Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение в дисциплину



ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

История нашего Отечества (Российской цивилизации) – это выдающаяся страница в многовековой поступи человечества. Естественно, что столь многовекторные процессы, насыщенные судьбоносными явлениями, творимые великими сыновьями земли русской, на фоне созидательной энергии всех народов, живущих на территории нашей страны на протяжении ее великой истории, требуют научной детализации, прежде всего, связанной с определением методологии восприятия. В рамках общественного сознания, историческое сознание являет собой систему знаний и представлений об обществе, образов и идей, посредством которых у людей (групп) формируется представление о своем прошлом, о своем происхождении, о соотношении своей истории с историей всего человечества.

В этом смысле в исторической науке можно отметить наличие двух доминирующих концепций. Одна из них получила определение формационной концепции. В основе ее лежит принцип деления истории человечества на периоды перехода одной общественно-экономической формации в другую. Стимулом для этого перехода становится социальная революция как катализатор общественного прогресса в целом.

Общественно-экономическая формация - это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития. Важнейшей характеристикой формации признается наличие базиса и надстройки.

Базис – это экономическая структура общества, включающая совокупность производственных отношений, складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил.

Надстройка – политические, социальные, правовые, идеологические отношения, характерные для той или иной формации на определенном этапе ее существования.

Опережающее развитие базиса (производственных сил) неизбежно (по мнению сторонников формационного подхода к изучению истории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), приводит к архаизации ее надстроечного оформления и, как следствие, определяет неизбежность революции.

К. Марксом были определены пять формаций в истории человечества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза - социализм).

В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни. Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет рассматривать культуру как чисто социальное явление во всем ее объеме.

В качестве основания цивилизации определяется материальная сфера. В фундаменте цивилизации в целом и каждой из ее ступеней лежит технико-технологический базис, в связи с чем и выделяются три ступени в развитии цивилизации: земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная (последнюю в настоящее время позиционируют как постиндустриальную). Целостная характеристика цивилизации обязательно включает такие моменты, как природные (включая демографические) условия жизни общества, этнические и исторические особенности жизни данного общества, его духовные характеристики, так как без их учета невозможно объяснить специфику разных цивилизаций в рамках одинаковых ступеней развития.

Наиболее выдающиеся представители цивилизационного подхода в изучении истории - М. Вебер, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби.

Обе концепции, и формационная, и цивилизационная, отражают разные стороны сложного и противоречивого исторического развития общества. Каждая из рассматриваемых концепций общественного развития необходима и важна, но недостаточна сама по себе. Поэтому речь должна идти о взаимном сочетании этих концепций для наиболее полного, многостороннего и глубокого понимания общества.

При всем разночтении в подходах в изучении истории человечества представители как формационной, так и цивилизационной методологии, особое место уделяют истории Древнего Востока в качестве своеобразной стартовой площадки в истории человечества.

Здесь на рубеже XI-X тысячелетий до н. э. начался переход от палеолита (древнекаменный век) к неолиту, сопровождавшийся сменой присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) производящим. Происходящие процессы были столь судьбоносны, что получили определение неолитической революции, что сопровождалось возможностью оседлой и обеспеченной пищей жизни земледельцев и резким ростом темпов прироста населения.

В этих условиях избыточное население заселяет огромную территорию Месопотамии (Двуречье Тигра и Ефрата), Египта, Индии и Китая, составив демографическую основу для появления так называемых протогосударств.

В регионе преобладающим становится «Азиатский способ производства», отличающийся отсутствием частной собственности, классов, когда альтернативой господствующему классу было само государство, в лице организованного им аппарата власти. Феномен власть - государство определил своеобразие института частной собственности, в чем заключалось еще одно отличие восточного типа цивилизации.

В своем развитии древневосточное государство как институт прошло расстояние от протогосударства, опутанного системой родственных клановых связей и до развитой политической государственной структуры, с появлением системы принуждения и институционализированного закона.

