Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В 60—80-е годы ХVIII в., время правления Екатерины II, окончательно оформляется идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения, исключая крепостное сословие, с собственно педагогической, а не узко профессиональной и сословной, как в предшествующую эпоху, целью воспитания. Обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий широкое общее образование с профессиональной выучкой.
Эта мысль созрела у Екатерины II не без влияния идей западноевропейских просветителей, прежде всего Джона Локка, чей педагогический трактат «Мысли о воспитании» в русском переводе стал в начале царствования ее настольной книгой. Несомненно и влияние на императрицу и ее ближайшее окружение идей французских философов. От Ж.-Ж. Руссо она восприняла мысль о необходимости изолировать детей от испорченного вредными традициями общества, от Дени Дидро — идею о правильном воспитании в специально предназначенных для этой цели учебных заведениях, от К.А. Гельвеция и Вольтера — энциклопедический арак образовательных программ, от русских просветите лей — внимание к проблеме воспитания гражданина-патриота, созидателя великой России. В воспитании Екатерин видела главное условие формирования, по ее выражению «новой породы людей». Программным документом, определившим направление государственной политики в области образования и просвещения второй половины ХVIII в., так называемый «Наказ императрицы Екатерины II. Этот документ закрепил за каждым сословием строго ответственное ему место в общественной жизни: каждый человек должен был осознавать себя гражданином, преданным самодержавию, законопослушным, в рамках своего сословия. Задача формирования так понимаемого гражданина возлагалась на правильное воспитание. Воспитание должно начинаться с детства, с внушения «страха Божия» как основы приучения детей к выполнению функций, соответствующих их сословию. Далее, считала Екатерина II, надо прививать детям любовь к отечеству, уважение к законам и правительству. Детям с раннего возраста необходимо прививать трудолюбие, поскольку праздность является источником зла. При этом она особое внимание обращала на качества личности воспитателя, который должен быть образцом истинной гражданственности.
Идея создания «новой породы людей» была заимствована Екатериной II прежде всего у Ж.-Ж. Руссо, хотя в целом его демократическим педагогическим взглядам она относилась отрицательно. У Ж.-Ж. Руссо эта идея имела иное содержание. Прочитан в 1763 г. его трактат «Эмиль, или о воспитании», она так выразила свое отношение: «Особенно не люблю я эмильевского воспитания: не так думали о нем в старое доброе время».
Антисословная, антипатриархальная сущность педагогической теории Ж. Руссо была неприемлема для Екатерины II, но идея создания «новой породы людей», как таковая, пути создания, формы и методы, подсказанные французским просветителем, не могли не привлечь ее внимания.
Положив в основу создаваемой ею российской системы воспитания и образования сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения. Воспитанию «новой породы» людей просвещенных, трудолюбивых, преданных и послушных монарху должна была способствовать система закрытых учебных заведений. В школах, созданных по строго сословному принципу, учащиеся должны были получать ту сумму знаний, которая необходима для жизни представителю конкретного сословия.
В 1783 г. по приказанию Екатерины II была издана книга «О должностях человека и гражданина...», являвшаяся переводом труда австрийского педагога Иоганна Фельбигера. Перевод был отредактирован самой Екатериной II и рекомендован в качестве обязательного учебного пособия для всех создаваемых в России учебных заведений. Эта книга стала как манифестом педагогических воззрений самодержавия. В основе концепции этой учебной книги лежал тезис о богоустановленности существующих общественных отношений, поэтому основой воспитания должно было быть воспитание религиозное, воспитание в духе повиновения монарху и законам, даже тогда, когда человек в них сомневается.
Идеи книги «О должностях человека и гражданина» следовало закреплять в умах учащихся. С этой целью в начале 80-х годов Екатерина II сама написала произведения, носящие педагогическую направленность, — «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения», которые означали поворот к православному религиозному воспитанию, сочетающемуся с рациональным обучением.
Это направление педагогической мысли Екатерины II развивал ее ближайший сподвижник митрополит Платон Левшин (1737—18 11), создатель и покровитель духовных училищ России, которые он превратил в своеобразные гуманитарные школы, ориентированные на вкусы и понятия светского «просвещенного» общества, но хранящие заветы религиозного воспитания добродетелей «ума и сердца». Обращение к традиции христианского воспитания характерно для выдающихся православных мыслителей ХVIII в. Тихона Задонского (1724—1782) и Паисия Величковского (1722—1784), которые оказали сильное влияние на религиозно-педагогическую мысль России начала следующего столетия.
