Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968)



Питирим Сорокин – одна из наиболее гениальных личностей в истории социологии. Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии. Сорокин внес существенный вклад в аграрную социологию, социологию социальной мобильности, войны и революции, альтруизма, социальных перемен, социологию знания и теоретическую социологию. Во многих из этих областей его труды определяли уровень науки своего времени. За шесть десятилетий он опубликовал 37 книг (переведенных более чем на 42 языка) и свыше 400 статей.

До 1922 года Сорокин стоял на позициях позитивизма, создав модель социологии, основанную на бихевиоризме. Социологическая концепция этого периода сформировалась под влиянием идей М. Ковалевского, Е. Де. Роберти, В. Бехтерева и И. Павлова. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и других ответов (реакций) на воздействие (стимул) внешней среды, как совокупность связей "стимул – реакция" (S – R).

По мнению Сорокина, социология должна анализировать социальное поведение, социальное взаимодействие. Он дает следующее определение социального взаимодействия: "Явление взаимодействия людей происходит тогда, когда а) психические переживания или б) внешние акты одного из людей представляют функцию существования и состояния другого индивида. Иными словами, когда изменение психологических переживаний или внешних актов одного индивида вызываются переживаниями и внешними актами другого, когда между ними существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют"[19].

Начав социологический анализ с простейшей клетки общества – социального взаимодействия, Сорокин приходит к выводу, что причинно-функциональная связь всех частей социального взаимодействия приводит к образованию коллективного единства.

Как и в любой социологической концепции, перед Сорокиным стоит проблема решения дилеммы "общество - личность". Если реализм эту проблему решал в пользу целого (общества), а номинализм в пользу личности, то Сорокин объединил эти противоположные направления, посчитав, что общество как коллективное единство, отличное от простой суммы индивидов, существует, но общество существует не "вне" и "независимо" от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц. Далее Сорокин переходит к построению системы иерархии интеграции социальных явлений, выделяя в ней 3 уровня взаимодействия. Первый уровень коллективного единства – "элементарная группа", которая образована по какому-либо общему признаку (пол, возраст, язык). Второй уровень – это различные комбинации "элементарных" групп, отношения между которыми создают своеобразные исторические условия, в которых факты социализации (географические, биолого-физиологические, социально-психологические) либо интегрируют и образуют коллективное единство, либо дезинтегрируют и способствуют распаду социального образования. Третий уровень коллективного единства – "кумулятивные группы", которые представляют собой объединения по нескольким признакам (примеры "кумулятивных групп": классы, нации, элиты). "Кумулятивные" группы П. Сорокин называет странами, а общество представляет как иерархически организованное неравенство. Кроме стратификации, общество характеризуется определенной социальной перегруппировкой (мобильностью), которая также бывает 2-х видов – горизонтальная и вертикальная. Она выражает собой изменение объема "элементарных" и "кумулятивных" групп в обществе, исчезновение одних групп и возникновение новых. Но, наряду с географической и территориальной перегруппировкой, в обществе есть межгрупповая и внутригрупповая мобильность (горизонтальная и вертикальная).

Главные работы раннего периода в творчестве П. Сорокина – "Преступление и кара, подвиг и награда", "Предмет и границы социологии", "Общедоступный учебник по социологии", "Система социологии", "Социальная мобильность", "Социология революции".

В 1930 году президент Гарвардского университета Э. Лоуэлл пригласил Сорокина стать первым руководителем отделения социологии. В этот период П. Сорокин выдвинул новую интегральную теорию истории в четырехтомном труде "Социальная и культурная динамика".

Человеческая культура, по мнению Сорокина, состоят из миллионов индивидов, предметов и событий, связанных воедино бесчисленным множеством всевозможных комбинаций. Все эти элементы становятся социальными системами благодаря четырем способам интеграции: пространственной интеграции (механическое соединение элементов и одноструктурное единство), соединению, обусловленному внешними факторами, каузальной или функциональной интеграции и логико-смысловой интеграции.