Древняя Месопотамия (Двуречье). Примерно с середины IV тыс. до н. э. в южной Месопотамии появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Наиболее известный среди них город-государство Урук, имя правителя которого Гильгамеша, стало одним из символов мировой цивилизации и легло в основу древнешумерского эпоса.

Происхождение шумерского этноса, в значительной степени отличающегося от семитов (большинства ближневосточного региона) до сих пор вызывает неоднозначность оценок. Не вызывает сомнение лишь время их появления в Месопотамии – на рубеже V-IV тыс. до н. э., и, скорее всего, их первоначальная локализация (расположение) связана с районом Персидского залива.

Соседи шумеров семиты-скотоводы в XXIV в. до н. э. создают город-государство Аккад. Наследником Месопотамской цивилизации становится Вавилон, который в годы правления Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) подчинил себе территорию всего региона. Основным содержанием государственной политики становится монополия силы, впервые в истории человечества опирающаяся на институт правового нормирования (законы Хаммурапи – XVIII в. до н. э.).

В социальном отношении вавилонское общество – это своеобразный синтез многочисленных слоев специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и обслуживания – администраторы, воины, торговцы, ремесленники, слуги, а также свободные общинники. Рабство представляло собой временный социальный институт. Рабы-чужаки, как правило, становились свободными во втором поколении. Срок долгового рабства не превышал трех лет.

Значителен след Месопотамии в истории мировой цивилизации. Это, прежде всего, шумерское иероглифическое письмо, ставшее основой возникновения в будущем алфавитной системы. Появление зачатков астрологии и математики, начало календарного исчисления. Первый опыт творческой рефлексии, представленный в эпосе о Гильгамеше.

Древний Египет. Образование египетской цивилизации в жестко структурированной форме государства приходится на рубеж IV-III тыс. до н. э. Географически Египет как политический и экономический феномен всецело связан с долиной реки Нил, по всему пространству которой возникают протогосударства вокруг храмов («ном»).

Традиционно, многовековая история Древнего Египта делится на историю царств: Древнее царство (XXVII – XXIII вв. до н. э.); Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н. э.); Новое царство (XVI – XI вв. до н. э.); Позднее царство (период I тыс. до н. э.).

Именно в эпоху Древнего царства произошло оформление древнеегипетского государства. Фараоны (правители) не просто обожествляются, но приобретают статус равный богам. Внешним оформлением «солнцеподобности» становится строительство пирамид, возведение которых является важнейшей составляющей образа погребения фараонов. Наиболее известные из них: Жосера, Хуфу (Хеопса) (самая циклопическая – километр в периметре и около 147 метров в высоту).

В эпоху Среднего царства, когда государственные и номовые хозяйства стали дробиться на большое количество надельно-арендных участков, обрабатываемых так называемыми «царскими слугами», города превращаются в торгово-ремесленные центры с достаточно регулярным рыночным обменом. Признанным мерилом стоимости становится зерно, реже одежда, в исключительных случаях металлы: медь, серебро, золото.

Как и прежде, в основном рабами были иноплеменники. Официально порабощение соплеменника-египтянина не допускалось. Сужение практики строительства циклопических сооружений привело к концентрации рабского труда в сфере обслуживания.

Предысторией Нового царства становится борьба так называемой семнадцатой династии с вторгшимися в Египет с Азии племенами гиксосов.

Гиксосы – племена, живущие на рубеже XVIII-XVII вв. до н. э, являлись отважными воинами-кавалеристами, основой их боевого потенциала были колесницы. Они познакомили египтян с лошадьми.

Выйдя из жесткого противостояния с варварами победителем, Египет вступает в эпоху своего наивысшего могущества, расширив границы государства далеко за пределы долины Нила и став первой в истории человечества империей. Покорив Сирию и Палестину, постоянно угрожая Митанийскому и Хеттскому царствам, государство обеспечило большой приток рабской силы в страну. Во внутренней политике особое внимание приобрела борьба против экономической и политической автономии храмовых институтов (номов).