Педагогические Взгляды и деятельность И.И. Бецкого
Иван Иванович Бецкой (1704—1795) был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, где под влиянием идей французских просветителей он сформировался как мыслитель и деятель образования. И.И. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера.
И.И. Бецкой был внебрачным сыном князя И.Ю. Трубецкого, родился в Стокгольме и много лет работал в Париже. Его педагогические взгляды формировались под влиянием. Коменского, д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, д. Дидро и других прогрессивных педагогов Западной Европы. Именно ему
Екатерина II поручила создать в России систему воспитательно - образовательных учреждений, прежде всего, для дворянских детей.
В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764) и труде «Краткое наставление, в бранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании дет от рождения до юношеств (1766) И.И. Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру»; оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
Оптимальной формой организации воспитания и соответственного обучения, по его мнению, должно быть закрытое воспитательное учреждение, куда должны были приниматься дети с 5—6 лет и находиться в нем до 18—20 лет. На протяжении всего пребывания в воспитательном учреждении дети должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от родственников. Таким образом предполагало воспитать «новых отцов и матерей», а те, в свою очередь, должны были воспитывать своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности.
План создания государственной системы образования, по замыслам Екатерины II и И.И. Бецкого, начал реализовываться с создания училища при Академии художеств (1764), воспитательных домов в Москве (1764) и Петербурге (1770), Воспитательного общества благородных девиц в Петербург (1764) и коммерческого училища (1773). Каждое учебное за ведение имело свой устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивания детей, Индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащегося
Однако отсутствие в России специально подготовленных учителей свело на нет практически все благие намерения И.И. Бецкого. Попытка приглашения учительских кадров из-за границы положения дел не изменила. Особое разочарование принесла ему деятельность воспитательных домов, где собственно и должна была реализоваться его идея о превосходстве воспитания над обучением. Сюда поступали подкидыши и незаконнорожденные младенцы, которые, по планам Екатерины II и И.И. Бецкого, должны были всесторонне воспитываться, получать начальное образование, а затем и профессиональную подготовку в мастерских. В отчете о состоянии дед в Московском воспитательном доме в 1755 г. Бецкой писал, что ни одна из воспитательно-образовательных задач здесь не решалась, опять же из-за крайней некомпетентности и корыстолюбия воспитателей и мастеров.
Не лучше обстояло дело и в училище для мальчиков при Академики художеств. Согласно уставу в училище было три класса по три года обучения в каждом. Здесь обучали русской грамоте, иностранным языкам, рисованию, арифметике, геометрии, истории, географии, мифологии. Окончившие училище, выдержав экзамен, поступали в Академию художеств или занимались практической деятельностью по своей специальности. В 1772 г., посетив училище, И.И. Бецкой с разочарованием писал о том, что не нашел здесь духа высокого просвещения. Подобным же образом характеризовалась им деятельность училища при Академии наук и преобразованного им на основе новых педагогических идей Сухопутного шляхетского корпуса. Широкий круг общеобразовательных дисциплин не способствовал нравственному развитию воспитанников, методика «вести детей играл и с приятностью», как он ее называл, не вела к должной образованности, и вся его гуманная теория воспитания на практике оказалась несостоятельной.
Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц, Смольного института, положившая начало женскому образованию в России. В 1764 г. по всем губерниям, провинциям и городам был разослан императорский указ «О воспитании благородных девиц в Санкт Петербурге при Воскресенском монастыре», который в обиходе именовался Смольным. Согласно указу каждый дворянин мог своих дочерей отдавать для воспитания в это учреждение.
Собственно название «Общество благородных девиц» было закреплено за одной половиной этого воспитательного учреждения — Николаевской половиной. Вторая его половина носила название Александровского училища.
На Николаевскую половину принимали дочерей потомственных дворян, имевших чин не ниже полковника или статского советника, а на Александровскую — дочерей мелкопоместных дворян от чина штабс-капитана, титулярного советника до полковника, коллежского советника, а также дочерей священнослужителей, внесенных в третью часть дворянской книги. При нем было училище для малолетних девушек, мещанское отделение, где готовили для деятельности в роли будущих учительниц и воспитательниц (1765). Принципы сословности и замкнутости воспитания соблюдались очень строго.
Ученицы-дворянки были объединены в возрастные группы-классы, имевшие свою форму как знак отличия. Девочки младшего возраста 5—9 лет носили платья коричневого цвета, их называли «кофейницами», девочки подросткового возраста 9—12 лет одевались в голубые платья, с 12—15 лет серые, а в 15—18 лет на занятия ходили в зеленых, на балы - в белых платьях.
