Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
"Конечно, выделять эти линии — значило бы очень упрощать дело. Для американской социологии всегда были также характерны теоретические подходы, состоявшие в критическом диалоге с рассмотренными направлениями и особенно выделявшие темы неравенства, господства и принуждения. Многие из этих теорий европейского происхождения и нашли дорогу в американскую социологию через труды тех, кто приехал из Европы (например, Сорокин), тех, кто в Европе учился (Парсонс), или же был так или иначе вдохновлен европейскими учителями (Миллс).
Эти системно-коллективистские, критико радикальные точки зрения сами составили наиболее значительт ю часть социологии в этой
РАЗДЕЛ 2
стране и продолжают питаться более современными вкладами европейских исследователей, таких, как Хабермас, Бурдье, Гидденс и др., — столкновение различных мыслительных ориентации, отчасти созвучных основным темам американской культурной традиции, а отчасти критических и оппозиционных по отношению к ней" [с.88 — 89).
"Если проанализировать возникновение новых сфер исследовательских интересов за последние несколько десятилетий, то можно заметить, что семья и безработица попадают в поле внимания в годы Великой депрессии, пропаганда, общественное мнение и слухи — во время второй мировой войны, взрыв нового интереса к социологии бедности, социологии образования, социологии молодежи и феминистической социологии приходится на 1960-е и последующие годы, а социология окружающей среды, социология энергии и социология риска возникают еще позже. Все это — несомненная реакция на социальную проблематику, и количественное исследование может выявить вполне реальное соответствие между возникновением проблем и потоком литературы, если, конечно, учесть неизбежное отставание во времени, вызванное финансированием, проведением исследований и задержками публикаций" [с.89|.
"В континентальной Европе формирование социологии, ассоциирующееся прежде всего с усилиями Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера, было связано с двумя основными обстоятельствами: во-первых, очевидная замкнутость на европейской социальной мысли, во-вторых, одновременное появление научной мотивации в экономике и психологии. Европейская социология ориентировалась прежде всего на классические, академические европейские интеллектуальные традиции, представленные исследованиями в области истории, философии, права, но также и на критические интеллектуальные традиции, сосредоточенные на проблемах государственного устройства, социальных классов, экономики, имевшие место как в академической, так и в более широко понимаемой интеллектуальной жизни европейских стран. Кроме того, она ориентировалась на возникающие социальные и научные предпочтения текущего момента, это показывают, например, полемика Дюркгейма с психологией и недоверие Вебера к посылкам формальной политэкономии. О стойкости этих традиций свидетельствует нынешняя увлеченность европейской социологии (за исключением феноменологии) крупномасштабными проблемами государства, классов, экономики и их критическая трактовка" [с.90|.
"Общие отношения социологии с национальными правительствами и народами всегда неопределенны и двусмысленны. Эти отношения можно сравнить с неудачным браком. Партнеры могут постоянно раздражать друг друга, поскольку и правительство и публика озабочены идеологическими вопросами и давление с их стороны несомненно угрожает свободе исследователей; социологи же произво-
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
дят информацию и способы описания социальных событий и ситуаций, вызывающие беспокойство, будоражащие и заставляющие чего-то требовать. В то же время понятно, что они не могут жить друг без друга: активность государства и публики зависит от данных, информации и взгляда со стороны, а социологии, кроме автономии, нужна финансовая и организационная поддержка. Эта неизбежная двойственность разрешима многими путями. Можно обеспечить социологии свободное, благополучное существование академической дисциплины, можно принизить ее статус в глазах общественности, можно постоянно заставлять ее быть не тем, что она есть, можно, наконец, загнать ее в подполье с помощью репрессий" [с.91].
"Но наиболее мощные политические влияния на социологию связаны не с ее значением как академической дисциплины внутри университетской системы, а с тем, что она является наукой, основывающейся на эмпирических исследованиях. Поддержка этих исследований со стороны научного истеблишмента (а значит, в конце концов, со стороны конгресса и исполнительных органов) и есть то, почему само исследование приобретает политическое измерение" [с.92].
