Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Леонтий Филипович Магницкий (1669 - 1739) внес огромный в методику светского школьного обучения петровской эпохи и в дело подготовки отечественных кадров. По традиции, шедшей еще от мастеров грамоты Московской Руси, он создал собственный учебник - «Арифметика сиречь наука числительная» — опубликовал его после двухлетней практической проверки в 1703 г. Эта учебная книга знаменовала собой рождение действительно нового учебника, соединявшего в себе отечественную традицию с достижениями западноевропейской методики преподавания точных наук. Арифметика Л.Ф. Магницкого являлась основной учебной книгой по математике до середины ХVIII в., по ней учился М.В. Ломоносов.
Учебник Л.Ф. Магницкого имел характер прикладного, собственно даже утилитарного пособия для обучения всем основным математическим действиям, включая алгебраические, геометрические, тригонометрические и логарифмические. Учебники навигацкой школы на аспидных досках копировали содержание учебника, формулы и чертежи, осваивая не теоретически, а практически перечисленные отрасли математики.
Содержание математических знаний изучалось последовательно по принципу от простого к сложному математические расчеты были тесно связаны с профессиональной подготовкой специалистов в области фортификации, геодезии, артиллерийского дела и др.
Широко применялись Л.Ф. Магницким разнообразные средства наглядности. К учебнику прилагались различные таблицы и макеты. В навигацкой школе использовался широкий круг наглядных пособий — модели кораблей, гравюры, чертеж, приборы, рисунки и т.п.
Уже титульный лист «Арифметики» был своеобразным символическим наглядным пособием, отображавшим содержание учебника, что в известной степени облегчало школьникам усвоение математики, так как сам текст был написан для детского понимания языком. Сама арифметика как наука была изображена в виде аллегорической женской фигуры со скипетром — ключом и державой, восседавшей на троне, к которому ведут ступени лестницы с последовательным перечислением арифметических действий: «счисление, сложение, вычитание, умножение, деление». Трон был помещен в «храме наук своды которого поддерживают две группы колонн по четыре в каждой. Первая группа колонн имела надписи: «геометрия, стереометрия, астрономия, оптика» и покоилась на фундаменте, на котором был написан вопрос: «Арифметика что дает?» Вторая группа колонн имела надписи: «меркатория (так именовали в те времена собственно навигацкие науки), география, фортификация, архитектура». Таким образом, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого по своей сути являлась своеобразной математической энциклопедией, носившей ярко выраженный прикладной характер. Этот учебник положил начало принципиально новому поколению учебных книг. Он не только не уступал западноевропейским образцам, но и был составлен в русле русской традиции, для русских учеников.
Л. Ф.Магницкий осуществлял руководство всей учебной работой школы, начиная с первой ее ступени. Для подготовки учеников к обучению в собственно навигацкой школе при ней были организованы два начальных класса, носивших название «русской школы», где учили чтению и письму по-русски, и «цифирной школы», где детей знакомили с началами арифметики, а для желающих преподавали еще фехтование.
Все учебные предметы изучались в навигацкой школе последовательно, переводных и выпускных экзаменов не было, учебники переводились из класса в класс по мере выучки, а само понятие «класс» означало не элемент классно-урочной системы, которой еще в России не было, а содержание обучения: класс навигации, класс геометрии и т.п. Выпускали из школы по мере готовности ученика к конкретной государственной деятельности или по требованию различных ведомств, остро нуждавшихся в образованных специалистах. На освободившееся место сразу набирали новых учеников.
Учение в навигацкой школе приравнивалось к службе, поэтому ученики получали так называемые «кормовые деньги». Ученики при поступлении обеспечивались книгами и обходимыми учебными пособиями, которые обязаны были вернуть по окончании класса в сохранности. Ученикам выдавались таблицы логарифмов, географические карты, для записи вычислений — аспидные доски, грифели, карандаши также линейки и циркули. По сути дела, школа была полностью на государственном обеспечении.
Жили ученики кто в самой школе, кто на квартирах неподалеку от школы. В 1711 г. число учеников школы выросло до 400.
Л. Ф. Магницкий ввел в практику выделение из числа лучших учеников «десятских», которые в своей десятке надзирали за поведением, порядком. Личным указом Петра I в 1707 г. была введена жесткая система наказаний для учащихся за разного рода провинности. За прогулы взимали денежные штрафы, которые пополняли казну школы. В случае неуплаты штрафов применялись телесные наказания, за побег школы предусматривалась смертная казнь, за ходатайство отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. Так ми варварскими методами Россия приобщалась к западноевропейской культуре.
Выпускники навигацкой школы служили не только на флоте; в указе Петра I от 1710 г. говорилось, что выпускники этой школы пригодны для службы в артиллерии, в гражданских ведомствах, в качестве учителей начальных школ, архитекторов и т.п. Отдельные выпускники навигацкой школ были отправлены за границу для продолжения образования.