В этом смысле наиболее примечательны были реформы фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), проведенные в XIV в. до н. э.

В обыденном сознании эта эпоха в основном ассоциируется с именем супруги фараона-реформатора Нефертити, изображение которой считается шедевром портретной скульптуры.

Последним всплеском политической активности правящей элиты Нового царства становится деятельность Рамзеса II, правление которого приходится на XIII век до н. э.

Символом эпохи становится величественный архитектурный комплекс Абу-Симбел на юге страны, увенчанный статуей самого фараона. Старшему поколению наших соотечественников комплекс известен по названию одноименного ликера.

Основной движущей силой Позднего царства становятся чужеземные династии, которые начиная с ливийцев (рубеж II-I тыс.) составляют политическую элиту страны. В VII в. до н. э. ливийскую династию сменила эфиопская (нубийская). Значительную роль в экономике страны начинают играть греки и финикийцы.

В VI в. до н. э. войска персидского (иранского) царя Камбиза окончательно покончили с независимостью Египта, превратив государство в одну из сатрапий (провинций) Ахеменидов. В 332 г., Египет был завоеван Александром Македонским. После смерти великого завоевателя, страна стала вотчиной его сподвижника Птолемея и его потомков.

Наиболее известна среди них Клеопатра. Это, собственно, не египетский, а греческий субстрат в многовековой истории местной цивилизации, усиленный на рубеже новой эры римским, в результате вхождения Египта в состав новой империи.

Древняя Индия. Одним из уникальных центров мировой цивилизации в плане самобытности её развития и неповторимости структурных характеристик, безусловно, является Древняя Индия. Первые факты заселения Индии неолитическими земледельцами, в основном пришельцами с Севера, приходятся на VI-IV тыс. до н. э. С начала II тыс. до н. э. в долину Ганга начинают проникать племена индоариев (скорее всего, из районов Причерноморья и Прикаспия).

Именно с ариями связано появление в индийском менталитете религиозной составляющей с доминирующей ролью брахманов-жрецов. Письменное воплощение этой ментальности прежде в ведах, эпических сказаниях (Махабхарата и Рамаяны), законах Ману являются основами для исторической реконструкции древнейшего периода в истории индийской цивилизации. Позднее, на рубеже II-I тыс. до н. э. возникает так называемая варновая (от слова варна) стратификация индийского общества.

В европейской традиции предлагается смысловой аналог дефиниции «варна» - каста, хотя более адекватными представляются определения «вид», «разряд», и даже «цвет».

Монополия брахманизма, столь ярко проявившаяся в ведах, социальным проявлением которых, безусловно, являлись варны, было поставлено под сомнение мыслителями-ревизионистами. Персонификацией отступления от классических канонов и индуизма становится деятельность великого Будды, проповедующего в VI в. до н. э.

Квинтэссенцией нового учения становится идея о четырех священных истинах: мир – страдание; страдание – от страстей и желаний; путь к нирване это прохождение праведником восьмеричного пути отказов от всего мирского.

В I тыс. до н. э. Индия представляла собой конгломерат большого количества наследственных монархий (в современной науке выделяются 16 из них). Лишь в IV в. до н. э. выходец из варны шудр Чандрагупта основал на развалинах державы Наидов государство Маурьев, просуществовавшее более 150 лет. Наиболее успешной была внешнеполитическая деятельность Маурьев при внуке Чандрагупы Ашоке (268-231), когда пределы державы расширились далеко на восток Индии.

Держава, сменившая Маурьев, пала в результате экспансии восточнотуркестанского (Синьцзян) племени кушан, которые к I в. н. э. овладели значительной частью Индии, в том числе бассейном Инда и частью бассейна Ганга. В эпоху кушанского царства была предпринята попытка адаптировать буддизм к условиям политических и экономических реалий индийского общества, но это не помешало традиционному брахманизму, уже трансформированного в индуизм, постепенно превратиться в общенациональную религию.

