Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Во второй половине XIX – начале ХХ вв



Идея необходимости создания науки, которая могла бы изучать общественные явления методами, подобными тем, что применяются в науках о природе, начинает распространяться в России с конца 60-х годов XIX века. Тогда же включается в обиход и название этой новый науки – "социология", данное ей О. Контом. Интерес к социологии в пореформенной России вполне понятен: его стимулировал переход России на капиталистический путь развития, который вызывал существенные изменения в структуре общества. Происходил бурный рост городских сословий, до реформы совсем незаметных на фоне крестьянства и дворянства, появилась масса новых профессий, возросла мобильность населения, что сопровождалось ломкой старых культурных стереотипов. Усиливался интерес русского общества к социальным проблемам, прежде всего у интеллигенции, которая стремилась облегчить жизнь народа.

Во второй половине XIX века переход России на рельсы индустриальной цивилизации сопровождался обострением старых и возникновением массы новых социальных проблем, которые было трудно осмыслить на основе социальной философии и научных знаний первой половины XIX века. Ориентация на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым и потребность в адекватном понимании жизни и сделали, в конечном счете, социологию востребованной в России, дав стимул к ее развитию в традициях позитивизма. Позитивизм проникал в российскую среду через естественнонаучную литературу, поскольку многие ученые-естествоиспытатели были приверженцами позитивистской доктрины. Увлечение позитивизмом коснулось многих известных русских общественных деятелей, писателей и ученых (таких, как Писарев, Тимирязев, Цитович, Грановский, Тургенев). Русская общественная мысль на рубеже ХХ в. выдвинула оригинальные социологические теории, которые во многих аспектах были обусловлены своеобразием развития российского общества.

Историческим и культурным своеобразием отличалась школа субъективизма; ее представители – Петр Лавров (1825-1900) и Николай Михайловский (1842-1904). Эта школа оказала огромное влияние на русскую интеллигенцию, ее по праву считают архитектором народнического движения. Основная работа П. Лаврова "Опыт истории мысли нового времени", Н. Михайловского – "Борьба за индивидуальность", "Герой и толпа". На развитие социологической мысли Лаврова и Михайловского повлияла персоналистическая концепция. Движущая сила истории, по мнению ученых, есть творческая мысль человека, определяемая идеалом. В сознании человека открывается простор для свободы, раскрываются рамки "необходимости", и открывается область "возможного". Моральное сознание создает идеал, который движется творчеством человека, он вырывает человека из потока бессознательного бытия и создает историческую действительность. Человек есть источник, с одной стороны, природы и истории, с другой – собственного сознания.

Социальный персонализм формирует основные принципы социологии Лаврова: 1) принцип действительности личного сознания, или "личный принцип действительности"; 2) принцип реализма (все, что человек создает в сознании, есть реальное бытие). Социология должна исследовать общественные отношения с позиции сознательно выбранного идеала. Эволюции общества способствуют определенные лица, "деятели", чьи взгляды соответствуют основным задачам времени. Главная движущая сила истории – "критическая мысль", разрушающая рутину.

По мнению Михайловского, в историческом развитии совершенно отсутствует логика, оно алогично. А так как человек есть личность, т.к. он носит в себе потребности целостности, человек может и должен бороться с естественным, фатальным ходом вещей. В работе "Борьба за индивидуальность" Михайловский выделяет две формы движения материи: 1) усложнение, рост различий, дифференциация; 2) увеличение относительной самостоятельности, рост однородности и солидарности. Наряду с неделимой человеческой индивидуальностью существуют и "общественные индивидуальности" – классы, семья, партии, государство, церковь. Вся социальная история, по Михайловскому, это борьба общественной индивидуальности с личной индивидуальностью.

Представление о социальной статике нашло место у Михайловского в учении о двух типах кооперации. Он показывает 2 типа связей "человек и общество". Первый тип – первобытное общество или варварство. Для него характерны: развитая солидарность и взаимопомощь, единство целей, личность не подавляется анонимной коллективностью, она – активное начало общественной жизни. Второй тип – «сложная кооперация», построенная на иных связях: в ее основе лежит групповая дифференциация людей, разделение труда, цеховая корпоративность, раскол сознания и поведения по принципу «свои» - «чужие». Здесь индивидуальность подавлена, репрессирована, целостность расщепляется по ролям и позициям.

