Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тотемическая преемственность



Из всех ныне существующих духовных учений лишь шаманизм не отрицает прямую связь человека с животным и растительным миром. Человек и Природа мыслятся неразделимыми и существуют в сложных системах взаимодействия и взаимозависимости. Все, что делает человек, отражается на окружающей Природе и, наоборот, события, происходящие во Вселенной, накладываются на человека и оказывают влияние на его судьбу. Эта система взаимоотношений называется тотемизмом, а выход за ее пределы — табу. Точное значение термина «тотемизм» передать невозможно, по причине великого разнообразия всех связей, действующих внутри системы традиционных представлений. «Любое определение тотемизма является либо столь специфическим, что исключает многие системы, называемые все же в обиходе “тотемическими”, либо столь общим, что включает в себя всякие явления, которые нельзя было бы так обозначить»,— пишет В. Риверс. Тотемизм — это сама жизнь, где отдельный тотем служит единицей понимания происходящих в ней процессов.

Слово «тотем» происходит из языка североамериканских индейцев оджибве (алгонкинская группа), где оно звучит как «отеотем» (ototem) и означает «принадлежать к роду». С началом этнографических и антропологических изысканий этот термин вошел во все европейские языки. Такое широкое распространение и приятие связано со звучанием этого слова, сходным с местными обозначениями явлений того же порядка. Индейское «оте», входящее в состав слова «тотем», означает родство конкретного человека с другим человеком мужского или женского пола. Такие сочетания, как «от» («од») и «ат>», встречающиеся в некоторых языках, понимаются аналогично — «родственник», «предок». В славянских языках они входят главной составной частью в слова «мать», «отец» (в тюркском — «эти»), брат, р ол (антоним: урод — «человек не нашего рода»), рать, родник, род итель и т. д. Помимо этого суффикс и окончание «ать» в русском языке имеет значение «выполнять каку ю-либо работу», то есть жить в системе взаимоотношений «Человек — Природа»: копан*. сажать, убирать. В ряде случаев к изначальному «ат» добавляется разделительный гласный и звук «р». В результате смысл, не меняясь по сути, приобретает значение «земного» родства (от пракорней «тр» — «территория», «терра», «твердь», «трава» или «др» — «древо», «дерево»): англ. m other (ма терь), fa ther, bro ther и т. п. Несколько особняком стоит в этом перечне родства слово «сестра» (англ. sister), где второе «с» разбивает «ет» пополам и образует новое слово — «есть», в значении «поглощать пищу». Это очень интересный случай, поскольку во многих языках слова «есть» и «соитие» (в древнеславянск. «еть», «еться») звучат одинаково. Более того, К. Леви-Строс указывает, что у африканских племен машона и матабеле слово «тотем» может восприниматься и в значении «вульва сестры». Причин тому несколько. Во-первых, рот и вульва в мифологическом понимании мыслятся как взаимозаменяющие органы (именно поэтому Великий Ворон и «перепутал рты» в легенде о зачатии Первого Шамана); во-вторых, бытовое употребление тотемиче- ского животного в пищу равнозначно каннибализму и инцесту. Особые соотношения подкрепляет одно из главных табу, запрещающее человеку иметь половой контакт со своей сестрой. В мировой мифологии тема инцеста освещена довольно широко. Часто брат и сестра являются родоначальниками всех людей, но из-за своей связи приносят на Землю первое зло.

Практически все собственные имена, даваемые человеку духами или родителями, вне зависимости от национальной, языковой и религиозной принадлежности, имеют под собой некую тотемическую силу — название животного, растения или их атрибуты. В древности считалось, что вместе с таким именем человеку передаются качества того или иного тотемиче- ского персонажа. При соблюдении особого ритуала, проводимого раз в год, допускалось нарушение повседневного табу, и плоть тотемического животного употреблялась в пищу. Это делалось для того, чтобы впитать в себя его силу, истраченную за долгое время. Христианам подобная процедура известна как обряд причастия. Обретению тотема, его последующему поеданию и почитанию посвящена одна из легенд индейцев хайда:

«Человек по имени Маленькая Лягушка со своей семьей голодал. Жилище его стояло на берегу реки, но в реке не было рыбы. Из леса скрылись животные, и даже птицы не летали над этими местами. Семья Маленькой Лягушки так ослабла от голода, что не могла уйти в другие края. Несчастный Маленькая Лягушка сидел на берегу, погруженный в горькие мысли, но ничего не мог придумать.