Простейшие формы, пространственная интеграция социологически недостаточны. Каузально-функциональная интеграция, сосредоточенная на причинно-следственных взаимосвя­зях, важна для эмпирического знания. Наиболее важна, однако, логико-смысловая интеграция. Сорокин утверждал, что культурные системы организуются вокруг цент­ральной ценности или принципа, которые придают им порядок и единство.

Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода. "Суть этого метода... нахож­дение центрального принципа (смысла), который пропитывает все составные части (какой-либо культуры), придает смысл и значение каждой из них и таким образом творит космос из хаоса неинтегрированных фрагментов".

Используя логико-смысловой анализ истории, Сорокин выделил три типа культуры. Две чистые формы их - идеациональная [ideational] и чувственная [sensate]. Третью – смесь обеих, он называл идеалистичной [idealistic].

Каждая имеет свою ментальность, свою систему истины и знания; свои фило­софию и мировоззрение; свой тип религии; систему добра и зла; формы искусства и литературы, законы и коды поведения; y каждой есть своя доминирующая форма социальных связей, экономическая и политическая организация: наконец, собствен­ный тип человеческой личности с особыми ментальностью и поведением.

В идеациональных культурах конечная реальность проистекает из нематериального вечного бытия. Пер­вейшими потребностями и целями индивидов являются духовные. Они реализуются через надчувственные (интуитивные) способности. Есть два подкласса идеациональной ментальности: аскетический идеационализм и активный идеационализм. Аскетическая форма ищет духовные цели путем отделения от мира и отстранения от плоти. В крайних формах индивид полностью теряет "себя" в поиске единства с Бо­жеством или высшей ценностью. Активный идеационализм пробует реформировать мир согласно духовным качествам, вытекающим из его ценностей. Носители его стремятся обратить других в свое видение Бога и высшей реальности.

Чувственные культуры считают высшую реальность доступной нашим чувствам. Надчувственноене существует, и агностицизм пронизывает культуру. Человеческие потребности являются физическими и удовлетворяются через освоение окружающей среды. Чувственное – противоположно идеациональному и принимает три формы: ак­тивно чувственная, которая удовлетворяет потребности, изменяя физический и куль­турный мир (великие ученые и техники – исторические примеры такой ментальности в действии); пассивная чувственная ментальность – близорукая форма, удовлетворяю­щая потребности путем паразитического использования физического и культурного мира (мир существует лишь для удовлетворения потребностей, поэтому – ешь, пей и веселись); циклически чувствительная, лишенная выраженных ценностей и следующая любому инструментальному способу получения удовлетворения.

Сорокин предпочитал идеациональные культуры чувственным. Однако многие типы культур оказываются между этими полюсами. Самой важной была истинная идеа­листическая культура, при которой потребности людей были и духовными, и мате­риальными, при доминировании первых. Жизненная сила этой культурной формы про­истекала из ее многомерной концепции реальности. Познанный мир проистекал из разумного взаимодействия духовной и эмпирической истин.

Сорокин изучил историю цивилизаций Греции, Рима, Запада и в не меньшей мере – Ближнего Востока, Индии, Китая и Японии в поисках примеров этих культурных типов, а затем описал крупные перемены в их системах истины и других важных социальных институтах. Отсюда он заключил, что культуры проходят идеациональный, идеалистический и чувственный периоды, разделенные переходным временем кризисов. Последние 2500 лет западная культура следовала этому ритму, пройдя дважды такую очередность, и в настоящее время находится фазе упадка третьей чувственной эпохи.

Исторический анализ показал, что идеациональные культуры основаны на интуитивной истине; чувственные - на власти чувств, а идеалистические культуры - на истинах разума. Ни один из этих принципов, ни одна соответствующая им культура не дают абсолютной истины. Господство одной истины выталкивает другие и воспрещает холистическое понимание мира. Чем дольше доминирует определенная ментальность, тем больше накапливается аномалий. Люди во все большей мере осознают, что их система истины слишком узка для объяснения важных аспектов жизни; ее власть и полезность все больше ставятся под сомнение. Вскоре требуются уже иные средства овладения теми аспектами культуры, с которыми доминирующая ментальность обходится неудовлетворительно. Супер-ритмы идеационального, идеалистического и чувственного могут продолжаться вечно, не приближая человека к конечной истине.

