Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предпосылки рождения социологической науки



Изучение предпосылок возникновения всякой науки фактически сводится к анализу условий, при которых данный тип человеческого знания как теоретически организованное "интеллектуальное предприятие" становится "необходимым" или возможным. При каких же условиях оказывается возможным существование социологии? Социология как наука сможет оформиться лишь тогда, когда, во-первых, у нее появится объект исследования, общество, и, во-вторых, когда возникнет особый способ мироориентации субъекта познания, именуемый наукой. Всегда ли существовало "общество" и всегда ли существовала "наука"? Общество существовало всегда, но не всегда оно становилось объектом исследования, в том смысле, в котором оно является объектом исследования современных социологов. Получается, что само общество существовало всегда, но не всегда было "видимым", не всегда привлекало к себе определенным образом ориентированный познавательный интерес.

Элементы научного знания встречаются в глубокой древности и не только в ареале влияния Античной цивилизации. Но черты современной научной картины мира начали формироваться не ранее чем в эпоху Ренессанса. Таким образом, существуют две разновидности предпосылок возникновения социологии – предпосылки объективные и субъективные. Всякая наука представляет собой взгляд субъекта (именуемого ученым) на определенный объект. При этом последний должен быть "оформлен", т.е. находиться в состоянии, пригодном для того, чтобы сфокусировать на себе познавательный интерес исследователя. С другой стороны, потенциальный субъект науки должен обрести готовность "увидеть" объект собственного исследования, причем увидеть в нем именно те черты и свойства, которые ранее не были заметны, не бросались в глаза предшественникам. Именно тогда, когда на находящийся в "должном" состоянии объект проецируется "должным образом" методологически оснащенный взгляд исследователя, собственно, и возникает наука. Таким образом, чтобы описать процесс зарождения социологии как науки, требуется охарактеризовать две его ключевые составляющие: 1) комплекс (по большей части объективно-исторических) условий, способствовавших конституированию понятия "общества" как будущего объекта социологии, 2) комплекс особых ментально-интеллектуальных "веяний", наблюдавшихся в истории европейской культуры, способствовавших формированию специфически научного образа видения мира.

Объективные предпосылки возникновения социологии

Социология возникла на Западе в конце XVIII – начале XIX веков. В этот период социальной науке необходимо было обрести собственный предмет – общество. Обществом социологи называют определенную область эмпирической действительности (общественные отношения), а также понятие, призванное обозначить эту область. Общественными (социальными) социологи называют отношения, возникающие и формирующиеся в процессе взаимодействия людей в группах. Везде, где есть отношения взаимодействия, есть и общество. Хотя в традиционных обществах также существовали отношения: партикулярные контакты, отношения полов, экономические, профессиональные связи, классовые, этнические, конфессиональные отношения, но эта сфера мало волновала социальных мыслителей древности. Традиционные общества были организованы по вертикали, иерархически, поэтому социальные отношения были спрятаны в тени отношений власти, отношений "господства - подчинения". Горизонтальный срез общества в традиционных социальных системах мало кем принимался в расчет. Традиционные общества всегда были идеологически неразрывно связаны с апологией неравенства. Общественная мысль Античности и Средневековья была мыслью политической. Общество и государство сливалось, становилось мало различимо. Говоря об общественных делах, мыслители классической древности говорили, прежде всего, о делах государственного управления. На протяжении веков в европейской политической мысли государство будет пониматься как сфера воплощения общей воли и реализации общих интересов. Частная же, или партикулярная, воля и интересы рассматривались как, несомненно, зависимые от воли и интересов целого (отождествляемого с государством). В традиционных социальных системах общества не то что не было, его просто не замечали. "Социальные теоретики классических древних эпох смотрели на общество, но видели в нем государство. Все остальное – собственно общественное в обществе, его родовая сущность – выпадало из их поля зрения. Казалось, общество является видовым, вторичным "придатком" к родовому понятию государства (как будто "социальное" является более узким, чем понятие "политического").[6]

Средневековье сменилось Ренессансом, Ренессанс – Новым Временем. В европейских городах начал формироваться новый тип человека, с новой ментальностью. Это был "буржуа", "бюргер", свободный гражданин, профессионал. Он не любил аристократию и аристократов, равнодушно относился к государству, поскольку ничем не был ему обязан. Он делал свое дело, знал себе цену и хотел, чтобы к нему и его работе сильные мира сего относились с уважением.

