Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Одновременно происходило формирование адекватных социальной и политической структур, вырабатывался опыт социального управления.
К странам второго эшелона, или «вторичной модели» капитализма, относились Германия, Испания, Италия, Россия, Япония, а также государства Центральной и Юго-Восточной Европы, для которых был характерен догоняющий тип развития капитализма с пропуском или перестановкой фаз «классической модели». Специфика стран второго эшелонахюстояла в том, что они отставали от классической модели, по крайне мере, на одну фазу или более, но вынуждены были во второй половине XIX в. резко ускорить свое развитие. Для этих стран были типичны:
■ незавершенность политической революции и сохранение абсолютизма;
■ более быстрое за счет заимствования опыта и инвестиций других стран формирование и развитие капиталистического уклада;
■ практически полное выпадение фазы зрелого частнохозяйственного капитализма, переход от раннего капитализма сразу к монополиям;
■ относительная слабость внутренних стимулов развития капитализма;
■ высокая социальная конфликтность и другие особенности.
Российскую империю среди этих стран отличало наибольшее своеобразие. Так, на Западе буржуазные революции, как правило, открывали дорогу аграрному перевороту, за которым следовал промышленный. В России же промышленный переворот, начавшийся в 50-х гг. XIX в., предшествовал буржуазной революции, а аграрный переворот так и не был завершен. И это несмотря на то, что с середины XIX в. в центре политической жизни страны находился аграрный вопрос, от способа разрешения которого во многом зависела судьба страны. Но радикальные аграрные преобразования требовали ликвидации остатков крепостничества и демократизации политического строя, на что правители России упорно не соглашались. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, в стране не
было правительства, парламента, элементарных политических свобод, легальных партий, профсоюзов.
Экономика огромного государства, как и прежде, развивалась по экстенсивному пути. Промышленность России не ориентировалась на внутренний рынок, а развивалась главным образом за счет государственных заказов, прежде всего военных. Знаменитый промышленный подъем 1990-х гг. был обусловлен бурным железнодорожным строительством. В начале XX в. Российская империя по объему промышленного производства вышла на 5-е место в мире, но в стране по сути не было классического капитализма. Это был скорее государственный индустриализм, берущий начало во временах Петра 1. Категории «цена», «прибыль» на казенных заводах России не «работали».
Несмотря на бурное развитие промышленности, ведущей сферой экономики оставалось сельское хозяйство. Россия давала до 40% мирового экспорта пшеницы, но товарными в стране были только часть помещичьих и крестьянских хозяйств. Господствовала концепция «Недоедим, но вывезем», поскольку хлеб для казны в то время был важнейшей статьей доходов. В аграрной сфере преобладал патриархальный уклад с примитивной агротехникой и докапиталистическими порядками; рыночных отношений в сельском хозяйстве фактически не было.
В социальном плане в России господствовали сословные отношения. Российское общество сохраняло свой корпоративный характер. Адекватная буржуазному обществу социальная структура только начинала складываться. В стране по существу не было «среднего класса», а сочетание капиталистической модернизации с сословными отношениями еще более углубляло разрыв между различными социальными слоями. Особой стратой (социальным слоем) в государстве стала бюрократия.
В результате, на рубеже XIX — XX вв. в силу запоздалого, вторичного и догоняющего типа развития капитализма в России как бы наложились друг на друга разные исторические эпохи, спрессованные во времени и пространстве; противоречия, свойственные феодализму и капитализму, тесно переплелись и обострились. Ключевое противоречие между потребностями
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 907 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!