Сорокин предложил интегрировать, свести воедино Истину, Разум и Интуицию, создать интегральное общество. Путем к созданию интегрального общества будет альтруизация человечества. Особый вклад в развитие альтруизма должны внести все великие религии утверждением: "добро – приносить благо другим, зло – наносить им ущерб"; "желай другим то, что желаешь себе" и "не делай другим того, чего не желаешь себе".

Мировые религии должны заменить доминировавшие прежде родовые взгляды ("религиозный трайбализм") на всеобщие, универсальные, относящиеся ко всем человеческим существам независимо от вероисповедания, расы, национальности, социального положения и т.п., отказаться от монополистических притязаний на исключительную истинность и бесспорное пре­восходство над другими религиями. "Все религии должны установить также гармо­ничные отношения и искреннее сотрудничество с наукой"[20]. Хотя их исходные позиции во многом различны, сотрудничество может распространиться на область ос­новных концепций абсолютной и истинной реальности, истинной природы человеческой личности.

В 1948 г. Сорокин создает "Реконструкцию человечества", в которой ученый признает необходимость создания новой науки – амитологии, концептуальной и прикладной социологии мира, науку, развивающую способность человека к любви, дружбе и сотрудничеству как в личных, так и общественных делах.

Любовь, по мнению ученого, это одна из высочайших энергий, известных человечеству (наряду с истиной и красотой). Любовь, истина и красота являются величайшими ценностя­ми, или энергиями, неразделимыми, не отличными друг от друга. "В этой троице лю­бовь понимаетсякак унифицирующая, интегрирующая и гармонизирующая космичес­кая сила, которая противодействует дезинтегрирующим силам хаоса, объединяет то, что разделяется враждой, строит то, что разрушается раздором; создает и поддер­живает великий порядок во всем универсуме"[21]. Поскольку историю делают люди, находящиеся в тех или иных взаимоотношениях между собой, цементирующей общество, мобилизующей силой позитивной поляризации является энергия любви, которая служит созидательной энергией исторического прогресса.

Питирим Сорокин исследует основные функции, которые выполняют альтруисти­ческая любовь в обществе, ее творческий потенциал: "Последние исследования роли бескорыстной творческой любви показали, что она была и продолжает оставаться реальной силой, которая может: (а) остановить межличностную и межгрупповую агрессию; (b) преобразовать враждебные отношения в дружеские; они также показали: (с) что любовь пробуждает любовь, а ненависть порождает ненависть; (d) что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; (е) что лю­бовь – это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и мораль­ного здоровья; (f) что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; (g) что у детей, лишен­ных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными; (h) что лю­бовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидаль­ных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; (i) что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; (j) что она является самой возвы­шенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; (k) что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; (l) что минимум любви абсолютно не­обходим для продления существования любого общества, и особенно для гармони­ческого социального порядка и созидательного прогресса; (m) наконец, что в настоя­щий катастрофический момент истории рост "производства, распределения и цирку­ляции любви - энергии" и значительная альтруизация индивидов, институтов и куль­туры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров"[22].

В 1951 г. под руководством ученого был создан Гарвардский исследовательский центр творческого альтруизма. Центр разрабатывал пути развития сострадания, симпатии, любви и сочувствия во всех общественных отношениях. Исследовательская программа концентрировалась на 5 уровнях социального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичные группы, сообщества, страны. Социальные науки, по мнению Сорокина, станут активным инструментом создания новой культуры, полнее реализующей любовь и систему морали, выраженные мировыми религиями.

Значение творчества ученого велико. П. Сорокин оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового видения общества, сформулировал главные тенденции и альтернативы современного общественного развития.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 864 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...