Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория структурации Э. Гидденса



На основе анализа сочинений классиков социологии – К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера Э. Гидденс создает неклассическую теорию структурации.

В социологии термин "структура" используется в основном в двух влиятельных школах: в функционализме и структурализме. В функционализме "структура" прежде всего описательный термин, в то время как основная объяснительная нагрузка возлагается на понятие "функция". В структурализме же "структура" является объясни­тельнымтермином. Структурный анализ, вне зависимости от того при­меняется он при анализе языка, мифа или в более широком контексте соци­альных взаимодействий, "просматривает" взаимосвязь структурации и структуры. Речь идет о том, что любое социальное явление объясняется через преобразование его структурных элементов.

Методологические предпосылки теории структурации Гидденс формулирует в виде "новых правил социологического метода". Суть "новыхправил социологического метода" заключается в следующем.

Первое правило относится к предмету социологии - производству и вос­производству общественной жизни. Предметом социологии является общест­во, созданное активной деятельностью субъектов. Индивиды преобразуют природу социально, "очеловечивая" ее, преобразуют самих себя. Люди не производят естественный, объектный, независимый от их существования мир. Преобразуя этот мир, они создают историю и живут в истории. Производство и воспроизводство общества суть результат человеческой социальной дея­тельности.

Гидденс подчеркивает активный, рефлектирующий характер поведения человека. Человек отслеживает не только собственные действия, но и других участников социального взаимодействия, а также ожидает подобного отслеживания от других агентов. Знания агентов о своих действиях и действиях других агентов становятся важным компонентом структуры социального действия. Социальные институты являются объективными образованиями, возникающими из взаимодействия агентов, но не сводимых к нему. Рефлексия агента относительно своих и чужих действий приводит к осознанию институционального изменения социальных институтов. Таким образом, Гидденс рассматривал социальную деятельность как самовоспроизводящуюся реальность.

Второе правило говорит о возможностях и границах социального участия и способов воспроизводства общества. Люди создают об­щество, но не по собственному выбору, а как исторически ограниченные акторы. Структуры следует концептуализировать не просто как ограни­чивающие, но и дающие возможность человеческой деятельности. Это Гидденс называет "дуальностью структуры". Структуры всегда следует концептуализировать в терминах структурации как ряд воспроизводимых прак­тик.

Третье касается способов наблюдения и описания. Социолог наблюдает общественную жизнь предвзято, т.е. полагаясь на знания и ресурсы, благода­ря которым он конституирует ее как объект исследования. В этом смысле позиция социолога не отличается от позиции любого другого члена общества: для осмысления деятельности акторы используют "взаимное знание" – интерпретативные схемы. "Погружение" в форму жизни – необходимое и единственное средство, благодаря которому наблюдатель способен описывать общество. Однако "погружение" не означает становления в качестве полно­правного члена сообщества, когда, скажем, речь идет о другой культуре. По­знание другой формы жизни (культуры) предполагает исследование способов собственного становления в этой жизни, а также способность участвовать в ней как в ансамбле практик. В этом и заключается для социолога производство описаний и перевод их в категории соционаучного дискурса.

В четвертом правиле речь идет о специфике формулировки понятий в рамках социальной науки как метаязыка Социологические понятия под­вержены двойной герменевтике. Социология имеет дело с миром, под­верженным первичной интерпретации самими акторами, и переинтер­претирует его в собственных теоретических схемах, используя для этого специальный язык. В итоге, главная задача социологического анализа состоит в герменевтической интерпретации различных форм жизни в рамках описательных метаязыков социальных наук и в интерпретации произ­водства/воспроизводства общественной жизни как результата человеческой деятельности.

Язык воплощается в конкретной повседневной деятельности и в определенном смысле конституирует эту деятельность.

Гидденс разграни­чивает "структуры" и "социальные системы", имея при этом в виду чело­веческие коллективы, остающиеся стабильными во времени и в пространстве. Структура относится к "структурным качествам" или "структурирующим качествам", обеспечивающим "связность" пространства и времени в соци­альных системах. Структура обеспечивает воспроизводство социальной системы.

