Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Борьба против иностранной экспансии



В контексте истории европейской цивилизации значительное место принадлежало процессу самоидентификации славянских народов. Славяне, став частью феномена великого переселения народов, изменили облик огромного региона от Балкан до Балтийского побережья. Значительную роль в этой связи сыграли восточные славяне, локализуемые в первые века нашей эры на территории от Карпатских гор до озера Ильмень (близ Новгорода). К ним относились: поляне, дреговичи, древляне, вятичи, кривичи, северяне, лютичи, полочане, словене ильменские, хорваты, уличи, дулебы.

В 862 году начинается летописная история российского государства. В том году новгородцы (племя словен) призвали на княжение Рюрика с дружиной. В летописи обозначено: «Велика и обильна наша земля, а порядка в ней нет. Приходи и правь нами…». Этническое происхождение Рюрика до сих пор является дискуссионным: одни связывают его с Рериком Ютландским, другие – с одним из князей полабских славян.

Определенные географические формы древнерусское государство приобретает в 882 г. в результате усилий князя Олега, объединившего северо-западную (Новгород), центральную (Смоленск) и юго-западную (Киев) Русь. Постепенно формируется древнерусское государство с центром в г. Киев.

Перипетии создания Древнерусского государства традиционно в отечественной историографии вызывают разные толкования, что в наиболее концентрированном виде выразилось в дискуссии вокруг так называемой норманнской теории. С «легкой» руки немецких историков XVIII в. Г. Байера, Г. Миллера и А. Шлецера, взявших за основу легендарное сообщение о призвании братьев варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора), древнерусское государство было создано стараниями скандинавов (норманнов). Тогда же великий М.В. Ломоносов показал однобокость концепции норманистов. С тех пор критика норманнской теории была насыщена аргументацией Н.М. Костомарова, С.А. Гедеонова, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова. В концентрированном виде антинорманнисты, прежде всего, позиционируют процесс создания древнерусского государства не как результат внешних, достаточно случайных факторов, а считают следствием естественного развития всех составляющих социально-экономического фона существования восточнославянских племен.

К предпосылкам формирования единого государства у восточных славян можно отнести:

1) активность дружин Рюриковичей, подчинивших себе восточнославянские племена и обложивших их данью (полюдьем);

2) торгово-ремесленный характер формировавшегося государства (Киев - на пересечении торговых путей «из варяг в греки» и «великого шелкового пути»), что обеспечило прочные экономические связи, а, значит, и более тесные гуманитарные контакты между различными племенами;

3) принятие христианства в 988 году способствовало духовному единству восточных славян, раннему формированию древнерусской народности.

К вопросу о происхождении этнонима (название нации) «русь» в современной историографии сложились две основные точки зрения.

Первая – северное происхождение (от финского «ruotsi»): так финно-угорские народы называли своих соседей за морем, с которыми вели торговлю, тем самым «русью» обозначаются варяги (норманны) или северные славяне (словене);

Вторая – южное происхождение (разработал академик Рыбаков): название «русь» произошло от названия притока Днепра р. Рось, а поскольку столица древнерусского государства г. Киев располагался в этом регионе, то название «русская земля» распространилось позже на все подвластные Киеву земли восточных славян.

Отметим также, что корень «рус» является очень распространенным в индоевропейских языках и означает «светлый», «благородный».

Вновь созданное государство по своей внутренней структуре являлось раннеклассовым и отличалось специфическим содержанием:

1) наличие зачатков классового общества соседствовало с пережитками родоплеменных отношений;

2) неизбежным становится отмирание родоплеменных связей;

3) государство концентрировалось на выполнении военно-полицейских функций: защита своей территории, завоевание новых земель, подавление народных выступлений.

Государственная институционализация соседствовала с процессом перехода земли в частную собственность. Безусловно, процесс формирования феодальной собственности затянулся, а генезис его связан с концом XI - началом XII вв. (И.Я. Фроянов). Позднее феномен феодального частного землевладения стал выражаться в двух наиболее распространенных формах: в вотчине и в поместье.