На новом витке социального развития произойдет возврат к простой кооперации и для личности наступят иные возможности расцвета. В работе "Герой и толпа" Михайловский изучал поведение толпы и пришел к выводу, что она анонимна, внушаема, обезличена и одержима жаждой подражания. Толпа ожидает героя. При сложной кооперации появится герой, способный обеспечить переход от сложной кооперации к простой.

Авторитет Михайловского среди молодой интеллигенции последней четверти XIX века был огромным. Его труды еще при жизни неоднократно переиздавались и составили 10 томов в последнем варианте. Они останутся замечательно интересным памятником социологической мысли последней трети XIX в.

Историческая социология. Основателем исторической социологии был известный русский историк В.О. Ключевский (1839-1911). Основные работы В.О. Ключевского – "Боярская дума в Древней Руси", "Курс русской истории". Социология, по мнению Ключевского, должна находить общие законы строения человеческих обществ. Для этого необходимо изучить историю, познать идею каждого народа. Изучив историю каждого народа, всемирную историю, можно подойти к познанию общих социологических законов. Внимание социолога прежде всего должно быть направлено на изучение национальной идеи. Идея становится исторической силой тогда, когда овладевает народной массой, превращается не только в нравы, обычаи, традиции, но и воплощается во власти, реализуется в законодательстве, экономике. Ключевский различал, во-первых, идеи, носившие личностный характер, во-вторых, исторические идеи. Идеи в результате всеобщего охвата влияют на экономику и политику, становятся нравственными силами. Таким образом, Ключевский выделил как предмет исторической социологии – исторические идеи. Ученый считал, что на ход исторического развития влияют все факторы, не только экономические и политические, но и природа, особенности местоположения, особенности национального характера. Такое видение эволюции нашло выражение в "Курсе русской истории".

Географическая школа. В конце XIX века часть отечественных социологов, несмотря на сильное влияние субъективных факторов, утверждала позитивное направление в социологии. Общество понималось ими как особая часть природы, подчиненная ее всеобщим законам. Социологи признавали решающую роль антропологического, демографического и географического факторов. Среди них наиболее известен Лев Мечников (1838-1888). Он внедрил в социологию идеи географического детерминизма. Основная его работа – "Цивилизация и великие исторические реки". В этом произведении он связал эволюцию общества с влиянием гидрологического фактора. Прогресс Мечников понимал как рост солидарности. Общество, по мнению ученого, включает в себя 3 области: во-первых, область неорганическая, где действуют Ньютоновские законы тяготения; во-вторых, область биологическая, где действуют законы борьбы за существование; в-третьих, область социологическая, которая представляет собой мир кооперации. В этой области биологический закон борьбы за существование сменяется альтруизмом. Чем выше уровень кооперации, тем больше свободы у индивидов. Высокий уровень кооперации позволяет экономические цели заменить целями Блага. В ходе исторического развития произойдет переход от деспотизма к анархии. По мере уменьшения в жизни людей роли власти и подчинения Мечников выделил стадии исторической эволюции:

- общественные организации, созданные принуждением;

- появление дифференцированных частей общества и разделение труда;

- общественные организации с ярко выраженной индивидуальностью.

Далее Мечников пришел к выводу, что на общественную и историческую эволюцию влияет географический фактор – реки. Древние цивилизации – Двуречье, Египет, Индия и Китая располагались вокруг рек. Объединение людей под страхом смерти привело к появлению деспотии. В дальнейшем человечество выходит к морям, возникают морские цивилизации. Они отличаются высокой степенью развития торговли, ремесла, предпринимательства. На новой стадии развития человеческая цивилизация сосредотачивается вокруг океана. Возникают трансконтинентальные коммуникации, новые технологии. Океанические цивилизации – это цивилизации будущего.

В лице Мечникова географическое направление русской социологии предстало одним из влиятельнейших течений в мировой социологии и составило яркую страницу в становлении социологии как науки.

