Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в ХIХ в (до 90-х годов)
Развитие школы в ХIХ в. (до 90-х годов)
Конец ХVIII—ХIХ вв. были весьма значимыми в истории как развития школьного дела во всех странах Западной Европы, так и для становления педагогической науки в собственном смысле этого понятия. Этому способствовали серьезные изменения в жизни общества, связанные с переходом от феодальных отношений к капиталистическим что, в свою очередь, было обусловлено бурным развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности.
Одновременно на протяжении всего ХIХ в. шла борьба между церковью и государством за руководство школьным делом, особенно когда речь велась о начальных школах, и лишь к концу столетия, да и то не везде и далеко не в полной мере, преимущество оказывалось на стороне государства.
Общим же итогом развития общеобразовательной школы явилось принятие практически во всех экономически развитых странах Европы законов об обязательном начальном образовании, известное повышение его уровня, расширение содержания. Существенные изменения произошли и в области среднего образования — увеличилась сеть средних ученых заведений, наряду с классическими школами, называвшимися в разных странах по-разному — гимназии в Германии, лицеи во Франции, грамматически школы в Англии, возникают так называемые реальные средние школы, ориентированные на практические потребности времени с особым вниманием к преподаванию новых языков, естественно-научных предметов, географии, новой истории и т.п.
Начальное образование в странах Западной Европы на протяжение ХIХ столетия вплоть до 90—х годов претерпел очень мало серьезных изменений. Как правило, оно по-прежнему находилось в ведении церкви — католической или протестантской разных направлений. Содержание обучения в школах для простого народа ограничивалось чтением, письмом, элементами арифметики, центральное же место по-прежнему занимало обучение религии в том или ином ее варианте. Принимавшиеся же в разных странах законы о школе в самом содержании начального образования принципиально ничего не меняли. Они касались преимущественно вопросов материального обеспечения школ и их подчиненности и лишь в отдельных случаях содержали попытки введения в государственном порядке более или менее обязательного обучения детей в начальной школе.
Несмотря на то, что на протяжении большей части ХIХ в. с точки зрения политико-экономического уровня развития Германия занимала среди европейских государств далеко не ведущее место, чему мешала ее раздробленность на множество мелких княжеств-государств и сохранение в них феодального уклада жизни, именно здесь в течение ХIХ столетия наблюдались наиболее серьезные попытки введения изменений в школьное дело, послужившие как бы образцом для других стран, в том числе и России.
Причину этого в значительной степени можно объяснить стремлением к объединению немцев в единую нацию, что нашло наиболее яркое выражение в знаменитых «Речах к немецкой нации» известного немецкого философа И.Г. Фихте (1762—1814), в которых он изложил свой план организации единого для всех немцев национального воспитания, способного консолидировать население всех немецких княжеств.
Вопросам воспитания и образования уделяли большое внимание и многие другие выдающиеся немецкие мыслители, такие, как, например, И. Кант (1724—1804), В. Гумбольдт (1767—1835), Г.В.Ф. Гегель (1770—1835), И.Ф. Гербарт (1776— 1841), Ф.А.В. Дистервег (1790—1866), И.Б. Базедов (1724— 1790) и др. Они по праву могут считаться предшественниками современной педагогики, превратившими ее в самостоятельную науку и способствовавшими перестройке школьного дела. Подробнее их вклад в становление педагогической науки будет рассмотрен несколько ниже.
Говоря о развитии в ХIХ в. школ различного типа, следует отметить, что наибольшие изменения произошли в области среднего образования. Правда, при этом в разных странах средние учебные заведения сохранили свои традиционные названия — грамматические школы в Англии, колледжи и лицеи Франции, гимназии в германских государствах.
Содержание обучения в них в течение ХIХ в. и сохраняло «классический» характер — доминирующая роль латинского языка с акцентом на изучение грамматики и риторики на основе чтения религиозных текстов и сочинений римских авторов — в него вносились существенные изменения за с включения в учебный план предметов реального цикла математики, физики, географии, новых языков, историю др.
Необходимо отметить и существенные изменения в самой трактовке роли классических языков латинского и греческого — в образовании. Эти изменения происходили в значительной степени под влиянием воззрений мыслителей-неогуманистов, одним из наиболее выдающихся среди которых следует назвать уже упоминавшегося ранее В. Гумбольдта.
В гимназиях негуманистического толка прежде всего, переоценка роли самой античности в истории мысли Нового времени: на первое место выдвигались древнегреческий язык, древнегреческая литература и философия, тогда как в традиционной классической гимназии, наследнице средневековой латинской школы, все образование базировалось на изучении латинского языка, с упором на грамматику и чтении римских авторов как образцов красноречия и риторики.