И вдруг из воды вынырнуло чудовище с человеческим лицом. Звали чудовище Большие Глаза. Маленькая Лягушка убил чудовище и накормил своих жен[8] и детей. Семья была спасена, но все же люди боялись, что дух Больших Глаз будет мстить им. Поэтому устроен был праздник, на котором попросили у чудовища прощения. К его голове ставили миски с угощением, перед ним плясали женщины, а сам Маленькая Лягушка торжественно объявил, что отныне чудовище- спаситель становится уважаемым членом рода и его символом.

И чтобы доказать это, Маленькая Лягушка срубил дерево, вырезал в верхней части ствола лицо с большими глазами и вкопал этот столб перед своей землянкой. А когда умер Маленькая Лягушка, его старший сын вырезал на столбе изображение Маленькой Лягушки. То же делали потом сыновья старшего сына и сыновья его сыновей...»[9]

Родовой тогем и сам мог выступать в роли пожирателя. Часто он присутствовал в инициационных снах юноши, готовящегося стать полноправным членом общества. «По непреложному закону Природы дети всего живущего на земле по достижении своего совершеннолетия отправляются в странствие, чтобы выполнить предначертание Великого Плана — веления своей судьбы»,— замечает известный классик индейской литературы Серая Сова. Тотем поедает тело юноши, а затем изрыгает его обратно уже в облике взрослого мужчины. Анализируя славянский фольклор, В. Я. Пропп доказал, что сюжеты похищения детей в русских народных сказках базируются на древнейших обрядах посвящения: мальчик попадает н избушку на курьих ножках, где его хочет съесть Баба- Яга, у которой, как известно, была костяная нога и зубастая вульва.

-


Тотем — это сила природного порядка, объединяющая мощь всего вида, например, не конкретного медведя, а всех медведей вообще. Ее частица содержится в груди животного и составляет его суть. Все частицы свя- заны друг с другом энергетическими нитями, образующими поле группового духа — тотема. «Мы видим,— пишет К. Лсви-Строс,— что ни в коем случае животное — “тотем” или его вид — нельзя понимать как биологическую сущность; благодаря двоякой характеристике: организма - иначе говоря, системы и эманации какого-то вида, который является термином в системе,— животное выступает концептуальным инструментом для множества возможностей, чтобы дстотализировать и чтобы ретотализировать не важно какую сферу, расположенную в синхронии или в диахронии, конкретную или абстрактную, природуг или культуру». Человек также является носителем этой животной силы, доставшейся в наследство от звероподобных предков, что хорошо иллюстрируют стадии развития эмбриона (см. рис. 29). Иногда по тем или иным причинам происходит генетический сбой, и человек рождается с некоторыми чертами, присущими животным. Это может быть и наличие хвоста, и многососко- вость, и обильная волосатость (см. рис. 32). Эти признаки всегда рассматривались как избранничество духами. В зависимости от трактовки, человек с атавизмами становился либо шаманом, либо жертвой. Орочский шаман Оника (Анисим) Еминкин рассказывал: «Мой род Еминки вековечно жил на Амуре. По преданию он состоял из двух ветвей: одна — от волка, другая — от тигра. Те, что от волка, встречали гостей лаем: хау-хау- хау. Их шаманы так и камлали. А я — от рода тигров. Однажды в моем стойбище родился мальчик с тигриным лицом. Возле глаз много-много морщинок. Как он появился на свет, люди его рода стали очень богатыми, потому что все лесные звери стали носить ему подарки. Как-то заехали к нам эвенки. Увидев мальчика с тигриным лицом, стали смеяться и насмешничать. А мальчик что? Молчит. Ну вот отъехали эвенки, и в первую же ночь четверть стада ик оленей пала. На другую ночь — другая четверть. Догадались эвенки, отчего это, вернулись и попросили прощения. Вернулись эвенки домой — а погибшие олени встали живыми. Хорошо!»


Хранилище силы человека располагается в солнечном сплетении, и это сила животного порядка. В некоторых случаях ее сравнивают с душой, которая в измененных состояниях сознания может представать как в виде человека, так и любого другого существа, даже неодушевленного, с научной точки зрения.

