Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Общественная жизнь понимается структурными функционалистами как переплетение взаимодействия людей. Для анализа этих взаимодействий недостаточно указать систему, в которой они происходят. Необходимо найти в этой системе устойчивые элементы. Они представляют собой структуру. Получается, что системы не состоят из людей, а люди участвуют в системах. Структуры – это позиции участия индивидов в системе. Функции – это то, что исполняется структурными элементами. Заполнение тех или иных структурных позиций означает для участвующих индивидов приобретение определенного социального статуса (положения в обществе) и исполнение социальной роли (определенные стереотипы поведения). Система должна обеспечить распределение индивидов по структурным позициям.
Наиболее яркий социолог, работавший в этом направлении, – Т. Парсонс [23]. Основные работы – "Структура социального действия", "Социальная система". В центре теории действий находится ориентация деятелей в ситуации, которая охватывает большое количество участников. Согласно Парсонсу, социальное действие – это любое человеческое поведение, мотивированное и направляемое теми смысловыми значениями, в которых индивид обнаруживает во внешнем мире, значениями, о которых он отдает себе отчет и на которые он реагирует. Теория действия подразумевает аналитическую абстракцию, обобщенную модель любого действия человека, которая включает в себя:
- во-первых, действующее лицо (actor) – человека, имеющего определенные цели и способы их достижения;
- во-вторых, ситуативное окружение, т.е. изменяемые и неизменяемые факторы окружения действующего лица.
Парсонс различал пять «типовых переменных действия» (pattern variables), т. е. парных понятий, которые определяют полярные типы ориентации в ситуациях; это альтернативы, между которыми должен выбирать деятель. Они являются выражением того, что действие объединяет индивидуальную ориентацию с культурными смысловыми связями. В социальной интерактивной ситуации они представляют собой определения взаимных ролевых ожиданий и служат для описания ценностных ориентации деятелей.
1. Аффективность – нейтральность (affectivity vs. affective neutrality).
Здесь речь идет о проблеме контроля над аффектами, о дилемме, должен деятель следовать импульсам или нет. Альтернативы формулируются по-разному, в зависимости от того, берется за исходный пункт система культуры, личность или социальная система.
2. Ориентация на себя – ориентация на коллектив (self-orientation vs. collectivity-orientation).
Так обозначается дилемма между собственными интересами и обязательствами перед группой/обществом, между личными и общественными интересами. Она представляется как норма и как ролевое ожидание в определенных ситуациях.
3. Универсализм – партикуляризм (universalism vs. particularism).
Речь идет о проблеме, проявляются ли в определенных ситуациях общепринятые нормы, стандарты потребностей и ролевые ожидания или же рассчитывают на особые отношения между субъектом и объектом.
4. Достигнутое – приписываемое (ascription vs. achievement).
В каждой ситуации существует альтернатива, следует ли придавать качествам объекта или его «достижениям» больше значения, т.е. должно ли быть важно, что он, собственно говоря, есть или что он делает. Нормы, потребности или ролевые ожидания в зависимости от ситуации могут быть ориентированы на качества или достижения.
5) Специфичность – диффузность (specificity vs. difuseness).
Здесь возникает вопрос, занимается ли в определенной ситуации деятель сразу только специфическими аспектами объекта или же «непредубежденно» предоставляет объекту возможность действовать и в зависимости от необходимости реагирует на это. Нормы, потребности и ролевые ожидания в определенных ситуациях могут сразу же уменьшить важность объекта или ее увеличить.
Итак, действия индивида имеют сознательно-рациональный, целенаправленный, избирательный характер. На него оказывают влияние 4 относительно независимые системы действия: биологическая, личностная, социальная и культурная, каждая из которых выполняет определенную функцию. Биологическая система рассматривается Парсонсом как совокупность биологических характеристик, например, биологическое разделение на 2 пола выступает фактором, влияющим на все человеческое действие вообще. Культурная система представляет символические элементы, традиции, идеи, верования, экспрессивные символы и ценностные образцы. Функция культурной системы - передавать человеческий опыт негенетическим путем. Основные образцы изменяются в течение не одного поколения и используются большими группами людей. Личностная система образована генетическим кодом индивида, который позволяет развивать свою собственную поведенческую систему.