2.2.1
Сорокин П.А. Структурная социология // Человек. Цивилизация. Обшество. — М., 1992. — С.156 — 221.
"Хотя слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет сравнительно недавнее происхождение, несистематизированные наблюдения и обобщения социологического характера являются столь же древними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в значительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было названо позднее религией, поэзией, философией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуцианских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция социальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства социального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими...
С еще большей уверенностью можно говорить о социологическом крене в трудах греческих, римских и средневековых ученых. Даже мыслители досократовского времени в Древней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар и Протагор, предложили много социологических обобщений...
РАЗДЕЛ 2
"Государство" Платона, его "Законы" и некоторые диалоги, такие, например, как "Политик", так же как "Политика" Аристотеля и в меньшей степени "Никомахова этика", являются крупными произведениями по общей и специальной социологии, дифференциации и стратификации. Дальнейшее доказательство социологического содержания этих произведений можно найти в их общих теориях революции, исследовании циклов в эволюции политических режимов, корреляций между типами личности, культуры и политическими укладами и т.д." |с. 1 76].
"Однако до XIV века социология едва ли представляла собой систематическую дисциплину. Такой вид она приобрела с написанием в XIV веке "Исторических пролегомен"... великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332 — 1406). В этом обширном труде Ибн Халдун всесторонне рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной социологии в условиях кочевых и цивилизованных обществ. Большие куски этой работы кажутся вполне современными и в настоящее время. Вместе с Платоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Халдун бесспорно является одним из отцов-основателей социологии (также, как, впрочем, и научной истории). К несчастью, работа Ибн Халдуна оставалась неизвестной западным ученым вплоть до начала XIX века" [с. 177].
"С публикацией "Курса позитивной философии" (в шести томах, 1839 — 1842) Огюстом Контом (1798 — 1857) социология обрела свое собственное имя и систему" [с. 178].
2.2.4
"Постконтовская фаза развития социологии, продолжающаяся и поныне, была столь плодотворна и разнообразна, что здесь можно упомянуть лишь самые выдающиеся моменты.
1. Количество общих и специальных работ по социологии неимо
верно возросло во всех цивилизованных странах мира. Появилось
значительное число отраслевых социологических журналов и перио
дических изданий, не только в европейских и американских странах,
2. В колледжах и университетах вводятся курсы и факультеты
социологии, так как социология стала полнокровной дисциплиной
в университетских программах. В Соединенных Штатах это проник
новение социологии в академический мир было особенно впечатля
ющим. Сегодня факультеты и социологические курсы находятся на
одном из первых мест по количеству студентов. "Академизация"
социологии создала потребность в книгах по этому предмету и при
вела к появлению большого числа социологических текстов, осо
бенно в Соединенных Штатах.
3. Социологи все чаше привлекаются в качестве экспертов в го
сударственные, общественные и частные организации, а также в
область, именуемую социальной работой или службой.
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
4. В то время как на социологию оказывают давление другие
науки — социальные, биологические и физические, она сама со
времен Конта все в большей и большей степени влияет на другие
социальные, гуманитарные, философские и даже биологические
науки. Та или иная "социологическая точка зрения" все больше
проникает во все дисциплины: историю, экономику, науку управ
ления, психологию, антропологию, религиоведение, эстетику, линг
вистику, философию, этику и право. В те десятилетия XIX века,
когда доминировали контовская, спенсеровская и дарвинистская
парадигмы социологии, большинство исторических, политических,
экономических и других работ писалось в духе конто-спенсеровских
теорий позитивизма и прогрессирующей эволюции. Во время же
моды на марксизм большая часть работ этих дисциплин несла отпе
чаток "экономической интерпретации" исторических, психологиче
ских, религиозных и философских данных, изучаемых этими дис
циплинами. Биология позаимствовала некоторые социологические
понятия, такие, как разделение труда, дифференциация, интегра
ция; более того, биологи все чаще изучают общие и специальные
социокультурные факторы, исследуют и социологически интерпре
тируют многие из своих специфических проблем, особенно в об
ласти изучения и лечения болезней. В психиатрии эта зависимость
от социологии стала тем более привычной; в других медицинских
областях термины "социология венерических заболеваний", "со
циология эпидемий", "социология болезней сердца" и т.д. недву
смысленно демонстрирует глубину этого влияния. Социология воз
действует на иные науки всевозможными путями, причем даже на
те дисциплины, представители которых либо пытаются отрицать это
влияние, либо попросту занимают враждебную по отношению к
социологии позицию.
