Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Василий Никитич Татищев (1686—1750), известный как создатель многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский», был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений — «Записка об учащихся и расходах на просвещение в России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и удилищ», «духовная моему сыну», «Учреждение, коим порядкам русским школам имати поступать», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др.
В 1721 г. по его инициативе была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ. В Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического завода, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. Можно даже утверждать, что уральские профессиональные школы, видоизменяясь, но сохраняя первоначальное назначение, существовали до конца ХIХ столетия.
В.Н. Татищев был ярким представителем светского направления в русской педагогической мысли ХVIII столетия. В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733), он одним из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.
Школы, по его мнению, должны были формировать у учащихся светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя «разумного эгоиста», что в известной мере предвосхищало основную педагогическую идею Н.Г. Чернышевского. В его понимании «разумный эгоизм» должен был предполагать в первую очередь осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, понимания, что ему во вред, а что на пользу, т.е. уметь различать добро и зло и идти по пути добра.
В содержание общего образования, которое должно предшествовать профессиональному, по В.Н. Татищеву, должны были входить: письмо, грамматика родного языка, обучение красноречию, иностранные языки, математика, физика, ботаника, анатомия, русская история, отечественные законы, география врачевание, умение владеть оружием. Главная задача обучения на этом этапе — освоить, по его словам, «нужные науки» Они должны были дополняться «науками щегольскими» поэтикой, музыкой, танцами, живописью. В совокупности они должны были служить целям самопознания и подготовки к практической жизни В связи с этим значительное место в общем образовании следовало уделять домоводству — обучению ведению домашнего хозяйства
В.Н. Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения — собственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736), составленной В.Н. Татищевым на основе изучения им школьного дела в Швеции, где он стажировался по горнозаводскому делу, и собственного педагогического опыта содержались методические рекомендации учителям. С точки зрения В.Н. Татищева, учитель — не только преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин, но и воспитатель молодежи, который готовит ее к полноценной жизни в обществе и к труду.
Он должен подходить к ученикам с учетом их индивидуальных способностей, больше внимания уделяя тем предметам и наукам, к которым ученик проявляет склонность.
Методы обучения, предлагаемые В.Н. Татищевым, вполне традиционны для российских училищ того времени. В частности, он рекомендовал широко использовать метод обучения старшими учениками младших. Для начального обучения им рекомендовался учебник Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», а в качестве прописей — листы заводской документации. В содержание профессионального обучения входили такие предметы, как геология, механика, архитектура, рисование и др., по мере практической надобности.
Проблемам школьного обучения и нравственного воспитания детей дворянского сословия посвящено произведение В.Н. Татищева «Духовная моему сыну» (1734). В содержание
образования дворянских детей он помимо письма и знания законов вводил широкий круг точных и прикладных наук: арифметику, геометрию, пушкарское дело, фортификацию, русскую историю и географию, немецкий язык, открывающий путь к новой европейской школьной учебной книге. После школьного этапа образования дворяне с 18 до 30 лет должны были, по мнению В.Н. Татищева, развивать свои познания, умения и навыки, находясь на государственной службе, и лишь после 30 лет они должны были думать о женитьбе.
Нравственное воспитание дворянские дети должны были получать в домашних условиях под влиянием родственников. Качества личности, которые следовало у них воспитывать, В.Н. Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия в делах и т.п. Программу воспитания дворянина, таким образом, В.Н. Татищев строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения.
Самым ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, появившемся уже после его смерти, но по его проекту, явилась Санкт-Петербургская академия наук (1725) с под чиненными ей академическими университетом и гимназией (1726). Необходимо подчеркнуть, что это было не учебное, а научное учреждение, хотя при нем по обыкновению того времени и осуществлялась определенная педагогическая работа.
Академическую гимназию можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, имеющей своей целью подготовку молодежи к поступлению в университет, к карьере ученого. Гимназия состояла из двух отделений: немецкая школа (3 года обучения) и латинская школа (2 года обучения). Основными учебными предметами были языки, словесность, история, география, математика и естествознание. В 1726 г. к обучению в ней приступило 112 человек, дети из знатных семей.
Из-за границы в Академию наук было приглашено 16 известных европейских ученых, преимущественно из германских университетских центров. Однако, следует заметить, что если в Западной Европе начала ХVIII в. уже был высок интерес к естественно-научным знаниям, вызванный развитием промышленной цивилизации и рациональной философии, и Удовлетворялся он, прежде всего, в частных школах и обществах то в крепостнической России в государственной Академии наук копировали уже устаревший университетский порядок с его традиционными, уходящими в средневековье методами схоластического обучения. И все же опыт деятельности Академии наук послужил основанием для создания через 30 лет первого в России светского высшего Учебного заведения и научного центра, в том числе и центра развития русской педагогической мысли — Московского университета.
Развитие просвещения в России потребовало создания новых собственно российских учебных книг. С 1708 г. книги стали печатать новым шрифтом, сменившим прежний церковно-славянский. Эта перемена возникла как бы сама бой. В эпоху Петра I книги печатались не только в Росси, но и за границей, в частности в Амстердаме. При печатании возникали чисто технические трудности изготовления витиеватых церковно-славянских литер. В результате некоторые славянские буквы в своих очертаниях были приближены к латинским, резкие углы сглажены, утолщения исчезли и печатные буквы в голландских изданиях приобрели легкость и округлость, которых не было в московской церковной печати. С января 1708 г. на основе царского указа и московских типографии приступили к печатанию книг новым шрифтом. Это в итоге значительно облегчило процесс обучения письму и чтению. Цифровой текст стали набирать арабскими цифрами, вышли новые арифметические таблицы, что упростило и приблизило к мировым стандартам изучение математических дисциплин в русских школах.