Чтобы походить на свое животное, дающее силу, человек часто прибегал к различным операциям, делающим его тело похожим на тело тотемического покровителя. Изменению подвергались кости черепа, шея, ноги, половые органы. Искусство деформации черепов было известно очень многим народам, но настоящими специалистами в этом деле следует признать древних перуанцев. Создавая давление дощечками в тех или иных точках мягкой черепной коробки ребенка, они добивались поразительных результатов (см. рис. 33). Профессор Г. Бушан, посвятивший деформированным черепам целу ю главу в своем курсе по антропологии «Человек» (1912 г.), писал: «Наиболее распространенное уродование черепа вызывается тем, что на него в течение продолжительного времени оказывают давление спереди и сзади, а часто и в обоих направлениях. Смотря но степени этого давления, продольный диаметр черепа укорачивается, между тем как высотный, а иногда и поперечный диаметр увеличивается. Результатом такого давления является чаще всего сплющивание затылка, а при более сильном давлении — одновременное удлинение черепа назад и кверху. Если же постоянное давление действует с боков, то череп больше увеличивается в длин)'; если давление производится со всех четырех сторон, то голова получает четырехугольную форму».


Изменение формы черепа было распространено у скифов, сарматов, венгров. Археологи находят деформированные черепа также во Франции, в Германии. Исследования показали, что в результате искусствен* но вызванного смещения происходила активизация тех участков головного мозга, которые в обычном состоянии черепа задействуются слабо. В результате человек с «черепом ягуара» не только становился похож на этого хищника, но и думал соответствующим образом. Крупнейшее открытие в этой области — феноменальная находка в пустыне Гоби: в октябре 1995 года ученые обнаружили там несколько человеческих черепов... с рогами. Как 7000 лет назад нашим далеким предкам удалось вживить бычьи рога в головы своих соплеменников, так и осталось загадкой.

Сейчас черепа в традиционной культуре уже не деформируют, чего нельзя сказать о других частях тела — носах, зубах, шеях. За изменением формы носа, самой распространенной на Западе пластической операцией, в древности стояло нечто большее, чем просто стандарт. В некоторых племенах Африки до сих пор инициация включает в себя подпиливание зубов (см. рис. 34). В американском штате Кентукки не так давно был найден череп шамана с удаленными верхними зубами. Так человеческую челюсть делали похожей на волчью. В Африке и поныне женщины вытягивают себе шеи с помощью постоянно добавляемых колец.


Гак они добиваются сходства со своим главным тоте- мнческим персонажем — жирафом. В древней Грузии для той же цели использовалась специальная колыбель, в которой голова ребенка всегда удерживалась ниже уровня плеч. Китайские женщины бинтовали своим дочерям ступни, чтобы те не росли. В результате такой процедуры нога становилась похожа на лошадиное копыто (см. рис. 35).

Изменению подвергались и половые органы. У готтентоток Африки применяется вытягивание малых половых губ до 14—18 см, а для бечуанок характерно искусственное удлинение клитора до 18 см. Именно такие размеры имеют аналогичные части тела у обезьян. А некоторые народы, наоборот, отрезают клитор и малые половые губы — у девочек и крайнюю плоть — у мальчиков. Гак, по их мнению, исправляется ошибка природы, когда у женщин сохраняется часть мужского начала, а у мужчин — часть женского. Подобные операции вошли и в нешаманские культуры нового типа. В наши дни к ним прибегают миллионы людей по всему «цивилизованному» миру, считающие, что так велел делать Господь.


Как мы уже видели, тотем представляет собой силу, объединяющую сходные объекты природы. Он присутствует в них, но в то же время ими не является. Из- за огромного потенциала тотема человек не может общаться с ним напрямую. На эту тему у индейцев оджибве есть сказание о шести духах, вышедших из вод Первичного Океана, чтобы соединиться с людьми. Одно из этих существ было так сильно, что ему завязали глаза, дабы оно, несмотря на доброжелательность, не смогло случайно причинить вред. Но дух очень хотел посмотреть на людей и снял повязку со своих глаз. Первый же взгляд духа убил человека наповал. Видя это, другие пять духов призвали своего сородича вернуться в Океан, а сами стали родоначальниками великих кланов: Рыбы, Журавля, Нырка, Медведя и Лося. Индейцы оджибве полагают, что именно от этих тотемов произошли все остальные кланы. Многие другие народы также насчитывают пять изначальных родовых кла

нов, правда с другими тотемами. В любом случае, для человека эти пять клановых существ значат то же, что для Вселенной значат пять Матерей Природы. Матери проявляют весь остальной мир, а тотемы вызывают к жизни другие мифологические персонажи. Например, Лось у оджибве порождает кланы Куницы. Оленя и Бобра; Медведь создает кланы Волка и Рыси; Журавль производит кланы Орла и Ястреба и т. п.