5. Социология постоянно становится более фактографической и
менее спекулятивной наукой; ее исследовательские методы стали
более индуктивными>, точными и объективными. С усовершенство
ванием количественного анализа происходило резкое улучшение
техники качественного анализа методов наблюдения и эксперимента
в исследованиях социальных и культурных явлений. В результате
современная социология гораздо ближе к естественным наукам по
объективности, точности и индуктивности, чем большинство других
социальных и гуманитарных дисциплин.
6. В то время как современная социология движется к синтезу,
она одновременно становится все более специализированной и диф
ференцированной наукой. Возникают отдельные отрасли социоло
гии, и они, в свою очередь, делятся на более узкие проблемы, и
чтобы прийти к подлинному пониманию всего социокультурного
пространства, необходимо осуществить плодотворный и достовер
ный синтез, если мы не хотим, чтобы наши исследования безна-
РАЗДЕЛ 2
дежно путались в фрагментарных, не связанных между собой и иррелевантных фактах и проблемах. Попытки такого синтезирующего понимания были предприняты в ряде работ; они, видимо, будут возрастать в будущем" [с. 179 — 180].
2.2.2
Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Введение // Социологические исследования. — 1993. — № 5. — С.ЗЗ — 50.
"Привычка датировать ее с акта официального провозглашения Контом, придумавшим сам неологизм из слов двух разных языков, социология, от которой мы до сих пор не отделались, была подвергнута сомнению еще в последней четверти XIX — начале XX века. Уже в это время в "социологическом сообществе" сложилось убеждение, что Конт предложил лишь проект будущей социологии (но не науку), который ни ему, ни его ближайшим преемникам (тем, кто составлял его школу в узком смысле этого слова) так и не удалось осуществить. Науку об обществе еще только предстояло создать" [с.36].
"Так сложились два противоположных устремления. В русле первого из них, озабоченного утверждением научной строгости социологии (и связанным с ним сужением ее предмета), ее начало датируется все более поздним временем, когда, наконец, она обретает "подлинную" научность. В рамках второго, для которого наличие научной строгости не является решающим, а соответственно, все более расширительно толковался предмет социологии, ее возникновение, напротив, датируется более ранним периодом. Причем утверждению и сохранению второго подхода во многом способствовала история ее официального становления. А именно тот факт, что сам О. Конт строил социологию как "априорную" ("абстрактную") теоретическую дисциплину, которую ни он, ни его ближайшие преемники так и не смогли отграничить от социальной философии и философии истории, чье "начало" действительно уходит в очень далекое прошлое. Так что сам зачинатель социологии способствовал, по крайней мере, отчасти (и, конечно же, несознательно), стремлению значительной части историков социологии "продолжать" официальную историю социологии, присовокупляя к ней "неофициальную", когда факт появления новой общественной науки не был еще засвидетельствован перед лицом "научного сообщества" [с.36 - 37].
"Дело не только в том, что социологическое, по существу, знание, долгое время накапливалось (и даже развивалось), так сказать, анонимно, когда теоретически строгое изучение общества не связывалось еще научной общественностью с термином — и даже понятием — социологии. И не только в том, что за неимением соответст-
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
вующей теоретической дисциплины основные элементы будущей науки формировались в составе самых разнообразных гуманитарных дисциплин: этики и нравственной философии, правоведения и теории государства, истории и политэкономии. Дело также в том, что на протяжении "официальной" истории социологии, датируемой со времен О.Конта, в ней неоднократно менялись представления о научности и ее критериях. Причем с появлением новых представлений старые не отменялись целиком и полностью. Они вступали в сложные взаимодействия — сочетания и переплетения — с новыми, сохраняя, по крайней мере, часть своего влияния на умы теоретиков" [с.37].