Вотчина (от древнерусского «отче» - отец) – земля, находившаяся в абсолютной собственности владельца с правом передачи ее по наследству.

Поместье – условно или временно используемая земля, выдававшаяся за службу или на время несения службы (без права передачи по наследству).

Но в целом, в эпоху первых Рюриковичей институт частной собственности находился в эмбриональном (зачаточном) состоянии. И не случайно основная государственная функция воплощалась в такой специфической форме взаимоотношений власти с обществом как полюдье (система сбора дани путем ежегодного объезда князем подвластных территорий).

Неудачной формой реализации полюдья киевской княжеской властью в земле древлян становится акция 945 г., имевшая трагические последствия: был убит князь Игорь (912-945), а его вдова княгиня Ольга (945-969) с невиданной жесткостью наказала виновных.

Примечательна форма выхода из социального конфликта, предложенная княгиней Ольгой. Был сокращен размер дани (уроки) и определено место и сроки ее сбора (погосты). Это был первый в русской истории пример успешных реформ, способствующих налаживанию диалога между властью и обществом.

Важной формой деятельности правящего класса становится внешняя политика. Именно здесь можно отметить определенную преемственность политических приоритетов восточных славян с практикой Рюриковичей, особенно ярко проявившейся в русско-византийских отношениях.

В 907 и в 911 гг. Олег (882-912) с дружиной успешно воевал с Византийской империей. В результате этих походов в 911 г. был подписан первый в истории русской дипломатии внешнеполитический договор. Византия обязалась выплачивать Руси солидную денежную контрибуцию. Олег добился также права беспошлинной торговли на византийских рынках.

Внешняя политика была основной сферой деятельности сына Игоря и Ольги князя Святослава (969-972). Необходимо при этом отметить появление новых акцентов, связанных как с продолжением византийской, традиционной для Рюриковичей политики, так и с восточным направлением. Но если на востоке русскому государству удалось расширить ареал своего влияния, нанеся поражение Хазарскому каганату, то на Балканах из-за противодействия Византии и печенегов, претворить в жизнь идею Святослава о создании единого русско-болгарского государства не удалось. Сам Святослав погиб в 972 г., возвращаясь в Киев, попав в засаду, устроенную печенегами.

Примечательно, что именно при Святославе были заложены основы т.н. «лествичной системы». Перед отъездом в Болгарию Святослав разделил свои земли среди сыновей: старшим киевским князем стал Ярополк, князем древлян – Олег, новгородским князем – Владимир. В дальнейшем практика разделения земель среди сыновей продолжилась, при этом старший сын становился великим киевским князем. Таким образом, по «лествичной системе» вся Киевская Русь рассматривалась в качестве совместного владения всех Рюриковичей, а наследование и смена правлений шло «по старшинству», т.е. не отца к сыну, а от старшего брату к следующему по старшинству (великий киевский князь, «первый среди равных», - самый старший в роду).

Политический преемник князя Святослава его сын Владимир (980-1015) стал инициатором судьбоносных изменений в истории русской цивилизации. Именно с ним связан процесс христианизации Руси. Традиционно датой крещения Руси признается 988 г.

Новое качество социальных и общественных отношений требовало нового идеологического обеспечения. Традиционное славянское язычество с его многообразием богов (Перун, Стрибог, Даждьбог, Велес и др.), культов и обрядов, заметно отличавшихся в разных землях Руси, не могло больше удовлетворять потребностям общества и великокняжеской власти, которая нуждалась как в легитимизации своего господства, так и во внешнем признании. После неудачной попытки приспособить языческую религию к новым общественным условиям, выразившейся в установлении на княжеском дворе статуй различных языческих богов во главе с дружинным богом Перуном, Владимир и его окружение принимают решение о смене веры.

Это решение было обусловлено рядом причин. Во-первых, этого требовали интересы молодого государства, для которого оставаться языческой страной в окружении христианских стран означало бы политическую изоляцию. Во-вторых, необходимость принятия единой религии диктовалось требованием скорейшего преодоления культурных и ментальных различий между различными племенами, которые подрывали хрупкое единство страны. Новая вера должна была стать общей основой для всего разноплеменного русского общества. В-третьих, монотеизм (единобожие) соответствовал сущности нового единого государства во главе с монархом. В-четвёртых, вызревание на Руси новых общественных отношений, развивающиеся социальное расслоение, требовали своего обоснования.