Древний Китай. Несмотря на географическое соседство с Индией, китайская цивилизация - это абсолютно уникальная страница в истории человечества. Своеобразие её, прежде всего, в непрерывности великоханского (китайского) субстрата в таком важном компоненте жизни общества, каким является государство. Китайскому государству, как феномену, повезло и в том смысле, что на протяжении всей своей истории он нашел отражение в богатейшей собственной (китайской) историографии.

В этническом отношении создание древнекитайской цивилизации – это, прежде всего, результат деятельности монголоидов (существенное отличие от всех ранее рассматриваемых культур) с наличием индоевропейского субстрата. Древнекитайская историографическая традиция отождествляет начало своей государственности с рубежом III – II тысячелетий до н. э., связывая ее существование с полумифической династией Ся.

Более достоверно начинать отсчет местной государственности с культуры Шань-Инь (вторая половина II тыс. до н. э.), представляющей собой протогосударство, державшее в повиновении соседей за счет профессиональной армии лучников и копейщиков, опирающейся на мощь боевых колесниц.

Начало I тыс. до н. э. в истории Китая связано с деятельностью племени Чжоу, разгромившего шаньцев и создавшего государство западного Чжоу (1027-771 гг. до н. э.). Территория вновь созданного политического объединения охватывало почти весь бассейн реки Хуанхэ. Именно чжоусцы легитимизировали сам феномен власти, придав ему сакральный характер в виде концепции о «Мандате Неба».

Проявление новых центров власти связано с VIII в. до н. э. и ассоциируется с государством Восточное Чжоу. Во главе Поднебесной (укоренившееся восприятие своей страны в психологии китайцев) оставался Ван – сын Неба.

Цивилизация Чжоу также заложила основы формирования своеобразных философского – эстетических представлений о мире, определивших, во многом, место Китая в мировом культурологическом дискурсе. Прежде всего, это конфуцианство, связанное с учением великого Конфуция (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.). В основе учения, прежде всего, лежит идея нравственного самосовершенствования, гармонии в семье и обществе.

Значительное влияние конфуцианства испытывал мыслитель Мо-цзы (V век до н. э.), известный как основатель моизма. Для моизма характерен аскетизм и полное пренебрежение историческими традициями.

Другой вершиной китайской философии становится даосизм, рождение которого связано с деятельностью легендарного Лао-цзы, творившего в IV веке до н. э. По сути своей даосизм это учение о Великом Абсолюте, следование которому и определяет содержание человеческого существования. Именно из даосизма вытекает, получившее позднее популярность во всем мире, концепция о постоянном противодействии и взаимопроникновении мужского и женского начала – Янь и Инь.

Тогда же, в эпоху Восточного Чжоу, возникает концепция, которая подрывает основы чжоуской цивилизации, создав идеологические обоснования более поздней, императорской эры. В данном случае речь идет о легизме, пронизанного идеологией централизованного, жестко структурированного государства. Практическим претворениям концепции легистов становится империя Цинь, символом которой становится Цинь Ши – хуанди, завершивший в 221 г. до н. э. объединение Китая в империю.

Античность. Традиционно в исторической науке под историей античности подразумевается история Древнегреческой и Древнеримской цивилизации.

Древняя Греция. Генезис (рождение) Древнегреческой цивилизации связывают с III тысячелетием до н. э., с процессами, происходящими на о. Крит. Критяне-земледельцы, специализирующиеся на производстве так называемой «средиземноморской троицы»: ячменя, винограда и олив; островитяне, знакомые с техникой бронзы, к началу II тысячелетия до н. э. создают на острове ряд раннеклассовых государств.

Важной особенностью критской культуры (иногда называемой крито-микенской, по имени завоевателей середины II тыс. до н. э.) была её открытость. Морской характер цивилизации, близость острова и важнейшим очагом человеческой деятельности на Ближнем Востоке и в Средиземноморье способствовали элементам взаимопроникновения.