Социальная теория анархизма. Одна из наиболее ярких доктрин в социологии является анархизм М.А. Бакунина. М.А. Бакунин не строит анархическую концепцию общества на анализе современной ему социальной, экономической и политической ситуации. Анархия – это идеал, которого можно желать, но "просчитать" его нельзя. Поэтому образ анархического об­щества построен на антитезе государственному устройству. Он несистематичен и представляет собой набор лозунгов, результат осмысления революционной обстановки в европейских странах и России. Идеальное общественное устройство, по М.А. Бакунину, - в анархии, определяемой как самостоятельная свободная организация "всех единиц или частей, составляющих общины, и их вольной федерации между собою, снизу вверх, но не по приказанию... начальства, даже избранного, и не по указаниям какой-либо ученой теории, а вследствие естественного развития всякого рода потребностей, проявляемых самою жизнью"[15].

Подлинно верховный принцип в воображаемом анархическом обществе – реализованная свобода, выступающая в виде фундамента порядка, который никоим образомне стесняет проявление индивидуальной воли и вытекает из неограниченного расширения свободы. Свобода базируется на трех составляющих. Во-первых, это социальная взаимосвязь: человек лично свободен только рядом со свободными людьми. Во-вторых, равный и справедливый труд - экономическая эксплуатация преодолевается лишь с помощью свобод­ных ассоциацийработников и разумного разделения труда, не нарушающего человеческое достоинство. И в-третьих, каждый индивид располагает одинаковыми возможностями для совершенствования разнообразных способностей и сил. Словом, идея свободы для М.А. Ба­кунина связана с реализацией принципа общественного равенства людей.

Согласно М.А. Бакунину, анархическая идея вбирает следующие компоненты: народный идеал, представляющий созидательный вектор социума; позитивная наука, выполняющая критическую функцию и последовательно изучающаякак законы природы, так и законы социальные, ограничивающие деятельность людей; социальная революция как стихия, воплощающая народную тягу к самоорганизации и общественному творчеству.

М.А. Бакунин считает, что непримиримый антагонизм общественного бытия можно пре­одолеть только одним способом - революцией, которая должна уничтожить государство и как идею и как сложившуюся общественную практику. С его точки зрения, революция представляется следствием и наивысшей формой социальной мобилизации - пробуждения в народе потребности самому устраивать собственную жизнь и возмущения от невозможности это делать при сложившемся порядке вещей.

Социальная революция воспринималась М.А. Бакуниным в качестве необходимого этапа истории, призванного разрушить отжившие режимы, само государство и власть как идею, как атрибут общественной жизни, мешающие расцвету народной самоорганизации. Вот почему важнейшую революционную задачу он видел не столько в создании "но­вого общества", сколько в ликвидации всех элементов, сохранившихся от старины, которые хоть как-то могут оказывать директивно-санкционирующее влияние на процесс самоорга­низации, на развитие социальных инициатив. Прежде всего это касается "государственниче­ской этики", в противоположность этике "общечеловеческой", всегда отрицающей "есте­ственную природу социального". Она коррумпирует и развращает индивидов, обращаетихчувства и желания исключительно на личную выгоду, порождает безразличие к общественной пользе, сковывает солидарность, вызывает страх перед социальной самоорга­низацией.

Главным свидетельством готовности того или иного народа к сообщественности на анархических принципах, заключает М.А. Бакунин, является реальная бунтарская актив­ность. И сделав этот вывод, начинает отождествлять "желание свободы" и "желание борь­бы".

Революционно-мобилизующая способность, на взгляд М.А. Бакунина, для большинства народов пока еще потенциальна. Ее реализации мешают две вещи. В первую очередь, из-за собственного невежества, непробужденности самосознания "народ не обнимает себя как солидарную и в своей солидарности всемогущую массу"[16]. Люди под гнетом обстоятельств не понимают прелести самоорганизации, им не хватает ни жизненных сил, ни осознания всеобщности того смутного идеала свободной жизни, что каждый носит в душе. В этом Бакунин видит главный источник бессилия, неспособности народных масс к масштабным и единовременным действиям. Вторая помеха состоит в том, что народу неведомы глубинные источники своего бедственного положения, отчего он ненавидит проявление причин, а не сами причины, и потому становится объектом манипуляций. Социальная моби­лизация предопределяется желанием действовать и "аутентичностью" этого процесса, когда сторонние социальные силы лишены возможности манипулировать "образом цели", кото­рый формирует для себя мобилизующийся агент. "Народные массы... давали увлекать себя из одной религиозной бредни в другую, из одной политической формы, созданной для их притеснения, в другую, готовящую им притеснение такое же и нередко худшее"[17]. Глупость всегда эксплуатируема, говорит Бакунин, поэтому именно обретение знаний - условие свершения революции, залог будущего свободного устройства жизни. Иначе любой мобилизационный порыв станет лишь эпифеноменом, сопутствующим, побочным явлением какой-то "внешней" воли.