Решение о принятии христианства в его византийском православном варианте было продиктовано желанием элиты сохранить важные связи, установленные в предыдущие годы. Большое значение имел престиж Византийской империи, которая находилась в то время на пике своего могущества и влияния. Контакты с Византией и другими христианскими странами должны были содействовать приобщению Руси к духовности и культуре более древних цивилизаций. Христианство с его требованиями гуманного отношения к человеку, поддержания моногамной семьи содействовало прогрессу общества и государства.

Принятие православия в качестве государственной религии оказало огромное влияние на весь дальнейшей ход русской истории, определило место нашей страны в мировом историческом процессе. Христианство способствовало укреплению государственного единства Руси, формированию единого русского народа, становлению национального самосознания, так как на смену многообразию племенных языческих культов пришла одна, определяемая чёткой системой норм и обрядов религия.

Церковь как организованная структура на протяжении веков оказывала влияние на все стороны культурной, экономической, политической жизни русского мира. При церквях и монастырях создавались первые школы, здесь же трудились первые русские художники. Монахи являлись создателями летописных сводов (самая известная из дошедших до нас – Повесть временных лет, авторство которой причисляется монаху Нестору), философских трактатов, переписчиками и переводчиками иностранных светских и церковных сочинений. Церковные иерархи на протяжении веков оказывали влияние на политическую жизнь страны. Было немало случаев, когда они выполняли миротворческие миссии, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за эгоизм, усобицы, трусость. Монастыри со временем превратились в крупные хозяйственные комплексы, центры торговли и даже ростовщичества.

Христианская религия включила Русь в европейскую цивилизационную семью. Став неотъемлемой частью европейской христианской Европы, Русь после падения Византийской империи превратилась в единственный оплот православия. Это определило формирование мессианской идеологии и свойственного нашему народу понимания своего особого места и роли в истории.

Мессианская идеология – это форма национального позиционирования, появившаяся в менталитете русского народа в эпоху средневековья и связанная с восприятием своей особой (мессианской-божественной) миссии в христианской цивилизации.

Новый импульс государственного строительства древней Руси был дан сыном Владимира I Ярославом Мудрым (1019-1054). Победив во внутрикняжеском конфликте своих братьев, князь Ярослав приступил к системным социальным преобразованиям, основанием которых становится первая в русской истории практика правотворчества. Нашла она свое воплощение в юридическом своде, известном как Русская Правда. Этот сложный юридический документ, опиравшийся на нормы обычного права и прежнее законодательство ограничивал кровную месть кругом ближайших родственников, уравнивал в правах киевских и новгородских «мужей», определял порядок решения споров. В «Русской правде» ряд статей посвящен феодальнозависимым категориям населения – закупам, рядовичам, смердам, что свидетельствовало о начале раннего феодализма.

Дальнейшее развитие законотворчества в стране связано с деятельностью сыновей Ярослава Мудрого, с чьим именем связано появления второй редакции Русской правды – Правды Ярославичей. Авторство третьей редакции Русской правды в историографии связано с именем внука Ярослава Мудрого Владимира Мономаха (1113-1125).

Это эпоха, несмотря на ее хронологическую краткосрочность, обросла в истории отечественной государственности большим количеством мифологем, что, в первую очередь, связано с личностью самого князя. Прежде всего, значительная доля символики звучит в прозвище князя Владимира Мономаха. Само появление его связано с именем деда Владимира по материнской линии князя Константина Мономаха – византийского императора. И отсюда посыл о прямой связи между киевскими Рюриковичами и константинопольскими Мономаховичами, а отсюда недалеко до идеологемы Москва – третий Рим, где Россия воспринималась как непосредственный преемник великой Византийской империи. Шапка Мономаха, которую якобы подарил дед (Константин) внуку (Владимиру), становится одним из формальных символов московского величия, хотя, по мнению Р.Г. Скрынникова, эту шапку подарил Ивану Калите хан Узбек в XIV в.).