Любой объект хранит в себе часть тотемической силы* но, как известно, вода тушит огонь, а огонь пожирает дерево. Другими словами, если есть тотем, значит, где-то существует антитотем, сила опасная или вредная для него. На этом основывается целый раздел шаманского целительства, описывающий воздействие духов на организм человека. Принцип дуальности (и тотемической дуальности в том числе) лежит в основе любого традиционного поселения, разделенного на две половины, которые называются фратриями (от греч. fratria — «братство»). Член одной фратрии может выбирать себе супруга только из другой фратрии. Таким образом получается, что относительно их потомков одна фратрия будет материнской, а вторая — отцовской. Ребенок принадлежит к материнской фратрии и разделяет тотем матери и деда. Его жена и дети будут уже из отцовской фратрии, а его внук — вновь из материнской. «Все у кого один и гот же тотем, будут считать себя родственниками, даже если они происходили из разных племен или деревень,— пишет этнограф В. Киниц — Когда встречались два незнакомца и обнаруживали, что у них один и тот же тотем, они тут же принимались чертить свою генеалогию (...) и один становился кузеном, дядей или дедом другого, хотя порой дед оказывался моложе внука. То- темическне связи настолько сильно поддерживались,

что в случае спора между индивидом, имевшим тот же тотем, что и сторонний наблюдатель, и каким-то кузеном или близким родственником этого, так сказать, наблюдателя последний принимал сторону человека своего тотема, которого, возможно, он никогда прежде не видел».

Каждая фратрия делится на роды. Например, у се- нека-ирокезов изначальные тотемические единицы носили имена Медведя и Оленя. От Медведя пошли роды Волка, Бобра и Черепахи, а от Оленя — роды Кулика, Цапли и Ястреба. Брачные нормы определяли, кому из какой фратрии и рода положено выбирать супруга, чтобы ненароком не попасть на близкого родственника: ведь такие браки, как известно, ведут к вырождению. Этот обычай строго соблюдался, а нарушившие его нещадно изгонялись. Вот что рассказывает о значении родовых связей М. В. Кастараков, правнук прославленного на весь Северный Алтай кумандинского шамана Страя Кастаракова: «Каждый род согласно сказаниям определен и наречен Верховным Божеством. Людям запрещалось обсуждать, почему тот назвал род так, а другой иначе: название рода — святое. Простым смертным не приходило в голову расшифровывать его на свой лад. Раньше от старшин знали, кто от какого рода произошел до девятого колена: род бабушек - по отцу и матери, род дедушек — по отцу и матери. Знали и свое происхождение по породе — кезек (колено.- О. Д.)...К примеру, в каждом человеке течет четыре тока крови из родов бабушек (матери — отца по два рода) и четыре из родов деду шек. Каждое поколение до девятого колена продолжает жениться: 4 рода, умноженных на 9 поколений,— 36 родов. Эти 36 родов поженились меж собой без кровосмешения. Остается только три неродственных рода. Поэтому в десятом поколении приходится жениться на родственном роде... Но теперь никто до девятого поколения не помнит свой род, часто женятся по принцип)' «чтобы родня не отдалялась», а это сказывается на потомках. В близкородственных супружеских отношениях часто рождаются неполноценные дети. Мы отклонились от наказов камов (шаманов,— О. Д.), перестали признавать их — и вот к чему пришли».

Рис. 36. Алтайский знак восстановленного родословия: адак-ебк — род деда по отцу, тайдак ебк - род дела по матери, ульчек-ебк - род бабушки по отцу. тейнек-сЛк - род бабушки но матери.

Рисунок М. Кастаракова

Тема родословной и преемственности поколений всегда оставалась актуальной для шаманизма. Знание своих предков рассматривается как обязательный элемент, о чем в поэтической форме рассказывается перед проведением камлания, вне зависимости от того,

известна эта информация слушателям или нет. Шаман призывает своих предков и черпает от них силу для совершения обрядового действия. Есть и специальный символ — знак восстановленного родословия, где четыре рода сплетаются в центре, накладывая на человека печать духа предков (см. рис. 36).

Родители передают своему ребенку главное — духовное наследие, тот плацдарм, без которого он не может расти. Известная бурятская шаманка из объединения «Замбуулин» («Вселенная») Алтан Эрдэни говорит по этому поводу следующее:

«Родословие — это история вашего родового древа. Каждому человеку необходимо знать свою генеалогию, своих предков, чтобы иметь связь с духами. Ваше благополучие, счастье, здоровье, долголетие и будущее ваших детей находится в прямой зависимости от прошлого и настоящего бытия вашего рода. От незнания тотемов рода человек страдает, и у него возникает много проблем. Ни один человек изначально не рождается плохим. Каждый рождается, чтобы быть талантливым,, но в полном объеме он может реализовать свои возможности, только зная и почитая своих предков. Как человек сможет уважать кого-то, если в детстве родители сами вкладывают в него неуважение к окружающим? Заблудившемуся человеку бывает трудно остановиться и найти себя. Восстановление и изучение родовых корней — святое дело каждого. Являясь продолжателем своего рода и унаследовав Божий дар своих предков, вы должны уметь их почитать. У многих народов существовала традиция вести записи о значительных событиях, а также о великих представителях рода в особой, специально для этого предназначенной книге. Эта родовая книга передавалась из поколения в поколение.


