Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классический этап в развитии немецкой социологии



Немецкая классическая социология представлена такими именами, как Фердинанд Теннис, Макс Вебер, Георг Зиммель, Карл Маркс.

Фердинанд Теннис (1855-1936). Основные работы – "Общность и общество" и "Введение в социологию". В качестве предмета социологии Теннис выделял все формы социальности. В области методологии Теннис считал, что важнейшей частью социологического инструментария должны быть научные понятия. Его концепция "нормальных понятий" претендовала на принципиальную новизну. Их Теннис рассматривал как методологический эквивалент идеальных типов Вебера. "Нормальные" понятия есть плод обобщения единичного в эмпирической реальности и является мыслительным конструктом, схемой, с которой соотносится исследователь в ходе познавательного процесса. Такими основными понятиями у Ф. Тенниса были понятия: "община", "общество". Общность для Тенниса – синоним тепла, очага, семьи, идеализированной общины традиционного образца, в которой устанавливается дружеское общение, единение людей. Общество Теннис обозначает синонимом "чужое", для него характерны: коммерция и капиталистический расчет, индустриализация, урбанизация, индивидуализм людей, преследующих свой частный интерес.

Идеологи национал-социализма на основе понятия "общность" создали центральное понятие государственной идеологии Германии – "народная общность". Категория "общность" хорошо сочеталась с развитием почвеннических взглядов в немецкой социологи, с восхвалением традиционности жизненного уклада германцев. Но Теннис всегда стоял на стороне справедливости, демократии и гуманизма, не раз жертвовал карьерой, чтобы доказать истинность своей концепции. Социологическое наследие Тенниса стало привлекать внимание уже в 60-е годы ХХ в., после утраты структурным функционализмом господствующих позиций.

Что же хотел сказать Ф. Теннис, утвердив в социологии категории "общность" и "общество"?

Для каждой исторической эпохи характерна господствующая идея. К. Маркса и М. Вебера объединяет общее представление о начале социальной действительности – это борьба, противостояние, установка на конфликт, конфронтацию. Ведущие категории у Вебера – это "легитимность", власть как сила, безоговорочное право принуждения как прерогатива вождя. Теннис уделил большое внимание не борьбе и конфронтации, а согласию в общественной реальности. Основное в социальном бытии, по Теннису, - это позитивное взаимодействие людей, понимаемое как их созидательное единение, достижимое общей волей. "Теннис считал, что человек от природы склонен к движению в направлении согласия с другим человеком, то есть к связи с ним: не просто с помощью "инстинктов", но и с помощью "благородных" чувств и разумного сознания".[12]

Этика, по мнению Тенниса, должна пронизывать социологию. Он впервые подчеркнул, что социальными категориями могут быть не только борьба, конкуренция, соревнование, но и согласие, вежливость, доверие и дружба. Таким образом, основа социального бытия, по Теннису, – это человек, который выше общества и государства, а фундаментальные основания социальной жизни – это семья и собственность.

Целью развития общества, подлинным идеалом движения мысли и ее развития является свобода. Но свобода вызревает в недрах общества лишь постепенно, в сложной, противоречивой динамике перехода от общности к обществу.

Теннис выдвинул ряд идей, которые получили свое развитие в западной социологии ХХ века. Это, прежде всего, стремление построить социологию как аналитическую науку, что нашло отражение в дихотомии "общность – общество". Подобная идеальная типологизация позволила привлечь и сопоставить как исторический, так и современный материал по самому широкому спектру человеческих отношений. Он по существу дал теоретический толчок к исследованию социальных проблем, которые в последующем в социологии будут связываться с понятием "первичные" и "вторичные" группы.

Развитие немецкой социологии продолжил Георг Зиммель.

Георг Зиммель – немецкий философ и социолог (1858-1918). Основные работы – "Социология. Исследование форм социации", "Философия денег". Во всех работах он развивал тему взаимоотношения общества, человека и культуры. Общество рассматривалось Зиммелем как совокупность форм и систем взаимодействия; человек – как "общественный атом", культура – как объективизированные формы человеческого сознания.

Зиммель считает, что социология должна исследовать не содержание, а формы общественной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Социология исследует такие общие формы. Общество представляет собой взаимодействие индивидов. Само же взаимодействие складывается ради определенных целей. Такое единство Зиммель называет обществом. Общие цели, симпатии, интерес есть материал обобществления. Сами по себе такие компоненты не социальны, но становятся социальными, так как заменяют изолированное существование личности совместным существованием с другими индивидами. Люди создают особые единства, внутри которых воплощаются их интересы. Социология должна изучать формы обобществления, которые существуют в любом обществе. Зиммель выделял следующие формы социальной жизни: 1) социальные процессы, 2) социальные типы, 3) модели развития.