При всей мифологичности образа Владимира Мономаха это отнюдь не умаляет его реального значения в истории древнерусского государства. Символичен сам приход Владимира II в Киев. Цель его появления в стольном граде – это попытка вывести государство из того сложного политического и социально-экономического кризиса, в котором оно оказалось вследствие постоянных междоусобиц и разгулу ростовщичества, в результате чего народные возмущения приобретают крайние меры. Восстановив порядок, Мономах изменяет всю систему экономических отношений в государстве, что нашло свое отражение в уставе Владимира Мономаха.

Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство (рабство) и правовой статус закупов (должников). По существу Мономах продолжил успешную практику реформирования социально-экономических отношений в стране, инициированную в середине X в. княгиней Ольгой. Но в отличие от нее, реформы основывались на изменении правовой практики существования государства. Прямым следствием реформы становится облегчение положения зависимых слоёв населения.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу Великому (1125-1132) удалось ещё некоторое время удерживать единство русских земель и отражать половецкую угрозу. После его смерти Русь окончательно распадается на полтора десятка различных государств. Великий князь Ярополк II Владимирович, не обладая авторитетом отца и брата, не сумел удержать единство страны. Как записал летописец: «разодралася вся Русская земля». Наступает период политической раздробленности.

Политическая раздробленность – это этап, через который прошло большинство государств, в основе которого лежит совокупность объективных и субъективных фактов. В случае с Киевским государством необходимо, прежде всего, выделить фактор ухудшения геополитической ситуации в регионе. В первую очередь, это было связано с постоянными столкновениями с кочевниками-половцами, что не позволило Киеву выполнять свою столичную функцию защиты пограничных со Степью земель, а значит и обеспечения безопасности торгово-экономической деятельности.

Ухудшение внешнеполитической ситуации совпало со смещением торговых путей (например, торговый путь «из варяг в греки» утрачивает свое значение из-за ослабления Византийкой империи). На северо-востоке и юго-западе Руси возникает ряд новых торгово-ремсленных центров (Владимир на Клязьме, Суздаль, Ростов, Галич, Владимир Волынский). Кроме того, подъем городов способствовал расширению в одних местах боярской оппозиции, а в других - укреплению вечевых институтов, которые бросали вызов княжеской власти. Таким образом, постоянные междоусобицы из-за Киева поставили под сомнение обороноспособность страны и возможность безопасно торговать из-за опустошительных половецких набегов; отток населения на северо-восток и запад привел к подъему местных княжеств и упадку Киева; подъем городов заставил князей укреплять свою власть там, где они уже на тот момент правили, а не бороться за «мифический» Киев.

Юридическая легитимизация этих настроений произошла на съезде Рюриковичей в Любече (1097), когда был декларирован основной принцип политической раздробленности: «Каждо да держит отчину свою». Русское государство распадается на ряд самостоятельных феодальных государств, крупнейшими из которых являлись Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское, Полоцкое княжества и Новгородская республика (от которой впоследствии отделятся Псковская, Вятская и Пермская земли с республиканской формой правления).

Киевское княжество («Русская земля») утрачивает свое значение. Cо второй половины XII в. часто переходит из рук в руки, в результате постоянных войн снижается его роль как политического и экономического лидера Древней Руси. Например, в 60-70-е гг. XII в. Андрей Боголюбский являлся великим князем, но постоянно проживал во Владимире. Окончательно князья владимирские стали великими с 1185 г., что было связано с деятельностью Всеволода Большое Гнездо.

Владимиро-Суздальское княжество. Особое значение с точки зрения как этногенеза великороссов, так и формирования особого типа государства-цивилизации имела история Владимиро-Суздальской земли. Собственно первым Владимиро(Ростово)-Суздальским удельным князем был младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125-1157).

При всем том, что князю Юрию достаточно много места уделено в национальной памяти, в частности, наверно, потому, что с ним ассоциируется основание Москвы в 1147 г., это еще киевский князь.

