Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В чукотском фольклоре есть легенда о том, как Ворон захватывает в сражении с Орлом пятерых жен. Этот сюжет является отражением дальнейшего развития Вселенной и тесно связан с рождением пяти Матерей
Природы: Огня, Воздуха (Дерева), Воды, Земли и Пространства (Металла, Эфира). Матери Природы есть удвоение изначальных Сестер-Прародительниц Вселенной, естественное для шаманской философии, с добавлением пятой Матери, объединяющей их всех, в чем видится уход в сторону автономности от сил Ворона и Орла (см. табл. «Мировое Яйцо»). Их связь с Матерью-Прародитсльницей, являющей две стороны мира, хорошо прослеживается в мифе томпсоновских индейцев (северное побережье Тихого океана) о рождении пяти женщин.
В самом начале Творения Великий Дух спустился на облаке к поверхности водной пустыни (Первичный Океан). Он вырвал из своей головы пять волосков и бросил их себе под ноги. Волоски превратились в пять стройных девушек. Великий дух спросил их, кем они хотят быть.
Первая ответила: «Я хочу быть женщиной, чтобы рожать детей. Я буду плохой и глупой, поэтому мои потомки родятся жестокими, обманщиками и прелюбодеями».
Великий Дух сказал ей, что из-за ее выбора в мир придут горе и смерть.
Вторая ответила: «Я хочу быть женщиной, чтобы рожать детей. Я буду хорошей и мудрой, поэтому мои потомки родятся добрыми, честными и целомудренными».
Великий Дух похвалил ее, сказав, что она сделала правильный выбор.
Третья ответила: «Я хочу быть Землей, чтобы давать жизнь всему и чтобы даже после смерти все возвращалось ко мне».
Четвертая ответила: «Я хочу быть Огнем, чтобы согревать своим теплом все живое. Я буду жить
в траве, деревьях и во всех деревянных предметах. Я буду верой и правдой служить человеку*».
Пятая ответила: «Я хочу быть Водой, чтобы все очищать и сохранять жизнь всех вещей».
Великий Дух дал всем Матерям, что они просили, но предупредил, что добро и зло будут враждовать. Потом наступит конец света: мертвые и живые перемешаются. а Матери вернут себе первоначальный облик.
Пять Матерей рассматриваются как незримая суть, присутствующая во всех вещах мира и наделяющая все объекты душой и смыслом. Все пять Матерей взаимодействуют друг с другом, в результате чего возникает бесчисленное множество малых духов (дух речки, дух леса, дух песчинки, дух ревматизма и т. д.) и бесконечное разнообразие проявлений вселенского разума.
В древности фигурки Матерей Природы лепили из глины, вырезали из кости, дерева и камня. Им придавали пышные формы и часто покрывали ромбическим орнаментом — символом жизненной силы. В Саба- тиновке, что на Южном Буге, ученые обнаружили трипольское святилище, предназначенное, судя по всему, для выпечки ритуального хлеба. В нем были найдены многочисленные статуэтки Матерей — различных сил Природы, которые призывались во время совершения ритуального действия. Академик Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» описал внутреннее убранство святилища так: «На алтаре находилось 16 глиняных фигурок, изображавших дебелых, широ- кобедрых женщин в сидячей позе; есть и модели “рогатого трона", спинки которых как бы имитируют бычьи рога. Одна из женских фигурок держит в руках змею, голова которой приникла к лицу женщины. У алтаря стоял большой сосуд с рельефным изображением
четырех женских грудей (символ двух сестерО. Д.), предназначавшийся, очевидно, для воды. Около печи стояли разные сосуды: курильница, сосуд с бычьими костями и следами огня. В середине святилища располагались пять жерновков-зернотерок и около каждой из них — по женской фигурке».
Согласно общепринятым представлениям общение Матерей друг с другом происходит не хаотично, а по четким системам: «мать—дочь» и «друг—враг». Каждая из них является дочерью для предыдущей и матерью для последующей. Дерево рождает Огонь, Огонь рождает Землю, Земля рождает Металл, Металл рождает Воду, Вода рождает Дерево (система Джунци).
В системе взаимодействий «друг—враг» роли распределяются следующим образом:
Дерево — ее друг Земля, ее враг Металл.
Огонь — ее друг Металл, ее враг Вода.
Земля — се друг Вода, ее враг Дерево.
Металл — ее друг Дерево, ее враг Огонь.
Вода — ее друг Огонь, ее враг Земля.
Эти отношения можно изобразить схематически, разместив стихии по вершинам пятиконечной звезды (см. рис. 12). Такое построение широко используется в целительстве, бурятской и монгольской астрологии «зурхай» и предсказательных практиках (южно-азиатский и южно-сибирский шаманизм буддийского толка).