Одновременно с навигацкой школой в том же 1701 г. и ее образцу в Москве была открыта артиллерийская, или пушкарская, школа, которая должна была готовить специалистов для армии и флота. Учащихся в нее набирали в возрасте от 7 до 25 лет, обучали русской грамоте, счету и сразу же начинали готовить к профессии инженера. Учителей и в навигацкой, и в пушкарской школах готовили прямо на месте из наиболее способных и соответствующих этой функции учеников.
Помимо государственных школ, ставивших задачу быстрого начального образования и профессиональной подготовки, В петровскую эпоху стали открываться частные школы, во многом послужившие образцом для последующего разлития школьного дела в России.
Еще в ХVII в. в Москве на р.Яузе сформировалась «иноземная» Немецкая слобода, где переселенцы из Западной Европы организовывали для своих детей школы по европейскому образцу. Жители этой слободы оказали определенное образовательное воздействие на молодого Петра I и его ближайшее окружение.
В июле 1701 г. руководитель школы при немецкой церкви в Ново - Немецкой слободе в Москве Николай Швиммер царским указом был назначен переводчиком латинского, ненецкого и голландского языков при Посольском приказе — государственном органе международных отношений. Одновременно ему было вменено в обязанность создать школу, в которой учились бы все желающие независимо от чинов. В ноябре 1701 г. Н. Швиммер начал обучение первых шести учеников латинскому и немецкому языкам на основе западноевропейской методики. Сначала он учил их чтению и письму по немецки, затем разговорной речи, а уже затем — латыни, откраивавшей путь в науку.
Учебным пособием была книга самого Н. Швиммера «Вход латинскому языку», свидетельствующая о его знакомстве с известным учебником латинского языка Я.А. Коменского. Однако в 1703 г. эта школа была закрыта, а ученики были переданы новому учителю — пастору Эрнсту Глюку.
Пастор Э. Глюк был образованным человеком, хорошо знакомым с новейшими педагогическими идеями Западной Европы. Еще в 1684 г. он разработал проект системы обучения на родном языке в среде русских старообрядцев в Лифляндии, где тогда жил и сам Э. Глюк, для них он перевел на разговорный русский язык славянскую Библию, написал русскую азбуку и ряд школьных учебников. В ходе русско-шведской войны Э. Глюк был взят в плен и доставлен в Москву, где в начале 1703 г. ему было поручено Петром I обучать русских юношей немецкому, латинскому и другим языкам. Несколько позже, в 1705 г. в Москве, на углу улицы Маросейки и Златоустинского переулка, в палатах боярина Василия Федоровича Нарышкина по царскому указу была открыта собственная школа Э. Глюка. В ней должны были учиться дети бояр, чиновников, купцов. Из государственной казны на содержание школы выделялось 300 рублей, по тем временам огромная сумма. В школе обучали географии, этике, политике, истории, поэтике, философии; латинскому, французскому и немецкому языкам. Уделялось внимание и «светским наукам» — танцам, светским манерам, верховой езде. Кроме перечисленных предметов, изучение которых было обязательным, желающие могли изучать шведский и итальянский языки.
Занятия в школе начинались в 8 часов утра и заканчивались в 6 часов вечера для младших классов и в 8 часов вечера для старших. Распорядок дня школы позволяет сделать вывод о том, что здесь применялась новая для российских школ форма организации обучения — классно-урочная, при которой дети: одной возрастной группы объединялись для изучения того или иного предмета; практиковались уроки для повторения и запоминания уже изученного материала, являвшиеся обязательной формой учебной работы для учителей и учеников.
В 1721 г ближайшим соратником Петра I Феофаном Прокоповичем была создана школа, ставшая образцом для своего времени, прежде всего для семинарий и архиерейских школ Школа Ф. Прокоповича располагалась в его доме, что было характерно для церковного образования предшествующего периода. При школе имелась обширная библиотека более чем в тридцать тысяч томов.
Для созданной им школы Ф. Прокопович в 1721 г. написал устав — «Регулы семинарии преосвященного Феофан архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого». Устав этот по строгости внутреннего распорядка напоминал уставы иезуитских школ Западной Европы, признанных в то время лучшими общеобразовательными учреждениями, но по содержанию обучения школа Ф. Прокоповича была русской школой, стремившейся решать одновременно задачи широкого общего образования и православного воспитания молодежи.
Учащихся в школе было мало: за 15 лет ее существования в ней прошло обучение всего 160 человек. Предпочтение отдавалось детям-сиротам или детям бедных родителей. Распорядок дня был очень жестким: подъем в 6 утра, в 7— уборка, после — молитва, с 8 часов утра и до 8 часов вечера шли занятия.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 577 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!