Бессмертная душа кармически воплощается в том или ином теле, но само тело дается через род. У каждого человека свой путь к возрождению своих корней. Впереди всегда имеются три дороги: белая, серая и черная. Каждый сам выбирает, по какой дороге ему идти. У всех есть своего рода Ангел-Хранитель — его интуиция. Наше тело является одеждой для души. Всем нужна чистота души, та чистота, которую мы сейчас теряем от незнания своих корней. Если мы разрушаем чистоту внутри, то мы разрушаем ее и вокруг, а когда разум и тело человека загрязняются, душа уходит.

Шаман учит любить Природ)1, предков, почитать отца и мать. Шаман разжигает огонь у священных камней, буддист зажигает лампаду, а христианин ставит свечу перед образами, но во всех случаях огонь остается огнем, разницы нет. Шаман никому не подчиняется; он - птица вольная. К будущему шаману учитель может явиться во сне, но бывает, что и сами духи приводят человека к учителю. Обращаться к духам нужно душой, а не разумом. Если душа не поет — дух не слышит. Чтобы стать настоящим шаманом, надо выдержать особое испытание — инициационную болезнь. Это может быть любая болезнь, даже рак. После обряда посвящения болезнь проходит. Из-за лишений многие сейчас отвергают шаманский дар. Одной из важнейших и тяжелейших задач шамана является восстановление родословной. Любая, даже незначительная ошибка в этом деле может привести к смерти шамана. Сейчас существует много вопросов вокруг проблемы родословия, к ним нужно относиться серьезно. Требуется основательное изучение этой проблемы»[10].

Согласно последним данным, наследование родового тотема ребенком от его отца и матери происходит по тому же принципу, что и генетическая передача других характеристик: группы крови, цвета волос, хронических заболеваний и т. д. У родителей имеется множество тотемических связей — наследственных, приобретенных, переданных через ритуал и т. д. Информация об этом содержится в ядре каждой клетки организма. Тем не менее главных тотемов у человека всего два. Один достается от матери, а друтой — от отца. Эти два тотема составляют пару. При образовании особых половых клеток пара расщепляется. Когда половые клетки партнеров сталкиваются, происходит оплодотворение с возникновением новой пары, составленной из одного тотема мужчины и одного тотема женщины. Если тотемы супругов одинаковые, в паре устанавливается равновесие. В противном случае один тотем начинает подавлять соседний, или оба тотема мутируют, приспосабливаясь друг к другу. Племенные тотемы, как правило, доминируют над родовыми, родовые — над собственными. Например, хищные тотемы подавляют нехищные, птицы властвуют над растениями и т. п. Все это очень похоже на известные нам по школьным урокам биологии рецессивные и доминантные гены: темная пигментация (кожи, глаз, волос) доминирует над светлой, узкий разрез глаз — над широким: волосатость — над слабым развитием волосяного покрова. В случае мутаций тотемы могут изменяться до неузнаваемости. Это особенно характерно для наших дней, когда образование супружеских пар в условиях города не диктуется больше сочетаемостью тотемов каждого из будущих родителей. Воспроизводство детей стало сейчас делом хаотическим и эгоистическим, имеющим мало общего с сохранением духовных ценностей рода. Поэтому мы и наблюдаем общую деградацию и извращенные последствия в виде образования таких тотемов, как «торпеда», «белый моряк», «звездный монстр» и т. д. Шаманы связывают с ними повальное бесплодие, половое бессилие и возникновение новых болезней, не излечимых обычными средствами. Действительно, каждый тотем ответствен за функцию сохранения здоровья человека. Если он действует неэффективно или потерян, идет работа над его восстановлением или возвращением. Но никто не знает, куда плывет тотем «торпеда» и что с ним делать. С этих позиций бытовавший в традиционном обществе обычай закрепления брачного союза посредством договора между родителями жениха и невесты («не-веста» — неизвестная) не кажется уже столь диким. Любовь — это очень хорошо, но любовь с головой — еще лучше, дабы впоследствии не пожалеть о напрасно прожитых годах.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2039 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...