Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
щественные недостатки: плачевное состояние статистики, ее недостаточность и практически недоступность для исследователей (закрытость), отсутствие общесоюзной выборки, отсутствие у социологии статуса самостоятельной науки, крайне ограниченные масштабы социологического образования и др.58 Ожидалось также, что существенные сдвиги в социологии вызовет готовящееся постановление ЦК КПСС59, которое должно было стать толчком для решения поставленных самим ходом развития социологии, а также социально-экономическими и политическими условиями перестройки проблем. Ожидаемое постановление было принято в июне 1988 года. Оно характеризовалось неконкретностью, беспредметностью, а главное — не был определен механизм реализации принятых решений.
Сколько-нибудь ощутимым следствием данного постановления можно, пожалуй, считать создание Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам при ВЦСПС и Госкомтруде СССР. Центр, который возглавила академик Т.И.Заславская, был укомплектован кадрами социологов высокой квалификации, были созданы региональные группы во всех республиках, начали проводиться (по общесоюзной выборке) регулярные опросы общественного мнения.
Последним масштабным мероприятием Советской социологической ассоциации был I съезд ССА, проведенный в январе 1991 года. Первый съезд оказался последним, так как в результате распада СССР прекратила существование и ССА, образовались социологические ассоциации государств бывшего Союза. Изменение социально-политической и социально-экономической ситуации повлияло не только на организационные структуры, координирующие и регулирующие деятельность социологов. Это изменение существенным образом повлияло на характер тематики и содержание исследовательских проблем: на передний план выдвинулись проблемы конфликтов, социальных последствий рынка, различных сторон предпринимательской деятельности, электорального поведения (поведения населения в период избирательных кампаний). Все большее значение приобретало изучение общественного мнения, определялись возможности и формы учета его динамики в политической деятельности. Социология, как всегда, оказалась чрезвычайно чуткой к измене-
РАЗДЕЛ 2
нию социально-экономической и социально-политической обстановки, не поспевая, однако, осмысливать происходящее, упреждать негативные следствия и конфликты*.
2.3.4. Социология в Украине
Характеристика социологии в Украине зависит, как и характеристика социологии вообще, от того, что понимается под социологией и "протосоциологией", как оценивается роль социальной философии в социологическом развитии (см. 2.2.1). Обращаясь к истокам социологической мысли в Украине, указывают на проповеди митрополита Иллариона, на послание Клима Смолятича и Владимира Мономаха, на литературные и исторические работы Ю.Рогатинца, И.Вишневского, Т.Прокоповича, философские произведения Г.Сковороды60. Все это, а также последующие работы украинских этнографов-фольклористов, публицистов и историков, заложило основы духовной традиции, особенности которой проявились и в развитии украинской социологической мысли: в ней большое значение придавалось внутреннему миру человека, его самосознанию, различным проявлениям субъективной истории народа.
Непосредственные предпосылки социологической мысли были заложены социально-философскими представлениями украинских философов Юркевича, Федоровича, Лесевича, Стронина и др. ГТ.Д.Юркевича (1827 — 1874), например, по праву считают основоположником (наряду с Г.Г.Шпетом) экзистенциализма, широко распространенного в настоящее время на Западе философского направления. Основная тема "метафизики любви и философии сердца", которую разрабатывал П.Юркевич, несомненно, связана с идеями Г.С.Сковороды. Социально-философские взгляды П.Юркевича, в свою очередь, оказали влияние на представления русских философов конца XIX и начала XX века и прежде всего на В.С.Соловьева. Когда в 1861 году П.Юркевича пригласили работать в Московский университет, он, по свидетельству современников, был единственным достаточно подготовлен-
Заметим, однако, что о назревающем конфликте в Карабахе этносо-циологи предупреждали ЦК КПСС, направив туда еще до развертывания событий несколько докладных записок.
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
ным философом, который без предварительной заграничной командировки мог занять философскую кафедру университета. П.Юркевич действительно "был далеко выше своего времени", как скажут о нем впоследствии.