Прием в первый возрастной класс должен был проводиться, по первоначальному замыслу, один раз в три года. В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать с дочь домой. Содержание обучения было разработано с том педагогических новаций того времени и включало изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, рисованию. На практике серьезно изучались лишь языки — французский и немецкий.
Важной задачей воспитателей было приучение воспитанниц к чтению, прежде всего назидательных французских романов, что должно было побуждать любовь к труду как и источнику всякого добра, воспитывать сострадание к бедным. С целью всестороннего воспитания в Смольном институте 1770-е годы действовал любительский театр, где ставили пьесы известных русских драматургов, например «Семиру» А.П. Сумарокова.
Мещанское отделение при Смольном институте стало родоначальником в России подготовки учительских кадров. Здесь готовили преподавательниц как для самого института, так домашних учительниц, воспитательниц. С 90-х годов ХVIII в девушки дворянского сословия также получили право обучаться на этом отделении.
Подготовка «дам-преподавательниц» и воспитательниц была очень важным делом, так как в России екатерининской эпохи повсеместно стали появляться частные пансионы, где преподавали иностранки, не имеющие педагогического образования, зачастую обучая лишь языку, манерам и танцам.
Просветительские взгляды на воспитание и обучение детей высказывались не только сторонниками и исполнителями идей императрицы, но и ее оппонентами и противник. Довольно умеренным критиком образовательной политики Екатерины II являлся Николай Иванович Новиков (1744— 818) По характеристике Екатерины II он был «человек ум и опасный», хотя и являлся сторонником просвещенной монархии, но был без суда и следствия заключен ею в Шлиссельбурскую крепость.
Н.М. Новиков был более социальным мыслителем и издателем, нежели педагогом. Как издатель он вел активную просветительскую деятельность, публикуя переводы трудов Руссо, Дидро, Монтескье, Вольтера и других французских просветителей. Как философ он исследовал проблему человека и его нравственного формирования, считая, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через невежества и полноценное образование.
Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных отечеству, его патриотов, борцов против «рабского состояния» была центральной в воспитательной программе Н.И. Новикова. Будучи по своему мировоззрению просветителем, он полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, будут трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Поэтому воспитание юношества — необходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя.
Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал современную ему систему дворянского воспитания: домашнее воспитание, вверенное зачастую далеким от педагогики людям; Воспитание и обучение за границей, где молодые люди предаются больше веселью, праздному времяпрепровождению, чем наукам; воспитание в закрытых сословных учреждениях, оторванное от реальной жизни, — это не воспитание в подлинном смысле этого слова.
Свою педагогическую позицию Н.И. Новиков изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей» (1783). Воспитание, по его мнению, включает в себя три основные части: физическое воспитание, осуществляемое с целью постижения телесного здоровья детей; нравственное, без которого ни Один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, не может быть хорошим гражданином, и образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей.
Воспитание в закрытых учебных заведениях Н.И. Новиков считал неправильным и отдавал предпочтение общественному воспитанию и собственно школьному образован, которые могут значительно лучше подготавливать подрастающее поколение к жизни и деятельности в обществе.
Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил, семейному воспитанию и разумно организованному домашнему образованию. Семью он называл в числе важнейших факторов формирования человеческой личности. В этом плане он был прямым противником идеи Екатерины II, предполагавшей изоляцию детей от родителей. Положительный пример родителей рассматривался им как определяющее средство воспитания.
Н.И. Новиков прекрасно понимал, что указы, педагогические трактаты, как бы хороши они ни были, не дадут положительного эффекта, если не подготовить для воплощения педагогических идей профессионально образованного учителя. Необходимо, по его убеждению, не только специально готовить учителей, но и создавать условия для достойной их жизни. Настоящий учитель-воспитатель должен быть нравственной личностью, образцом для воспитанников во всех отношениях.
Мысли Екатерины II о преобразовании дела воспитания и образования молодежи были воплощены в документах школьной реформы 1782—178б гг. В этот период своего царствования она во многом пересмотрела свою просветительскую позицию и сделала акцент на создание школ для мещан, общеобразовательных учебных заведений в губернских и уездных городах по всей Российской империи. К идее воспитания «новой породы людей» она в это время не обращалась.
Для подготовки школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором П.В. Завадовским. План реформы и сопутствующие ему материалы были подготовлены Федором Ивановичем Янковичем де Мириево (1 741—1814) — австрийским педагогом, православным, сербом по национальности, приглашенным в Россию по рекомендации австрийского императора Иосифа II. Ф.И. Янкович в этой комиссии играл главную роль. Он перевел на русский язык разные австрийские и немецкие инструкции учителей, уставы школ, учебные пособия, что позволило русским педагогам и государственным деятелям познакомиться с западноевропейским уровнем развития школьного дела.