Горизонты общественной жизни неожиданно раздвинулась за счет сферы социального. Выяснилось, что не общество должно служить государству, а наоборот, что первое является родовым понятием, а второе – видовым. Государство превратилось в один среди многих социальный институт, призванный способствовать реализации общественных интересов.

Становление "третьего сословия" повлияло на появление науки социологии на рубеже XVIII-XIX вв. "Третье сословие" интересовало собственное социальное окружение: проблемы исторического прогресса, богатства и бедности, труда и праздности, социальной дифференциации, разделения труда, семьи, религии, форм знания, культурного разнообразия. Все эти вопросы отныне определялись как общественные, попадая тем самым в поле профессиональной компетенции новой науки – социологии (одной из наук об обществе, появившихся в эту эпоху). Общество как совокупность явлений коллективной жизни мыслящего человечества стало осознаваться как факт и как понятие, можно даже сказать, как универсум фактов и понятий. Феномены, составляющие этот универсум, нуждались в эмпирическом и теоретическом описании, в классификации и систематизации. Социология обрела свой предмет, первичный круг собственных исследовательских задач и представление о практическом предназначении.

Субъективные предпосылки возникновения социологии

С самого возникновения социология утверждала свой научный статус. Поэтому на первоначальном этапе развития она ориентировалась на представление о научности знания, сформированное не ею самой, а воспринятое из­вне. Методологическим эталоном в разных случаях становились разные науки (ме­ханика, биология), но всегда науки естественные. По всей видимости, социология не могла возникнуть раньше основного корпуса естественных наук, поскольку ее собственное развитие было в какой-то мере подражательным по отношению к ис­следовательскому опыту последних. Идеология сциентизма властно довлела над со­циологическим мышлением XIX в. Не только социология, но и всякая наука не могла нормально развиваться в усло­виях традиционного общества. Революция в естествознании, совершившаяся в XVI-XVIIIвв., была не чем иным, как симптомом глубочайшего кризисатрадиционнойсоциокультурной системы.

Разгром традиционного метафизического мышления завершили И. Ньютон, И. Кеплер (описал движение планет вокруг Солнца с помощью законов, имеющих математическую форму) и Г. Галилей (ввел в исследовательскую практику естествознания метод систематического эксперимента). Наука все больше рационализировала мир, который представлялся ученым и философам того времени громадным механическим устройством.

Ренессанс подчеркнул определяющую роль активности познающего субъекта в процессе постижения тайн природы. Добывать богатства из кладовой природы, властвовать над ней и в то же время разумно распоряжаться ее дарами, преодолевать обстоятельства, узнавать новое, изобретать, усовершенст­вовать, улучшать жизнь - таковы были духовные ориентиры европейцев ренессансной и постренессансной эпох.

Протестантская реформация указывала сходное направление для реализации жизненных устремлении своих последователей. Протестанты не просто "принимали мир", не просто преобразовывали его, а усматривали в этой деятельности религиозное призвание. Они интересовались миром, его устройством. Пуританизм, кальвинизм и пиетизм в Англии и странах континентальной Западной Евро­пы существенно способствовали распространению научных знаний и развитию ин­ститутов научно-технического (светского, "реального", практически ориентирован­ного) образования.

Новоевропейская наука, освободившись от оков теоло­гии, схоластики и метафизики, сформировала собственную методологическую про­грамму. Эта программа подразумевала, что всякое исследование совершается в познавательной ситуации дистанцированного наблюдения субъекта за некоторым объектом. Эталоном считалась фи­зика, точнее, механика, которая к XVIII в. добилась самых значительных успехов. Идея естественной законосообразности стала претворятся и в социогуманитарных науках. Мыслители эпохи Просвещения немало сделали для популяризации этой идеи, считая, что социальные феномены,как и прочие элементы системы мироздания, подчиняются законам и не только тесно связаны друг с другом, но и с явлениями дру­гих областей и групп.

Итогом развития в указанном направлении и стало появление в первой половине XIX в. идейного течения, которое сегодня именуется "первым позитивизмом". Ранняя пози­тивистская социология – поначалу лишь на уровне деклараций – открыла миру мысль, что человеческое общество может быть предметом систематического научного изучения. Социология возникла в тот самый момент, когда общество как особого рода "объект" попало в "субъективную" перспективу научного видения мира.Для этого наукадолжна была сформироваться в основных чертах и перенести на сравнительно недавно открытый человечеством феномен (и концепт) "общества" собственный познавательный интерес. Такой комплекс условий сложился в конце XVIII – начале XIX веков.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...