Еще одна фигура, на характеристике которой следует остановиться особо, имея в виду "протосоциологию" в Украине, — украинский правовед и социолог Б.А.Кистяковский (1868 — 1920). Взгляды его в большей степени (если иметь в виду последний период его творчества) относятся уже непосредственно к социологии, точнее — к социологии права. В конце XIX — начале XX века Б.Кистяковский разделял взгляды представителей российской школы субъективной социологии (см. 2.3. /), внеся много оригинального и интересного в социологическое понимание общественных явлений. Углубляя представления преимущественно так называемого "субъективного права"61, Б.Кистяковский большое значение придавал изучению идей, нравственных оценок и субъективных мотиваций. Б.Кистяковский так же, как и славная плеяда российских философов (Бердяев, Булгаков, Струве и др. — см. 2.3.1), пережил увлечение марксизмом и утвердился в гуманистической позиции, характерной для российской социологии начала XX века, являющейся, как он отметил в работе "Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем", "единственной во всей человеческой мысли"62. В 1918 — 1920 годах Б.Кистяковский возглавлял кафедру социологии в социально-экономическом отделе Всеукраинской Академии наук (ВУАН). Именно с деятельностью этой кафедры в период работы там Б.Кистяковского связаны основные достижения социологической мысли в Украине в 20-е годы.
Значительный вклад в развитие историко-социологической мысли в Украине внесла также деятельность М.С.Грушевского. Творчество М.Грушевского, с одной стороны, представляло собой развитие историко-социологического направления западной общественной мысли (Э.Дюркгейм, М.Вебер, ЛЛеви-Брюль), а с другой — непосредственно связано с духовными национальными традициями народознания и фольклористики. М.Грушевский известен как создатель проекта Украинского социологического института, реализовать который в Украине, к сожалению, не было возможности63. В последние годы своей жизни М.Грушевский сотрудничал с
РАЗДЕЛ 2
"Ассоциацией культурно-исторического опыта", в рамках которой велась работа в области социологии, этнологии и фольклора.
С 60-х годов социологическая мысль в Украине развивалась и в рамках Института философии АН УССР, где было создано три социологических отдела. Социологические исследования проводились в Харькове, Днепропетровске, Одессе (преимущественно на базе различных вузовских кафедр). Социологический отдел Львовского отделения Института экономики АН УССР был общепризнанным в бывшем Союзе научным подразделением, в рамках которого (совместно с киевскими социологами) были созданы методики социального планирования на промышленных предприятиях. Эти методики и связанные с ними концепции, как и разработки Донецкого отделения Института экономики АН УССР, внесли значительный вклад в развитие промышленной социологии и социологии труда в Украине и в целом в развитие социологии бывшего Союза.
Значительные достижения украинских социологов имеются в области изучения социальных проблем, социальной стратификации и профессиональной ориентации молодежи (В.Черноволенко, С.Макеев), влияния средств массовой информации на самоопределение молодежи (В.Оссовский, Е.Головаха), применения математических методов в социологических исследованиях и совершенствования методических средств изучения (В.Паниотто, В.Максименко, В.Воло-вич), закономерностей ценностного сознания (И.Попова, А.Ручка, Н.Костенко), социологии образования, изучения проблем высшей школы (Е.Якуба) и др. С 80-х годов развернулась работа по изучению общественного мнения: было создано два территориальных отделения ВЦИОМ, работа которых была направлена не только на составление необходимой информации для ВЦИОМ, но и на то, чтобы анализировать ситуацию в Украине, изучать общественное настроение, его динамику. Впоследствии (после обретения Украиной независимости) эти отделения преобразованы в имеющий самостоятельное значение отдел изучения общественного мнения (руководитель Н.Чурилов) при вновь образованном Институте социологии АН Украины. С 1990 года начинают функционировать первые социологические факультеты — при Киевском и Харьковском университетах. Позже образуется со-
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
циологическое отделение вновь образованной Киево-Моги-лянской академии.