Революционная мобилизация, по мысли М.А. Бакунина, должна перерасти в самооргани­зацию на принципах анархизма, т.е. сугубо социальную мобилизацию, уже не конфронтирующую со структурой, а соседствующую, сосуществующую с другими институтами само­организации. Бунтарство неминуемо превратится в некое непрерывное состояние, обеспе­чивающее выполнение определенных инициатив ради осуществления каждый раз новых социальных проектов.

Организаторами революции должны быть наиболее "прогрессивные" и подготовленные представители народа (напомним, что прогрессивность оценивается М.А. Бакуниным по приверженности идее всеобщей свободы без государства).

Итак, в соответствии с концепцией анархии, любое централизованное управление массами опирается на принуждение, которое оборачивается антитезой свободе, самостоятельному действию, социальному творчеству и означает гибель любого мобилизационного порыва. Идеальная революционная мобилизация удовлетворяет требованиям автономности, тождественности целеполагания и действий. "Только тогда, по логике бакунинской доктрины, с упразднением основного антагониста – организованной социальной иерархии, бунтарский порыв, не переродившись в свою противоположность, даст простор свободной самоорганизации"[18].

Итак, М. Бакунин является создателем наиболее разработанной социальной, философской и политической концепции анархизма. На современном этапе весьма велик в мире интерес к его идеям о самоуправлении, солидарности и кооперации в ряде стран Европы, Латинской Америки, в Китае, Японии, а также и в России.

Генетическая социология. К этому направлению относятся виднейшие социологи: М. Ковалевский (1851-1916), Евг. Де Роберти, К. Тахтарев (1871-1925). Если до сих пор в социологии господствовали школы одного фактора, например, географического, психологического или исторического, то с появлением М. Ковалевского в социологии утвердился полифакторный подход. Социология должна учитывать влияние на развитие общества и политического, и экономического, и демографического, и религиозного факторов. Такую социологию М. Ковалевский представил как генетическую.

Главная задача социолога, по мнению М. Ковалевского, заключается в том, чтобы на основе сравнительно-исторического метода выделить сходные ступени в развитии обычаев и социальных институтов, а также проследить эти элементы в генезисе с целью выявления основных социальных закономерностей. Основной работой М. Ковалевского считают "Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религий". В этом произведении ученый пришел к выводу, что общественный прогресс связан с расширением сферы солидарности. Человечество начало свою историю с небольших групп, где легко обнаружить солидарность. В дальнейшем, с ходом истории, солидарность начинает охватывать и более значительные группы.

М. Ковалевский, Е. Де Роберти, К. Тахтарев внесли большой вклад в становлении социологии как академической науки. В последнее десятилетие перед революцией они читали лекции по социологии в Психоневрологическом институте, а также на Высших Курсах при лаборатории М.Ф. Лесгафта. В дореволюционной России это были единственные систематические лекционные курсы по социологии. Содержание своего курса лекций в Психоневрологическом институте М.М. Ковалевский издал в двухтомнике "Социология" (М., 1910), а К.М. Тахтарев в 1916 г. опубликовал введение к общему курсу социологии, прочитанному им в Психоневрологическом институте и на Высших Курсах П.Ф. Легсафта: "Социология, как наука о закономерности общественной жизни".

Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл, судя по всему, П.А. Сорокин, ставший тогда секретарем А.Ф. Керенского по проблемам науки. Социология стала одним из покровительствуемых предметов и была введена не только во всех высших, но и в средних школах. В январе 1919 г. на Общеобразовательном факультете II-го Петроградского государственного университета при Психоневрологическом институте была создана первая в стране кафедра социологии, руководителем которой с 1920 г. стал П.А. Сорокин.

В 1920 году был создан в Петроградском государственном университете первый факультет общественных наук с социологическим отделением, возглавляемым П.А. Сорокиным.

В 1922 г., как отмечал П.А. Сорокин, социология как предмет преподавания повсеместно была ликвидирована. В нашей стране социология появилась вновь лишь в 60-е годы ХХ века.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 814 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...