Первым типичным владимирским (великоросским) правителем с полным основанием можно считать его сына Андрея Боголюбского (1157-1174).

Приглашённый знатью Андрей практически сразу поставил себя над ней. Так он прогоняет со своих «столов» младших братьев и племянников, изгоняет ростовского епископа. В летописях статус нового князя определяется дефиницией «самовластец» (самодержец). Добавляется даже интересная подробность, что он не перед кем «не склонял главы своей». Формирование самодержавной политической системы было связано с процессом развития важнейших институтов русского присутствия в регионе – боярского землевладения и православной церкви.

Динамика этих явлений в междуречье Оки и Волги (место локализации княжеств), заселенных первоначально балтами и угро-финами, всецело зависело от покровительства государства с сильной центральной (княжеской) властью. Именно поэтому столь важные очаги возможного сепаратизма изначально были ущемлены в своих устремлениях. Таким образом, центральная власть Владимиро-Суздальской земли объективно носила авторитарно-самодержавный (самовластный) характер, что во-многом определило всю историю великоросско-московской государственности.

Андрей, не желая постоянно испытывать боярское влияние, переносит столицу в младший город Ростово-суздальской земли Владимир, а рядом в селе Боголюбово он строит свои резиденцию (отсюда прозвище Боголюбский). Политика Андрея Боголюбского вызывала большое раздражение среди боярства, что стало причиной заговора 28 июня 1174 г., в результате которого он был убит. Вывести страну из политического кризиса удалось лишь младшему брату Андрея Боголюбского Всеволоду, получившему за своё многочисленное потомство прозвище Большое Гнездо (1176-1212).

Новгородская республика. Особое место в политической истории русского средневековья занимает Новгород и Псков. Достаточно трудно однозначно интерпретировать сам факт существования на русском Северо-западе столь редкого в русской политической истории явления как боярская республика. Здесь и признаваемая за главную причину отдаленность от традиционных центров единовластия (Киев). Отмечается связь новгородской экономики с Ганзейским союзом – оазисом средневековой европейской демократии. Но, видимо, главными в формировании республиканских принципов управления были исключительно внутриэкономические новгородские причины. Прежде всего, сравнительная нерентабельность местного земледелия и, как результат, доминирование в экономической структуре города ремесла и торговли, политическая институционализация которых (отраслей) связана с демократическими формами организации.

Первые шаги новгородской демократии связаны с восстанием 1136-1137 гг., в ходе которого был изгнан киевский князь. В городе создается слаженная система народовластия. Законодательная власть была сконцентрирована у народного вече. В работе вече принимали участие все мужчины, достигшие совершеннолетия.

В то же время, городом фактически управлял совет господ, состоявший из 300-400 «золотых поясов», и представлявший городскую аристократию. С помощью системы манипуляции общественным мнением, во многом обусловленным существующими архаизмами в системе выборов, боярская элита оказалась способна навязать обществу своих кандидатов во время выборов в представительные органы Новгорода.

Фактическое управление городом было сконцентрировано в руках посадника – это фактический глава в Новгородском управлении, избирался от местных бояр, знал обычаи и традиции, следил за их соблюдением, заключал договорные грамоты с князьями.

Определенная часть представительных полномочий находилась у тысяцкого, который представлял интересы небоярского населения Новгорода (меньших людей и купцов), контролировал сбор налогов и ополчения, руководил ополчением во время военных походов.

Своеобразным был статус архиепископа, руководителя новгородской церкви, который также выбирался на вече и обладал определенными полномочиями при утверждении международных договоров (скреплял печатью), контролировал торговлю (у него находились эталоны мер и веса).

Обретение Новгородом независимости совпало с сокращением прерогатив княжеской власти. Постепенно князь становиться второстепенным лицом в новгородском управлении, своеобразным приглашенным управленцем.