История социологической мысли в Украине, как и история мировой социологии вообще, свидетельствует о том, что для успешного развития социологии необходимы определенные внешние условия, которые в значительной степени становятся внутренними факторами ее развития. К ним следует прежде всего отнести то, что называют "открытостью" общества — степень его демократичности, способность критически отнестись к происходящему, реально оценить свои достоинства и недостатки. Тоталитарная система губительна для социологии, в условиях жесткой регламентации и диктатуры социология развиваться и функционировать не может. Существует и множество других факторов, которые выступают как условия функционирования социологии и могут замедлять или ускорять ее развитие. К их числу, например, следует отнести и степень осознания обществом, а скорее правящей его элитой, необходимости объективного анализа реальных процессов. Это осознание трансформируется в так называемый "социальный запрос", который обусловливает развитие социологии, основные направления социологических исследований. К числу серьезных (а порой и решающих) условий развития современной, эмпирически адаптируемой социологии, которая в наибольшей степени создает предпосылки обоснованного решения социально-практических проблем, относится финансирование. Широкомасштабные исследования, необходимые для научно обоснованного реформирования и радикальных социальных преобразований, требуют значительных финансовых затрат, создания необходимой материальной базы.
Краткое содержание
1. Олним из вопросов, относящихся к проблеме взаимо-лействия социологии и общества, является вопрос о том, как влияет обшество на социологию, какие факторы обусловливают ее приролу. Вопросы эти относятся к области так называемой социологии знания, точнее, к той ее разновилности, которую называют социологией науки.
РАЗДЕЛ 2
С рели общественных факторов, обусловливающих процесс становления и развития социологии, можно вылелить слелу-юшие их группы:
— социально-политические (уровень и характер социально-
экономического развития, взаимоотношение классов и со
циальных групп, расстановка политических сил и Ар.);
— культурные (луховные тралииии, уровень интеллектуаль
ных возможностей, взаимолействие форм сознания и Ар.);
— общенаучные (лостижения мировой науки, разработан
ность срелств и способов научного изучения лействительности
и Ар.).
Переплетение этих факторов, их неповторимое сочетание и степень жизнеспособности оказывают существенное воз-лействие на социологию.
22. Взаимолействие вышеуказанных (внешних по отношению к социологии) факторов с теми, которые характеризуют внутреннюю логику ее развития, обусловливают особенности ее функционирования в различные исторические периолы. В результате этого взаимолействия меняется облик социологии, характеризующийся степенью ее связи с социальной философией, с различными общественными и естественными науками, а также взаимоотношением в ней теории и эмпирии. Указанное взаимолействие обусловливает также вылвижение на перелний план тех или иных социальных проблем и способов их решения, изменение разрабатываемой тематики. Социальный запрос и внешний стимул оказывают возлействие на социологию, трансформируясь в специфически социологическую проблему.
3. Опрелеление периола становления социологии как науки об обществе обусловлено тем, что понимается пол наукой и признается ли в качестве неотъемлемого признака социологии "научная строгость", близость ее метолов к метолам естественных наук. Наряжу с этой характеристикой социологии становление послелней слелует связывать также с вылелением прелметной ее области, опрелелением специфически социологического угла зрения — фиксированием и объяснением ролевых свойств общественных явлений.
Становление социологии охватывает периол от серелины XIX века ло начала XX века, котла происхолило бурное развитие эмпирических исслелований, завершился сложный процесс
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
формирования социологической науки, построения различных ("сверху лонизу") этажей социологического здания.
4. Начало XX века характеризовалось переориентацией социологии с объективного на субъективное, на утверждение так называемой "волюнтаристической парадигмы". Выход на передний план субъективизма в социологии был неразрывно связан с распространением эмпиризма и оттеснением на задний план теории. Все вместе это выступало как одно из проявлений так называемой активистской идеологии ("нельзя сидеть сложа руки", полагаясь на объективные тенденции, стихийные силы), характерной лля периода, когда лишь намечался кризис индустриального общества и возникла необходимость социального реформирования.
Аанная трансформация социологии в различной степени проявилась в разных странах и была обусловлена конкретными социально-политическими и культурными обстоятельствами, национальными традициями. С конца 50-х годов нарастает критика эмпиризма, утверждаются различные теоретические представления, происходят изменения в характере теоретизирования: теории, в которых внимание сосредотачивалось на факторах, способствующих равновесию, потеснились в пользу тех, которые отдают предпочтение конфликтам и радикальным изменениям.