Социальная система возникает через интерактивные процессы, которые, в свою очередь, можно считать взаимозависимостью всех систем действия.
Социальная система состоит из отношений между деятелями и интеракциями, определяемыми ее структурой. Мельчайшей единицей социальной системы является роль, т, е. тот структурный отрезок из ориентации деятеля, который определяет и конституирует его участие в интерактивном процессе на основании дополнительных ожиданий. Роли определяются общепринятыми ценностными представлениями, они являются частью институтов, где они «осуществляют» распределение власти и престижа; они основываются на процессах дифференцирования и распределения, которые, в свою очередь, делают необходимыми интегративные процессы.
Интегративная стратегия социальной системы – это институ-ционализация. Интегративный аспект институтов может проявляться, с одной стороны, в нормах, которые ограничивают частные интересы, а с другой, в позитивном акценте на коллективность.
Парсонс различает «институты отношений» (relational institutions), которые касаются дифференциации деятелей и ролей, их распределения в системе; «регулятивные институты» (regulative institutions), которые регулируют распределение средств производства и вознаграждений; «культурные институты» (cultural institutions), которые охватывают идеологию, религию, символы и т. п. и переводят их в систему культуры, и институты «интегративной структуры» (integrative structures), которые непосредственно касаются проведения коллективных интересов и выражения социальной системы как коллективности.
Таким образом, биологическая, личностная, культурная и социальная системы влияют на действия индивида. Но можно также утверждать, что все они возникли в процессе институционализации социального действия, причем каждая из систем удовлетворяет одному из системных условий. По мнению Парсонса, у каждой системы имеются четыре системных потребности:
1) адаптация (каждая система должна приспосабливаться к своему окружению);
2) целеполагание (каждая система должна иметь средства для достижения определенных целей);
3) интеграция (каждая система должна поддерживать свое единство);
4) латентность (каждая система должна стремиться к состоянию равновесия).
Эти потребности проявляются в любых системах на любом уровне. Для системы действия биологическая система выполняет функцию адаптации; система личности становится инструментом, посредством которого система действия определяет порядок целей; социальная система выполняет функцию интеграции; культурная система выполняет функцию "поддержания образца", она обладает более высоким контролирующим статусом. Эта четырехфункциональная парадигма служит объяснительной схемой для всех социальных действий. Получается следующий вариант структуры социального действия индивида: действие находится на пересечении рефлективной и коммуникативной осей, каждая из которых сопряжена с одной из четырех функций: жизнеобеспечение, целеполагание, идентификация, взаимодействие. Каждая из этих функций, в свою очередь, сопряжена с одной из групп жизненных потребностей человека: витальной, смысложизненной, социализированной, интеракционистской.
Вертикальная ось рефлексии показывает способность человека к мышлению, без которого нет социального действия. Эта ось имеет два взаимопроникающих вектора: анализ и синтез.
Анализ обращен, прежде всего, в сторону функции жизнеобеспечения, которая сопряжена с витальными потребностями человека. Анализ совершается через синтез: путем соотнесения с базовыми ценностями индивид конструирует свои цели при решении конкретных задач, - тем самым реализуется функция целеполагания, сопряженная со смысложизненными потребностями человека. На стороне культуры формируется функция идентификации индивида с соответствующими ценностями, нормами, которые индивид усваивает в процессе социализации (реализуя соответствующие потребности) и которые делают возможным его мышление и общение. Функция взаимодействия индивида с другими социальными объектами удовлетворяет интеракционистские потребности человека и реализуируется путем включения человека в статусно-ролевую дифференциацию, а через нее в социальную структуру общества в целом. Все функции социального действия взаимосвязаны, так что любой его аспект четырехфункционален.