Так именно критянином (филистимлянином) был библейский Самсон жесткий оппонент Давида, пращура Иисуса Христа. Да и само название священной Палестины дал народ пеласгов с о. Крита, имя которых в египетских текстах обозначено как ПЛСТ. Очень четко прослеживается критский след и в таком знаковом артефакте античной цивилизации как Пантеон богов. Ведь «лидер этого высокого собрания» Зевс в греческих мифах признаётся родоначальником критских царей, доставивших в обличие быка их будущую мать финикийскую царевну Европу. К тому же, именно пеласги, выходцы с Крита, населяли собственно Грецию (Пелопоннес), вытесненные оттуда греками – ахейцами на рубеже III – II тысячелетий до н. э.

Введенный в научный оборот корпус исторических источников не даёт основания для полного представления о политической истории ахейской Греции. Скорее всего, это конгломерат маленьких самостоятельных городов, объединившихся лишь в результате внешнеполитической опасности. Именно эта ситуация была описана в «Илиаде» Гомера, когда коалиция ахейцев блокировала Трою (государство в Малой Азии).

В ахейской культуре полис (город) превращается в основной политический институт. Символом полисной культуры и ее наивысшим воплощением, безусловно, является история Афин. Традиционно возвышение города связывают с VII в. до н. э. Именно в Афинах демос становится инициатором ограничения власти аристократии в виде первых законодательных актов в истории античной цивилизации: законы Драконта (VII в. до н. э.) и Солона (VI в. до н. э.).

В общественном сознании первые из них ассоциируются с неоправданной жестокостью (за кражу, как, собственно, и за преднамеренное убийство и святотатство предусматривалась смертная казнь). Отсюда и суровость часто употребляется в смысловой связке с «драконовой». Но необходимо отметить, что кроме вышеназванных тенденций, в законах Драконта предпринята попытка отмены кровной мести.

Законы Солона по своей значимости были универсальны. Они воспринимаются как первая попытка создать в обществе значительную прослойку среднего класса, способного взять на себя миссию по цементированию политического режима.

Иными были тенденции развития в Лаконике. Именно там возникает государство Спарта, с двумя царями во главе. Спарта становится символом государства – армии, с жестокой внутренней дисциплиной, отсутствием излишеств в обиходе, речью, напоминающей приказы.

Именно Спарта, наряду с Афинами, становится ядром коалиции городов–государств, которые в конце VI – первой половине V вв. до н. э. принимают участие в судьбоносном конфликте западной и восточной цивилизации, известном как греко–персидские войны. Победа греческих городов-государств в этом конфликте стала основанием для расширения ареала распространения всей античной цивилизации.

Победа в греко–персидских войнах открывает новую страницу в истории Эллады, известную как «золотой век афинской демократии». В основу классического античного демократизма были положены преобразования первого стратега Афин (высшее должностное лицо полиса) Перикла, который в 444 г. до н. э. даёт старт преобразованиям. Главное их содержание – создание механизма участие любого свободного горожанина в управлении государством.

Существенное отличие древнегреческой от восточных цивилизаций было в создании эталонных ценностей, определивших контуры современной европейской, в том числе и русской культуры. Традиционно начало античной науки связано с именем Анаксагора (500 - 428 гг. до н. э.), попытавшегося объяснить наличие всего сущего не божественным промыслом, а наличием всеобщего разума.

Научный критицизм был характерен для творчества Горгия (V в. до н. э.), ставшего основателем философии софизма (софос - мудрец). С особым пиететом в русской (а позднее советской) науке всегда относились к личности Демокрита (470-365 гг. до н. э.), считавшего, что мир состоит из атомов (неделимых форм материи). Вершиной классической Древнегреческой философии являются творения Сократа, Платона и Аристотеля.