В 1786 г. Комиссия об учреждении народных училищ опубликовала главный документ школьной реформы «Устав народным училищам в Российской империи». По всей России во всех городах и крупных селах должны были создаваться народные училища двух типов: в губернских городах — главные народные училища со сроком обучения 5 лет, а в уездных городах и селах — малые народные училища со сроком обучения 2 года. По «Уставу...» во всех училищах рекомендовалось вводить классно-урочную систему вместо традиционной индивидуальной работы с учащимися.
Учебный план малого училища включал чтение, письмо, арифметику, рисование и катехизис вместе со священной и Главные училища предполагалось создавать из четырех классов. Содержание обучения первых двух классов соответствовало содержанию обучения в малых училищах; в двух старших классах главных училищ школьники должны были изучать русскую грамматику, начало всеобщей истории, географию, физику, механику, геометрию, Евангелие. После окончания главного училища можно было продолжить обучение в университете, для чего в старших классах главных на родных училищ дополнительно обучали латинскому и еще одному иностранному языку, преимущественно немецкому. В малых училищах обучение вели два учителя, а в главных — шесть. Содержание народных училищ было возложено на местные власти.
Комиссия издала также «Правила для учащихся в народных училищах» (1783), дополнявшие «Устав...» четким перечнем обязанностей школьников. На основании этих правил прием в училища осуществлялся 2 раза в год — летом и зимой. Зимой учились с 8 до 11 часов утра и после обеда с 2 до 6 часов дня, а летом — с 7 до 10 и с 2 до 5 часов дня. Занятия начинались молитвой, обучение было совместным для мальчиков и девочек, хотя сидели они порознь. Учитель должен был следить за тем, чтобы мальчики и девочки вместе из Школы не выходили. Телесные наказания запрещались. По дробно расписаны были и правила поведения вне школы и дома, основанные на традиции русского православного воспитания и правилах хорошего тона, принятого в светском обществе того времени.
В 1783 г. было издано «Руководство учителям первого и второго класса» известного силезско-австрийского педагога И.И Фельбигера, адаптированное к русским условиям Ф.И. Янковичем. «Руководство...» разъясняло смысл и порядок классно-урочной системы, которая до этого времени Российскими учителями не практиковалась. «Руководство...» считалось официальной, т. е. обязательной к исполнению в педагогическом процессе, дидактикой. Оно состояло из четырех частей.
Первая часть была посвящена методике работы с классом. Учителя обязаны были заниматься со всем классом, а не учить каждого поодиночке. Рекомендовалось в качестве одного из методов преподавания выполнять серию упражнений с постепенным наращиванием трудности и ростом самостоятельности учащихся в их выполнении; излагалась методика опроса и т.д.
Вторая часть содержала отдельные методики преподаваемых в народном училище предметов; третья — характеризовала личность учителя и его профессиональные качества; четвертой части речь шла об организации всей школьной жизни, строго регламентировалась вся деятельность учителя.
Народные училища, созданные в эпоху Екатерины II, явились новым для России типом учебных заведений, предназначенных для детей разночинного населения. Для этих училищ потребовались новые учебные книги. Основным пособием стала книга «О должностях человека и гражданина» (1783). Книга была издана в двух вариантах: для учащихся и для учителей; где содержались методические рекомендации, а по сути — перечень вопросов, которые учитель должен задавать детям.
Учебник был разделен на четыре части. Во введение к нему цель воспитания определялась как достижение человеком благополучия, которое возможно лишь при верноподданническом отношении к самодержавному строю, верности своему сословию, христианской добродетельности, телесном здоровье и трудолюбии.
В первой части раскрывались особенности внутреннего мира человека и были выделены разделы о душе, памяти, воле разуме и т.д. В этой части книги разъяснялись также обязанности человека, долге перед Богом, перед ближним и перед самим собой.
Во второй части речь велась о физическом воспитании, говоря словами учебника, «попечении о теле». Учащимся да вались подробные рекомендации относительно гигиены, лечения простых болезней и ухода за больными, разъяснялись причины заболеваний и т.п.
В третьей части учителю давались рекомендации, как ориентировать учеников на реалии внешнего мира, как вводить их в круг общественных обязанностей добропорядочного подданного.