Образцом социального процесса как формы социальной жизни может служить мода. Вторая из категорий чистых социальных форм – это социальный тип, например, циник, бедняк, аристократ и т.д. Примером социальных форм, относящихся к третьей группе, именуемой "моделью развития", может служить универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. Существуют и другие варианты выделения социальных форм. Таким образом, социальное понимается как совокупность межиндивидуальных отношений.

Существуют и другие варианты социальных форм. В зависимости от степени их удаления от потока жизни выделяются спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, формы, связанные с поведением толпы. Несколько далее от потока жизни, стоят такие устойчивые и независимые формы, как экономические и формы государственно-правовых организаций. Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы, которые Зиммель назвал "игровыми". Игровые формы – это чистые формы обобществления, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни. Пример игровых форм: "старый режим", т.е. политическая форма, пережившая свое время и не соответствующая запросам участвующих в ней индивидов; "наука для науки", т.е. знания, оторванные от потребностей человечества. Исключительную роль и значение в качестве игровой формы, оторванной от своих корней, выступает у Зиммеля феномен общения. Общение в его чистом виде представляет собой идеальный социологический мир, "общество вообще", без всяких давлений, общество в абстрактной картине. В общении как игровой форме выступают все существующие формы взаимодействия: стремление к власти, обмен, образование партий. Процессы борьбы и солидарности Зиммель рассматривал в диалектическом единстве. Теория борьбы и конфликта в дальнейшем повлияла на развитие социальной мысли и способствовала зарождению научной дисциплины – конфликтологии.

Таким образом, Георг Зиммель создал социологию, получившую название «формальная». Формальная социология была направлена против индивидуально-психологических концепций, биолого-эволюционных направлений. Зиммель выделил основные понятия формальной социологии – содержание (исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий) и форма (универсальный способ воплощения и реализации исторически изменчивых содержаний). В совокупности взаимодействий (форма плюс наполняющее ее содержание) реализуется общество. Задача "чистой" социологии – изучение и классификация форм; задача "философской" социологии – прослеживание исторических судеб этих форм в связи с их культурно обусловленным содержанием.

Макс Вебер – немецкий социолог, философ, историк (1864-1920). Основные его произведения – "Протестантская этика и дух капитализма", "Аграрная история древнего мира", "История хозяйства". М. Вебер представил иные принципы познания социальной действительности, чем предыдущие социологи. Он пришел к выводу, что методы, применяемые естественными науками, абсолютно не подходят науке социологии, так как социальная реальность – это постоянно меняющийся, нередко хаотический поток событий, проносящийся сквозь время. Индивид же наделен способностью к осмыслению своих действий, ставя перед собой цель и определяя средства для ее достижения. "Действием мы называем действия человека, если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл".[13] Но социология интересуется социальным действием. Какое же действие мы можем назвать социальным? М. Вебер пришел к выводу, что социальным действием является прежде всего "поведение, которое, во-первых, по субъективно предлагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть исходя из этого предполагаемого смысла понятно объяснено".[14]

Таким образом, социология, по М. Веберу, наука, стремящаяся понять социальное действие и объяснить его процесс, то есть социология должна быть "понимающей". У Вебера первично не общество, а действия конкретного индивида. Четко отделяя "актуальное" (т.е. интуитивное и непосредственное) понимание поведения от понимания "объяснительного" (т.е. относящегося к его "мотивации"), Вебер указывает, что только второе понимание интересует социолога. Для науки, занимающейся смыслом деятельности, "объяснить" означает, следовательно, то же самое, что воспринять значащее целое, к которому принадлежит актуально понимаемая деятельность, согласно субъективно приписываемому ей смыслу. Объяснением поведения будет, следовательно, объяснение целей, преследуемых личностью, независимо от того, осознает она цели (рациональное или утилитарное, а также ценностное поведение) или нет (иррациональные, аффективные или традиционные действия). Вебер считал, что изучать социальные действия необходимо социологу для того, чтобы увидеть процесс "объективизации" этой деятельности. Вебер предложил перейти от объяснения индивидуальных социальных действий к объяснению макросоциальных явлений. Понять смысл социальной действительности – значит понять и смысл макросоциальных явлений, т.к. все макросоциальные явления есть процессы соединения индивидуальных поведенческих актов, процессы взаимодействия индивидов, и в этом смысле они проистекают из значащих, с точки зрения индивидов, действий.