Каждая функция обращена как к субъекту, так и объекту социального действия/взаимодействия. В индивиде как субъекте действия она преломляется через социально-психологические структуры самоидентификации личности, ценности, нормы, статусы, роли.
Итак, ни одна из систем, будь то личностная система, или культурная система, или социальная система, не может быть сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо предполагает существование других, без личностной и культурной не может быть социальной системы. Культурная система выступает осью интеграции действия личности, это «компромисс» между личностью и социальной системой.
Основываясь на концепции системы, Парсонс представил общество как такую систему, которая характеризуется высшей степенью саморавновесия относительно окружающего ее мира. Общество представляет, по Парсонсу, сложную социальную систему как с вертикальным, так и с горизонтальным дифференцированием.
Социальная общность – это стержень общества; его внутрисоциальной средой являются: система ценностей (сохранение институционализированных культурных структур), политическая общественность (форма правления), характер экономики. Внесоциальной средой являются система культуры, системы личности и формы действия.
Структура системы общества:
Подсистемы | Функции |
Социальная общность («societal community») | Интеграция |
Система ценностей | Сохранение структуры и преодоление напряжений |
Политическая общественность | Осуществление цели |
Экономика | Приспособление |
Общественное развитие рассматривается как процесс функциональной дифференциации в подсистемах и как процесс интеграции в целях сохранения границ социальной системы, а также ее подсистем как функциональной специализации. В таком плане Парсонс анализирует развитие процессов дифференциации в обществе и связанных с ними процессов приспособления, интеграции и обобщения ценностей.
После двух десятилетий резкой критики и отрицания в конце 80-х гг. вновь появился интерес к теории Парсонса, отчасти с узкоисторической точки зрения, отчасти с намерением модифицировать и развивать дальше его теоретические выкладки.
В разработку теории структурного анализа внес свой вклад другой английский социолог, Р. Мертон. Он представил основную теорему "функционального анализа", которая гласит: как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Все части социальной системы должны взаимодействовать друг с другом гармонично, действие каждой части функционально для всех остальных и не должно вести к противоречиям и конфликтам между частями.
Это способствует выживанию системы, ее адаптации к окружающей среде. То, что не способствует выживанию и адаптации, есть дисфункция. Дисфункцией можно считать те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию социальной системы. Они создают напряжение и деформации в социальной системе, накапливаясь в большом количестве, что приводит к разрушению социальных институтов и фундаментальным социальным изменениям. Иногда они могут привести к созданию новой социальной системы. В работе "Социальная теория и социальная структура"[24] Р. Мертон анализирует функциональную роль культуры. Главный элемент культуры, т.е. ценности, должен играть в обществе роль интегрирующей силы. Но социальная структура в обществе сложна, и поэтому в одном и том же обществе ценности могут быть функциональными для одних групп, а для других групп – дисфункциональными. Ценность объединяет два взаимосвязанных элемента: цели всего общества и способы их достижения. Они формируют человеческие установки. Если создается равновесие между культурными целями и нормами поведения, то общество будет устойчивым. Общество поощряет конформность и распределяет таким образом социальные статусы и социальные роли, чтобы существовали положительные стимулы для строгого выполнения функций и обязанностей. В таком случае ценности будут играть функциональную роль.
Если же образуется несоответствие между целями и нормами поведения (превозносятся цели, а средства для достижения цели выбирают произвольные; средства достижения приобретают самостоятельное значение, а цели забываются; устраняются как цели, так и средства их достижения), то результатом является отклоняющееся от нормы поведение. На этом этапе ценности выполняют функцию дисбаланса и общество становится нестабильным, в нем развивается безнормность. Индивиды выходят за пределы окружающей социальной структуры и пытаются создать новую, сильно измененную социальную структуру.
Таким образом, в отличие от Т. Парсонса, Р. Мертон создает теорию, соединяющую теоретические, абстрактные схемы и эмпирические исследования, то есть теорию "среднего уровня".
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 876 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!