В четвертой части содержались сведения по домоводству, о науках, искусствах, промыслах и ремеслах, что позволяло подготавливать школьников к будущей самостоятельной трудовой деятельности
Были составлены и другие учебники для народных училищ. Впервые для школы был написан учебник по естествознанию — «Начертание естественной истории» (1786), которым пользовались в школах до 1828 г. Автор учебника В.Ф. Зуев (1754— 1794) опирался на принцип научности и доступности изложения материала. К учебнику прилагался зоологический атлас, которым учителя пользовались как наглядным пособием. Впервые на русском языке в нем методически грамотно и наглядно раскрывалась эволюционная теория, охватывая вопросы геологии, ботаники и зоологии.
Профессором Московского университета Е.Б. Сырейщиковым (ум. 1790) для народных училищ была написана «Краткая российская грамматика» (1787). В предисловии к учебнику автор изложил дидактические и методические рекомендации, в основу которых были положены принципы последовательности и связи изучаемого материала с жизнью. Учителям советовалось не побуждать детей к зазубриванию, а использовать яркие примеры, разъяснять трудные места, добиваться усвоения изученного материала путем повторения.
Известный российский математик и физик, племянник М.В. Ломоносова, М.Е. Головин (1756—1790), преподаватель Петербургского главного народного училища, создал для народных училищ учебные пособия по арифметике, геометрии, механике, физике, сопроводив их методическими рекомендациями и наглядными пособиями. В «Кратком руководстве к геометрии» (1786) давались методические рекомендации не только учителям, но и учащимся. Советы автора учащимся свидетельствуют об учете им возрастных особенностей детей и опоре на принцип наглядности.
Новая система учебных заведений и новые учебники требовали и подготовки новых учителей. В 1783 г. стараниями Ф.И. Янковича в Петербурге в Главном народном училище началась подготовка учителей, способных профессионально работать в условиях классно-урочной системы преподавания. Для этой цели из Петербургской Александро-Невской духовной семинарии, где ранее уже предпринималась попытка организовать подготовку учителей для народных училищ, были направлены лучшие студенты, склонные к учительской деятельности.
В 1786 г. учительская семинария выделилась из состава Главного народного училища и стала первым в России высшим учебным педагогическим заведением, выпустившим из своих стен к концу ХVIII в. более 400 учителей низших и высших классов народных училищ. Контроль за деятельностью семинарии осуществляла сама Екатерина II.
Количество народных училищ в России было, в общем, небольшим: к концу века насчитывалось всего 288 таких учебных заведений, в которых обучалось немногим более 20 тыс. детей, девочки составляли лишь десятую часть всех школьников. Нас не должно вводить в заблуждение Название «Народные» училища, поскольку подавляющее большинство детей из простого народа и практически все дети крепостных крестьян были лишены возможности обучаться в этих государственных, организованных по западноевропейскому образцу школах. Учились здесь дети дворянского сословия, духовенства и части купечества.
Подобное положение дел не могло не вызвать резкой оппозиции государственной образовательной политике. Наиболее ярким ее представителем в конце ХVIII в. был Александр Николаевич Радищев (1749—1802). Он не был профессиональным педагогом, но как просветитель крайнего революционного направления обращал серьезное внимание на задачи и Пути формирования «сынов отечества», русских патриотов, граждан великой России.
А.Н. Радищев требовал широкого и полноценного образования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как «истинные сыны Отечества» должны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те и другие должны получить соответствующее воспитание и образование. Его Педагогические идеи не получили отражения в каком-либо специальном трактате, они рассеяны по таким его Произведениям как «Слово о Ломоносове», «Вольность», главы «Зайцево» и «Кресьцы» в «Путешествии из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын отечества» и «Рассуждение о труде и праздности». Печатное слово было его единственным средством борьбы против империи, тем не менее Екатерина II назвала его «бунтовщиком хуже Пугачева».
А.Н. Радищев был человеком эпохи, шедшей на смену просвещения. Его цель — не исправлять мир и его нравы средствами просвещения а ниспровержение строя, где царит социальная поэтому, с его точки зрения, требуется не просто воспитание, а Политическое воспитание человека, Всесторонне Подготовленного к труду по переустройству общества на основе идеала справедливости.
В общем, следует признать, что в течение ХVIII в. в России в основном была создана сеть учебных заведений — малых главных народных училищ — с едиными учебными планами, классно-урочной формой организации обучения, с едиными методиками преподавания учебных предметов, едины учебниками, началась профессиональная подготовка учителей и т.д.
В сфере образования и педагогической мысли Россия выпала на качественно новый уровень: были созданы и проверены на практике различные типы государственных светских школ, послуживших основой создания централизованной государственной системы образования ХIХ в.; была разработана система идей о воспитании и обучении человека — гражданина своего отечества, ставших питательной средой для раз вития русского общественно-педагогического движения первой половины ХIХ в.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 2151 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!