Первоначально князья приглашались из Киева, а со второй половины XII в. из Владимира, с которыми заключались договорные грамоты. Полномочия его ограничивались руководством боевой дружины, которую он приводил с собой в город. Номинально являясь высшей судебной инстанцией города, князь, в то же время не мог судить без посадника. Кроме того, он не имел права раздавать земли, продвигать своих сторонников на те или иные административные посты.

Галицко-Волынское княжество (юго-запад Руси) также испытывало подъем в XII-XIII вв. Но отличие от Владимиро-Суздальского княжества с его сильной центральной княжеской властью местная политическая традиция была связана с доминированием боярства. Показателем этого была частая смена княжеских династий: например, в промежутке между 1199 и 1240 г. Изяславичи правили 12,5 лет, Ольговичи – 10 лет, Ростиславичи – всего 9 лет. Позже эта политическая традиция стала одной из основ системы шляхетских привилегий, доминирования и даже произвола в ущерб центральной королевской власти в польско-литовском государстве. Единственным сильным князем в Галицко-волынским княжестве был Ярослав Владимирович Осмомысл (1130-1187), знавший много языков, который по свидетельству летописца «железными полками подпирал ворота Дуная, отворял и затворял ворота Дуная».

Борьба против иностранной экспансии. На рубеже XII – XIII вв. на Дальнем Востоке, в Забайкалье местные племена монголо-татар переживали стадию разложения родовых и зарождения раннеклассовых отношений.

До настоящего времени нет единой интерпретации в исторической литературе по проблеме этнической принадлежности забайкальских племен XII – первой четверти XIII вв. Кроме того, может вызвать определенное недоумение параллельное существование двух терминов: монголы и татары, при идентификации одного этноса. По мнению М. Аджи, монголо-татары представляли собой китаизированных тюрков, а сам термин (монголо-татары) появился в русской исторической традиции лишь в 20-е гг. XIX в. Большей распространенностью в литературе пользуется версия, что термин «монгол» был введен в научный оборот с подачи китайских историков, которые близким по звучанию определением «мынгу» называли наиболее восточную часть тюркского мира. Затем дефиниция расширилась за счет всего восточно-тюркского мира.

На курултае (съезде) монгольской знати на р. Онон в 1206 г. произошло объединение местных племен в государство (раннефеодальное государство скотоводческого типа), где лидер одного из племен Темучин получил титул Чингисхана (великого хана). Вновь созданное государство из-за экстенсивного характера развития экономики обречено было быть экспансионистским.

В то время для монголов характерна была жесткая военная организация, основанная на десятичной системе счисления: отряд в 10 тыс. всадников (тумен, отсюда русское слово тьма) делился на «тысячи», «сотни» и «десятки». Десяток, как правило, совпадал с реальной семьёй. Причем члены каждой структуры были повязаны жесткой круговой порукой. Таким образом, в то время когда на Руси наступил период раздробленности, в другой части континента сложилась могучая централизованная и воинствующая империя.

Первый удар монголы нанесли по своим соседям, но на полную мощь военный механизм державы Чингисхана заработал во время походов на северный Китай в 1211 г. В 1213 г. была захвачена его столица – Пекин. На службу монголам был поставлен значительный научный, культурный, экономический и организационный потенциал тысячелетней империи.

В цивилизационном плане для монголов Китай сыграл ту же роль, что для Руси Византия, а для стран Западной Европы Римская Империя. На службу Чингисхану были привлечены китайские чиновники, учёные, военные специалисты. Монгольская армия завладела китайскими стенобитными и камнемётными машинами, которые позволяли разрушать крепости, недоступные ранее для монгольской конницы.

После покорения Китая, монголы развернули свою военную машину на Запад. Удар был нанесен по крупнейшей империи Средней Азии – государству Хорезм. Были покорены Бухара, Самарканд. Оказавший сопротивление оккупантам сын местного правителя Джелал эд-Дин. В погоню за ним был отправлен экспедиционный корпус монгольской армии, состоящий из двух туменов. Во главе монгольского контингента стояли видные военачальники Субедей и Джебе. Преследуя хорезмийцев, они проникли в Иран по побережью Каспийского моря в Закавказье, а 31 мая 1223 г. в битве на р. Калке (Придонье) нанесли поражение коалиции южнорусских князей и половецких ханов.