Надо сказать, что Мать Металл является в этой связи поздним нововведением, отражающим начало эпохи обработки бронзы. В древности она рассматривалась как Мать Камень — второстепенное порождение Матери-Земли. Такое положение сохранилось в попытках уравнять восточную (тибетско- китайскую) систему Джунци и западную (индо-европейскую) систему Карци, где Мать Дерево отождествляется с Воздухом, Мать Огонь — с Огнем, Мать Земля — с Землей, Мать Металл — тоже с Землей и Мать Вода — с Водой. По другим взглядам, Мать Металл соотносится с Пространством: Дерево — Воздух, Огонь — Огонь, Земля - Земля, Металл - Пространство, Вода — Вода. В разных случаях применяются как те, так и другие соответствия. Более архаичной и поэтому лучше сохранившей сам дух шаманизма является модель, когда четыре стихии Высшей Вселенной размещаются молниеобразно, а пятая — Мать Пространство — объединяет их но кругу (см. рис. 12). В этом построении самая тонкая стихия Огонь (в значении «огненные небеса») противостоит самой тяжелой Земле («твердь»),
а самая легкая стихия Воздух («дуновение») противостоит Воде («небесные хляби»). Подробнее об этом речь пойдет в разделе, посвященном технике камланий.
Помимо этой системы, есть еще один уровень взаимодействия и взаимозависимости стихий, где они воспринимаются как первоэлементы, из которых возникает материальная жизнь (система Карци). Это относится к миру Орла, Низшей Вселенной, где Дух обретает форму. В шаманизме эти первоэлементы или стихии, которые также иногда пазы:.ют матерями, отражают круговое описание мира (см. рис. 13). Четыре стихии — это и четыре стороны света, и четыре времени года, и четыре фазы Луны... Они также являются результатом удвоения изначальной Матери-Прародительницы, оперирующей только двумя понятиями: верх и низ, зима и лето, полнолуние и новолуние. Связь со стихиями позволила двум воронам богочеловека и шамана Одина (между прочим, считавшегося воплощением Орла) — Хугину («Мысль») и Мунину («Память») летать сразу на четыре стороны, как это известно по скандинавской Эдде.
Пятая стихия, эфир или пространство[3] связывает первые четыре и обуславливает их циклическое движение. Именно поэтом); с точки зрения шаманов, времена года сменяют друг друга. Эфир в этой системе всегда стоит особняком и не участвует в связях родства, прият ия или неприятия, как и в древнейшей «молниеобразной** схеме, о которой шла речь выше. Огонь производит воздух, воздух производит вод)', вода производит-землю, а земля производит огонь. I Iran асаны считают, что Огонь- Мать — Туй-Нямы родилась на юге в жилище Земли-Матери,’в мифическом яре Хиюда-дико (Трутов Яр). Огонь считается изначальным, но рождается от своего далекого отпрыска. Чукчи говорят, что огонь зачинается в недрах земли и утром выходит из чрева в виде Солнца, пробивая морскую пучину: «Земля родила свет, земля родила тепло, земля родила жизнь!» Такое положение непривычно для современного человека, но очень характерно для всех древних воззрений: от шаманизма до классических греческих пантеонов.
Ввиду большей однозначности в определении схема «друг—враг» основывается на простом противопоставлении. Огонь дружит с землей и враждует с водой; воздух дружит с огнем и враждует с землей; вода дружит с воздухом и враждует с огнем; земля дружит с водой и враждует с воздухом (см. рис. 12).
Четыре основы — огонь, воздух, вода и земля соотносятся не только с внутренней сутью вещей, но и с конкретным их построением. Так огонь на физическом плане становится азотогй, воздух — кислородом, вода — водородом и земля — углеродом. Пятый элемент—пространство, или эфир, знаменует собой своего рода ось для первых четырех, предоставляя им возможность для смешивания и реакций. В результате возникает протоплазма — основа биологической жизни и разнообразия ее форм.
Поскольку Матери-Природы составляют духовную суть материального мира, вместе с первоэлементами
они рассматриваются как целостность и гармония Высшей и Низшей Вселенных (см. табл. «Мировое Яйцо»). В этом случае сама Вселенная предстанет в виде бесконечного сплетения нитей разума, череды
возможностей и путей реализации. В символической форме это представляется Мировой Паутиной, которая есть и тело Великого Духа и сам Создатель, находящийся внутри своего Творения. Когда Великий Дух пребывает в энергетических водах Первичного Океана, он именуется Дедом и воспринимается как полная неопределенность. На последнем этапе он предстает уже в виде Отца — источника бытия. На языках палеоазиатской группы это звучит как Пон («Нечто») и Вагыйнын («Существование»). Аналогично говорят о Вакан-Танке (Великий Дух) индейцы сиу, называя его Тункашила («Дед») и Ате («Отец»). На тех же принципах основано и двоякое понимание Матери-Прародительницы. На первых шагах Творения — это Бабка, а на последних, когда Высшая и Низшая Вселенные пребывают в состоянии гармонии,— Мать.
Пройдя восемь стадий, яйцо Вселенной замыкается, чтобы раскрыться вновь, когда Гагара ударит по нему своим клювом. И все начнется сначала:
Из яйца, из нижней части.
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный.
Из желтка, из верхней части.
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части.
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части,
Тучи в воздухе явились.
Из карелофинского эпоса «Калевала**
II. ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!