£>. Коней 60-х — начало 70-х годов знаменуются "возвратом к классике", особенно к трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Люркгейма. Происходит также и реабилитация более поздних социологических теорий (например, Т.Парсонса). В последующем идея плюрализма (множественности) теорий преобразуется в идею их синтеза — построения некоторой обобщенной, непротиворечивой теории, в которой бы объединились различные взаимодополняющие подходы.
Трансформация в социологии, связанная с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, была обусловлена и сменой критериев научности. Новый тип научности (третий после "классического" и "неклассического") характеризуется разочарованием в сциентистских моделях, реабилитацией гуманитарного знания, признанием значимости последнего, а также значимости обыденных представлений для социологического исследования.
РАЗДЕЛ 2
€5. "Отечественная социология" (к которой можно отнести социологическую мысль России, затем СССР, а также социологическую мысль собственно Украины) имеет солилные соииально-философские истоки, богатые луховные тралииии. Ао начала 20-х голов развитие отечественной социологии про-исхолило в связи с эволюцией мировой социологической мысли, в соответствии с основным направлением ее развития. Основными фигурами, которые много слелали лля инсти-туиионализаиии социологии в России, были М.Ковалевский и П.Сорокин. В конце 20-х голов процесс развития социологии фактически был прерван. Социология была вытеснена ло-гматически трактуемой марксистской теорией, само понятие социологии практически не использовалось.
Возрождение отечественной социологии началось в конце 50-х — начале 60-х голов. Стал развиваться прерванный процесс институиионализаиии социологии, расширялись масштабы социологических исслелований, ширилось социологическое сообшество. Особо широкое развитие получили исслело-вания в сфере социологии трула и промышленности. Некоторое оживление в социологии наблюлалось в связи с так называемой "перестройкой" (1986 гол). 1-й съезл Советской социологической ассоциации (1991 гол) оказался послелним ввилу распала Советского Союза и соответственно Советской социологической ассоциации.
Т. На формирование социологической мысли в Украине большое влияние оказали работы этнографов-фольклористов, публицистов и историков, улелявших большое внимание различным проявлениям луховной стороны истории нарола. К не-посрелственным прелпосылкам развивающейся в Украине социологической мысли слелует отнести соииально-философские прелставления, в которых основное внимание улелялось внутреннему миру человека (П.Юркевич и Ар.). Наиболее значительные фигуры, внесшие вклал в развитие социологии и историко-соииологической мысли, — Б.Кистяковский и М.Грушевский. С самого начала возрожления отечественной социологии Украина нахолилась на перелнем крае этого процесса. Украинские социологи лостигли значительных результатов в изучении проблем социальной стратификации и профориентации мололежи, применении и совершенствовании математических срелств социологического изучения, исслелований ценностного сознания и лр.
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
&. История мировой социологии свилетельствует о том, что необхолимым фактором успешного ее развития является "открытость" общества, его лемократичность. В условиях жесткой регламентации и ликтатуры, в наибольшей степени при-суших тоталитарным обществам, социология функционировать не может. В настоящее время к числу важнейших факторов развития социологии слелует отнести готовность общества, а еше в большей степени готовность правящей элиты понимать (и обеспечивать) необхолимость объективного анализа реальных процессов.
Ключевые понятия
/. Социология знания — направление в социологии, исследующее социологическими методами зависимость различных видов знания от многобразных общественных факторов. Разновидность социологии знания — социология науки, изучающая зависимость научного знания от общества.
2. Социальная природа социологии — состоит в том,
что социология рассматривается как наука, процесс станов
ления и развития которой обусловлен различными обществен
ными факторами: социально-экономическими и политическими,
социокультурными и общенаучными. Социальная природа социо
логии свидетельствует о воздействии общества на социологию.