"Так или иначе, но тут уже есть смысл ставить вопрос о последовательном возникновении в рамках социологии трех типов научности, не столько отменяющих один другой, сколько сосуществующих друг с другом в общем континууме социологии, борясь за первенство и время от времени оттесняя друг друга на задний план. Речь идет о двух типах, соответствующих двум типам естествознания Нового времени — классическому (ньютоновскому) и неклассическому (эйнштейновскому). И третьем, принципиально новом типе, соответствующем утверждающемуся ныне в гуманитарии воззрению, согласно которому мы переживаем сегодня переход от Нового и Новейшего времени к "постмодерну", а "постмодерн" требует и адекватного типа науки" [с.38].
"Чем большее распространение "неклассический" тип научности получал в теоретико-методологической сфере, тем глубже становилась пропасть между "большой" социологической теорией, которой никак не удавалось преодолеть неразрешимые противоречия, связанные с проблемой самообоснования, с одной стороны, и "практически работающей" социологией, ориентирующейся на выработку "полезных рекомендаций" для политиков и менеджмента — с другой. Тем не менее, успехи, достигнутые в области прикладного использования социологического знания в поствеберовский и пост-дюркгеймовский период, питали надежды социологов-теоретиков на возможность преодоления этого разрыва. На волне "социологического бума", к которому привели эти успехи в США, Т.Парсонс создавал свой грандиозный теоретико-методологический синтез, который, казалось, подводил под них научный фундамент, открывая новые перспективы развития социологии как объективной науки об обществе и человеческом поведении. Подобно Дюркгейму, Парсонс ориентировался при этом на "классическую" модель научности, хотя в содержательное ее истолкование у него, как и у его предшественника, проникают мотивы, тяготеющие скорее к иной, "неклассической" модели. Хотя они звучат у него гораздо глуше, чем у Дюркгейма, не говоря уже о Вебере. В целом же это была попыт-
РАЗДЕЛ 2
ка реставрации классической модели научности в социальной теории — модель чисто объективистского социального знания.
Однако именно по этой причине тем более разрушительным, причем не только для социологического построения Т. Парсонса, но и для теоретической социологии вообще, оказался результат критики, которой подвергли его учение в 60-е годы радикалистски, и прежде всего неомарксистски настроенные теоретики, начиная с Ч.Р.Миллса и ведущих представителей Франкфуртской школы.
В их сознании витал утопический проект создания "принципиально новой" — "постмодерновой", как бы теперь сказали, — науки, не имеющей ничего общего с научностью Нового времени (то есть "буржуазной эпохи")" [с.45].
"В обоих случаях тенденция "распредмечивания социологии" вела к кризису социологии — второму после того, какой произошел в конце XIX — начале XX века. В ходе этого кризиса, который нашел также свое выражение в резкой поляризации традиционных социологических ориентации, каждая из которых предлагала свое понимание предмета социологии и способов его научного конструирования, западная теоретическая социология действительно далеко зашла в критическом размывании существующих критериев научности в социологии. Однако совершенно нового типа научности, отменяющего не только "классическую", но и "неклассическую" модель научного знания, в ходе этого кризиса обрести не удалось.
Перед лицом вполне реальной перспективы утратить не только объективно научную строгость, но и теоретическую серьезность в самом банальном смысле, в западной социологии последние 10 — 15 лет нарастает реакция против субъективистского произвола в социологии, приведшего ее к серьезному кризису. Отчасти эта реакция, сопровождающаяся усилением стабилизационных устремлений в социологии, нашла свое выражение в обращении к социологической классике (не только XX века, но временами даже XIX века), в реабилитации Т. Парсонса, также причисленного теперь к классикам, в настойчивых попытках преодолеть "мультипарадиг-мальность" (вавилонское столпотворение несовместимых друг с другом "социологических парадигм"), найдя некоторые устойчивые "метапарадигмы", объединяющие враждующие социологические ориентации, и т.д." [с.46].