Средством обобщения многообразия эмпирической действительности у Вебера выступает понятие "идеальный тип". Идеальный тип конструируется как теоретическая схема, которая потом соотносится с эмпирической реальностью. Социологический идеальный тип должен быть общим понятием, не изменяемым во времени и пространстве.

Вебер создает четыре идеальных типа социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Наиболее понятным является "действие осмысленное, ориентированное только на средства, представляющиеся адекватными для достижения однозначно воспринятой цели". Такое действие Вебер назвал целерациональным. Второй тип действия – ценностно-рациональное, определяется ориентацией личности на ценности, а не на поставленную цель. Аффективные и традиционные действия – это действия, совершенные под влиянием аффекта или привычки.

Все культуры ограничивают действия, направленные на достижение личных целей, и поощряют действия, способствующие поддержанию социального целого, но в одних культурах достижение личных целей допускается в большем объеме, а в других – в меньшем.

В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер проследил тенденцию к усилению рациональности в социальной жизни западноевропейского общества. Рациональность пронизывает экономику, религию, право и управление. Благодаря максимально рациональному поведению в хозяйственной сфере западноевропейское общество добивается предельной экономической эффективности. Вебер пришел к выводу, что хозяйственное мышление и формы хозяйства во многом зависят от "определенной религиозной направленности". Он проследил связь современного хозяйствования западноевропейского общества с рациональной этикой аскетического протестантизма. Историческими носителями аскетического протестантизма он считал: 1) кальвинизм; 2) пистизм; 3) методизм; 4) секты, вышедшие из анабатистского движения. Протестантизм формирует этику протестантского труда, профессиональный долг, частную инициативу, современный индивидуализм.

Социология Вебера оказала решающее воздействие на западную социологию ХХ века. А в середине 80-х годов интерес к Веберу вылился в своеобразный "веберовский ренессанс", наложивший свой отпечаток на дальнейшее развитие социологии.

Карл Маркс (1818-1883) родился в Германии. Он занимался философией, экономикой, социоло­гией и политической деятельностью, будучи ли­дером международного рабочего движения. Идеи Карла Маркса оказывали и продолжают оказы­вать большое влияние на гуманитарные науки и на общество в целом. Маркс предложил новый тип анализа общества, основанный на методе ис­торического материализма. С именем Маркса связывают возникновение политической идеоло­гии марксизма, или «научного коммунизма». По мнению Маркса, в любом обществе имеются два уровня организации. Нижний уровень образует базис, т.е. экономические отношения, которые лежат в основе всего социального здания. На верхнем уровне располагается надстройка, оп­ределяемая экономическим базисом. Базис вклю­чает в себя прежде всего четыре производитель­ные силы, необходимые для решения проблем выживания: сырье, орудия труда (всевозможные инструменты и машины), рабочую силу для фи­зического и умственного труда и все необходи­мые знания – то, что называют также научно-техническими знаниями.

Совокупность всех материальных средств, тре­бующихся человеку для производства, а имен­но: сырье и орудия труда – Маркс называет сред­ствами производства. В состав базиса входят также социальные отношения, вернее, один из их видов, именуемый производственными от­ношениями. Маркс определяет их как отноше­ния, которые существуют между группами лю­дей в ходе производственной деятельности. Они бывают двух типов. Когда речь идет об эгали­тарных (равных) отношениях, имеют в виду от­ношения кооперации. Это, например, производ­ственные кооперативы, где все работающие ин­дивиды владеют равной с другими долей пред­приятия и в одинаковой мере пользуются при­былью. Когда речь идет о социальном неравен­стве, имеются в виду отношения, связанные с эксплуатацией. В буржуазном обществе капи­талисты владеют предприятиями и эксплуати­руют труд тех, кто предприятиями не владеет. Надстройка подразделяется на две части. Во-первых, это политическая и юридическая над­стройка, объединяющая институты, которые обеспечивают общественный порядок, а имен­но: государственный аппарат, законодательную власть, суды, полицию, армию и т.д. Во-вторых, Маркс говорит об идеологической надстройке, состоящей из институтов, которые занимаются в обществе передачей идей. Это семья, религи­озные учреждения, школы, органы печати и т.д. Согласно Марксу, тип социальной надстройки определяется экономическим базисом общества. Идеи, имеющие хождение в обществе, вовсе не плод нашего воображения, они отражают конфликт­ные отношения между различными социальны­ми группами в экономическом базисе. Полити­ческие и юридические институты также весьма важны для функционирования общества. Мар­ксистский анализ общества позволяет выделить существующие в нем социальные конфликты, особенно столкновение интересов класса, владе­ющего средствами производства (буржуазии), и класса, который может продавать только свой труд (пролетариата).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1521 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...