3. Генезис социологии — "рождение", появление социоло
гии как особой общественной науки, отличной от социальной
философии и других общественных наук. Наиболее распростра
ненной является точка зрения, согласно которой генезис со
циологии связывают с 30-ми годами XIX века и с именем фран
цузского социолога Огюста Копта. Последний провозгласил по
явление новой, "позитивной " науки об обществе — социологии
(societas — общество, logos — наука).
4. Протосоциология — термин, обозначающий зачаточное
состояние социологии, длительность процесса ее становления и
оформления в самостоятельную науку об обществе, отличную
от социальной философии.
РАЗДЕЛ 2
5. Современная социология — социология второй поло
вины XX века, оформляющаяся в период становления постин
дустриального общества. Для современной социологии харак
терны возврат к теории (признание ее значимости), интерес к
методам исследования, типичным для гуманитарного знания,
историзм, попытки осуществить синтез теорий.
6. Отечественная социология — термин, используемый для
обозначения социологической мысли дореволюционной России, со
ветской социологии (функционирующей в бывшем СССР), к ко
торой относилась и социология, развивающаяся на территории
Украины, а также социологическая мысль Украины как неза
висимого государства.
7. Социология в Украине — социологическая мысль, функ
ционирующая на территории Украины как в советский период,
так и в период существования независимого украинского госу
дарства. Непосредственными предпосылками развития социо
логии в Украине явились работы украинских философов, а так
же этнографов-фольклористов и историков.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит социальная природа социологии? Какие общест
венные факторы оказывают на нее влияние?
2. Чем характеризуется облик социологии? Как он зависит от об
щества?
3. Что обусловило появление социологии? Что было характерно для
первого этапа ее развития?
4. Какими общественными факторами определялось последующее
развитие социологии? Что знаменательно для современного эта
па ее развития?
5. Каким временем датировать становление отечественной социо
логии, связана ли она с мировой социологией?
6. Послереволюционные достижения отечественной социологии.
60-е годы — период ее возрождения или создания новой со
циологии?
7. Каковы предпосылки развития социологии в Украине, основные
результаты ее развития?
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
Материалы для чтения
2.1.2
Смелзер Н.Д. Социология: влияние извне // Соиио-
логические исследования. — 1990. — № 4. — С.86 — 94.
"Общепринято (и весьма полезно) различать внутренние, автономные силы, формирующие движение научного исследования, и силы, воздействующие извне, со стороны культурного и социального окружения науки. В первом случае мы имеем дело с энергией нерешенных парадигматических загадок и их следствий, подталкивающих научную мысль. Убедительные примеры предоставляют здесь "чистые науки"' математика, логика и философия; достаточно вспомнить попытки разрешить парадокс Зенона, постичь природу бесконечности и логику отрицательных чисел, и, возможно, стремление определить экзистенциальные характеристики вездесущего Бога.
Во втором случае мы сталкиваемся с факторами, порой обобщаемыми социологией познания и включающими влияния широкого культурного контекста, в котором работает ученый, влияния, обусловленные его социальным происхождением и положением, враждебностью или же дружелюбностью политического окружения и институциональной обстановкой (к примеру, университет, академия, промышленные или правительственные организации), в которых выполнена научная работа.
Эти различия далеко не всегда легко наблюдать на практике. Очевидно, например, что основными "силами", сформировавшими неомарксистскую социологическую мысль, были попытки исследователей разобраться с тем фактом, что многие предсказания, выведенные некогда Марксом из теоретического анализа капитализма, не реализовались в истории. Другими словами, новая теоретическая работа возникла тогда, когда первоначальная марксистская парадигма была приспособлена или переработана с учетом этих очевидных неудач предсказать будущее развитие.
Но какими — внутренними или же внешними — были эти "силы" для марксистской мысли? Конечно, они являются внутренними, по сути своей, частями организованного целого этой теории, и всякое изменение их статуса должно было затронуть основание самой теории Однако эти силы внешни в том смысле, что они — продукты наблюдаемых в развитии капиталистических обществ независимых исторических процессов.
Эта явная двойственность усложняет любую попытку определить точный статус факторов, влияющих на историческое развитие социологии" [с.86].