2.2.2
Босков А. От общественной мысли к социологической теории // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. — М., 1961. — С.15 — 47.
"Конт (1798 — 1851). С внешней стороны Контдал социологии имя и программу, которую он проповедовал, но которой сам не следовал. Эта программа, однако, настолько укоренилась в нашем
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
мышлении, что ее ранние формулировки часто кажутся скучными и не заслуживающими тщательного рассмотрения. Тем не менее ее основные черты заслуживают внимания, несмотря на ее спекулятивные элементы, которые, к несчастью, повредили репутации Кон-та в социальной науке" [с. 19].
"Хотя понятия прогресса и социального телезиса побудили Конта заняться социальной теорией, он проводил резкое различие между социальной философией и научным изучением социальных явлений как аналитически самостоятельной областью. Этой до сих пор не существовавшей дисциплине он дал имя социальной физики, или социологии, хотя она иногда называлась политикой в очень широком смысле этого слова. Вместо того, чтобы полагаться на одни догадки, он требовал при установлении социальных фактов тщательного использования наблюдений, экспериментов и сравнения как базы для соответствующих обобщений. Затем Конт наметил довольно спорное разделение проектируемой социологии на социальную статику и социальную динамику. Под социальной статикой Конт имел в виду исследование ограниченного во времени мира социальных явлений в терминах сосуществования или взаимосвязи компонентов, согласно нашей современной терминологии, социальной структуры. Социальная динамика, или, правильнее, социальная кинетика, означает, с другой стороны, анализ изменений и последовательных состояний взаимосвязанных социальных фактов. Однако социальная динамика в значительной степени у Конта отождествлялась с прогрессом и вследствие этого стала преобладать в его мышлении. Несмотря на эту неправильность, Конт настаивал, что статику и динамику можно отделить друг от друга исключительно в целях анализа и что это отличие не должно предполагать наличие двух классов фактов, а скорее являться двумя аспектами единого подхода к социальным явлениям. Многие современные социологи не обратили внимания на это предостережение, так же как сам Конт на практике пренебрегал тем, что может вскоре рассматриваться как один из его наиболее важных принципов" [с.20].
"Маркс (1818 — 1883). Определение роли Карла Маркса в превращении социальной теории в социологию является весьма трудной задачей по крайней мере по трем причинам. Очевидно, что его деятельность в качестве экономиста, пропагандиста и революционера затемняет и затушевывает специфические социологические элементы его трудов. По-видимому, в силу того, что Маркс работал, испытывая давление как научных, так и политических целей, ему, к сожалению, была свойственна неясность в определении терминов, и он не мог избежать противоречия с самим собой в процессе переформулировки своих идей в политических и интеллектуальных спорах, сопутствовавших ему на протяжении всей его жизни. Более того, интерпретация его трудов усердными учениками была настолько не-
РАЗДЕЛ 2
осторожной, что сам Маркс был вынужден заявить: "я не марксист". В то же время, точно так же как Конт символизирует собой завершение знаменательного развития в общественной жизни Франции, работа Маркса может рассматриваться как вершина и синтез некоторых течений европейской мысли, которые мы привыкли отождествлять с экономической интерпретацией истории, или историческим материализмом. Место Маркса в социологической мысли, возможно, было менее видным, хотя вполне реальным и неуловимо устойчивым, чем огромное влияние его политических и экономических доктрин..'.
В то время как Конт видел сущность социальлых явлений в семье, а позднее в религии, Маркс предпочитал исследовать функционирование общества, сосредоточившись на его экономической структуре. Таким образом, общество далее было определено как организованная совокупность производительных сил. К сожалению, термин "производительные силы" никогда не был ясно определен Марксом Но важно отметить, что интерпретация социальных отношений как производительных сил указывает на наличие и значение нематериальных факторов в экономической структуре" [с.22].