Новым шрифтом были напечатаны первые книги, ставшие учебниками «Геометрия, славенские землемерие», «Приклады, како пишутся комплименты разные на немецком языке, то есть писания патентантов к патентантам поздравительные и сожалительные и иные, такожде между сродников и приятелев». В 1708 г. была переиздана учебная книга «Букварь языка славенска сиречь начало учениям детям, хотящим учитеся чтения писаний». В том же году появилось печатное руководство по правилам этикета — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. Собранное из разных авторов».
В эпоху петровских преобразований, внесших изменения во все сферы экономики и культуры, резко меняется быт семей, прежде всего в среде дворянского сословия. В это время на государственном уровне вырабатываются строгие требования к домашнему воспитанию детей, что и получило отражение на страницах «Юности честное зерцало». В нем говорится, что задача родителей в деле воспитания детей должна решаться не на основе православной народной традиции, а опираться на правила нового придворного этикета. Одно из требований — говорить с детьми в домашних условиях на иностранных языках, обучать детей советским манерам, правилам культурного поведения за столом, в обществе, на улице, учить танцам, умению красноречиво говорить. Данное произведение на мысль, что путем домашнего воспитания можно сформировать настоящего дворянина, подготовить его бедующей придворной деятельности.
Просвещение и школа после Петра 1
Преемники Петра 1— Екатерина 1, Петр II, Анна Иоанновна, отчасти Елизавета Петровна — лишь декларировали продолжение образовательной политики своего великого предшественника. Петровские школы за редким исключением во второй четверти ХVIII в. стали закрываться, акцент был перенесен на развитие сословных, прежде дворянских, учебно-воспитательных учреждений: кадетских корпусов, «благородных» пансионов, домашнего воспитания, когда гувернеры и «мадамы» учили языку и манерам, а домашние учителя — наукам и т.п.
Правда, нужно отметить, что в отдельных дворянских семьях того времени дети получали превосходное домашнее образование, дававшее им возможность даже поступать в европейские университеты. Например, известная российская деятельница эпохи Просвещения княгиня Е.Р. Дашкова, став матерью, специально изучала педагогическую литературу. Особенно ее привлекали идеи французских просветителей относительно всестороннего воспитания и энциклопедического образования, которые она использовала в процессе воспитания собственного сына, подготовив его к поступлению в Эдинбургский университет, где он в 13 лет получил степень магистра искусств».
Домашнее воспитание зависело от множества факторов: благосостояния родителей, их социальной ориентации, характера деятельности главы дома, возможности приглашать действительно образованных гувернеров и профессиональных Учителей. Именно в это время накапливался уникальный российский опыт домашнего образования детей в дворянских Усадьбах, превращавшихся порой в своеобразные воспитательно-образовательные, культурные центры, такие как, например, усадьба вице-канцлера елизаветинской России графа М.и. Воронцова, известного покровителя М.В. Ломоносова, который выписывал из-за границы подготовленных учителей. Так в России постепенно складывался идеал особого дворянского воспитания.
Оставшиеся школы, созданные при Петре I, после его смерти подверглись серьезным преобразованиям. Так, цифирные Школы с 1744 г. слились с гарнизонными, архиерейские школы, в том количестве, как это предполагалось, созданы не были, а те, что действовали далеко, не походили на образовательные центры, какими их мыслил и создавал Феофан Прокопович.
С воцарением Анны Иоанновны одной из первых сословных дворянских привилегий стало открытие специальных школ для «шляхетских» дворянских детей. Оформилась и своеобразная разная система дворянского воспитания.
Все дворянские дети в 7 лет должны были привозиться в Петербург на т.н. смотр и записаться у герольдмейстера или в Москве и губернских городах у губернатора. Второй смотр проводился через 5 лет. К этому времени подросток, или как его тогда называли «недоросль», должен был уметь Хорошо читать и писать. Следующая ступень обучения, дома ил государственных школах, предполагала изучение арифметики, геометрии, закона Божьего. Эти учебные предметы охватывали все содержание обучения дворянских детей в возрасте от 7 до 16 лет.
В 16 лет знания юношей проверял Сенат Содержание дальнейшего обучения, как домашнего, так и школьного, составляли география, фортификация, история. Учащиеся инженерной, артиллерийской, гарнизонной школ и кадетских корпусов в этом возрасте держали экзамен в Петербурге перед членами Военной коллегии или в гарнизонах и городах перед губернаторами, комендантами и другими «учеными людьми» данью традиции петровской эпохи в рассматриваемый период было сохранение права обучения даже в закрытых дворянских учебных заведениях для детей разночинцев, но содержание обучения здесь было дифференцировано разночинцев не учили «дворянским наукам», таким как фехтование, танцы, верховая езда и т. п. Постепенно образование становилось средством обоснования привилегированного положения дворянства.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 676 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!