Отцом истории традиционно считается Геродот (490 – 430 гг.). «История» Геродота – это попытка поэтического и философского объяснения фактов, зачастую с ущербом для научной достоверности. Более корректен, в этой связи, младший современник Геродота Фукидид (ок. 460 - ок. 400 гг. до н. э.).

С творчеством Фидия ассоциируется создание Парфенона (с 444 по 438 г. до н.э). Вершиной творчества скульптора становится статуя Зевса в Олимпии, на месте проведения общегреческих игр. Еще одной вершиной древнегреческой цивилизации был театр. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана – это предмет непреходящего интереса современного общества.

Начало упадка греческой цивилизации, совпавшим с IV в. до н. э., ознаменовало собой подлинную глобализацию европейской культуры, наиболее зримо отразившейся в эпоху эллинистической культуры. Эллинистическая цивилизация представляет собой своеобразный синтез античной и восточной культур в рамках политической системы, созданной Александром Македонским и его политическими наследниками.

В географическом отношении Македония - это территория, находящаяся на равном удалении от Эгейского и Адриатического моря. Македонскому царю Александру впервые в истории удалось претворить в жизнь грандиозную идею распространения европейских ценностей, в данном случае, насильственным путем в пределах Восточной цивилизации (IV в. до н. э.).

После смерти великого завоевателя в 323 г. до н. э. огромная империя распадается на ряд крупных государств, созданных сподвижниками Александра Македонского. Наиболее известны из них государство Птолемеев в Египте, Селевкидов (от Малой Азии и Сирии до современного Афганистана и Индии), Пергамское царство в Малой Азии.

Древний Рим. Рождение Древнеримской цивилизации, по мнению большинства современных ученых, связано с массовым переселением народов, охватившим весь регион Средиземноморья в XI-X в. до н. э. Честь основания Рима, собственно давшего определение цивилизации (римская), принадлежит латинам. Традиционно датой основания города считается 21 апреля 754 г. до н. э. Первый период истории Рима известный как царский, охватывает период с середины VIII в. до н. э. и до V в. до н. э. Примерно с конца VII в. до н. э. здесь усиливается этрусское влияние, проводником которого становятся этрусские цари: Тарквиний Древний, Сервий Туллий.

Изгнанием Тарквиния завершается царский период в истории Рима. Вхождение в республиканский этап своего существования в истории Рима сопровождалось формированием новых политических институтов. Создается магистратура, представлявшая собой систему высшей исполнительной власти. Высшими магистрами являлись консулы, преторы и квесторы. Борьба патрициев с плебеями (к первым принадлежали коренные римляне, ко вторым – потомки более поздних переселенцев) привела к появлению института народных трибунов.

Значительная роль в политической структуре Рима принадлежала сенату. Созданный, по преданию, для представительства старейшин 300 родов, основавших Рим, сенат обладал правом предварительной экспертизы законопроектов, с последующей передачи их народному собранию. В его ведение также находилась внешняя политика Рима. Внешнеполитические аспекты политики Римской республики можно разделить на несколько этапов, взяв за основу ареал распространения экспансии.

С V в. до н. э. и примерно до середины III в. до н. э. юрисдикция Рима распространилась на всю современную Италию (за исключением островов Сицилия и Сардиния). Данное обстоятельство сделало неизбежным конфликт Рима с крупнейшей торговой державой Средиземноморья того времени – Карфагеном (полис основанный в конце IX в. до н. э. выходцами из финикийского города – государства Тира, на одном из полуостровов Средиземноморского побережья Африки).

Три войны Рима с Карфагеном (известные как Пунические по римскому этнониму карфагенян - пуны) охватывают период с 264 г. до н. э. до 202 г. до н. э.). В Пунических войнах блестяще себя проявили выдающиеся полководцы Карфагена: Гамилькар Барка, Газдрубал и великий Ганнибал.