Существенно изменился взгляд и на изучение языков и культуры античного мира: если в старой гимназии во главу угла ставилось формирование у школьников формально логического мышления, то неогуманисты выдвигали на первый план развитие у гимназистов самостоятельности в рассуждениях и выводах из них.
В этом отношении достаточно показательна точка зрения В. Гумбольдта, который перед изучением греческой античности ставил решение двух задач: ознакомление с афинской демократией путем чтения сочинений древнегреческих мыслителей должно было стать, с одной стороны, средством распространения в современном ему обществе идеи гражданского равенства, а с другой раскрывало бы воспитательный идеал древних афинян — формирование гармонически развитого человека в физическом, умственном и нравственном отношении.
Однако негуманистические подходы к гимназическом образованию пробивали себе путь с большим трудом, традиции старой латинской школы сохранялись фактически повсеместно, а поэтому на практике в гимназиях латинский язык по-прежнему занимал доминирующее положение, древнегреческий же отодвигался на второй план. В значительной степени ведущая роль латинского языка в содержании среднего образования, дававшего право продолжить обучение в университете сохранялась еще и потому, что он оставался языком науки по меньшей мере до середины ХIХ столетия.
Пожалуй, наиболее важные изменения в деятельности средних школ в большинстве стран Западной Европы были вызваны распространением идей реального, практически ориентированного образования.
При этом необходимо отметить, что подобные идеи развивались еще ранее, а попытки их реализации можно отнести к последней трети ХVIII. Пожалуй, начало поисков путей теоретического обоснования и реализации идей реального образования можно достаточно четко увидеть в высказываниях и деятельности педагогов, которых обычно принято называть филантропистами, т.е. людьми, любящими человека. Эта группа педагогов, которых в истории немецкой педагогики нередко называют «новыми воспитателями», по словам известного философа И. Канта, попыталась произвести назревший к тому времени переворот в педагогике. Все они были представителями немецкого Просвещения, находившимися под сильным влиянием идей англичанина Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других французских просветителей. Однако если те ограничивались достаточно общими рассуждениями о необходимости изменения воспитания, то немецкие педагоги-филантрописты свои убеждения попытались теоретически обосновать и предприняли ряд попыток реализовать их в практической деятельности открывающихся ими воспитательно-образовательных учреждений.
Главой всего филантропического направления в педагогике можно считать И.Б. Базедова, заслугой которого следует признать как создание ряда пособий для учителей и учащихся, в основу которых были положены принципы филантропической педагогики, так и открытие в 1774 г. в г. Дессау Нового по педагогическим замыслам воспитательного учреждения интернатного типа — филантропина, откуда возник и другой вариант названия этого педагогического течения — филантропизм.
Не вдаваясь в детали, можно констатировать, что филантрописты высказали новый взгляд на главную задачу школы - воспитывать полезных и высоконравственных членов общества подготовленных к практической деятельности в различных сферах жизни, обладающих необходимыми для этого научными знаниями и умениями. В связи с этим обучение в школах должно осуществляться с помощью методов, основанных на принципах наглядности и активности с широким использованием ручного труда учащихся.
В ХIХ в. эти идеи нашли отражение в поисках путей усовершенствования содержания и методов обучения в гимназиях и особенно в практике создания принципиально нового типа учебных заведений — так называемых реальных школ, которые в силу традиций с трудом и лишь к концу столетия начали приобретать статус собственно средних учебных заведений, предоставляющих право их выпускникам поступать хотя бы в некоторые высшие учебные заведения.
Начало изменений в характере деятельности обычных для того времени гимназий было связано с критикой их многими педагогами и учеными первой половины ХIХ в., которые выступали против односторонне филологической направленности гимназического образования и предлагали расширить его за счет увеличения удельного веса в учебных планах предметов физико-математического цикла, естествознания, географии, истории.
Идеи реального образования, получившие довольно широкое распространение в германских государствах, с середины ХIХ в. начали активно восприниматься во многих европейских странах, что привело к существенным изменениям в практике школьного дела: стали открываться реальные прогимназии, реальные отделения в гимназиях и других учреждениях подобного типа (принцип бифуркации) начали появляться собственно реальные школы с различным уровнем подготовки. В результате совершенствования содержания и методов обучения в реальных школах, как бы они ни назывались, начало происходить в глазах общества сближение традиционного, классического и реального образования.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!