Социальные системы включают регулярные отношения между индивидами или группами как повторяющиеся социальные практики. Системы не являются структурами: они обладают структурными качествами. Структуры, будучи качествами систем, харак­теризуются "отсутствием субъекта". Анализ структурации социальных систем означает изучение способов, которыми производятся и воспроизводятся такиесистемы, основанные на сознательной деятельности индивидов, которые полагаются на правила и ресурсы во всем многообразии контекстов действия. Социальные системы, в противоположность структурам, охватывают действия людей, расположенные во времени и в пространстве. Социальные системы, воспроизводимые в контексте ограниченных условий рационали­зации поведения, конституируются через взаимозависимость индивидов или групп. Степень взаимозависимости Гидденс обозначает терминами "интег­рация" или "системность". "Интеграция" обозначает регулярные связи, взаимообусловленность практик между индивидами или коллективами. "Взаи­мообусловленность практик" понимается как регулярные отношения автономии и подчинения. Следует, однако, заметить, что "интеграция" вовсе не значит "согласованность" или "соглашение".

Гидденс различает социальную и системную интеграции. Социальная интеграция описывает "системность" на уровне непосредственного взаимо­действия "лицом к лицу" и подчеркивает значение пространства и со-при-сутствия в социальных отношениях. Системная интеграция описывает "сис­темность" на уровне отношений между коллективами. "Социальная ин­теграция - это взаимообусловленность акторов в контекстах соприсутствия (отношения автономии/зависимости). Системная интеграция - это взаимо­обусловленность акторов или коллективов в раздвинутых пространственно-временных промежутках (отношения автономии/зависимости)"[25].

Гидденс выделяет три уровня системной интеграции: гомеостатические причинные петли; саморегуляция через механизм обратной связи; реф­лексивная саморегуляция. Гомеостатическое системное воспроизводство включает действие причинных петель, т.е. циркулярные причинные отно­шения, в которых непредвиденные последствия перестраивают первона­чальные условия. Саморегуляция через механизм обратной связи представ­ляет более высокий уровень системной интеграции. В отличие от гомеостатических процессов, механизм обратной связи предполагает направленное, контролируе­мое изменение. Рефлексивная саморегуляция включает операцию селективного "информационного отфильтровывания", посредством которого акторы рефлексивно регулируют условия системного воспроизводства с целью поддержания наличного состояния или же его изменения.

Ключевым в теории структурации является положение о "дуальности структуры", подкоторой Гидденс понимает взаимозависимость структуры и человеческой деятельности.

Гидденс понимает структуру как набор правил, относящихся к трансформации практик. Дуальность структуры состоит в том, что эти правила являются одновременно и результатом, и условием действия индивидов. Субъект действия одновременно и создает правила, и воспроизводит правила, которые являются условием их воспроизводства. Структура не только вне субъекта, она и внутри его как процесс рационализации и мониторинга действия. "Под дуальностью структуры я имею в виду, что структурные качества социальных систем являются средством и вместе с тем результатом практики, которая конституирует эти системы. Теория структурации, таким образом, отвергает разделение на синхронию и диахронию или статику и динамику. Структуру нельзя отождествлять с ограничением: она не только ограничивает, но и дает возможности. Задачей социальной теории, в частности, является изучение условий, управляющих взаимодействием этих двух моментов"[26].

Гидденс различает три измерения "дуальности структуры" – сигнификацию (обозначение), господство и легитимацию. Сигнификация возникает в результате коммуникативных процессов. Господство - следствие властных отношений, возникающих из асимметрического доступа к ресурсам. Легити­мация возникает в результате утверждения определенных форм поведения.

Коммуникация предполагает использование определенных схем, с помощью которых индивиды осмысливают то, что они делают и говорят. При­менение таких схем возможно при определенном "порядке", разделяемом всем сообществом. Отношения власти пред­полагают использование способностей или средств для воздействия на пове­дение других. Использование способностей основывается на регулярных отноше­ниях господства и подчинения. Таким же образом складывается отношение между моральностью, нормами и легитимацией. Так же как коммуникация, власть и моральность – основополагающие элементы взаимодействия, сигнификация, господство и легитимация – свойства структур.

Таким образом, понятия структуры, системы и структурации отражают три аспекта социальной действительности. Структуры представляют собой регулярные наборы отношений, производимых и воспроизводимых субъектами действия, системы – отношения между индивидами и коллективами, воспроизводимые как регулярные социальные практики, а понятие структурация относится к условиям, управляющим преемственностью и преобразованием структур.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...