Именно с Ганнибалом связана впечатляющая победа над римлянами в 216 г. до н. э. в битве при Каннах. Однако, в решающем сражении, в 202 г. до н. э. римский полководец Сципион Африканский нанес поражение врагу. Римская республика вступает в эпоху имперских завоеваний. К концу II в. до н. э. в состав Рима входит почти все Средиземноморское побережье (Сицилия, Сардиния, Корсика, Галлия, Иллирия, Македония). Именно это обстоятельство делало неизбежным усиление политических амбиций со стороны военной элиты. В этой среде намечаются диктаторские настроения, впервые персонифицированное в личности Луция Корнелия Суллы (конец II в.до н. э. – 78 г. до н. э.).

Диктатура Суллы – это во многом ответ патрицианских кругов на попытки отстоять демократические институты со стороны плебса. Насильственная смерть лидеров плебса, народных трибунов – братьев Тиберия и Гая Гракхов (соответственно в 134 и 122 гг. до н. э.) лишь означало неотвратимость кризисных процессов в республике. Институционально эти процессы оформляются в I в. до н. э.

I в. до н. э. – насыщенная событиями страница истории Римской республики. В эти дни римская юрисдикция расширилась далеко на запад (Испания) и на восток (Закавказье). Но в тоже время в 73 – 71 гг. до н. э. политические основы республики были потрясены восстанием рабов под предводительством вождя гладиаторов – Спартака (гладиаторы – это рабы, вынужденные сражаться друг с другом на потеху римской публики). Но наиболее судьбоносной по своим последствиям была гражданская война, которая пришлась на вторую половину I века, и фактически подвела итоги существованию Римской республики.

Первые зерна будущего противостояния были брошены во время заключения ведущими политиками той поры: Марком Крассом, Гнеем Помпеем и Гаем Юлием Цезарем тайного соглашения о «Триумвирате». Соглашение предусматривало взаимную помощь в достижении ведущих позиций в государстве, в частности, в поочередном занятии должности консула. Примечательно, что «Триумвирам» и не пришло в голову согласовать свои планы с официальными демократическими институтами. Но после смерти Красса взаимоотношения между двумя оставшимися триумвирами осложнились, что привело к гражданской войне 49 – 30 гг. до н. э. Но и победив Помпея в решающем столкновении при Фарсале (48 г. до н. э.), Гай Юлий Цезарь не успел полностью институциировать новые политические реалии в стране. Его убийство 15 марта 44 г. до н. э., сторонниками республики – Гай Кассием и Марком Брутом (по некоторым сведениям незаконнорожденным сыном Цезаря) - дало старт новой гражданской войны.

Создается второй Триумвират. В него вошли видные цезарианцы – Марк Антоний и Марк Лепид, а также внучатый племянник Цезаря – Гай Октавиан. В результате решающей победы 2 сентября 31 г. до н. э. Гай Октавиан добивается единовластия. Рим вступает в эпоху империй.

Рим императорский. Символом эпохи становится новый титул Август («Приумножающий», ранее применялся лишь к отцу богов – Юпитеру), которым сенат наделил нового диктатора. Реальная же власть Августа Октавиана была основана на принципиально новых вооруженных силах. Армия, ставшая полностью профессиональной (25 лет службы), непосредственно подчинялась императору. Также ему подчинялись и руководители провинций.

Наследниками Августа стали потомки его супруги - Тиберий, Гай Цезарь Калигула, Клавдий, Нерон (династия Юлиев – Клавдиев). Правление династии Юлиев–Клавдиев – это «золотой век римской культуры», эпоха выдающихся внешнеполитических побед. Наследниками Юлиев – Клавдиев в эпоху императорского Рима стали династии Флавиев (69-96), Антонинов (96-192) и Северов (193-235).

В IV в. империю потрясли вторжения готов (германцы) во главе с Германарихом, а в V в. гуннов (тюрков), управляемых Атиллой. Решающий удар был нанесен полчищами германцев во главе с Одоакром в 476 г. Последний император западной Римской империи Ромул Август был смещен, а регалии императорской власти были отосланы в Константинополь (столица восточной Римской империи).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 430 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...