РАЗДЕЛ 2
"В отношении этих внешних факторов в социологии существует уже некоторая традиция. Имеются интерпретации ранней социологии, как и "управленческой социологии"... предполагающие прямое или косвенное господство сферы идеологии и интересов деловых слоев. Есть критика Голднером... социологической теории Пар-сонса как прямо ориентированной на преуменьшение, если не отрицание, кризисно-революционных сил в Америке, связанных с Великой депрессией и последующими тенденциями. Существует также критическая по тону общая книга о западной социологии... предполагающая, что внутри этой области господствуют силы истеблишмента, есть критика хабермасовская... и других представителей критической теории, рассматривающих основное (то есть позитивистское) направление в социологии как своего рода служанку инструментально-рационально-технологических интересов постиндустриального государственного аппарата, и, наконец, есть по меньшей мере один пример анализа, истолковывающего развитие социологии главным образом как результат социометрической динамики и динамики поколений... Большинство этих трактовок (а мои примеры далеко не исчерпывающи) носят критический характер и сосредотачиваются на бизнесе и (или) политическом истеблишменте как главных среди рассматриваемых детерминирующих сил; они как бы одномерны и потому уязвимы для критики. Простое размышление показывает, что к развитию столь обширной и сложной области знания, как социология, причастно именно многообразие культурных, экономических и организационных влияний.
Памятуя об этом, я буду разрабатывать не одну, а несколько аналитических линий, которые могут быть обозначены как культурные, социальные, научные и политические влияния на развитие и положение социологии. Предполагая использовать ряд общих наблюдений, я тем не менее буду связывать большинство положений с американской реальностью.
Говорить о культурных влияниях значит предполагать, что основные мотивы и акценты в любой национальной социологической традиции отражают следствия главных ценностных и идеологических компонентов более широкой культуры... Так, в латиноамериканской социологии специально акцентируются политические и классовые измерения. Существует мнение, что даже если отправным пунктом исследования является труд, здоровье или социальный протест, любой социологический анализ увенчивается в Латинской Америке анализом политическим. Конечно, это преувеличение, но всякий обзор теоретических сочинений и эмпирических исследований демонстрирует особое положение этой тематики.
В Великобритании просматривается особая увлеченность исследователей социальными классами, социальной стратификацией, и
ОБЩЕСТВО И СОЦИОЛОГИЯ
их проявлениями во всех других сферах общественной жизни, таких, как образование, культура и семья.
Социологическая теория в Советском Союзе и в социалистических странах Восточной Европы долгое время была в идеологической тени нередко ортодоксальных марксистско-ленинских доктрин, предписывавших ей официальные интерпретации капиталистических и социалистических обществ и почти не оставлявших места для развития альтернативных линий мышлений; по мере того, как рассеивается эта тень, а общества испытывают влияния других "культур", социологическая теория становится в них все более разнообразной.
Американские исследования по социальной стратификации уделяют индивидуальной мобильности больше внимания, чем мобильности коллективной, точно так же, как они предпочитают мобильность вверх мобильности вниз. Эта склонность может рассматриваться как проявление особенного предрасположения к такой американской культурной ценности, как индивидуальный успех. Для этих исследований также характерна сосредоточенность на уровнях индивидуальной мобильности во времени и прежде всего на том, что может ей препятствовать (например, расовой дискриминации). Эта черта без сомнения свидетельствует о ревностном отношении социологов к реализации такой американской культурной ценности, как равенство возможностей.
Обращаясь к американской системе ценностей в более общем ключе, можно извлечь из наблюдений разных аналитиков (А. де Токвиль, Т.Парсонс, Р.Уильяме) известное число повторяющихся тем: индивидуализм, подразумевающий ответственность за поведение индивида; господство над природой и собственной судьбой; добровольное сотрудничество как основа взаимодействия; социальный порядок, опирающийся на моральный консенсус, а не на иерархию, классы или авторитет (следствие раннереспубликанского отвержения монархии и аристократии европейского образца); прагматизм, прибыльность и реформа как принципы социальных изменений; вытекающий отсюда оптимизм" [с.87 — 88].
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 366 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!