Походы Батыя на Русь. Нашествие возглавил внук Чингисхана хан Батый и бывший командующий экспедиционным конкурсом 1223 г. Субедей. В декабре 1237 г., захватив ряд городов в Рязанском княжестве, монголы подошли к Рязани. Городу был предъявлен ультиматум, согласно которому рязанцы должны были дать монголам десятую часть «во всём». Горожане ответили: «Если нас всех не будет, то всё ваше будет». На шестой день осады город был взят и разрушен.

Сохранилось предание о подвиге одного из рязанских бояр Евпатии Коловрате, который собрал дружину из оставшихся в живых рязанцев. Эта дружина нападала на татарские отряды, истребляла захватчиков. Лишь с большим трудом татарам удалось окружить и уничтожить воинов Коловрата.

Следующий удар был нанесен по Владимиро-Суздальскому княжеству. В феврале 1238 г. был взят г. Владимир его участь разделили Суздаль, Ростов, Ярославль, Городец, Переяславль, Кострома, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др. В марте 1238 г. в битве на реке Сить (Сити) дружине местного князя Юрия Всеволодовича было нанесено поражение. В битве погибла вся правящая династия. Судьба крупнейшего политического объединения Северо-Восточной Руси была предрешена.

Весной 1239 г. Батый предпринял поход на южную Русь. Здесь так же, как и на севере Руси, каждый город отчаянно сражался, полагаясь только на собственные силы. В марте был разрушен Переяславль Южный, в октябре пал Чернигов. Поздней осенью 1240 г. войско Батыя осадило Киев.

Летописец пишет, что «от скрипания телег его, множества ревения вельблюд его и ржания от гласа стад конь его», - не было слышно голосов людей, оборонявших город.

После длительной обороны татары разгромили город. В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество, разгромив которое Батый вышел на границу Венгрии и Польши и нанесли поражение местным правителям. Монголы вышли к границам Германской империи, дошли до Адриатического моря. Однако в конце 1242 г. их постиг ряд неудач в Чехии и Венгрии, к тому же из далёкого Каракорума пришло известие о смерти великого хана Угедея.

Батый развернул свои войска на восток, так и не сумев закрепиться в центральной Европе. К тому же, имея в тылу не до конца покорённую, оказывающую постоянное сопротивление Русь, было невозможно продолжать завоевания в Европе. Русские земли приняли на себя первый удар захватчиков, в ожесточённых боях на Руси погибла лучшая часть монгольского войска, которое утратило наступательную мощь. Русские земли в прямом смысле закрыли собой Европейскую цивилизацию от неминуемого разорения, своей кровью обеспечили достижения эпохи Возрождения и Нового времени, становление зарождающихся европейских наций.

После возвращения монгольского войска из похода в Европу русские земли стали частью «Улуса Джучи» (по имени отца хана Батыя) или Золотой Орды. Столицей этого государства стал город Сарай (в переводе на русский – «дворец») в низовьях Волги. Границы Золотой Орды протянулись от Иртыша на востоке до Карпат на западе, от Приуралья на севере до Кавказа на юге.

Татаро-монгольское нашествие причинило русским землям непоправимый урон, наложило неизгладимый отпечаток на весь последующий ход русской истории. Гибель городов вызвала упадок ремесла и торговли, некоторые виды ремёсел после нашествия исчезли навсегда. Лучших мастеров уводили в рабство в Орду. После нашествия древние демократические традиции городского самоуправления практически утрачиваются, в большинстве городов исчезают или сильно ослабевает роль веча. Города становятся только лишь административными и военными центрами. Монголы надолго запрещают каменное строительство.

Формой политической зависимости русских княжеств от Золотой орды становится система ярлыков на княжение, получаемых претендентами из различных ветвей династии Рюриковичей в Сарае. Институт ярлыка стал основанием для жесткой экономической эксплуатации, осуществляемой завоевателями на русской земле. Функция налогового контроля была возложена на специальных монгольских чиновников – баскаков. Татарское владычество серьёзным образом изменило облик русского феодалитета и характер его взаимоотношения с властью. Старая знать, ведущая свою историю от дружин домонгольской эпохи и противопоставлявшая свои интересы политической воли князей, была почти полностью истреблена.

