Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Развитие педагогической мысли и школы в России 40—6О-х годов ХVIII в неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 — 1765) - ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения.
Жизненный путь М.В. Ломоносова хорошо известен все образованным людям. Еще в школе мы узнаем, «как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и Велик» (Н. Некрасов). Сын поморского крестьянина, самоучка он в 19 лет, скрыл свое происхождение, поступил в Славяно- греко-латинскую академию. В ней он получил широкую общеобразовательную подготовку и научился искусству сочетать религиозный и научный подходы в познании внешнего мира и чёловека, его внутреннего психического мира. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при академии наук, где не только овладел основами наук того времени но и показал себя самостоятельно мыслящим исследователем.
В 1736 г. М.В. Ломоносов был отправлен для продолжения образования и подготовки к научной деятельности в Германию. Обучение в университете в Марбурге позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности. Здесь же сложились и его философские взгляды, испытавшие плодотворное воздействие идей Х. Вольфа, Р. Декарта и особенно Г.В. Лейбница.
М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию.
В 1741 г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. — как профессор химии, а затем — как академик. В 50-е годы центр деятельности М.В. Ломоносова переместился в Москву, где в 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В. Ломоносов явился для русского народа как бы «первым нашим университетом».
В 40—50-е годы ХVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в Русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий.
Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая, и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цель просвещения — научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.
В Петербургской академии наук уже в 40-е годы ХVIII в. шла борьба молодой русской науки с консервативной идеологией академии; молодые ученые академии, единомышленники М.В. Ломоносова, выступали против узкой научной замкнутости академиков-немцев, за выдвижение на передний план интересов академии и государственного развития России.
К середине ХVIII в. гимназия и университет при Академии наук пришли в упадок. В гимназии преподавание, сути дела, было сведено к изучению латинского и немецкого языков. В университете положение было не лучше. Лекции регулярно читавшиеся в первые шесть лет со времени е открытия, прекратились, крупные ученые уходили из университета, студентов оставалось буквально единицы.
М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось и с 50-х годов он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России. Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа И.И. Шувалова (1727—1797), который стал первым куратором Московского университета.
В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий, явившихся новым словом в отечественной педагоги и методике, заменивших учебники эпохи Л. Магницкого. О охватывали и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины, перечень даже основных из них внушителен: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), включавшая хрестоматию русской и зарубежной литературы, «Российская грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать изданий и переведенная на все основные европейские язы учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия по истории «древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике.
В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем: дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования. Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г.
В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета, языком обучения, как и в университете в целом, был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.
Для более полного усвоения учащимися учебного материала М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для самостоятельной работы, что рассматривалось им как часть всей системы школьных занятий. Раз в полгода для старших школьников проводились публичные упражнения, когда гимназисты произносили речи собственного сочинения. Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоносов считал принципы посильности и развивающего обучения. В основе обучения должен лежать познавательный интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений. Важно отметить внимание М.В. Ломоносова и его соратников к опыту западноевропейской педагогики.
Любимый ученик и последователь М.В. Ломоносова, ректор университетской гимназии Н.Н. Поповский (1730—1760), осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу новому воспитанию детей в России. Следуя идеям своего учителя, М.В. Ломоносова, он доказывал, что перенос на российскую почву западноевропейской педагогики требует вдумчивого и творческого подхода, что он необходим в целях создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества.
В 50-е годы в типографии Московского университета одно временно с сочинением Д. Локка был издан и классический учебник латинского языка «Мир чувственных вещей в картинках» Я.А. Коменского, поскольку в то время латинский язык открывал доступ студентов к более полному освоению Основ наук. Однако сам процесс обучения в университете, по мысли М.В. Ломоносова и его последователей, должен был осуществлять на родном языке.
Еще один ученик и продолжатель дела М.В. Ломоносова, известный ученый-лингвист и профессор Московского университета А.А. Барсов (1730—1791), который, как и его учитель, Получил общее образование в Славяно-греко-латинской академии и специальное в академическом университете Петербурга, специально занимался разработкой проблем воспитания и школьного обучения. В педагогическом сочинении «Краткие правила российской грамматики... в пользу обучающегося юношества в гимназии Московского университета» (1773), он доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, ибо это язык отечественной науки культуры.
За период с 1760 по 1765 г. к обучению на юридическом, философском и медицинском факультетах университета гимназиями были подготовлены 24 человека. После смерти М.В. Ломоносова (1765) Московский университет в том виде, как он его создал, практически перестал существовать.
Значение деятельности М.В. Ломоносова и его учеников в развитии российского просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые убедительно показали, что наука, включая педагогику, должна быть поставлена на службу отечеству и народу.
На протяжении всего ХVIII в. продолжала существовать православная традиция обучения детей в простонародной крестьянской и посадской, среде. Образование крестьянс4х детей было вне сферы внимания государства и оставалось вне школьных новообразований и преобразований. Оно зависело от инициативы самого населения, удовлетворявшего свою потребность в грамотности и книжной образованности, как и во времена Московской Руси, путем приглашения «мастер грамоты», которых в ХVIII в. называли «самоходными» или «вольными учителями». Эти «вольные учителя» обучали по традиции, используя рукописные азбуки и церковные книги, элементарной, необходимой в практических целях грамоте, чтению, счету и письму.
Элементарной грамоте крестьянские дети обучались священниками и другими церковными лицами. Официальными церковными типографиями в ХVIII в. издавались азбуки, буквари, псалтыри и часовники, которые служили учебными книгами. Псалтыри начинались методические рекомендациями, известными еще в допетровское время «Наказание ко учителям, како им учити детей грамоте», часовники статьей «Об учителях иже учат младых отрочат грамоте». Грамотные родители по этим книгам могли сами обучать чтению своих детей. О том, что уровень традиционного обучения мог подниматься на значительный уровень, говорит, как мы видели, жизненный путь М.В. Ломоносова, получившего элементарное образование именно таким путем.
Более серьезное внимание обучению детей грамоте и книжному самообразованию в ХVIII в. уделялось в старообрядческой среде. Общины старообрядцев занимали автономное положение в Российской империи. В этой среде были созданы училища, где обучали прежде всего «словесным наукам» по своим собственным учебникам. Отстаивая старинную традицию обучения детей по церковным книгам, старообрядцы не были чужды и современного им опыта школьного преподавания. Известна созданная видным старовером Андреем Денисовым (1674—1730) и его последователями оригинальная «Риторика», построенная по всем правилам школьной науки того времени.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 525 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!