыны свободы» направляли развернувшуюся в колониях кампанию бойкота британских товаров. Американские колонисты, представители которых собрались,JL_l7Ji&"*«~tta* конгресс по.поводу гербового сбора, отказались признать право метрополии на обложение налогами колоний, не имевших своих представителей в английском парламенте. Был выдвинут лозунг: «Никаких налогов без представительства».
""Сопротивление колонистов заставило английское правительство отменить гербовый сбор, но политика метрополии оста-; ?лась прежней. Принятые парламентом в / 1767 г. законы Тауншенда (по имени ан-{ глийского министра финансов) вводили новые пошлины на ряд товаров, ввозимых из Англии. В 1768 г. в Бостон прибыли корабли с военными подкреплениями. Усилились репрессии. В накаленной атмосфере достаточно было искры, чтобы вспыхнул пожар. 5 марта 1770 г. пролилась первая кровь — произошла так.., называемая бостонская бойня, когда английские солдаты открыли огонь по толпе, осыпавшей насмешками «омаров» (презрительное наименование английских солдат, носивших мундиры красного цвета). Город огласился набатным звоном. Похороны убитых превратились в народную демонстрацию.
60-е — начало 70-х годов были также иррмрнрм ппп-ьрмя^ермрргкпг" п вижения. Наибольшего размаха оно достигло в Северной и Южной Каролине, в Нью -Йорке. Участники движения в Северной и Южной Каролине, называвшие себя «регуляторами» (имелось в виду упорядочение, урегулирование деятельности административных и судебных органов), требовали справедливого налогообложения, отмены квит-ренты, равного представительства в местных органах власти. Фермерское движение в Нью-Йорке бьыо направлено против элементов феодализма, особенно сильных в этой колонии. Его участники выдвинули также требование равенства прав на землю, поэтому движение получило наименование «левеллерского» («уравнительного»). Восстания были подбавлены колониальными властями силой оружия, в военных действиях наряду с милицией колоний участвовали регулярные британские части. Фермерские движения не были непосредственно связаны с патриотическим движением в городах, но, выражая протест против экономического и политического гнета, освященного колониальными порядками, они вливались в общий поток освободительной борьбы колоний.
(1773—1775 годы стали преддверием революции. Метрополия все больше теряла контроль над заатлантическими провинциями. Отменив под давлением колонистов законы Тауншенда, Англия не оставила попыток заставить колонистов платить вводимые без их согласия налоги. С этой целью был принят «чайный закон». Чай, ввозимый в колонии Ост-Индской компанией, был обложен пошлиной^которая воспринималась как символ верховенства власти парламента над колониальными органами самоуправления. Закон вызвал новый взрыв негодования в колониях* В декабре 1773 г. произошло событие, известное-под названием «бостонское чаепитие»;1 группа бостонцев, переодевшись индейцами, проникла на английские суда, стоявшие в гавани, и сбросила в море тюки с чаем. Британские власти ответили репрессиями: бостонский порт был закрыт, самоуправление Массачусетса упразднено. Реакция колоний была резкой и единодушной. Развернулось движение солидарности с Бостоном. Для связи и координации действий колоний повсюду создавались Корреспондентские комитеты. Они стали центром организации революционных сил и нередко брали на себя функции местной власти. Многие члены Корреспондентских комитетов принадлежали к «Сынам свободы». Наибольшим влиянием пользовались Корреспондентские комитеты Массачусетса и Виргинии (руководителем первого был Сэмюэл Адаме, второй возглавляли Томас Джефферсон и Патрик Генри).
$В сентябре 1774 г. в Филадельфии со-^ брался Первый Континентальный конгресс/ (конгресс назывался Континентальным; так как представлял английские колонии на Североамериканском континенте, имея в виду также участие Канады, но последняя делегации не прислала). Делегатов на конгресс посылали большей частью не колониальные собрания, зависевшие от английской администрации, а Корреспондентские комитеты и специально созванные конвенты. ^Конгресс) еще не решился на разрыв с Англией, но (твердо осудил «нестерпимые акты», принятые Англией против колоний после «бостонского чаепития». На конгрессе была принята Декларация, в которой провозглашались естественные права колонистов на «жизнь, свободу и собственность») Особое соглашение об «Ассоциации» определяло экономическую политику колоний (отказ от английских товаров, поощрение развития местного производства) и способы проведения ее в жизнь путем создания на местах «Комитетов по проверке». Взяв на себя осуществление ряда функций законодательной и исполнительной власти, конгресс явился прообразом национального правительства.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 381 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!