На смену ей пришла новая знать, формировавшаяся в основном из бывших слуг княжеского аппарата (тиунов, мечников и т.д.), полностью зависимых от воли князей. Сами князья в результате частого общения с татарской элитой постепенно перенимали её представления о роли и содержании верховной власти, стиль и характер отношений правителей с подданными, одинаково, не зависимо от своего положения, являвшимися ханскими холопами. Традиции деспотизма, заимствованные в Орде, успешно приживались на русской почве в условиях уничтожения свободолюбивой аристократии и городских корпоративных институтов.

Борьба с немцами и шведами. Одновременно с монголо-татарским нашествием в XIII в. начинается проникновение немцев и шведов в западные пределы русской цивилизации. В Х—ХII вв. немцы начинают захваты юго-восточного побережья Прибалтики, где жили племена угро-финнов (эсты) и балты - предки современных латышей и литовцев.

В 1201 г. немецкие и датские феодалы основали Ригу и создали рыцарский Орден меченосцев для покорения Прибалтики. Защиту русских интересов в Прибалтике взяли на себя Новгород и Полоцк. Полоцкие князья во втором десятилетии XIII в. вместе с литовцами несколько раз воевали с Орденом меченосцев, а Новгород боролся с немцами за земли чуди. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а ещё через два года от литовцев и земгалов. В 1237 г. это заставило всех крестоносцев объединяться в составе Ливонского ордена.

Невская битва. Объективными союзниками крестоносцев становятся шведы, которые в июле 1240 г. под командованием герцога Биргера зятя шведского короля высадились на берегу Невы. 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина новгородского князя Александра обрушилась на центр шведского войска, а пешая рать новгородцев ударила во фланг, отрезая рыцарям отход на корабли. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море.

Победа на берегах Невы имела огромное историческое значение, прежде всего, потому, что она была первой в эпоху постоянных поражений. К тому же, князь-победитель Александр приобретал статус общенационального лидера, подтверждением чего становится прозвище Невский, под которым он стал известен в русском политическом мире после этих событий.

«Ледовое побоище». Вскоре на северо-западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной псковской крепостью Изборск, а затем с помощью изменника-посадника Твердилы захватили и Псков. В 1241 г. враги подошли к Новгороду, построили крепость в Копорье, преградили путь Руси к морю, грабили купцов и крестьян.

В конце марта 1242 г. Невский получил от разведки известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена во главе с магистром. Князь стянул свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду, так как лед затруднял маневрирование рыцарской конницы. Впереди русского боевого порядка были поставлены лучники, в центре - народное ополчение (срединный полк), а на флангах - сильные полки правой и левой руки. За левым флангом стоял резерв — часть конницы. Немцы построились в форме клина («свиньей»), на острие которого находился отряд одетых в броню воинов. Немцы намеревались ударом в центр расчленить войска князя и уничтожить их по частям.

Битва состоялась 5 апреля 1242 г. и развивалась согласно плану Александра. Немцы врезались в центр русских, но были зажаты фланговыми войсками князя и окружены конницей. Под тяжестью рыцарей лед начал ломаться, многие утонули, другие стали отступать. Русские преследовали врага 7 верст. Новгородская летопись сообщает, что погибло 400 рыцарей, а 50 знатных рыцарей были взяты в плен (немецкие хроники оценивают число погибших в 25 рыцарей). Эта битва на льду Чудского озера вошла в историю как «Ледовое побоище».

Значение победы заключалось в том, что здесь надолго была остановлена экспансия ордена на Восток, в итоге немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси - Новгородско-Псковскую землю и навязать ее населению католицизм. Победа Александра Невского укрепила моральный дух, самосознание русского народа. Александр выступил как защитник православной Руси от экспансии католического Запада. Это сделало его одним из главных героев русской истории.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 950 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...