"Маркс анализировал далее экономическую структуру как социальный институт, характеризуемый основным способом производства, или техникой производства, серией социальных отношений с целью сотрудничества, развивающихся в связи с этой техникой, и общественным разделением труда, выражающимся в формах собственности на орудия производства и соответствующей классовой структуре. Согласно Марксу, вся эта структура в целом является детерминированным отражением одного компонента — способа производства, а экономическая структура в свою очередь определяет развитие и организацию других институциональных секторов" [с.22 - 23].
"Маркс утверждал, что изменения в способе производства вступают в конфликт с установившимися отношениями собственности. Но является ли это конфликтом логического порядка (в смысле последовательности) или практического порядка (связанного с интересами соответствующих групп)? Маркс допускал, что каждая социальная система содержит противоречия (отставание?) между экономической и другими сферами, и все же настаивал, что эти противоречия вызывают классовую борьбу и что, следовательно, социальные изменения являются функцией социальной революции. Из уважения к фактам Маркс был вынужден признать решающее различие между объективными изменениями в способе производства и субъективной реакцией людей в виде идеологии" [с.23].
"Сущность социологической мысли Маркса заключается, по-видимому, не в его теориях, которые в основном неприемлемы, а в некоторых проблемах и понятиях, которые постоянно занимают
социологов. В своем анализе экономических систем Маркс показал удобство институционального подхода и, может быть даже не желая этого, подчеркнул значение неэкономических факторов в экономической сфере... Маркс вслед за Контом подчеркивал значение стратификации для общества и ее связь с локальными социальными институтами, хотя он и предполагал, что экономический институт неизбежно должен быть центральным. Марксистская теория социальных изменений, хотя и общем и ошибочная, подчеркивает два важных положения: 1) изменение — это процессуальное явление, которое можно исследовать, анализируя реакции участвующих в нем групп; 2) изменение часто сопровождается напряжениями, неприспособленностью и групповыми конфликтами физического и идеологического порядка. Наконец, Маркс отмечал явления различных групповых оценок как важных факторов в социальном действии, признавая, таким образом, значение волевого элемента и тем самым теоретическую связь между проблемами социальных изменений и социальной причинности" |с.24].
"Дюркгейм (1858 — 1917) Дюркгейм достиг вершины в интеллектуальной драме социологического исследования и открытий, хотя можно возражать против некоторых его теорий и толкований. В его трудах, например, мы находим поучительное обсуждение и иллюстрации следующих моментов' функциональный подход; природа социальных фактов; значение для теоретических формулировок изучения важных случаев проявления культуры; необходимость изучения социальных фактов от "внешнего" к "внутреннему", от проявления в поведении и артефактов к значению их для участников и наблюдателей; связанную также с этим проблему анализа "неуловимых" социальных явлений путем выбора важных показателей (indices)... Изучение Дюркгеймом социальной сплоченности началось с предварительного установления различий между социетальными типами — простым, охватывающим группу, основанную на кровном родстве, и вторичным — сложной группой, основанной на специализированных функциях. Эта работа во многих отношениях похожа на "общность" и "общество" Тенниса, социальный состав и социальную конституцию Гидденса и органическую общность и механическую одновременность Зиммеля. Каждый тип предварительно описывался в терминах характерной для него солидарности; простая группа достигает сплоченности благодаря однородности (механическая солидарность), в то время как сложная группа функционирует благодаря менее ощутимой солидарности, основанной на взаимосвязи специализированных функций (органической солидарности). Эти формы солидарности разделялись Дюркгеймом аналитически, ибо он признавал, что аспекты каждой могут встречаться в любом конкретном обществе. Но своеобразный вклад Дюркгейма в социологию заключается в его попытках (1) связать
РАЗДЕЛ 2
солидарность и сплоченность с руководящими правилами и нормами, а также (2) показать изменяющиеся отношения между индивидуумом и этими нормами" |с.34|.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!